Научная статья на тему 'Методика работы с метапредметными мемами на уроках химии'

Методика работы с метапредметными мемами на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / МЕМ / MEME / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ILLUSTRATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолаева Жанетта Евгеньевна, Герасимова Ирина Николаевна

Статья рассказывает об образовательных мемах и принципах их использования на примере уроков химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Method Of Working With Interdisciplinary Memes In Chemistry Lessons

The article tells about educational memes and the principles of their use on the example of chemistry lessons

Текст научной работы на тему «Методика работы с метапредметными мемами на уроках химии»

МЕТОДИКА РАБОТЫ С МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ МЕМАМИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Жанетта Евгеньевна Ермолаева,

главный редактор интернет-портала для преподавателей и учителей Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии ГПС МЧС России

Ирина Николаевна Герасимова,

старший преподаватель кафедры процессов горения и экологической безопасности, Академия ГПС МЧС, учитель химии МГОУ № 1415 (г. Москва)

• визуализация • мем • иллюстрация • мотивация

статья рассказывает об образовательных мемах и принципах их использования на примере уроков химии.

В век визуализации преподавателю, учителю, педагогу целесообразно следовать за обучающимся, своевременно корректируя методики и преподавание согласно запросам общества. Именно это обеспечит «и успеваемость, и реализация программы, и дисциплина, и плодотворность работы учителя, и дальнейший рост и развитие возможностей ученика». [1]

Сегодня существует множество видов визуализации на уроке, и педагоги их с удовольствием используют, это: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развёрнутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажёры, инфогра-фика, скрайбинг, интеллект-карты, глосте-ры, плакаты, хронолайнеры, интернет-мемы.

Мем

Иллюстрация как форма выражения информации с помощью рисунка существует давно. Образное выражение материала стало неотъемлемой частью научной работы, а также важной составляющей процесса обучения. Посредством сегодняшних интер-нет-мемов общество не только передаёт информацию, но изучает само себя, свою культуру, осуществляет саморегуляцию.

истичный ген» [2]. Докинз рассматривал идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц мемов, точно так же, как биологическая информация состоит из генов. Как и гены, мемы могут подвергаться естественному отбору, искусственной селекции, мутациям.

В книге Докинз утверждает, что мем - единица информации, находящаяся в мозгу и являющаяся мутирующим репликатором в культурной эволюции человечества. Он рассматривает мемы как субъединицы, способные влиять на своё окружение и обладающие способностью к размножению - репликации.

Термин «меметика» является транслитерацией древнегреческого слова, означающего «имитатор, притворщик». В 1904 году немецкий биолог-дарвинист Рихард Земон использовал его в своей работе Die mnemischen Empfindungen in ihren Beziehungen zu den Originalempfindungen, переведённой в 1921 году на английский язык под названием The Mneme.

Меметика - целое направление, созданное последователями Докинза, изучающее как генетическую природу эволюции информационных единиц, так и сам процесс репликации (передачи и сохранения единиц культурной информации).

Термин «мем» и концепция мема были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 г. в книге «Эго-

Выдвигалась гипотеза, что, подобно передаче генетической информации от организма к организму в генофонде, мемы способ-

ШЖШ.......и.......МША

ны мигрировать из мозга в мозг через так называемый мемофонд за счёт процесса имитации. «Если учёный слышит или читает об интересной идее, он передаёт её своим коллегам и студентам, упоминает о ней в статьях и лекциях. Если идея прививается (становится модной), она, можно сказать, размножает сама себя, распространяясь от мозга к мозгу» [2].

что такое интернет-мем?

Интернет как информационно-технологическая среда способствует быстрому распространению коммуникативной информации, специфика которой, как правило, завит от характеристик пользовательских сообществ. Подобно процессу фильтрации, происходит отбор воспринимаемой информации и формируется некий конечный продукт, принимаемый целевой аудиторией.

Таким образом, происходит тиражирование от пользователя к пользователю небольшого по объёму контента, нашедшего максимальный отклик у определённой целевой аудитории - это могут быть изображения, фразы, комические мини-сюжеты в виде иллюстраций, притч или видеороликов и т.д. (интернет-мемы).

Под интернет-мемом имеется в виду любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в Интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях [3].

Интернет-мемы, используемые в образовании, имеют двойственную природу. Феномен образовательных мемов заключается в том, что они, помимо лингвистической составляющей, имеют и предметную направленность, поэтому можно смело говорить об их метапредметности.

функции интернет-мема

1. Развитие информационной компетенции - умение воспринимать большие объёмы разнообразной и разно структурированной информации, умение воспринимать, анализировать и синтезировать, устанавливать структурно-логиче-

ские связи и зависимости, умение использовать ассоциативное и абстрактное мышление при работе с информацией. Анализ предложенной учителем информации в различных подаваемых формах, в том числе и мемах, структурирование и синтез из полученной информации некоего своего конечного продукта (конспект, таблица, определение, вывод).

2. Развитие коммуникативной компетенции - умение посредством различных форм коммуникации передавать и принимать, интерпретировать информацию доступными для социума методами.

3. Развитие компетенции разрешения проблем (предметной направленности) - развитие способностей обучающихся к широкому спектру действий предметной области и за её рамками, направленных на достижение определённых ожидаемых результатов.

Практические, проверочные работы с использованием мемов в качестве предложенной для анализа информации, творческие задания (создание обучающимися собственных метапредметных мемов на заданную тематику).

Так как мы уже выявили структурный дуализм в метапредметном меме и юмор как одну из характеристик данной единицы информации, рассмотрим, где и в каком качестве эффективнее использовать мем в образовательном процессе при изучении химии. Следует отметить, что в качестве информационной единицы мемы хорошо принимаются современной аудиторией, т.к. являются частью социокультуры современной молодёжной среды.

лингвистическая составляющая образовательного мема

Лингвистический мем - это мем, имеющий языковое выражение и обладающий собственными систематическими изменениями в области синтаксиса, лексики и орфографии.

Эту часть метапредметного мема можно применять отдельно, и наиболее очевидный вариант использования интернет-мемов - в практике преподавания русского языка -формирование и развитие лингвистической (языковой) компетенции обучающихся.

Как создать лингвистическую часть мема:

• Используйте фразеологические единицы, крылатые выражения, цитаты и афоризмы. Преподаватели всё чаще замечают, что современные обучающиеся стали реже использовать их в своей речи, поэтому можно вернуть интерес к классике через игру «Угадай источник».

Автор: Ермолаева Ж.Е.

Используйте эмоциональную составляющую речи: обращение к пользователю и приглашение к соучастию. Мем должен быть близок обучающимся и отражать основную идею - тему - цель предмета.

Автор: Ермолаева Ж.Е.

Применяйте игру слов («Играл на гитаре -проиграл»), оксюмороны, метафоры и переносное значение слов.

МОМЕНТ УПУЩЕН

И сточ н и к: Канал в телеграмме «Буквал ь н о »

Средства у нас есть. V нас ума не хватает.

- Кот Матроскин -

Основа любого мема - это юмор. На узнаваемом ярком фоне в большинстве случаев задайте фразу-установку, а затем включите неожиданную концовку-кульминацию.

Енрчи л 11:1:1шнм

Методика работы с лингвистическими ме-мами:

1. Преподаватель демонстрирует несколько лингвистических мемов, а обучающиеся устанавливают, какие языковые средства используются и для чего.

2. Развитие грамматической компетенции - умений и навыков передачи категориальных значений, понимание принципов построения синтаксических конструкций, знание фонетических, словообразовательных, орфографических и иных норм и правил, а также умение использовать их в практике. Нахождение нарушений и создание слушателями собственных лингвистических мемов.

3. Развитие стилистической компетенции - нахождение и анализ каламбуров, оксюморонов, метафор, интёртексту-альных маркеров. Создание собственных мемов и анализ предложенных.

Все эти приёмы работы можно объединить общей тематикой занятия или игровой ситуацией занятия.

Неотъемлемой частью образовательного метапредметного мема, наряду с лингвистической, является учебный, методический или научный материал, направленный на достижение какой-то определённой цели.

Многие интернет-каналы, направленные на популяризацию различных научных областей, широко используют мемы в качестве

средств визуализации. В качестве примера остановимся на одном, очень достойном образовательно-познавательном портале, который многие учителя с удовольствием используют в своей работе.

https://www.youtube.com/channel/ UCRzZSz5JlSfN6Ba164vqVCg

«Химия - просто» - это проект, созданный группой молодых учёных с целью популяризации науки в молодёжной среде.

Наполнение канала - это авторский контент, отличающийся не только видеофиксацией различных практических опытов, а законченный методический продукт, имеющий познавательно-обучающую направленность, в котором присутствуют видеоряд проводимых экспериментов и научное обоснование, доходчивое объяснение, исторические справки, «молодёжный» юмор. При создании своих работ, молодые учёные часто используют мемы как части законченного продукта либо как самостоятельный продукт.

В учебном процессе метапредметные мемы можно использовать для акцентирования внимания - смена деятельности:

https://vk.com/himik_psihopat

Либо целенаправленная актуализация какой-то сложнозапоминаемой (сложноана-лизируемой) части предметной области:

Могут быть использованы как для стимуляции познавательной деятельности при формулировке домашнего задания:

кинц

КМп04

лет ш

Банда Окислителей

отнимает электроны у беззащитных ап

"50Hfl.NET

Источники: https://vk.com/chemicalmemes

Мемы могут носить иллюстративный или мотивационный характер:

https://vk.com/chemicalmemes; https://vk.com/himik_psihopat

Творческое задание на оценку:

I. Надпись справочной .ниерш урон,

Г! ринедн ■ с с ран н и I елки у ю чар а к 1 ерн с! и ку со. г я нон н ссржш к Маи'рна.] можно (н|юрмни> и ннК' 1абинны, нмфо| рафнкм. каргы. мемоь »,1и лр>1 ими доступными способами.

| ПОМНИ ШЕДШСОШШШ

Автор: Герасимова И.Н.

Приведём пример выполнения данной работы обучающимся с применением мемов:

! многих чистящих средств присутствует соляная I

я МЩШ50 ож

вдь ашешжаа

¡НУ ДАЯМЬИЕЩЙ •ЛЕКТРОЛИТЫ^

Автор: Акопджанян А.В., 9-Б кл., МГОУ № 1415

ШШЖ.......W.......nfflUTUUfl

Онлайн-инструменты для создания мемов

Risovach - можно создавать мемы с собственными картинками, но данный ресурс имеет и собственную библиотеку. Выбираете или загружаете картинку, размещаете текст и нажимаете кнопку «создать мем».

4memki.ru - это бесплатный сервис, с помощью которого можно как создать мем онлайн со своей картинкой, так и воспользоваться огромной библиотекой популярных мемов.

Шутки за 300 - можно посмотреть варианты готовых мемов, создать свой мем, воспользоваться картинками ресурса. Также можно найти генератор демотиваторов.

Таким образом, использование метапред-метных учебных мемов как формы иллюстрации, как приёма или метода подачи материала является актуальным и востре-

бованных подходом, т.к. охватывает сразу несколько задач процесса обучения. □

Литература

1. Рыбникова М.А. Избранные труды / сост. и коммент. И.Е. Каплан; предисл.

B.Г. Костомарова. - М.: Педагогика, 1985. - 246 с.

2. Dokins R. Jegoistichnyj gen / R. Dokins. -M.: Mir, 1993. - S. 318. - ISBN 0-19286092-5.

3. Кронгауз М. Мемы в Интернете: опыт деконструкции // Наука и жизнь. -2012. - № 11.

4. Броуди Р. Психические вирусы - М.: ИВЦ Маркетинг, 2002. - С. 192.

5. Сидоренко М.Г. Исследование возможностей использования интернет-мемов в образовательном процессе // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2015. - № 4. -

C.101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.