Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-МЕМ / ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ / АГРОИНЖЕНЕРЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТЕХИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова А.С.

В статье рассматривается применение интернет-мемов в образовательном процессе для обучающихся агроинженерного направления, которые способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка. Определяется значение интернет-мема как нового явления, проникающего во все сферы деятельности современного человека, а также в образовательный процесс. Приводятся преимущества использования интернет-мемов в процессе изучения иностранного языка, выясняется необходимость введения интернет-мемов для фокусировки внимания и повышения мотивации обучающихся. Итогом работы является выявление возможности успешного интегрирования интернет-мемов технической направленности при обучении лексики в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERNET MEMES IN THE PROCESS OF TEACHING TECHNICAL VOCABULARY FOR AGRICULTURAL ENGINEERING STUDENTS

The article discusses the implementation of Internet memes, which contribute to the formation of interest in learning a foreign language, in the educational process for agricultural engineering students. The significance of Internet memes is determined as a new phenomenon that penetrates into all spheres of modern human activity, including the educational process. The study presents the advantages of using Internet memes in the process of learning a foreign language and clarifies the need to introduce Internet memes to focus attention and increase the motivation of students. As a result, the author identifies the possibility of successful integration of engineering Internet memes when teaching vocabulary in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.120

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-МЕМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Научная статья

Мартынова А.С.*

ORCID: 0000-0002-2843-4535, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Уссурийск, Россия

* Корреспондирующий автор (steisha[at]list.ru)

Аннотация

В статье рассматривается применение интернет-мемов в образовательном процессе для обучающихся агроинженерного направления, которые способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка. Определяется значение интернет-мема как нового явления, проникающего во все сферы деятельности современного человека, а также в образовательный процесс. Приводятся преимущества использования интернет-мемов в процессе изучения иностранного языка, выясняется необходимость введения интернет-мемов для фокусировки внимания и повышения мотивации обучающихся. Итогом работы является выявление возможности успешного интегрирования интернет-мемов технической направленности при обучении лексики в неязыковом вузе.

Ключевые слова: интернет-мем, обучение лексики, агроинженеры, сельское хозяйство, техическая лексика, иностранный (английский) язык.

USING INTERNET MEMES IN THE PROCESS OF TEACHING TECHNICAL VOCABULARY FOR AGRICULTURAL ENGINEERING STUDENTS

Research article

Martynova A.S.*

ORCID: 0000-0002-2843-4535, Primorskaya State Academy of Agriculture, Ussuriysk, Russia

* Corresponding author (steisha[at]list.ru)

Abstract

The article discusses the implementation of Internet memes, which contribute to the formation of interest in learning a foreign language, in the educational process for agricultural engineering students. The significance of Internet memes is determined as a new phenomenon that penetrates into all spheres of modern human activity, including the educational process. The study presents the advantages of using Internet memes in the process of learning a foreign language and clarifies the need to introduce Internet memes to focus attention and increase the motivation of students. As a result, the author identifies the possibility of successful integration of engineering Internet memes when teaching vocabulary in a non-linguistic university.

Keywords: Internet meme, vocabulary training, agricultural engineers, agriculture, technical vocabulary, foreign (English) language.

Введение

Благодаря беспрерывно-расширяющимся процессам глобализации, информационно-коммуникативным изменениям в мире, а также применению различных видов коммуникации, влияющим на процесс обучения иностранному языку, который, в свою очередь, развивается каждый день, а современному преподавателю необходимо следить за данным развитием. Использование интернет-ресурсов уже прочно вошло в процесс обучения, но развитие не останавливается. Так, появление интернет-мемов в социальных сетях провоцирует любое, даже незначительное, событие в жизни общества, а преподаватель, который знает популярные тренды современной молодежи, способен преподнести учебный материал в интересной форме, что позволяет пробудить интерес к изучаемому предмету и сделать процесс обучения легким и непринужденным.

Принимая во внимание активное развитие интернет-сообщества, провоцирующее появление новых интернет-мемов, которые дают возможность современному преподавателю использовать их не только на каждой ступени обучения, но и при решение разных дидактических задач, можно говорить о новейших методах преподавания иностранного языка, которые оптимизируют учебный процесс, повышают мотивацию и увеличивают темп занятия [4].

Актуальность проводимого исследования заключаются во внедрении в образовательный процесс интернет-мемов как средства обучения, что соответствует современным тенденциям и повышению мотивации обучающихся.

Цель данной статьи заключается в анализе интернет-мемов агроинженерной тематики как средства обучения специальной лексики иностранного языка для обучающихся сельскохозяйственных вузов.

В качестве объекта исследования выступают интернет-мемы, вербализованные лексемами тематической группы «сельское хозяйство». Предметом изучения в данной работе является вербальное и визуальное содержание интернет-мемов на тему «сельское хозяйство».

В первую очередь, считаем необходимым определить понятие интернет-мема, под которым понимается сложное образование, содержащее вербальный и невербальный компоненты и функционирующее в интернет-пространстве [1, С. 101]. А. М. Калугин уточняет, что мем включает в себя отредактированные фотографии, фотомонтажи, видеоролики, а, в общем, интернет-мем - «это короткая информация любого содержания, ставшая популярной, воспроизводящаяся в интернете в различных авторских контекстах, с возможностями неограниченного транслирования» [3, С. 89]. Интернет-мемы всегда являются реакцией на общеизвестный факт (событие, высказывание и т.д.), вызывая при этом определенную эмоцию (смех, злость, грусть и т.д.) [10]. Широкое

распространение интернет-мемов не только в интернете, но и в журналах, газетах и СМИ получило большую популярность, особенно среди молодежи. Эффективность использования интернет-мемов способствовала их проникновению в жизнь общества не только в развлекательных целях, но ив идеологических, политических, и образовательных.

Интернет-мемы - это визуальные средства, которые широко распространены при обучении иностранным языкам. Как известно, принцип наглядности является одним из основополагающих принципов в процессе изучения иностранного языка. Применение элементов визуализации характерно для любой стадии изучения, а их область значительно расширяется. Использование средств визуализации, в частности, интернет-мемов, в обучении иностранному языку предоставляет широкие возможности не только для введения новых лексических, но и грамматических, фонетических знаний, а также для знакомства с процессами и событиями иноязычной культуры [2, С. 13]. Кроме того, по утверждению Т. Е. Савицкой, при возникновении и первом появлении в обществе (социальных сетях), интернет-мемы «ранят» окружающих, тем самым оставляя яркий отпечаток в памяти и сознании, что плодотворно влияет на использование неких «шрамов» в виде интернет-мемов в процессе обучения [6]. Чем ярче интернет-мем, тем быстрее обучающиеся запомнят лексику, используемую на нем.

В след за А. Б. Преображенской выделяются следующие преимущества использования интернет-мемов в образовательном процессе:

1. снятие эмоционального напряжения и психологического барьера; использование преподавателем современных средств обучения повышает его авторитет среди обучающихся, что способствует большему доверию и стабильной эмоциональной атмосфере на занятии.

2. Развитие ассоциативного и наглядно-образного мышления; обучающиеся связывают интернет-мем с полезной информацией на занятии, что способствует лучшему восприятию и запоминанию.

3. Активизация трудных для запоминания лексических единиц [5]. Специальная лексика занимает одно из главных мест в иноязычном образовании обучающихся агроинженерного направления, поэтому ее введение и дальнейшее запоминание должно происходит понятным и актуальным для студентов образом. Ввод сложных лексических единиц агроинженерной направленности с использованием интернет-мемов погружает обучающихся в знакомую среду интернет-пространства, что предполагает быстрое запоминание материала.

Кроме ряда достоинств использования интернет-мема, к нему предъявляются некоторые требования, которые предоставляют возможность достичь наилучшего результата:

- отсутствие избыточной информации;

- лаконичное вербальное выражение;

- актуальность темы;

- юмор.

В данной статье особое внимание уделяется интернет-мемам тематической группы «сельское хозяйство», которые могут применяться на занятиях иностранного языка, при изучении нового лексического материала. Работа с новой лексикой может быть организована в три этапа:

1. введение, семантизация мема или его элементов (демонстрация картинок, использование синонимов/антонимов, переводным способом или с помощью языковой догадки. Использование последнего способа является приоритетным при введении интернет-мемов);

2. закрепление материала, автоматизация;

3. симуляция использования мемов в коммуникативной среде.

Однако, перед представлением интернет-мемов обучающимся преподавателю необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в следующем:

1. отбор интернет-мемов в соответствии с темой, образовательными целями, возрастом и потребностями обучающихся;

2. анализ нового материала с точки зрения языковых и культурных трудностей;

3. выбор способа семантизации;

4. организация практической работы с использованием нового лексического материала [7], [8].

В данной работе проведена выборка интернет-мемов тематики «сельское хозяйство», которые соответствуют теме «Тракторы» образовательной программы по направлению подготовки «Агроинженерия».

Данный интернет-мем (см. рисунок1) представляет собой изображение трактора с одноименной лексической единицей, которая является активным вокабуляром студентов-агроинженеров. Приведенный мем не только, поможет запомнить слово "tractor", но и фразу "to drive a tractor".

Рис. 2 - Интернет-мем «Трактор» 115

Показанный интернет-мем, который можно назвать «эмоциональный трактор» (см. рисунок 2) изображает «грустный» трактор, которого «загрузили» работой, а именно - производственными задачами, - "production goals". Таким образом, происходит «оживление» трактора, который обладает эмоциями, в данном случае грустью. Сравнение себя, как будущего водителя трактора, перед которым поставили огромное количество "production goals", позволит легко запомнить данное словосочетание.

вивия

Рис. 3 - Эмоциональный трактор

Представленный интернет-мем (см. рисунок 3) служит для ввода нового слова "equipment" (оборудование), которое является общим для называния сельскохозяйственной техники и оборудования.

Рис. 4 - Распродажа оборудования

В программе обучения иностранному языку для обучающихся агроинженерных специальностей, также отводится время для изучения кабины трактора, так, данный пример (см. рисунок 4) иллюстрирует, что в кабине водителя следует использовать кондиционер "air conditioning".

How it feels to drive a tractor without air conditioning

Рис. 5 - «Отсутствие кондиционера»

В приведенном примере (см. рисунок 5) используются сразу несколько терминов: "granular fertilizer" (гранулированные удобрения) и "soil" (почва), которые должны быть в активной речи обучающихся.

испшошспш

0ИЮШШ

GETTING A GREAT AMOUNT OF RAIN TODAY TO RREAK IT DOWN INTO THE SOIL

Рис. 6 - «Про поливку после внесения удобрений»

В заключении приведем пример интернет-мема (см. рисунок 6) и изображение "manure spreader" (навозоразбрасыватель, распределитель навоза).

Рис. 7 - «Распределитель навоза»

Заключение

В данной статье были рассмотрены интернет-мемы тематической группы «сельское хозяйство», которые могут быть использованы при изучении технических терминов. Внедрение современных средств обучения, таких как интернет-мемы, способствует легкому запоминанию сложных терминов, повышению мотивации обучающихся и позволяет открыть новые перспективы организации изучения иностранного языка для агроинженерного направления.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Женевская Е.В. Интернет-мем «Семья» как прагматически обогащенная лингвовизуальная единица полимодального дискурса / Е. В. Женевская, А. С. Мартынова // Гуманитарные и социальные науки, 2020. - № 4 . -С. 100-111. [Электронный ресурс] URL: http://www.hses-online.ru/2020/04/11.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

2. Загоруйко А.О., Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства / А.О. Загоруйко, М.А. Ефремова // Teaching methodology in higher education. - 2019. - Том 8, №28. - С. 12-20. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/potentsial-ispolzovaniya-internet-memov-v-kachestve-obuchayuschego-sredstva/viewer (дата обращения: 29.04.2021).

3. Калугин А. М. Интернет мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории / А.М. Калугин // Вестник науки и образования. - 2017. - № 12(36). - С. 88-91. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii/viewer (дата обращения: 30.04.2021).

4. Нуриева А.Р. Современные технологии изучения лексики английского языка на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Нуриева // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики. - 2019. - С. 202-205. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41718102_67243935.pdf ( дата обращения: 12.05.2021)

5. Преображенская А. Б. Применяем интернет-мемы на занятиях по английскому и латинскому языках / А.Б. Преображенская / [Электронный ресурс] URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-internet-memy-na-zanyatiyax-po-anglijskomu-i-latinskomu-yazyku/ (дата обращения: 22.04.2021).

6. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры / Т.Е. Савицкая / [Электронный ресурс] URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf ( дата обращения: 10.05.2021)

7. Седлярова О.М. Интернет-мемы в обучении иностранному языку / О.М. Седлярова, У.Р. Исламова // Studium Juvenis. - 2018. - С. 155-160. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36304898_69464547.pdf (дата обращения: 12.05.2021)

8. Седлярова О.М. Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку / О.М. Седлярова, Н.С. Соловьева, Ю.А. Ненашева / [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41388250_36614053.pdf ( дата обращения: 11.05.2021)

9. Сидоров К.А. Перспективы использования интернет-мемов в качестве вспомогательного инструмента в рамках образовательного процесса / К.А. Сидоров, Д.А. Захарутина / [Электронный ресурс] URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/7/sidorov.pdf (дата обращения: 8.04.2021).

10. Хавторина Ю.В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? / Ю.В. Хавторина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2017. - № 2(14). - С. 116-120. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29445778_24229714.pdf (дата обращения: 30.04.2021).

Список литературы на английском языке / References in English

1. Zhenevskya E.V. Internet-mem "Sem'ya" kak pragmaticheski obogashennaya lingvovizual'naya edinica polimodal'nogo diskursa [Pragmatically enriched linguovisual unit internet meme "family" in polymodal discourse] / E. V. Zhenevskaya, A. S. Martynova // Humanities and social sciences, 2020. - № 4. - P. 100-111. [Electronic resource] / URL: http://www.hses-online.ru/2020/04/11.pdf (accessed: 10.04.2021). [in Russian]

2. Zagoruiko A. O. Potencial ispol'zovaniya internet-memov v kachestve obuchaushego sredstva [The value of internet memes as a teaching aid] / A. O. Zagoruiko, M.A. Efremova // Teaching methodology in higher education. - 2019. - Vol. 8, №28. - P. 12-20. . [Electronic resource] / URL: https://cyberleninka.ru/article/npotentsial-ispolzovamya-internet-memov-v-kachestve-obuchayuschego-sredstva/viewer (accessed: 29.04.2021). [in Russian]

3. Kalugin A. M. Internet memi kak sredstvo formirovaniya interesa u uchashihsya k uroku istorii [Internet memes as a mean to create interest among students in history lessons] / A. M. Kalugin // Vestnik nauki I obrazovaniya. - 2017. - № 12(36). - P. 88-91. [Electronic resource] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii/viewer (accessed: 30.04.2021). [in Russian]

4. Nurieva A.R. Sovremennie tehnologii izucheniya leksiki angliiskogo yazika na starshem etape obucheniya v obcheobrazovatel'noi shkole [ Modern techniques of learning English vocabulary at the senior stage of secondary school] / A.R. Nurieva // Sovremennie problem filologii I metodiki prepodavaniya yazikov: voprosi teorii I praktiki. - 2019. - P. 202205. [Electronic resource] / URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41718102_67243935.pdf (accessed: 12.05.2021). [in Russian]

5. Preobrazhenskaya A. B. Primenyaem internet-memi na zanyatiyah po angliiskomu I latinskomu yazikah [Use Internet memes in English and Latin classes] / A. B. Preobrazhenskaya / [Electronic resource] / URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-internet-memy-na-zanyatiyax-po-anglijskomu-i-latinskomu-yazyku/ (accessed: 22.04.2021). [in Russian]

6. Savickaya T.E. Internet-memi kak fenomen massovoi kul'turi [Internet memes as a phenomenon of mass culture] / T.E. Savickaya / [Electronic resource] URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (accessed: 10.05.2021). [in Russian]

7. Sedlyarova O.M. Internet-memi v obuchenii inostrannomu yaziku [Internet-memes in L2 teaching] / O. M. Sedlyarova, U. R. Islamova // Studium Juvenis. - 2018. - P. 155-160. [Electronic resource] URL: https://clck.ru/VWav7 (accessed: 12.05.2021). [in Russian]

8. Sedlyarova O.M. Metodika raboti s internet-memsmi v processe formirovaniya siciokul'turnoi kompetencii starsheklassnikov pri obuchenii inostrannomu yaziku. [Methods of working with the internet memes while forming senior pupils' sociocultural competence in the process of foreign language teaching] / O.M. Sedlyarova, N.S Solov'eva, Yu.A. Nenasheva / [Electronic resource] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41388250_36614053.pdf (accessed: 11.05.2021). [in Russian]

9. Sidorov K.A. Perspektivi ispol'zovaniya internet-memov v kachestve vspomogatel'nogo instrumenta v ramkah obrazovatel'nogo processa [Prospects for using Internet memes as an educational tool] / K.A. Sidorov, D.A. Zaharutina/ [Electronic resource] URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/7/sidorov.pdf (accessed: 8.04.2021). [in Russian]

10. Havtorina Yu. V. "Internet-memi" v reklame: sposob sozdaniya universal'nogo krosskul'turnogo yazika ili prichina degradacii [«Internet memes» in advertising: a way to create a universal cross-cultural language or a cause of degradation?] / Yu. V. Havtorina// Economic and socio-humanitarian research. - 2017. - № 2(14). - P. 116-120. [Electronic resource] / URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29445778_24229714.pdf (accessed: 30.04.2021). [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.