УДК 332.02
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
О.И. Михайлин
Действующие модели управления развитием инновационной системы региона в сложившихся условиях не адекватны целям и задачам его развития, во многом тормозят достижение общих целей модернизации. На современном этапе социально-экономической трансформации необходим единый методологический подход, разработка новой концепции управления, построение теоретически обоснованной модели и механизмов управления, повышающих его эффективность в вопросах обеспечения развития региона.
Ключевые слова: региональная инновационная система, модернизация, концепции управления, модель региональной инновационной системы.
Создание конкурентоспособной экономики возможно при условии вовлечения инновационных факторов в процесс социально-экономического развития, что может привести к решению проблемы нивелирования пространственного неравенства. Рассматривая региональный аспект российской экономики, необходимо учитывать приоритеты элементов инновационного вектора экономического роста региона, что особенно важно для регионов с низким уровнем инновационного развития. Они, в отличие от «инновационно активных», способны конкурировать в основном по направлениям научной и/или образовательной деятельности, и для них целесообразно выделение доминирующего элемента как основы развития территории на новом уровне. Эффективность инновационных процессов в регионе может быть обеспечена при условии создания эффективных механизмов управления, что предопределяет значимость разработки методологии управления, обеспечивающей восприимчивость регионов к новшествам. В связи с этим наиболее актуальным становится решение проблемы управления функционированием и развитием региональных инновационных систем, трудности которой заключаются в недостаточной разработке методологических подходов управления сложными системами.
Необходимо отметить, что существующие в настоящее время различия в уровнях регионального инновационного развития подтверждаются статистикой инновационной и научной деятельности в России. Она констатирует появление таких негативных тенденций, как сокращение численности научных кадров, низкий уровень внедрения инноваций, существенная территориальная асимметрия в инновационном развитии, снижение в ряде регионов инновационной активности, недостаточный спрос со стороны реального сектора экономики на новые технологии и т.д. [1]. Кроме того, в настоящее время тенденции таковы, что научнотехнический прогресс приводит к дальнейшему углублению региональных различий, существование которых обусловливает необходимость поиска направлений развития региональных систем, отвечающих условиям современности и социально-экономическим особенностям региона.
Положительным является разнообразие подходов, которые создают существенный задел для поиска путей совершенствования или адаптации предлагаемых методов, способов и инструментов регулирования. Исследования показывают, что процесс управления развитием инновационных систем должен основываться на оптимальном сочетании административных и рыночных методов, исполнении функций интеграции, прогнозирования и государственного регулирования.
Таким образом, современный период, характеризуемый декларированием приоритетов инновационного прорыва в сочетании с методами ведения хозяйства, не вполне отвечающими требованиям современных реалий мировой и национальной экономики, в ряде случаев неизбежно приводит к противоречиям в системе экономических интересов. Сформированный на этой основе процесс управления не в состоянии обеспечить адекватную реакцию на происходящие изменения в пространстве.
Изучение существующих подходов к понятию «регион» и «региональная инновационная система» показало необходимость пространственного разреза исследования, обусловленное наличием существенной дифференциации российских регионов. В современных теориях регион рассматривается как система - носитель определенных экономических отношений, что предполагает их выделение в соответствии со спецификой и факторами его развития.
Инновационное развитие региона в большей степени зависит от нематериальных факторов производства. И конкретный вектор инновационного развития, отрасль науки, инновационное производство напрямую связаны с региональной спецификой. Это положение предопределяет выбор системы управления инновационным развитием региона [2]. Иными словами, внутренняя граница системы - границы территориального образования, внешняя - инновационное пространство, представляющее собой совокупность регионов, располагающих научноинновационным потенциалом и вступающих в экономические отношения по поводу производства научной и инновационной продукции. Целесообразность использования системного подхода обусловлена возможностью определения состава, структуры элементов системы, необходимостью выявления процессов взаимодействия с системами более высокого порядка, т.е. инновационную систему региона можно структурировать по объектам, элементам, связям.
В определенный момент инновационную систему региона можно рассматривать как саморегулирующуюся систему, так как уровень ее развития определяется способностью адаптироваться к изменениям внешних и внутренних условий, ее открытостью по отношению к окружающей среде. Процесс саморегулирования рассматривается с двух сторон: упорядочивание со стороны государства и самоорганизация самих субъектов системы, т.е. долевое соотношение внешнего государственного управления, внутреннего регионального управления и рыночной доли определяет уровень ее саморегулирования. При этом качественные изменения (развитие) системы возможны только при условии ее открытости, что связано с формированием новых целей и структурных изменений в ней.
Инновационную систему региона целесообразно рассматривать, с одной стороны как подсистему национальной инновационной и социально-экономической систем и, с другой стороны, как локальную систему с ее структурным содержанием (элементами). Как подсистема, она является организационно связанным элементом и, в свою очередь, также состоит из подсистем. Необходимо выделить научно-образовательную, производственно-инновационную, инфраструктурную подсистемы, а также подсистему регулирования инновационной системы региона, функционирующие и развивающиеся в определенной технологической среде. При этом принципами выделения подсистем являются относительная однородность выполняемых функций, их назначение в процессе создания инноваций, ресурсно-воспроизводственная сопряженность элементов подсистем, существующий механизм и основные источники финансирования. В инновационном процессе научно-образовательная подсистема выполняет ресурсновоспроизводственную функцию. Производственно-инновационная подсистема, выполняющая производственную функцию, содержит новые высокоэффективные технологии и наукоемкие высокотехнологичные производства. Результатом деятельности субъектов данной подсистемы является продукция со значительной добавленной стоимостью, высокой долей внутренних текущих затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме продукции. Инфраструктурная подсистема обеспечивает необходимые условия для воплощения новых знаний в конкретные инновации и доведения их до конечного потребителя. Регулирование функционирования и развития системы осуществляют организации, чья деятельность направлена на управление научно-инновационной деятельностью субъектов региональной экономики. Технологическая среда является связующим звеном взаимодействия подсистем и социальноэкономической системы в целом.
Необходимо отметить, что локальная система представлена внутренним содержанием структурных элементов. Концептуально научно-инновационная структура системы базируется на изучении ресурсов во взаимосвязи с результатами их использования. Данная структура определена на основе ресурсно-воспроизводственного, институционального, функционального подходов.
В современных условиях на качество инновационного развития накладываются проблемы диспропорции, причем структурного порядка, так как российские регионы существенно различаются по его наличию и использованию, преумноженному социально-экономическими условиями. Это приводит к увеличению (уменьшению) асимметрии их развития. В рамках институционального подхода инновационную систему региона необходимо рассматривается как совокупность различных организаций и институтов, объединенных определенными «правилами игры», отношениями и связями с целью воспроизводства инновационного ресурса. Несмотря на проводимую в России политику создания различных институтов инновационного развития, ряд регионов сталкивается с определенными трудностями, прежде всего, объективного характера [3]. С точки зрения функционального подхода исследуется многомерная классификация по назначению структурных единиц региональной экономики.
Исследование результативного признака (элемента) системы «инновация» показало, что она рассматривается с позиции процессных явлений и объектно-ориентированных новаций. Особенности и инновационные возможности региона накладывают ограничения на ту или иную составляющую инновационного цикла. Кроме того, изменения в инновационной системе региона происходят со сдвигом во времени, причем их скорость и длина волны зависят от технологической базы региональной экономики, ресурсов и условий развития. В регионах, где изменения происходят более спонтанно, представляется целесообразным нахождение направлений создания конкретного вида инноваций. Результат функционирования и развития системы зависит от деятельности контрагентов на рынке инноваций и от эффективности объединения ресурсов системы.
Целесообразно выделить три подхода к исследованию сущности «инновационная деятельность»: как явление в целом; как процесс совокупных усилий субъектов экономики; как внутренняя структура инновационного цикла (процесса). В контексте первого подхода инновационная деятельность представляет собой развивающееся во времени процессное явление получения и накопления новых знаний, на основе которых создаются, совершенствуются элементы инновационной и социально-экономической систем с выходом на конечный результат. При втором подходе инновационная деятельность рассматривается как процесс создания, а в некоторых случаях и отождествления с различными и разнообразными продуктами. В этом случае результативное свойство процесса является доминирующим. Теория и методология исследования предполагают решение частных и общих вопросов, выявление структурных и функциональных составляющих и их взаимосвязи, что раскрывается при использовании третьего подхода. При данном подходе инновационная деятельность рассматривается как внутренняя структура инновационного процесса с присущими горизонтальными и вертикальными связями между элементами процесса, взаимодействием между разными уровнями управления инновационным циклом.
Мировой опыт показывает, что отражение приоритетов регионального инновационного развития основывается на диагностике региональных проблем, требований социальноэкономических стратегий. Это обусловливает необходимость системного описания и диагностики научно-инновационного развития регионов. Прежде всего, должны учитываться особенности их типов, выделяемых с учетом различных условий. Для классификации региональных инновационных систем необходимо использовать относительные показатели, которые могут быть классифицированы по следующим группам: относительные показатели структуры, относительные показатели интенсивности (относительные показатели уровня), интегральный показатель развития системы.
Управление развитием инновационной системы региона представляет собой процесс сознательного воздействия для интенсификации воспроизводственных инновационных циклов, которые на определенной стадии развития являются доминирующим фактором. При этом «воздействие на развитие» предполагает непрерывный процесс воспроизводства ресурсов, достижение устойчивого состояния и формирование элементов системы в конкретный период времени с учетом тенденций развития региона. Поскольку под развитием понимаются, прежде всего, качественные изменения системы, то реальное развитие осуществляется путем
формирования среды на основе локальных траекторий роста, что позволяет достаточно
обосновано выявить взаимосвязь управления функционированием и управления развитием
системы. В методологическом плане в первом случае процесс управления сконцентрирован на проблемах регулирования стационарного состояния системы, во втором - на определении границ развития системы.
Процесс управления развитием инновационной системы региона необходимо рассматривать с двух сторон: регулирования взаимодействия между регионами и взаимодействия внутри региона. И в том и другом случае управление развитием, прежде всего, связывают с формированием и реализацией государственной и региональной политиками. Можно сделать вывод том, что управление развитием инновационной системы региона включает следующие этапы: оценка и определение подсистем, определение элементов подсистем, выявление
доминирующих элементов системы, организацию их взаимодействия, оценку развития, и основывается на изучении сущности объекта управления и управляющих процессов. Каждый этап управления - это последовательность процессов, связанных с применением определенных подходов, методов, механизмов и инструментов реализации.
В процессе управления развитием инновационной системы региона оптимальным является
применение системного подхода, что сводится к формированию конкретной модели управления, учитывающей множество экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, формирующих инновационную среду региона, а также институты государственного регулирования. В соответствии с данным подходом, необходимо рассматривать следующие блоки управления:
- регулирование отношений субъектов инновационной системы региона с внешней
средой;
- управление изменениями в инновационной среде региона;
- управление развитием инновационной системы региона.
Современное развитие экономики, обусловленное необходимостью перехода на инновационный путь, предполагает системную интеграцию научно-инновационной деятельности, что вызывает необходимость его использования в совокупности с процессным подходом. Применение в региональном управлении процессного подхода связано с формированием интеграционных связей между субъектами подсистем. Процесс интеграционного взаимодействия науки, образования, бизнес-организаций, государства, инвестора осуществляется через объединение располагаемых ресурсов на основе создания горизонтальных и вертикальных связей.
Процесс управления развитием системы включает оценку и определение ресурсов системы, их классификацию, организацию интеграционных процессов внутри системы и системами более высокого порядка, управление интеграционными процессами на основе индикаторных оценок [2]. Следовательно, для целей управления развитием инновационной системы региона наибольшую роль играют функции интеграции, прогнозирования, государственного регулирования и информационно-аналитического обеспечения.
В условиях смещения интересов в сторону регионов возрастает роль инструментов государственного (регионального) регулирования инновационным развитием, назначение которых связано с установлением взаимосвязей между субъектами инновационной системы региона, использованием наиболее эффективных инструментов, созданием механизма взаимодействия и координации государственных органов всех уровней в реализации региональной научноинновационной политики. В связи с этим огромную роль играет использование научноинновационного прогноза развития регионов как инструмента государственного регулирования решения наиболее важных проблем. При построении механизма управления развитием инновационной системы региона целесообразно учитывать следующие положения:
- формальные отношения (взаимосвязи) между подсистемами РИС;
- зоны и границы ответственности подсистем в инновационном развитии региона;
- набор инструментов управления инновационным развитием региона;
- условия активизации научной и инновационной деятельности на уровне региона/бизнес-единицы;
- определение критерия (системы индикаторов) оценки эффективности управления инновационной системой региона.
Механизм управления развитием системы представляет собой систему локальных механизмов взаимодействия субъектов. Побудительными мотивами являются интересы субъектов системы, обусловленные экономическими отношениями и стратегическими целями развития подсистем. Для формирования и реализации интеграционного механизма взаимодействия субъектов подсистем необходимо выделить принципы внутрирегионального и межрегионального обмена ресурсами, кооперации и консолидации усилий субъектов подсистем, учёта возможности управляющего воздействия на ресурсы и процессы в системе, гибкости и адаптации механизма к изменяющимся условиям внешней среды, обеспечения эффективности функционирования инновационной системы региона. В общем виде технологическая последовательность решение задачи включает определение участников подсистем (целевых групп), видов связей и способов взаимодействия, определение приоритетных (ключевых) позиций подсистем и субъектов в подсистемах (стратегическое направление), описание процесса взаимодействия подсистем, разработку системы инструментов регулирующего воздействия.
В заключении следует отметить, что стратегическая цель подсистем с ее смысловым наполнением является системообразующим фактором, на основе которого определяются субъекты подсистем, конкретные формы и способы взаимодействия, организационные структуры, виды связей. При этом стратегические цели подсистем обусловливают получение результата функционирования и развития инновационной системы региона непосредственно через взаимосвязи структурных элементов, уровень скоординированности которых определяет
конечный итог развития системы. При этом взаимодействие внутри подсистем осуществляется на уровне институциональных групп (промышленность, наука, образование, инфраструктура) и носит горизонтальный характер. Наличие и вид горизонтальных связей обусловлены количеством субъектов, включенных в процесс научно-инновационной деятельности, а вертикальная интеграция связана с взаимодействием между подсистемами и отвечает за кумулятивный/синергетический эффект функционирования и развития подсистем.
Working models of management of the regional innovation system aren't adequate to the purposes and problems of its development, in many respects brake achievement of overall aims of modernization. At the present stage of social and economic modernization the uniform methodological approach, working out of the new concept of management, construction of theoretically well-founded model and the mechanisms of management raising its efficiency in questions of maintenance of a development of region is necessary.
The key words: the regional innovation system, modernization, concepts of management, model of regional innovation system.
Список литературы
1. Инновационная система региона. Инструменты и механизмы управления: Монография.
- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2011. - 216 с.
2. Гапеева Л.А Региональная инновационная система: сущность и институциональная структура. М.: РАГС, 2008. - 195с.
3. Слободчикова, И.В. Формирование и развитие национальной инновационной системы России. СПб.: Питер, 2009. - 131с.
Об авторах
Михайлин О.И. - проректор БГУ им. акад. И.Г. Петровского по АХЧ, [email protected]
METHODOLOGICAL ASPECTS OF MANAGING THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATION SYSTEM