Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / ограниченные возможности / инклюзивное общество / коррекционно-развивающего обучения / психическое развитие / интеграция.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудов Абдулхалим Хамидович

В статье рассматривается понятие инклюзивного образования как формы обучения в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются методологические вопросы трансформации инклюзивного образования в инклюзивное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Махмудов Абдулхалим Хамидович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом УзНИИПН им.Кари Ниязи

https://doi.org/10.5281/zenodo.11183473

Аннотация. В статье рассматривается понятие инклюзивного образования как формы обучения в общеобразовательных учреждениях. Раскрываются методологические вопросы трансформации инклюзивного образования в инклюзивное общество.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности, инклюзивное общество, коррекционно-развивающего обучения, психическое развитие, интеграция.

В последнее время в педагогическом обществе большое внимание уделяется проблеме обучение детей с ограниченными возможностями. В педагогической науке такое образование называется инклюзивным образованием. Инклюзив - слово в переводе с латинского означает «включаю себя», а в переводе с английского - «смешиваю». Инклюзивное образование - это способность детей получать качественное образование и развивать свой потенциал независимо от пола, возраста, географического места проживания, двигательного и психического состояния, социально-экономического положения. Инклюзивное образование позволяет ребенку - обучаемому с ограниченными возможностями реализовать свои права, тем самым создается эффективный механизм развития инклюзивного общества, то есть общества для каждого человека. Основной идей такого образования является создание возможности детям с ограниченными возможностями в полной мере участвовать в жизни дошкольного и школьного учреждения. Инклюзивное образование мотивирует детей с ограниченными возможностями к равенству, равноправию [1].

В кластере этих вопросов важной проблемой является полное включение детей в образовательный процесс с участием среды, семьи в соответствии с их индивидуальными запросами и особенностями. На сегодняшний день в направлении поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью по определенным причинам. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. В настоящее время осознанное воспитание личности каждого ученика является жизненным требованием качественного образования. Сегодня во всех регионах страны на основе поддержки образования детей с ограниченными возможностями постепенно открываются классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных школах. Цель данного класса: объединить учащихся с ограниченными возможностями в один класс и дать каждому ученику индивидуальный класс и программу обучения. Этот класс, несмотря на открытие, имеет несколько минусов. Причина: в этом классе в некоторых школах учатся ученики из разных возрастных групп. Еще один минус, это низкий объем специальных педагогических знаний учителей-предметников, преподающих в таком классе. В результате этого дети сталкиваются с трудностями уже с первой ступени обучения. Цель

инклюзивного образования: воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с нормальными детьми. То есть система образования человека как равноправной личности независимо от пола, религии, происхождения. Эти специальные знания не вытесняют традиционно сложившиеся и развивающиеся формы в системе[2].

Инклюзивное обучение - это обучение детей с ограниченными возможностями в развитии с целью ускорения процессов социализации и интеграции с нормально развитыми детьми. Дети в специальных группах объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, конкурсов, личных дел. Дети с отклонениями в умственном развитии включаются в обычные группы детского сада, класса, школы, коррекционную помощь оказывают родители.

В основе инклюзивного обучения лежит идеология отрицания какой-либо дискриминации детей, обеспечения равноправного отношения ко всем людям, а также создания специальных условий для детей с особыми потребностями в обучении. Инклюзивное обучение способствует успеху таких детей в учебе, создает возможность лучшей жизни. В школах поставлена задача создания условий для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов - дефектологов, психолого-педагогического сопровождения детей, специальных индивидуальных технических и компенсаторных средств). Дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены компьютерной техникой с учетом индивидуальных возможностей и потребностей. Таким образом, государство создает все необходимые условия для социальной защиты людей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество, их реабилитации, трудоустройства и создания новых рабочих мест, обучения и переквалификации [3].

Инклюзивное обучение позволяет всем детям активно участвовать в жизни школы и в дошкольных учебных заведениях, определяет равные права учащихся и позволяет участвовать в деятельности коллектива, позволяет развивать необходимые способности людей в общении. Если изменения, внесенные в инклюзивное обучение и преподавание, будут эффективными, то изменится и положение детей с ограниченными возможностями. Для того, чтобы дети относились друг к другу понимающе и на равных общались, необходимо непосредственное влияние педагога и общества. Нередко мы становимся свидетелем проблем при инклюзивном образовании. Это прежде всего головная боль для директоров школ, учителей, классных руководителей. Очень часто обеспеченные родители протестуют против обучения их детей вместе с калеками, они априори, на основании здоровья, считают себя более умными и выше по статусу. И дети в таких случаях (их, к сожалению, достаточно, чтобы говорить о системе), относятся к детям с ограниченными возможностями с пренебрежением, дразнят их, обижают. Почему? Потому, что дети-инвалиды по определению иные, а еще потому, что здоровые дети хорошо чувствуют отношение к инвалидам и в семье, и в педагогическом коллективе.

Другая проблема - проблема кадров. Сегодня в рамках поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. Любой ли педагог вооружен знанием, которое точно может различить это? Способен ли в современных условиях

студент, окончивший педагогический вуз, работать в стенах школы с детьми с различными отклонениями? Будущий профессионал, получивший образование на основе государственного стандарта общего образования, получает квалификацию бакалавра данной отрасли, адаптируется к работе с обычными обучающимися в дошкольных организациях и средней школе. Но эти педагоги не практиковались в работе с детьми с различными отклонениями. Где же найти того, кто научит учителей и воспитает воспитателей, сколько на это нужно времени и есть ли такие специалисты в государстве? Безусловно, в республике они есть, хотя их и очень мало. Сначала их нужно подготовить в достаточном количестве, а это, в свою очередь, кадры, время, средства. Нужно создать специальные учебные программы по этому вопросу - для детей, родителей, учителей[4].

По мнению педагогов и дефектологов, в нашей стране практически нет новых продуктивных программ и методик по работе с такими детьми. Изучение проблем детей с ограниченными возможностями, привлечение отечественных специалистов, опора на мировой опыт в их решении - актуальный вопрос на сегодняшний день.

Однако указанный процесс, опять же, требует и кадров, и времени, а главное -средств для создания качественных программ, проведения учебных семинаров для всех категорий учащихся (не только школьников, но преподавателей и родителей). И надо понимать, что результат будет не мгновенным, поскольку это - ломка мировоззрения, в первую очередь педагогов и родителей. До того же момента, когда произойдет ломка мировоззрения педагогов, родителей, детей, общества в целом, не изменится ничего. И инклюзивным образование будет называться лишь на бумаге[5].

Таким образом, инклюзивное обучение определяет равные права учащихся и дает возможность участвовать в деятельности коллектива, развивать необходимые способности к общению с людьми. Посредством инклюзивного обучения можно разнообразить общеобразовательный процесс, учитывающий потребности всех детей и обеспечивающий получение образования детьми с особыми потребностями. Такая форма обучения не вытесняет, а наоборот сближает традиционно сложившиеся и развивающиеся формы в системе специального образования. Инклюзивное образование способствует достижению успеха в обучении детей с особыми образовательными потребностями, создает возможность лучшей жизни. Внедряя это направление в систему образования, мы можем воспитать обучающихся доброте и благотворительности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 13.10.2020 г. № ПП-4860. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

2. Баринова Е.Б. Концептуально-методологические основы инклюзивного образования в Российской Федерации // Современное образование. 2021. № 3. С. 42-52.

3. Хитрюк, В. В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного формирования / // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2013. - № 3 (79) - С. 189-194.

4. Махмудов А. Х., Фефелов В. С., Камилова А. Б. Инновационные пути педагогического прорыва //Современное образование (Узбекистан). - 2019. - №. б (79). - С. 3-9.

5. Alikovich Eshbayev O., Xamidovich Maxmudov A., Urokovich Rozikov R. An overview of a state of the art on developing soft computing-based language education and research systems: a survey of engineering English students in Uzbekistan //The 5th International Conference on Future Networks & Distributed Systems. - 2021. - C. 447-452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.