Development of educaton
Деркач В.В. Derkach
кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, история и социальный инжиниринг», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2021-2-36-102-108
ПРИМЕНЕНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Поиск оптимальных форм активизации познавательной деятельности студентов заботит каждого творчески мыслящего преподавателя. Использование опорных схем, дополняющих традиционные лекции и практические занятия, будучи интегрированным в систему компьютерного обучения, позволяет достигать необходимых результатов в обучении и активизации познавательной деятельности. Границы применения этой технологии в различных сферах познания достаточно широкие. Системное применение опорных схем и регулярная самостоятельная работа позитивно влияют на коммуникативную сферу взаимоотношений преподавателя и студентов. В данной статье анализируются различные аспекты применения опорных схем для активизации познавательной деятельности. Представлена содержательная сторона авторского понимания указанной технологии активизации познавательной деятельности, а также последовательности эффективного формирования знаний и навыков, в основе чего лежит схематизация и визуализация ключевых понятий и положений учебного материала с выделением основополагающих аспектов. Систематизация и расширение основополагающих идей различных авторов, которые внесли существенный вклад в технологию визуализации учебного материала, позволяют выявить главные принципы представленной технологии, а также сформулировать теоретические аспекты, которые отражают специфические особенности применения этой технологии в высшем учебном заведении.
Актуальность использования опорных схем в процессе познавательной деятельности обеспечена стремлением педагога повысить качество образовательного процесса, степень усвоения содержания учебного материала не только на теоретическом уровне, но и на практическом уровне формирования профессиональных компетенций. Принимая во внимание информационную насыщенность современной системы образования, ограниченность временных ресурсов, можно сказать, что схематизация учебного материала позволяет предложить студентам значительно больший объём информации в краткой и доступной форме, в системном и последовательном изложении. Кроме того, визуальная и структурированная подача учебного материала позволяет осуществлять более эффективную самостоятельную работу в домашних условиях. Это особенно актуально при современной информационной насыщенности аудиторной работы, так как опорные схемы можно использовать как при самостоятельной работе, так и в микрогруппе на занятии. Опорные схемы, как вид самостоятельной деятельности учащихся, используются без непосредственного контроля со стороны преподавателя, они имеют ряд преимуществ, так как обеспечивают чёткое представление ключевых понятия и категорий, отражают ключевые взаимосвязи между отдельными элементами структуры учебного материала.
Ключевые слова: форма образовательного процесса, образовательная технология, активизация познавательной деятельности, опорные схемы, опорные конспекты, визуализация информации, дидактические материалы.
УДК 37.091.33
Развитие образования
APPLICATION OF REFERENCE SCHEMES IN THE PROCESS OF ACTIVATING THE COGNITIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS
The search for optimal forms of activation of students' cognitive activity is of concern to every creative-minded teacher. The use of reference schemes that complement traditional lectures and practical classes, being integrated into the computer learning system, allows you to achieve the necessary results in learning and enhancing cognitive activity. The application of this technology in various fields of knowledge is quite broad. Systematic use of reference schemes and regular independent work have a positive impact on the communicative sphere of teacher-student relationships. This article analyzes various aspects of application of the support schemes to enhance the cognitive activity. The article presents the essence of the author's understanding of this technology, which is based on schematization and visualization of the main content of the educational material with the allocation of fundamental aspects. The ideas of various authors are expanded and systematized, theoretical aspects are formulated that reflect the essential and meaningful specifics of the proposed technology, and the most important pedagogical principles and specifics of their implementation in higher education are presented.
The relevance of the use of reference schemes in the process of cognitive activity is provided by the desire of the teacher to increase the degree of assimilation of the content of educational material by students, not only at the level of knowledge, but also at the level of competence. Taking into account the information saturation of modern education, limited time, reference schemes allow us to offer students a fairly large amount of information in a compact form, in a systematic and qualitative form. In addition, the schematic-modular system of organizing classes allows you to master part of the material yourself. This is especially true when there is a lack of time, because the reference scheme can be used both in a micro-group in the classroom and at home. Performing homework using reference diagrams has a number of advantages, since they clearly present key concepts and reflect a certain structure of the training material.
Key words: form of the educational process, educational technology, activation of cognitive activity, reference schemes, reference notes, visualization of information, didactic materials.
В современной системе образования складывается очень противоречивая ситуация. С одной стороны, преподаватели должны представить значительный объем сложной информации в системной и доступной форме, с другой стороны, выделенного для этого времени зачастую недостаточно. Кроме того, учащиеся постоянно сталкиваются со значительными объемами информации в процессе обыденно-практической деятельности. Современная жизнь насыщена разного рода информацией, которая воздействует как на сознание, так и на подсознание человека из целого ряда информационных каналов: современные средства массовой информации располагают значительными возможностями в сфере телевидения, радио, Интернета. Поэтому, в целях преодоления сложившейся противоречивой ситуации между нарастающим объемом информации и ограниченными временными сроками, необходимо разраба-
тывать новые формы организации учебного процесса. Прогрессивное развитие в сфере повышения эффективности образования движется в рамках научной разработки новых технологий, повышающих наглядность обучения, что обеспечивает помощь студентам и преподавателям в обработке больших объемов информации. Применение наглядных опорных схем способствует не только эффективному восприятию информации, но и развивает у студентов способность логически мыслить, увязывать полученную информацию с практикой. Опорные схемы формируют навыки моделирования процессов и явлений, что повышает интерес учащихся к процессу обучения.
Опыт ведущих специалистов в области применения инновационных методов обучения показывает, что единой формулы успеха не существует, так как все люди обладают разными способностями в процессе усвоения
Development of educaton
новой информации. Высокая успеваемость студента - это результат сложной комбинации различных технологий обучения, в которой педагогическое мастерство преподавателя играет особую роль. Процесс воспитания творчески активной личности обладает рядом особенностей, в котором педагог на собственном примере способен продемонстрировать живой интерес к научно-исследовательской деятельности. Кроме того, в этом процессе немаловажную роль играет передовой педагогический опыт педагогов-новаторов. Использовать лучшие достижения инновационных методов обучения и опробовать оптимальные формы организации учебной деятельности должно быть под силу большинству преподавателей.
Педагог-новатор В.Ф. Шаталов на своих практических и лекционных занятиях достаточно результативно решал вопросы эффективной организации учебного процесса: использование принципа наглядности, сокращение напряженности, воспитание творческой личности, использование опорных схем, активизация познания и т.д. Он создал свою логически обоснованную и достаточно эффективную систему активизации познавательной деятельности посредством организации системного управления познавательной деятельностью учащихся с опорой на поэтапное формирование знаний и навыков, используя при этом ассоциативные опорные сигналы. Технология обучения В.Ф. Шаталова предполагает следующие важнейшие элементы обучения: повторение, эффективная система оценивания, проверка знаний учащегося, использование опорных конспектов, элементы спортивной работы. Опорный конспект выступает в виде схемы, состоящей из взаимосвязанных элементов. Такое сочетание элементов обучения обеспечивает ученикам широкое поле возможностей для постоянного подкрепления ситуации успеха, что способствует поэтапному продвижению к конечной цели обучения. Такая технология обучения была обеспечена следующими дидактическими приемами:
• представление информации в виде системы блоков. По мнению автора, блочная
структура представления учебного материала облегчает процесс запоминания новой информации, что обеспечивает последующее воспроизведение ключевых закономерностей и связей. Блочное представление информации обеспечивает прочное запоминание благодаря четкому структурированию учебного материала, наращиванию учебного материала в оптимальном темпе. Однако важно отметить, что при значительном объеме учебной информации возникает противоречивая ситуация. Ключевых блоков и опорных сигналов должно быть достаточное количество для того, чтобы отразить весь комплекс проблем изучаемого материала, но излагаемая информация должна быть представлена в компактной форме, чтобы учащиеся могли его быстро запомнить и усвоить. Эта противоречивая ситуация была разрешена за счет внедрения в опорный конспект символического элемента в форме рисунка, который объединял бы в себе ключевые понятия и связи между ними. Таким образом, В.Ф. Шаталов создал новый подход к формированию знаний и навыков - опорный сигнал [3]. Система таких опорных сигналов создает синергетический эффект при использовании ее в качестве педагогического инструмента;
• использование опорных сигналов при изложении нового материала. Опорный конспект В.Ф. Шаталов сравнивал с поясняющими записями на доске, которые преподаватель использует во время объяснения нового теоретического материала: «Новая методика, подчеркивал педагог-новатор, предусматривает, что такую доску после каждого урока уносит с собою домой каждый ученик. Вот что такое «опорный конспект», вот что представляют собой листы с опорными сигналами, «виды доски» [1]. При подобном кратком изложении материала ученик легко видит весь объем предлагаемой информации. Такой подход упрощает процесс использования новых категорий, оперирование событиями, именами и датами. Опорный конспект создает устойчивые связи между отдельными датами и событиями. Последовательное изложение задает ход мысли, исключает забывание, формирует уверенность в себе и
в последующем успехе. Ситуация успеха, в свою очередь, способствует дальнейшему повышению работоспособности, увеличению результативности умственного труда [1].
В процессе эмпирической работы В.Ф. Шаталов разработал оригинальную систему обучения, которая характеризуется значительной эффективностью. Она позволяет реализовать многие современные педагогические принципы и тем самым значительно повысить быстродействие процесса обучения. Эффективность и быстродействие существенным образом влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся и закрепляют в их памяти ситуацию успеха. Такая система обучения приобретает все больше сторонников и приверженцев во всех странах мира, на всех уровнях образовательной системы. Вместе с тем, сама технология применения опорных схем вызывает немалые споры на тему периодичности и психологической основы усвоения новых знаний. На современном этапе развития образования система применения опорных сигналов проходит период своего «второго рождения». Это связано с активным внедрением информационных технологий в образовательный процесс. Информационные системы значительно повысили возможности эффективной передачи нужной информации путем активного использования нового видеоматериала.
Опорные сигналы в своей совокупности представляют собой весьма оригинальную систему, которая реализует принцип наглядности в педагогической деятельности. Опорные сигналы в соответствии с темой занятия помогают представить учебный материал последовательно и систематично, моделируя информацию в определенные блоки (предметные категории и их связи, закономерности, графики, формулы). Опорные конспекты, как правило, содержат блоки и связи между ними, отражающие содержание теоретического материала. Кроме того, возможность включения в опорный конспект эмоционально компонента значительно повышает интерес учащегося к излагаемой теме и закрепляет ключевые моменты информации в памяти учащегося.
Развитие образования
Из совокупности опорных сигналов, как из структурного содержания, выстраивается целостная система - опорный конспект. В свою очередь, опорный конспект, как система связанных элементов, помогает учащемуся воспринимать какую-либо информацию целостно, а связи между элементами или опорными сигналами после пояснения преподавателя становятся очевидными, что способствует дальнейшему закреплению материала. Выделяют следующее основные рекомендательные принципы составления опорного конспекта как системы: лаконичность, структурность, оригинальное расположение элементов, унификация печатных символов, автономность, ассоциативность, аналогия, доступность для восприятия, цветовая насыщенность, наглядность и образность [2].
Идея блочной компоновки учебного материала в системе В.Ф. Шаталова тесно перекликается с технологией укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева. Идея укрупнения дидактических единиц сама по себе реализует принцип взаимосвязи отдельных элементов учебного материала, что в процессе его изложения на основе сжатия и свертывания позволяет более эффективно обеспечить запоминание и оперативную актуализацию необходимых знаний. Автор утверждает, что «благодаря укрупнению дидактических единиц постигается особая информация - связь и переход между элементами в пределах крупной единицы усвоения» [4]. Среди ключевых принципов технологии укрупнения дидактических единиц можно обозначить наиболее существенные факторы, которые имеют особую актуальность для нашего рассмотрения:
• изложение материала в четкой последовательности;
• представление информации в образной и наглядной форме;
• перспективное видение будущих разделов и тем;
• логическое и структурированное развертывание учебного материала.
Эти принципы в своей совокупности, после их реализации и обогащения преподавателем и студентами, обеспечивают много-
Development of educaton
кратное повторение учебного материала, что позитивно сказывается на процессе запоминания информации. Кроме того, они позволяют реализовать принцип опережающего обучения в процессе активизации познавательной деятельности.
В настоящее время методика В.Ф. Шаталова получила новый виток своего развития в связи с бурным развитием компьютерной техники. Возможности современной компьютерной техники существенно выше, чем 30-40 лет назад. Используя различного рода системы, проекторы и мониторы, преподаватели могут и должны задействовать все виды памяти учащегося для максимально эффективного усвоения учебного материала [5].
Систематизируя подходы и расширяя идеи ранее указанных авторов, можно сформулировать следующие положения, отражающие содержательную специфику технологии опорных схем:
1. Опорная схема, как система взаимосвязанных элементов, отражает ключевые понятия, способствует краткому представлению учебной информации, обеспечивает визуализацию информации и облегчает понимание ее структуры и тем самым способствует эффективному усвоению материала. При этом, как правило, чем больше «дидактических схем», упорядочивающих содержание учебной информации, тем более эффективно идёт процесс восприятия и усвоения, тем продуктивнее реализуемая преподавателем система педагогической поддержки.
2. Опорная схема может представлять собой систему блоков с понятиями, графиками, таблицами, символами, стрелками и т.д., в которых отражена та или иная учебная информация. Она позволяет учащемуся увидеть существенные связи между понятиями и закономерностями, что существенным образом влияет на понимание процессов, протекающих в объективной реальности. Воспринимая отдельные символы, рисунки, блоки, слова, учащийся запоминает их содержательное наполнение, что положительным образом влияет на дальнейшее применение этой информации в профессиональной практике.
3. Опорная схема позволяет лучше разобраться в большом объеме учебной информации, сократить ее содержательное наполнение, вычленить ключевые моменты, связанные с отдельными положениями конспекта, и при помощи преподавателя лучше понять и усвоить данный материал. Визуализация помогает легче запомнить содержание учебного материала и корректно его изложить в процессе устного ответа. Наглядность учебного материала сводит в стройную систему полученные знания, как в процессе их повторения, так и в процессе последующего воспроизведения.
4. Опорная схема, как средство повышение наглядности учебного материала, помогает преподавателю представить изучаемый материал в образном виде, концентрируя внимания учащегося на отдельных компонентах, наиболее важных элементах изучаемого материала и многократно повторить его.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что процесс активизации познавательной деятельности студентов представляет собой комплексную задачу, которая может быть решена не одной, пусть даже и самой лучшей технологией, а их системным применением, во взаимодействии друг с другом. Именно такой подход может быть реализован при естественной интеграции технологии опорных схем с информационными системами компьютерного обучения. Реализация такой интеграции в значительной степени зависит от педагогических способностей и таланта преподавателя, а также от обеспеченности учебного заведения современными системами компьютерной техники. Любая из тем, входящих в содержание учебного материала, может быть различным образом структурирована, что в значительной степени зависит от преподавателя.
Практические занятия, как правило, обеспечивают закрепление пройденного материала и проходят уже после того, как учащиеся познакомятся с основным содержанием материала на лекциях. Но на лекционных занятиях студенты чаще всего не успевают осмыслить прикладные аспекты пройденного материала, и основная задача, которая ставится преподавателем на практических заня-
Развитие образования
тиях, это познакомить студентов с прикладными аспектами материала. Кроме того, практические занятия обеспечивают быстрое повторение пройденного материала и его систематизацию, при этом наиболее целесообразно использовать опорные конспекты и схемы. На каждом практическом занятии студенты имеют возможность представить материал в схематичной форме, обеспечивающей большую наглядность материала, который составлен на основе наиболее важных моментов учебной информации. Каждая отдельная схема представляет собой целостный образ, завершенную опорную единицу, которая позволяет быстро и эффективно запомнить сложный массив информации. Между опорными единицами, как правило, существует логическая взаимосвязь, а также визуальный образ, поэтому опорный конспект воспринимается как единое целое.
Таким образом, основной смысл опорного конспекта - это возможность его использования как вспомогательного средства формирования знаний, в тесном взаимодействии с другими формами обучения. Такое сочетание опорных схем и традиционных методов обучения в максимальной степени позволяет реализовать важнейшие принципы эффективного обучения:
• чётко определить цели, задачи и результаты обучения, которые ориентируют преподавателя и учащегося в процессе образовательного процесса, что позволяет лучше сконцентрироваться на изучаемом материале;
• представить учебный материал в наглядной форме, что обеспечивается путем разделения информации на смысловые блоки, соединением отдельных элементов материала в четкой последовательности; наглядная форма обеспечивает логическую взаимосвязь всех смысловых блоков и создает условия для эффективного запоминания;
• сократить содержательную сторону учебного материала с сохранением его смысловой части, путем использование коротких формулировок, рисунков, схем и т.д.; краткое изложение учебного материала в форме единого опорного конспекта обеспечивает его информативность, которая позволяет студентам самостоятельно изобразить материал на
доске или на бумаге в процессе работы над ним;
• реализовать перспективное видение учебного материала, которое выражается в логической взаимосвязи различных тем и разделов, взаимозависимости логических блоков, содержащих в свою очередь фигурные стрелки, знаки, символы, рисунки и т.д.;
• использовать различные цвета, что позволяет реализовать более высокую наглядность, обеспечить особую смысловую нагрузку (учебные цветовые триады);
• реализовать принцип преемственности при составлении, разработке и конструировании опорных конспектов; организовать поэтапное обучение, чётко структурировав учебный материал, используя блочное оформление и закрепление;
• обеспечить содержательную связь текстов опорных схем с текстами учебных пособий для лучшего осмысления учебного материала; для сопоставления текста опорной схемы с текстом основного учебника или других средств обучения.
В заключение можно отметить, что использование опорного конспекта обеспечивает подачу учебного материала в целостной форме, с использованием схем, графиков, рисунков, что значительно облегчает как труд студента, так и труд преподавателя. Опорный конспект представляет собой структурированную «выжимку» учебного материала, представленную в наглядной форме. Тем не менее, использования только опорного конспекта бывает недостаточно, особенно при пояснении прикладных аспектов учебного материала. Поэтому возникает необходимость использования еще и различных эмпирических данных, таблиц, графиков, физических моделей и т.п. Кроме того, преподаватель в процессе использования опорных схем часто сталкивается с техническими трудностями, обусловленными возможностями мультимедийного и презентационного оборудования.
Development of educäton
Список литературы
1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: из опыта работы школ г. Донецка / Предисл. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1979. - С. 4, 154.
2. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. - М.: Педагогика, 1989. - 336 с.
3. Василъкова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - С. 15.
4. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: в 2 ч. - Ч. 1. - М.: Просвещение, 1992. - 175 с.
5. Шершнев Р.Ю., Юшко Г.Н. Схемно-знаковые опорные единицы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ shemno-znakovye-opornye-edinitsy-i-ih-rol-v-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya/viewer (дата обращения: 03.01.2020)
References
1. Shatalov V.F. Where and how the Troika disappeared: from the experience of schools in Donetsk / Preface. V.V. Davydova. - Moscow: Pedagogy, 1979. - P. 4, 154.
2. Shatalov V.F. the Experiment continues. -Moscow: Pedagogy, 1989. - 336 p.
3. Vasilkova Yu.V. Social pedagogy: a course of lectures: Studies. stipend. - Moscow: Academy, 2004. - P. 15.
4. Erdniev P.M. Consolidation of didactic units as a training technology: in 2 hours. - Part. 1. - Moscow: Enlightenment, 1992. - 175 p.
5. Shershnev R.Yu., Yushko G.N. Schematic-sign reference units and their role in activating the cognitive activity of students. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/shemno-znakovye-opornye-edinitsy-i-ih-rol-v-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya/ viewer (accessed 03.01.2020)