МЕТОДИКА РАБОТЫ С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ МЕМАМИ НА УРОКАХ ХИМИИ
Жанетта Евгеньевна Ермолаева,
главный редактор интернет-портала для преподавателей и учителей Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии ГПС МЧС России
Ирина Николаевна Герасимова,
старший преподаватель кафедры процессов горения и экологической безопасности, Академия ГПС МЧС, учитель химии МГОУ № 1415 (г. Москва)
• визуализация • мем • иллюстрация • мотивация
статья рассказывает об образовательных мемах и принципах их использования на примере уроков химии.
В век визуализации преподавателю, учителю, педагогу целесообразно следовать за обучающимся, своевременно корректируя методики и преподавание согласно запросам общества. Именно это обеспечит «и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика». [1]
Сегодня существует множество видов визуализации на уроке, и педагоги их с удовольствием используют, это: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развёрнутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажёры, инфогра-фика, скрайбинг, интеллект-карты, глосте-ры, плакаты, хронолайнеры, интернет-мемы.
Мем
Иллюстрация как форма выражения информации с помощью рисунка существует давно. Образное выражение материала стало неотъемлемой частью научной работы, а также важной составляющей процесса обучения. Посредством сегодняшних интер-нет-мемов общество не только передаёт информацию, но изучает само себя, свою культуру, осуществляет саморегуляцию.
истичный ген» [2]. Докинз рассматривал идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям.
В книге Докинз утверждает, что мем - единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества. Он рассматривает мемы как субъединицы, способные влиять на своё окружение и обладающие способностью к размножению - репликации.
Термин «меметика» является транслитерацией древнегреческого слова, означающего «имитатор, притворщик». В 1904 году немецкий биолог-дарвинист Рихард Земон использовал его в своей работе Die mnemischen Empfindungen in ihren Beziehungen zu den Originalempfindungen, переведённой в 1921 году на английский язык под названием The Mneme.
Меметика - целое направление, созданное последователями Докинза, изучающее как генетическую природу эволюции информационных единиц, так и сам процесс репликации (передачи и сохранения единиц культурной информации).
Термин «мем» и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эго-
Выдвигалась гипотеза, что, подобно передаче генетической информации от организма к организму в генофонде, мемы способ-
ШЖШ.......и.......МША
ны мигрировать из мозга в мозг через так называемый мемофонд за счёт процесса имитации. «Если учёный слышит или читает об интересной идее, он передаёт её своим коллегам и студентам, упоминает о ней в статьях и лекциях. Если идея прививается (становится модной), она, можно сказать, размножает сама себя, распространяясь от мозга к мозгу» [2].
что такое интернет-мем?
Интернет как информационно-технологическая среда способствует быстрому распространению коммуникативной информации, специфика которой, как правило, завит от характеристик пользовательских сообществ. Подобно процессу фильтрации, происходит отбор воспринимаемой информации и формируется некий конечный продукт, принимаемый целевой аудиторией.
Таким образом, происходит тиражирование от пользователя к пользователю небольшого по объёму контента, нашедшего максимальный отклик у определённой целевой аудитории - это могут быть изображения, фразы, комические мини-сюжеты в виде иллюстраций, притч или видеороликов и т.д. (интернет-мемы).
Под интернет-мемом имеется в виду любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях [3].
Интернет-мемы, используемые в образовании, имеют двойственную природу. Феномен образовательных мемов заключается в том, что они, помимо лингвистической составляющей, имеют и предметную направленность, поэтому можно смело говорить об их метапредметности.
функции интернет-мема
1. Развитие информационной компетенции - умение воспринимать большие объёмы разнообразной и разно структурированной информации, умение воспринимать, анализировать и синтезировать, устанавливать структурно-логиче-
ские связи и зависимости, умение использовать ассоциативное и абстрактное мышление при работе с информацией. Анализ предложенной учителем информации в различных подаваемых формах, в том числе и мемах, структурирование и синтез из полученной информации некоего своего конечного продукта (конспект, таблица, определение, вывод).
2. Развитие коммуникативной компетенции - умение посредством различных форм коммуникации передавать и принимать, интерпретировать информацию доступными для социума методами.
3. Развитие компетенции разрешения проблем (предметной направленности) - развитие способностей обучающихся к широкому спектру действий предметной области и за её рамками, направленных на достижение определённых ожидаемых результатов.
Практические, проверочные работы с использованием мемов в качестве предложенной для анализа информации, творческие задания (создание обучающимися собственных метапредметных мемов на заданную тематику).
Так как мы уже выявили структурный дуализм в метапредметном меме и юмор как одну из характеристик данной единицы информации, рассмотрим, где и в каком качестве эффективнее использовать мем в образовательном процессе при изучении химии. Следует отметить, что в качестве информационной единицы мемы хорошо принимаются современной аудиторией, т.к. являются частью социокультуры современной молодёжной среды.
лингвистическая составляющая образовательного мема
Лингвистический мем - это мем, имеющий языковое выражение и обладающий собственными систематическими изменениями в области синтаксиса, лексики и орфографии.
Эту часть метапредметного мема можно применять отдельно, и наиболее очевидный вариант использования интернет-мемов - в практике преподавания русского языка -формирование и развитие лингвистической (языковой) компетенции обучающихся.
Как создать лингвистическую часть мема:
• Используйте фразеологические единицы, крылатые выражения, цитаты и афоризмы. Преподаватели всё чаще замечают, что современные обучающиеся стали реже использовать их в своей речи, поэтому можно вернуть интерес к классике через игру «Угадай источник».
Автор: Ермолаева Ж.Е.
Используйте эмоциональную составляющую речи: обращение к пользователю и приглашение к соучастию. Мем должен быть близок обучающимся и отражать основную идею - тему - цель предмета.
Автор: Ермолаева Ж.Е.
Применяйте игру слов («Играл на гитаре -проиграл»), оксюмороны, метафоры и переносное значение слов.
МОМЕНТ УПУЩЕН
И сточ н и к: Канал в телеграмме «Буквал ь н о »
Средства у нас есть. V нас ума не хватает.
- Кот Матроскин -
Основа любого мема - это юмор. На узнаваемом ярком фоне в большинстве случаев задайте фразу-установку, а затем включите неожиданную концовку-кульминацию.
Енрчи л 11:1:1шнм
Методика работы с лингвистическими ме-мами:
1. Преподаватель демонстрирует несколько лингвистических мемов, а обучающиеся устанавливают, какие языковые средства используются и для чего.
2. Развитие грамматической компетенции - умений и навыков передачи категориальных значений, понимание принципов построения синтаксических конструкций, знание фонетических, словообразовательных, орфографических и иных норм и правил, а также умение использовать их в практике. Нахождение нарушений и создание слушателями собственных лингвистических мемов.
3. Развитие стилистической компетенции - нахождение и анализ каламбуров, оксюморонов, метафор, интёртексту-альных маркеров. Создание собственных мемов и анализ предложенных.
Все эти приёмы работы можно объединить общей тематикой занятия или игровой ситуацией занятия.
Неотъемлемой частью образовательного метапредметного мема, наряду с лингвистической, является учебный, методический или научный материал, направленный на достижение какой-то определённой цели.
Многие интернет-каналы, направленные на популяризацию различных научных областей, широко используют мемы в качестве
средств визуализации. В качестве примера остановимся на одном, очень достойном образовательно-познавательном портале, который многие учителя с удовольствием используют в своей работе.
https://www.youtube.com/channel/ UCRzZSz5JlSfN6Ba164vqVCg
«Химия - просто» - это проект, созданный группой молодых учёных с целью популяризации науки в молодёжной среде.
Наполнение канала - это авторский контент, отличающийся не только видеофиксацией различных практических опытов, а законченный методический продукт, имеющий познавательно-обучающую направленность, в котором присутствуют видеоряд проводимых экспериментов и научное обоснование, доходчивое объяснение, исторические справки, «молодёжный» юмор. При создании своих работ, молодые учёные часто используют мемы как части законченного продукта либо как самостоятельный продукт.
В учебном процессе метапредметные мемы можно использовать для акцентирования внимания - смена деятельности:
https://vk.com/himik_psihopat
Либо целенаправленная актуализация какой-то сложнозапоминаемой (сложноана-лизируемой) части предметной области:
Могут быть использованы как для стимуляции познавательной деятельности при формулировке домашнего задания:
кинц
КМп04
лет ш
Банда Окислителей
отнимает электроны у беззащитных ап
"50Hfl.NET
Источники: https://vk.com/chemicalmemes
Мемы могут носить иллюстративный или мотивационный характер:
https://vk.com/chemicalmemes; https://vk.com/himik_psihopat
Творческое задание на оценку:
I. Надпись справочной .ниерш урон,
Г! ринедн ■ с с ран н и I елки у ю чар а к 1 ерн с! и ку со. г я нон н ссржш к Маи'рна.] можно (н|юрмни> и ннК' 1абинны, нмфо| рафнкм. каргы. мемоь »,1и лр>1 ими доступными способами.
| ПОМНИ ШЕДШСОШШШ
Автор: Герасимова И.Н.
Приведём пример выполнения данной работы обучающимся с применением мемов:
! многих чистящих средств присутствует соляная I
я МЩШ50 ож
вдь ашешжаа
¡НУ ДАЯМЬИЕЩЙ •ЛЕКТРОЛИТЫ^
Автор: Акопджанян А.В., 9-Б кл., МГОУ № 1415
ШШЖ.......W.......nfflUTUUfl
Онлайн-инструменты для создания мемов
Risovach - можно создавать мемы с собственными картинками, но данный ресурс имеет и собственную библиотеку. Выбираете или загружаете картинку, размещаете текст и нажимаете кнопку «создать мем».
4memki.ru - это бесплатный сервис, с помощью которого можно как создать мем онлайн со своей картинкой, так и воспользоваться огромной библиотекой популярных мемов.
Шутки за 300 - можно посмотреть варианты готовых мемов, создать свой мем, воспользоваться картинками ресурса. Также можно найти генератор демотиваторов.
Таким образом, использование метапред-метных учебных мемов как формы иллюстрации, как приёма или метода подачи материала является актуальным и востре-
бованных подходом, т.к. охватывает сразу несколько задач процесса обучения. □
Литература
1. Рыбникова М.А. Избранные труды / сост. и коммент. И.Е. Каплан; предисл.
B.Г. Костомарова. - М.: Педагогика, 1985. - 246 с.
2. Dokins R. Jegoistichnyj gen / R. Dokins. -M.: Mir, 1993. - S. 318. - ISBN 0-19286092-5.
3. Кронгауз М. Мемы в Интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. -2012. - № 11.
4. Броуди Р. Психические вирусы - М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. - С. 192.
5. Сидоренко М.Г. Исследование возможностей использования интернет-мемов в образовательном процессе // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 4. -
C.101-107.