УДК 796.07
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ
М.И. Нарватов1, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, С.М. Ахметов2, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления в спорте и образовании,ректор,
А.Б. Борисов1, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физического воспитания и спорта,
Р.С. Ахметов3, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта, К.Ю. Чернышенко3, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Краснодар.
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.
3Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: [email protected].
Аннотация. В данной статье представлены результаты многолетних теоретических и эмпирических исследований, целью которых являлась разработка и внедрение в практику педагогической модели формирования профессионально важных качеств курсантов морских вузов - будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок. Одной из главных предпосылок обоснования структуры и содержания экспериментальной модели являлось определение методологических и теоретико-эмпирических категориальных детерминант данного процесса. Результаты анализа научных и научно-методических публикаций свидетельствуют о том, что состав данных детерминант включает: особенности выполнения рабочих функций в ходе реализации служебных обязанностей; совокупность экстремальных специфических условий, которые определяются множественными факторами выполнения моряками служебных функций; наличие негативных факторов, сопутствующих профессиональной и
1
обычной жизнедеятельности моряков во внутрисудовой среде; тенденцию повышения уровня культурологического наполнения процесса профессиональной подготовки курсантов в морских вузах.
В статье охарактеризован перечень основных универсальных и общепрофессиональных компетенций, являющийся базисом определения содержания процесса освоения курсантами основ будущих служебных обязанностей. Особое внимание уделено характеристике общепедагогических и специфических для процесса физического воспитания принципов, содержание которых модернизировано применительно к особенностям физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в целях развития их профессионально-важных личностных характеристик. Представляя специфические для физкультур-но-спортивной деятельности принципы, детализировано рассмотрены принципиальные установки теории онтокинезиологии человека, являющейся системой научно обоснованных рекомендаций по
управлению процессом его многолетней физической подготовки.
Важное прикладное значение в рамках разработки экспериментальной модели имеет ее соотнесение со структурой целостного педагогического процесса, включающего процедуры целеполага-ния, определения состава используемых средств физкультурно-спортивной деятельности и технологических особенностей их реализации в практике, а также методические подходы к оценке достижений обучающихся. В качестве важных детерминант процесса разработки экспериментальной модели также позиционируются результаты определения особенностей динамики, взаимосвязи и взаимообусловленности профессионально важных качеств обучающихся.
Изложенные детерминанты, методологические и теоретико-эмпирические категориальные детерминанты процесса разработки модели формирования профессионально важных качеств курсантов морских вузов - будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок позволили перейти к ее разработке и обоснованию эффективности.
Ключевые слова: курсанты морских вузов, профессионально важные качества, экспериментальная педагогическая модель, методологические и теоретико-эмпирические категориальные детерминанты.
Для цитирования: Нарватов М.И., Ахметов С.М., Борисов А.Б., Ахметов Р.С., Чернышенко К.Ю. Методологические детерминанты разработки модели формирования профессионально важных качеств курсантов морских вузов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 1. - С. 3-8.
For citation: Narvatov M., Ahmetov S., Borisov A., Ah-metov R., Chernyshenko K. Methodological determinants of the development of a model for the formation of professionally important qualities of cadets of maritime universities. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 1, pp. 3-8 (in Russian).
Введение. В ходе многолетних исследований разработана педагогическая модель формирования средствами физкультурно-спортивной деятельности профессионально важных качеств курсантов морских вузов - будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок. Обоснованию структуры и содержания модели предшествовала аналитическая работа по определению методологических и теоретико-эмпирических категориальных детерминант, определяющих их сущностные характеристики.
Результаты анализа научных и научно-методических публикаций, а также анкетирования высококвалифицированных экспертов свидетельствуют о целесообразности дифференциации всех базовых детерминант, определяющих состав методико-технологических
подходов к разработке экспериментальной модели на несколько классификационных групп, к основным из которых относятся: особенности выполнения рабочих функций в ходе реализации служебных обязанностей [2, с. 18-19]. Необходимо отметить следующие основные критерии оценки рабочих функций специалистов в общих для абсолютного большинства направлениях профессиональной деятельности, в том числе для плавательных специальностей: технологическая сложность выполняемых рабочих операций, обусловливающая как общие, так и специфические требования к уровню индивидуальных способностей моряков, которые обеспечивают их трудовую результативность; характеристики режимов трудовой деятельности, их длительность, ритмичность, а также интервалы выполнения служебных обязанностей и отдыха; особенности условий выполнения служебных обязанностей, в том числе в ходе длительных плаваний.
Совокупность специфических условий, которые определяются множественными факторами выполнения моряками служебных обязанностей, позволяющих их позиционировать как экстремальные, а по мнению ряда ученых, как суперэкстремальные, к основным из которых относятся: высочайший уровень личной ответственности моряков - специалистов по эксплуатации энергетических установок, которая во многих случаях обусловливает сохранность судов и состояния здоровья и живучесть членов их экипажей; необходимость обработки и интерпретации в ходе выполнения рабочих функций значительных объемов сенсорной информации, получаемой на основе по сути операторской деятельности в связи с высоким современным уровнем механизации и автоматизации их трудовых обязанностей; во многих случаях неординарные условия выполнения служебных обязанностей, которые обусловлены негативным влиянием на моряков системных негативных факторов, систематически воздействующих на важнейшие системы их организма, в том числе: непрерывное шумовое, тепловое и электромагнитное воздействие, сопровождающая на протяжении выполнения рабочих функций качка, смена в ходе длительных плаваний индивидуальных биологических ритмов, повышенное психическое и психофизиологическое напряжение в периоды многомесячного нахождения в кругу одних и тех же лиц [6, с. 48-51; 4, с. 7-9].
Доказанные во многих исследованиях негативные факторы, сопутствующие профессиональной и обычной жизнедеятельности моряков во внутрисудовой среде, в значительной степени снижают уровень их производственной результативности [3, с. 292-294].
Четкая тенденция повышения культурологического уровня профессиональной подготовки в морских вузах, несмотря на несомненный инженерный характер специальности 25.05.06 - Эксплуатация судовых энергетических установок, подтверждается отмеченной в соответствующем Федеральном государственном стандарте высшего образования необходимостью освоения следующих компетенций [11, с. 8-11]:
- универсальные компетенции: повышением качества и аналитического характера критических мыслительных способностей обучающихся; развитием способностей курсантов к командной коллективной работе, а также их лидерских задатков; формированием умений и навыков анализа особенностей межкультурного взаимодействия; овладением на достаточном уровне иностранными языками как важнейшего условия межличностного и профессионально направленного взаимодействия; освоением основ технологической безопасности жизнедеятельности, здоровьесберега-тельных умений и навыков;
- общепрофессиональные компетенции: повышением уровня правовой и социально-экономической компетентности в связи с возможностью реализации профессиональной деятельности в цивилизованных международных рамках; вооружением обучающихся знаниями, умениями и навыками организации и проведения научно-исследовательской работы по тематике, которая повышает уровень их профессиональной компетентности; существенным увеличением объема профессионально направленных теоретических и практических операций с масштабным использованием информационных и программных средств, в том числе с целью сохранения государственной тайны; непрерывным развитием способностей к прогнозированию возможностей возникновения, нейтрализации и нивелирования профессиональных производственных рисков.
Результаты анализа значительного количества публикаций отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют об их единой позиции в контексте необходимости учета в ходе разработки экспериментальных подходов к повышению уровня профессионально-прикладной компетентности различных категорий специалистов базовых общепедагогических и специфических для физического воспитания и спортивной подготовки положений и принципов [10, с. 266-272]. При этом их использование в ходе научно-исследовательской работы должно базироваться на учете следующих позиций, имеющих теоретико-методический характер.
Все используемые сущностные характеристики общепедагогических и специфических принципов должны быть модернизированы применительно к целевым установкам процесса взаимообусловленного развития профессионально важных качеств курсантов морских вузов - будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок.
Основой модернизированных принципиальных установок, безусловно, должна являться ориентация на половозрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Вместе с тем следует отметить, что существует ряд принципов общепедагогической направленности, имеющих фундаментальный характера и, по нашему мнению, не требующих значительной модернизации, к которым относятся [8, с. 426-431]:
- принцип системного формирования и развития личности обучающихся, осваивающих направления и
специальности профессиональной подготовки в отечественных образовательных организациях любого вида и уровня, как генеральной установки осуществляемых в них педагогических воздействий;
- принцип гуманизации процесса профессиональной подготовки на основе его междисциплинарности, повышения уровня культурологической составляющей, в том числе средствами физкультурно-спортив-ной деятельности, системной и систематической ориентации всех форм, средств и методов обучения на всестороннее и всемерное признание личности и прав обучающихся;
- принцип сознательности и активности, базовой фундаментальной установкой которого является позиционирование целевой направленности используемых организационно-содержательных мероприятий образования, обучения и воспитания на формирование мотивации курсантов к личностному и профессиональному становлению;
- принцип визуализации (наглядности), предполагающий модернизацию, т. е. приведение в соответствие с современными достижениями, прежде всего, информационных и программных средств представления обучающей информации, которые обеспечивают включение сформированных у курсантов способностей к избирательному использованию методик и техник извлечения, интерпретации и освоения изучаемого учебного материала;
- принцип доступности, являющийся идеологической основой дидактической обоснованности содержательно-методической и технологической организации процесса профессиональной подготовки курсантов, подразумевающей, в том числе необходимость разработки и реализации ее индивидуальных траекторий.
Несомненное существенное значение имеют принципы организации физкультурно-спортивной деятельности. При этом в самом общем плане их можно дифференцировать на две основные группы:
Известные общепедагогические принципы, не требующие детализированной характеристики.
Принципиальные установки физического воспитания, спортивной подготовки, подтвердившие свою актуальность и эффективность на протяжении многих десятилетий, к основным из которых относятся: целенаправленное использование средств физкультурно-спортивного воспитания в связи с формированием личности обучающихся; непрерывность организации физкультурно-спортивных нагрузок, имеющих соразмерные с половозрастными, тендерными и индивидуальными возможностями объемы и интенсивность; многоуровневый характер в соответствии с особенностями онтогенетического развития и этапа образовательной, в том числе профессиональной деятельности обучающихся целевых установок, содержания, мето-дико-технологических подходов к его реализации, а также контроля и учета достижений обучающихся [12, с. 47-48].
В рамках представления принципов физкультурно-спортивной деятельности необходимо отметить интер-
претацию этой проблемы в связи с фундаментальными положениями теории онтокинезиологии человека [1, с. 7-10], которая является по сути на настоящий момент последней попыткой модернизации принципиальных установок процесса физической и двигательной активности человека. К основным ее правилам и принципам автором отнесены:
• принцип детерминации, обусловливающий необходимость учета: консервативных признаков, входящих в состав морфофункциональных показателей, имеющих приоритетное значение в связи с определением видов физической и двигательной активности; лабильных показателей, имеющих существенное значение в процессе развития потенциальных возможностей индивида;
• принцип адекватности, определяющий необходимость обязательного соответствия систем организма человека к адаптации к составу используемых средств, методов и объемов тренировочных воздействий;
• принцип фазового акцента, предполагающий обязательный учет соотношения и последовательности развития отдельных физических и двигательных качеств, а также формирования их структурной организации.
Особое значение имеет ряд теорий, имеющих прямое отношение к его основным задачам, включая:
- теорию физкультурного и физического воспитания [13, с. 45-56];
- теорию спортивной подготовки [7, с. 277-286];
- аксиологическую теорию интерпретации сущностных характеристик физкультурно-спортивной деятельности [9, с. 77-91].
Заканчивая представление методологических и теоретических основ определения композиции экспериментальной модели, необходимо охарактеризовать общепринятые представления о структуре идеального педагогического процесса [5, с. 279-298]. В соответствии с ними его структурное построение характеризуется следующими обязательными компонентами: строго определенным составом проективных установок, интегрирующим основную целевую установку и базовые задачи педагогических воздействий; конкретизированный перечень основных и вариативных форм и средств достижения проективных установок; характеристика основных и вспомогательных методико-тех-нологических подходов к использованию представленных средств; методику педагогического контроля достижений обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Данная структура педагогического процесса доказала свою эффективность во многих теоретико-эмпирических исследованиях, что предопределило целесообразность ее использования в ходе разработки экспериментальной модели. Одной из важнейших детерминант, обусловливающих содержание процесса разработки экспериментальной модели, являлись ре-
зультаты предварительных исследований, к основным из которых относятся:
- определение на основе экспертных оценок степени значимости профессионально важных качеств обучающихся, дифференцированной в зависимости от их стажа обучения в морском вузе;
- обоснование методико-технологических подходов к формированию вариативных критериев информативности частных проявлений и интегральных показателей профессионально важных качеств курсантов в зависимости от стажа обучения в морском вузе;
- обоснование структурно-содержательных особенностей методики педагогического контроля уровня сформированности и развития профессионально важных качеств обучающихся 1-6 курсов морских вузов, включая: определение состава информативных тестов для оценки частных проявлений показателей физической подготовленности, двигательных навыков, психических процессов, психофизиологических, эмоционально-волевых, личностных и морально-нравственных качеств; разработку шкал относительной оценки результатов тестирования курсантов; определение уровня информативности и взаимообусловленности интегральных характеристик анализируемых профессионально важных качеств курсантов; расчет градаций пяти уровней сформированности и развития частных проявлений и интегральных показателей профессионально важных качеств курсантов;
- определение особенностей динамики параметров уровня развития профессионально важных качеств обучающихся в процессе многолетней профессиональной подготовки в морских вузах, имеющих важное методико-технологическое значение эффективного планирования педагогических воздействий.
Заключение. Таким образом, изложенные детерминанты, методологические и теоретико-эмпирические категориальные детерминанты процесса разработки модели формирования профессионально важных качеств курсантов морских вузов - будущих специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок позволили перейти к ее разработке и обоснованию эффективности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 275 с.
2. Борисов А.Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / А.Б. Борисов. - Краснодар, 2012. - 24 с.
3. Войтенко А.М. Микроклиматические условия на судах и их влияние на организм моряков / А.М. Войтен-ко, В.И. Евстафьев, А.П. Стоянов // Сб. Ппена населе-них мюць, 2004. - С. 291-295.
4. Герасимова И.Р. Психологическое содержание деятельности операторов службы управления движением судов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Р. Герасимова. - Владивосток, 2006. - 24 с.
5. Курдюков Б.Ф. Модернизация процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Б.Ф. Курдюков. - Краснодар, 2004. - 350 с.
6. Магомадов Р.А. Формирование базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских вузов, осваивающих плавательные специальности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р.А. Магомадов. - Краснодар, 2013. - 293 с.
7. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: учеб. пособие / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 319 с.
8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
9. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического
воспитания (логика, история, методология): дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада: 13.00.04 / Г.Г. Наталов. - Краснодар, 1998. - 105 с.
10. Неверкович С.Д. Педагогика физической культуры и спорта / С.Д. Неверкович. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.03.2018 г. № 192 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок». - 2018. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71918004/53f89421bbdaf741 еЬ2(^еа^(^4с33/
12. Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы: учеб. пособие / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 270 с.
13. Чернышенко Ю.К. Новый подход к формализованной оценке уровня мотивации занимающихся физкуль-турно-спортивной деятельностью / Ю.К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 3. - С. 45-48
METHODOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF A MODEL FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES
M. Narvatov1, Senior Teacher of the Department Physical Education and Sports,
S. Ahmetov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Management in Sport and Education, Rector,
A. Borisov1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Education and Sport,
R. Ahmetov3, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Training and Sports,
K. Chernyshenko3 , Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Department of Physical Training and Sports.
1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Admiral F.F. Ushakov State Maritime University", Krasnodar.
2Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.
3Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, Russia, 350015, e-mail: [email protected].
Annotation.
This article presents the results of many years of theoretical and empirical research, the purpose of which was to develop and put into practice a pedagogical model for the formation of professionally important qualities of cadets of maritime universities - future specialists in the operation of marine power plants. One of the main prerequisites for substantiating the structure and content of the
experimental model was the definition of methodological and theoretical-empirical categorical determinants of this process. The results of the analysis of scientific and methodological publications indicate that the composition of these determinants includes: features of the performance of work functions during the implementation of official duties; a set of extreme specific conditions that are determined by multiple factors of the performance of official
functions by seafarers; the presence of negative factors accompanying the professional and normal life of seafarers in the intra-ship environment; the tendency to increase the level of cultural content of the process of professional training of cadets in maritime universities.
The article describes the list of basic universal and general professional competencies, which is the basis for determining the content of the process of mastering the basics of future professional duties by cadets. Special attention is paid to the characteristics of general pedagogical and specific principles for the process of physical education, the content of which is modernized in relation to the peculiarities of physical culture and sports activities of students in order to develop their professionally important personal characteristics. Presenting the principles specific to physical culture and sports activity, the fundamental principles of the theory of human ontokinesiology, which is a system of scientifically based recommendations for managing the process of his long-term physical training, are considered in detail.
An important practical value in the development of the experimental model is its correlation with the structure of the holistic pedagogical process, including the procedures of goal-setting, determining the composition of the means of physical culture and sports activities used and the technological features of their implementation in practice, as well as methodological approaches to assessing the achievements of students. As important determinants of the process of developing an experimental model, the results of determining the features of the dynamics, interrelation and interdependence of professionally important qualities of students are also positioned.
The above determinants, methodological and theoretical-empirical categorical determinants of the process of developing a model for the formation of professionally important qualities of cadets of maritime universities-future specialists in the operation of marine power plants-allowed us to proceed to its development and justification of efficiency.
Keywords: cadets of maritime universities, professionally important qualities, experimental pedagogical model, methodological and theoretical-empirical categorical determinants.
References:
1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya cheloveka [Human ontokinesiology]. Moscow: Fizkultura i sport, 2000, 275 p.
2. Borisov A.B. Formation of professional and applied physical culture of cadets of marine colleges studying in the direction "Operation of water transport and transport equipment». Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2012, 24 p. (in Russian)
3. Voitenko A.M., Evstafyev V.I., Stoyanov A.P. Microclimatic conditions on ships and their influence on the body of sailors. Sb. Ppena naselenih myuc' [Sb. Ppena naselenikh muts], 2004, pp. 291-295. (in Russian)
4. Gerasimova I. R. Psychological content of the activity of operators of the ship traffic management service. Extended abstract of candidate's thesis. - Vladivostok, 2006, 24 p. (in Russian)
5. Kurdyukov B.F. Modernization of the process of professional training of physical culture specialists in the system of higher education. Doctor's thesis. Krasnodar, 2004, 350 p. (in Russian)
6. Magomadov R.A. Formation of basic professional and applied physical culture of cadets of marine universities, mastering swimming specialties. Candidate's thesis. Krasnodar, 2013, 293 p. (in Russian)
7. Matveev L.P. Osnovy obshchej teorii sporta i sistemy pod-gotovki sportsmenov: ucheb. posobie [Fundamentals of the general theory of sports and the system of training athletes: textbook. Manual]. Kiev: Olympic literature, 1999, 319 p. (in Russian)
8. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury (ob-shchie osnovy teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskie aspekty sporta i professional'no-prikladnyh form fizicheskoj kul'tury): uchebnik dlya in-tov fiz. kul'tury [Theory and methodology of physical culture (general fundamentals of the theory and methodology of physical education; theoretical and methodological aspects of sports and professionally applied forms of physical culture): textbook for the Institute of Physics. Culture]. Moscow: Physical culture and sport, 1991, 543 p. (in Russian)
9. Natalov G.G. Subject integration of the theoretical foundations of physical culture, sports and physical education (logic, history, methodology). Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 105 p. (in Russian)
10. Neverkovich S.D. Pedagogika fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogy of physical culture and sports]. Moscow: Physical culture and sport, 2010, 336 p. (in Russian)
11. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 192 of 15.03.2018 "On approval of the Federal State Educational Standard of Higher Education-specialty in the specialty 26.05.06 Operation of marine power plants". 2018. Available at: https://base. garant.ru/71918004/53f89421 bbdaf741 eb2d 1 ecc4d-db4c33/(in Russian)
12. Chermit K.D. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury. Opornye skhemy: ucheb. posobie [Theory and methodology of physical culture. Reference schemes: textbook. Manual]. Moscow: Soviet sport, 2005, 270 p.
13. Chernyshenko Yu.K. A new approach to the formalized assessment of the level of motivation of those engaged in physical culture and sports activities. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Culture, Sport -Science and Practice], 2012, no. 3, pp. 45-48. (in Russian)
Поступила / Received 03.02.2021 Принята в печать / Accepted 26.03.2021