Научная статья на тему 'Опорные конспекты: их роль при обучении учащихся на стоматологическом факультете'

Опорные конспекты: их роль при обучении учащихся на стоматологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3714
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ / НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / TRAINING / BASIC SCHEME / NEW INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андросова О. В., Ковалева О. В., Лозбенев С. Н., Щербакова Е. Г.

Опорные конспекты это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в модели, формулы, таблицы и схемы. Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC SCHEMES: THEIR ROLE IN TEACHING STUDENTS AT THE DENTISTRY FACULTY

Basic schemes are form of very short and generalized theoretic information, usually given in models, formulas, tables and diagrams. Compilation of reference notes is one of the most important techniques of training.

Текст научной работы на тему «Опорные конспекты: их роль при обучении учащихся на стоматологическом факультете»

УДК 616.31:378.147

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ: ИХ РОЛЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

111 2 Андросова О.В. , Ковалева О.В. , Лозбенев С.Н. , Щербакова Е.Г.

1 Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

ОГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1»,

Россия, 214012, г. Смоленск, ул. Беляева, д. 7

Резюме. Опорные конспекты - это обобщенные и предельно сжатые теоретические сведения, обычно в модели, формулы, таблицы и схемы. Составление опорного конспекта является одним из важнейших приемов обучения.

Ключевые слова: обучение, опорный конспект, новая информация.

BASIC SCHEMES: THEIR ROLE IN TEACHING STUDENTS AT THE DENTISTRY FACULTY

111 2 Androsova O.V. , KovalevaO. V. , Lozbenev S.N. , Sherbakova E.G.

1Smolensk State Medical University,

28 Krupskaya str., Smolensk, Russia, 214019

«Stomatologic policlinic № 1»,

7, Belyaeva St., Smolensk, Russia, 214012

Abstract. Basic schemes are form of very short and generalized theoretic information, usually given in models, formulas, tables and diagrams. Compilation of reference notes is one of the most important techniques of training.

Key words: training, basic scheme, new information.

Введение

На данном этапе развития научно-технического процесса предъявляются высокие требования к уровню подготовки специалистов, и врачей, в частности. Развитие современной системы образования связано с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения [1, 3]. Одним из методических приемов является использование на теоретической части практического занятия опорных конспектов, способствующих наилучшему усвоению новой информации, развитию мышления обучающихся. Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают учащихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, ана-

литическое и пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируется состояние «могу, умею, делаю».

Всем преподавателям высшей школы известна проблема адаптации первокурсников к условиям учебы в вузе. Далеко не все из них умеют конспектировать, более того, далеко не все этому учатся. Даже среди старшекурсников немало тех, кто не сокращает слово, фразу. Лекции часто превращаются в диктовку материала, за которой не видно его содержания, за которой теряются возможности активного осознания обучающимися информации уже на лекции. Поэтому мы говорим о том, что ведение опорных конспектов содействует повышению уровня самооценки обучающихся, способствует повышению профессиональных качеств будущих специалистов. Применение опорных конспектов в обучении значительно облегчает труд пре-

подавателя и обучающегося, способствует целостному восприятию предмета, развивает умственные способности студентов, обеспечивает высокое качество знаний [4].

Цель работы: раскрыть понятие, роль и применение опорного конспекта в процссе преподавания и усвоения учебной дисциплины профессионального цикла стоматологического образования.

Понятие «опорный конспект» связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова [5], который впервые начал применять и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный конспект (ОК) - это развернутый план предстоящего ответа обучающегося на теоретический вопрос. Он призван помочь ему последовательно изложить тему. Правильно составленный опорный конспект должен содержать все, что в процессе ответа намеривается рассказать студент. Это могут быть чертежи, графики, формулы, схемы, формулировки основных законов, определения. При обучении на стоматологическом факультете, -это могут быть использованы алгоритмы лечебно-диагностических действий, сокращенные варианты классификаций наи-

Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Можно использовать шрифт и цвет, которые будут указывать на иерархию целей по уровню значимости.

Основные требования к содержанию опорного конспекта:

1. Полнота - это означает, что в нем должно быть отражено все содержание данной темы.

2. Последовательность изложения должна быть логически обоснована. Основные требования к форме записи

опорного конспекта:

Лаконичность. ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было воспроизвести за короткое время. По объему при

ответе на один вопрос он должен составлять примерно один полный лист (естественно, это может зависеть от объема материала.

Структурность. Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками.

Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную идею ОК выделяют рамками различных цветов, различным шрифтом.

Унификация. При составлении ОК делают сокращения и подбирают условные знаки, часто повторяющиеся в курсе данной учебной дисциплины (СИЦ - стекло-иономерные цементы, ПМ - пломбировочный материал, КК - корневой канал, ЧЛХ - челюстно-лицевая область и др).

Автономность. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль.

Оригинальность. ОК должен быть неординарен по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти.

Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника, что тоже влияет на усвоение материала.

Основываясь на мненииА.Н. Щербакова [6, 7], мы предлагаем примерный порядок составления опорного конспекта:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебников по учебной дисциплине, дополнительной литературе.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составлениеобычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, сокращений, м.б. рисунков.

4. Продумывание использования различного шрифта или цвета.

5. Составление опорного конспекта. Система опорных конспектов интересна

тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы в обучении. На основе опорного конспекта можно организовать различные формы учебной работы с использованием

более распространенных заболеваний че-люстно-лицевой области.

Следовательно, опорный конспект - это опорные сигналы заданной информации.

учебника, первоисточника, наглядных пособий. Воспроизведение конспекта не займет много времени у студентов, как и проверка его правильности - у преподавателя. Опорный конспект, по мнению Н.Е. Эрга-новой [8], - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся. Преподаваемые на нашей кафедре учебные дисциплины, которые студенты начинают изучать со второго семестра, представляют значительную трудности для них, т.к. вчерашние школьники не привыкли к конспектированию лекций, подготовке конспектов к семинарским и практическим занятиям.

Мы считаем, что при чтении отдельных лекций можно использовать идею опорных конспектов. При таком изложении материала студенты являются активными слушателями. Их основная цель - вникать в новые понятия, связывать их с уже известными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, объяснениями на примерах, не отвлекаясь на подробные записи и не теряя основной мысли лекции. В заключение лекции преподаватель вкратце резюмирует изложенный материал. По выражению психолога Л.М. Фридмана, такой ОК освещает учащимся предстоящий путь изучения всей учебной темы [2].

Предполагается, что есть учебники и учебные пособия, которые будет использовать студент при изучении материала и почерпнет данные, не вошедшие в опорный конспект лекции. Таким образом, незафиксированные на лекции данные смо-

гут быть прочтены и не станут пробелами. Понятие «студент - активный слушатель» не означает запрета на записи: студент может фиксировать все, что считает необходимым, но и преподаватель должен акцентировать внимание на особенно важных моментах, указывая для записи студентами. Сформированный на лекции опорный конспект - как план, по которому нужно воссоздать материал. Его легче запомнить: он не объемен. Очень многое зависит от мастерства лектора, и хороший опорный конспект, как подспорье к основному материалу. Конспекты - владение теорией, следующая ступенька - решение задач и методическое обеспечение этого блока. Нами созданы методические указания по решению типовых задач и подготавливаются варианты заданий, один из которых необходимо прорешать каждому студенту.

Заключение

По нашему мнению, ОК может способствовать некоторой упрощенности в понимании изучаемого предмета, повлиять на формирование профессионального мышления и языка. ОК нужен для обучающегося, чтобы научиться перерабатывать любую информацию; выделять самое необходимое и главное для решения учебной задачи; упростить, облегчить запоминание насыщенной специальной терминологией информации, сохранить логическую связь сложного материала для дальнейшего его воспроизведения и использования.

Литература

1. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст]: учебное пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.

2. Казаков, А.Г. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. / Под ред. А.Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

4. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

5. Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В.Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 159-167.

6. Щербаков, А.Н. Развитие творческой активности учащихся на уроках производственного обучения профессии «Сварщик» через применение видеопособий и опорных конспектов [Текст]: Из опыта работы / А.Н. Щербаков. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009. -

36 с.

7. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3 т. / Под ред.

С.Я. Батышева. - М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. - Т. 1. - 586 е.; Т. 2. -

440 е.; Т. 3.-488 с.

8. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие / Эргано-

ва Н.Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.