DOI 10.25257/^.2021.3.41 -45 УДК 7.036.1
ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ В ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В АКАДЕМИИ ГПС МЧС
ЕРМОЛАЕВА Жаннетта Евгеньевна
Кандидат филологических наук, доцент Методический интернет-портал для преподавателей и учителей Eduneo.ru, Москва, Россия
ГЕРАСИМОВА Ирина Николаевна
Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
В статье представлен один из способов повышения мотивации к обучению -организация процесса обучения с учётом потребностей и возрастных особенностей обучающихся. Таким способом является часть современной информационной среды -интернет-мемы.
Этот визуальный элемент коммуникации можно широко использовать при обучении для повышения мотивации и интереса к преподаваемой дисциплине.
Ключевые слова: Интернет, визуализация, информация, изображение, мотивация, методика.
В век визуализации преподавателю, учителю, педагогу целесообразно следовать за обучающимися, своевременно корректируя методики преподавания согласно запросам общества. Именно это обеспечит «и успеваемость, и реализацию программы, и дисциплину, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика», по словам Рыбниковой М. А. [1].
Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики: Я. А. Коменский, Дж. Дьюи, К. Д. Ушин-ский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах М. К. Мамардашвили, С. В. Арановой, А. А. Вербицкого и теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла [2-4].
Процесс визуализации, по словам А. Вербицкого, — это «свёртывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развёрнут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Главная задача обучения — это формирование и развитие познавательной активности учащихся. Именно поэтому сегодня учёные пытаются развести понятия «наглядный» и «визуальный». Значение понятия «наглядный» всегда означало «демонстративный». То есть в процессе обучения преподаватель показывает (демонстрирует) готовый объект, процесс, явление. А «визуальность» предполагает представление в виде образа. То есть различные виды визуализации постепенно превращаются в отдельный вид коммуникации, влияющий на процесс обучения, восприятия, мотивации и запоминания информации.
Цель данной статьи заключается в аспекте обоснования применения интернет-мемов на занятиях по специальным дисциплинам в по-жарно-технических вузах, в частности, в Академии ГПС МЧС России.
Сегодня существует множество видов визуализации, и преподаватели с удовольствием используют их на занятиях, это: видеоролики, фрагменты кинофильмов, буктрейлеры, презентации, опорные конспекты, схемы, глоги,
таблицы, планы, развёрнутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры, инфографика, скрайбинг, интеллект-карты, глостеры, плакаты, хронолайнеры, интернет-мемы [5].
Иллюстрация как форма выражения информации с помощью рисунка используется с давних пор. Образное выражение материала стало неотъемлемой частью научной работы, а также важной составляющей процесса обучения.
Посредством интернет-мемов, ставших частью современной культуры, общество не только передаёт информацию, но изучает само себя, свою культуру, осуществляет саморегуляцию.
Термин мем и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом До-кинзом в 1976 г. в книге «Эгоистичный ген» [6].
Докинз рассматривал идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям.
По словам М. Кронзауза [7], под интер-нет-мемом имеется в виду любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т. п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях.
Функции интернет-мема:
1) репрезентация, то есть воспроизведение увиденного, услышанного, прочитанного человеком, с возможным изменением информации.
2) коммуникативная — это актуальная и реактивная реакция на ситуацию, порождение дискуссии. А также создание «мета-языка», доступного всем;
3) информационная — отражение событий действительности, информирование общества о новых и интересных явлениях.
Требования к интернет-мему:
1) отсутствие избыточной информации;
2) лаконичное выражение идеи;
3) актуальность темы мема;
4) юмор;
5) хорошее качество изображения и текста.
Современное поколение обучающихся известно как поколение Z (постмиллениалы, зу-меры, Digital Natives — «цифровое поколение»). Это люди, родившиеся в цифровую эпоху, которые приобрели особые личностные качества, обусловленные ежедневным нахождением в виртуальной среде. Виртуальная среда, дистанционное обучение подталкивают и вынуждают преподавателя искать новые инструменты работы с информацией.
Именно теория поколений убеждает нас, что умелое оперирование диджитал-контентом позволит преподавателю вывести обучение на новый методический уровень [8].
Один из способов повышения мотивации к обучению — организация процесса обучения с учетом потребностей и возрастных особенностей обучающихся. Для современной молодёжи работа в режиме дистанционного обучения обнаружила главные проблемы — недостаточную мотивацию к обучению и умение организовывать свое время. Студенты и курсанты несколько часов в день проводят в Интернете, где просматривают такой развлекательный контент, как интернет-мемы. Этот визуальный элемент коммуникации можно широко использовать при обучении для повышения мотивации и интереса к преподаваемой дисциплине.
Интернет-мем (meme) — единица информации, циркулирующая в Интернете, средство коммуникации.
Вариант использования интернет-мема
В рамках образовательного процесса мемы можно использовать как вид визуализации материала, благодаря их особенности приковывать к себе внимание и надолго оставаться в памяти. Мемы вызывают эмоции как своим содержанием, так и оформлением.
Анализ работ на рассматриваемую тему позволяет представить следующую классификацию интернет-мемов:
1) способ возникновения:
— преднамеренно созданные — мемы, которые созданы специально для повышения популярности явления, события, персоны;
— возникающие спонтанно;
2) доступность:
— универсальные — доступны для понимания пользователю любого культурного сообщества;
— узкоцелевые;
3) тематическое разделение:
— научные
— развлекательные;
— политические;
— социальные.
Адаптировать интернет-мемы под рассматриваемую тему занятия не так сложно: есть большое количество интернет-ресурсов, на которых есть как готовые мемы, так и возможность их создать (конструкторы мемов). При форме обучения с применением дистанционных технологий интернет-мемы можно использовать в следующих рассматриваемых ниже формах.
Методика работы с мемами.
1. Преподаватель демонстрирует несколько или один мем, а обучающиеся устанавливают, какие языковые средства используются, и для чего, устанавливают причинно-следственные связи.
В учебном процессе, при изучении дисциплины теория горения и взрыва (ТГиВ) вводятся понятия процесса флегматизации и флегма-тизаторов, которые затем будут применяться в практической части дисциплины физико-химические основы развития и тушения пожаров (ФХОРиТП).
Для более полной визуализации предлагается мем для создания ассоциативного
восприятия и установки логических причинно-следственных связей рассматриваемого явления. А так как мыслительному процессу современного обучающегося свойственно лёгкое восприятие и анализ зрительных образов в виде мемов, применение данного приема может быть весьма полезным при подаче информации.
Интернет-мем для установления причинно-следственной связи
2. Составляющая конспекта, теоретического материала, созданная слушателями.
Интернет-мем - конспект
3. Быстрое запоминание нового материала.
Понятие критической интенсивности подачи огнетушащего вещества (дисциплина ФХОРиТП). Здесь наглядно видно, что при критической интенсивности подачи расход огнетушащего вещества и время тушения стремятся к бесконечности.
Интернет-мем для наглядности процесса
4. Элемент мотивации обучающихся.
Интернет-мем как мотивация
Тем не менее, не стоит рассматривать эдьютеймент (обучение с развлечением), к которым присоединяют использование мемов и комиксов, как альтернативу академическому образованию, а использование мемов — заменой кропотливой учебной работы. Это — один из эффективных приёмов привлечения внимания и запуска логического мышления обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плигин А. А. Психодидактика проектирования процедурных знаний на основе исследования познавательных стратегий школьников // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 2 (54). С. 104—119.
2. Аранова С. В. К Методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 18—24.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
4. Мамардашвили М. К. Проблема сознания и философское призвание / В кн. Как я понимаю философию. 2-е изд. М., 1992.
5. Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н. Методика работы с метапредметными мемами на уроках химии // Школьные технологии. 2017. № 5. С. 62—67.
6. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: АСТ, Corpus, 2016. 610 с.
7. Кронгауз М. А. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. 2012. № 11. С. 127-132.
8. Бочагов А. Теория поколений X, Y, Z, беби-бумеров, альфа в России —
их ключевые особенности и различия [Электронный ресурс] // Prostudio: сайт. Режим доступа: https://prostudio.ru/journal/generation-x-y-z (дата обращения 13.09.2021).
INTERNET MEMES IN THE TECHNOLOGY OF TEACHING SPECIAL SUBJECTS AT STATE FIRE ACADEMY OF EMERCOM OF RUSSIA
ERMOLAEVA Zhannetta
PhD in Philology, Assistant Professor Tutorial internet-portal for professors and teachers Eduneo.ru, Moscow, Russia
GERASIMOVA Irina
State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
Abstract: The article presents one of the ways to increase motivation for learning. It implies organization of the learning process taking into account students needs and age peculiarities. This method is part of the modern information environment, namely, Internet memes.
This visual element of communication can be widely used in teaching to increase motivation and interest in the discipline being taught.
Key words: Internet, visualization, information, image, motivation, methodology.