Научная статья на тему 'Методологические аспекты перехода от парадигм обучения к парадигме самообразования'

Методологические аспекты перехода от парадигм обучения к парадигме самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ПАРАДИГМ / ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ / ПАРАДИГМА САМООБРАЗОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ПАРАДИГМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САМООБРАЗОВАНИЯ / KINDS OF PARADIGMS / TRAINING PARADIGM / SELF-EDUCATION PARADIGM / PECULIARITY OF SELF-EDUCATION PARADIGM AT A HIGHER SCHOOL / DIDACTICAL COMPLEX OF SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Федорович

В статье обосновывается парадигма самообразования в сопоставлении с частными и локальными педагогическими парадигмами. В качестве методологических основ парадигмы самообразования рассматриваются ее историческая преемственность, информационная направленность и реализация в атрибутах обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Aspects of Transition From Training to Self-Education Paradigms

The article settles the self-education paradigm in comparison with particular and local pedagogical paradigms. Historical succession, information trend and realization in attributes of training are considered as a methodological basis of self-education paradigm.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты перехода от парадигм обучения к парадигме самообразования»

УДК 374.1 ББК 74.4

Медведев Игорь Федорович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра математики Челябинский институт путей сообщения г. Челябинск Medvedev Igor Fedorovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Mathematics Chelyabinsk Institute of Transport Routes Chelyabinsk Методологические аспекты перехода от парадигм обучения к парадигме самообразования Methodological Aspects of Transition From Training to Self-Education Paradigms

В статье обосновывается парадигма самообразования в сопоставлении с частными и локальными педагогическими парадигмами. В качестве методологических основ парадигмы самообразования рассматриваются ее историческая преемственность, информационная направленность и реализация в атрибутах обучения.

The article settles the self-education paradigm in comparison with particular and local pedagogical paradigms. Historical succession, information trend and realization in attributes of training are considered as a methodological basis of self-education paradigm.

Ключевые слова: виды парадигм, парадигма обучения, парадигма самообразования, особенности парадигмы профессионального самообразования в вузе, дидактический комплекс самообразования.

Key words: kinds of paradigms, training paradigm, self-education paradigm, peculiarity of self-education paradigm at a higher school, didactical complex of selfeducation.

Понятие «парадигма» определяется как «... исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в науке» [5, с.15-16] и является общенаучной категорией [4].

В философии и методологии науки под парадигмой понимается совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на определенном этапе развития науки в качестве образца, эталона, нормы. Парадигма шире теории и нередко предшествует ей. Смена парадигмы

отражает этап развития науки, когда научные факты уже не могут быть объяснены только с помощью общепризнанных теорий, и требуется новый категориальный аппарат, что знаменует собой научную революцию. При этом переход к новой парадигме объясняется не только рационально-логическом развитием системы знаний, но также диктуется социально-психологическими факторами.

В зависимости от масштабности и глобальности охвата идей и теорий о мироустройстве, выделяют несколько видов парадигм, которые функционируют одновременно: общественную, частную и локальную. Общественная парадигма отражает точку зрения, признаваемую всем научным сообществом и общественным сознанием независимо от отрасли знаний, вида деятельности и страны. Частные парадигмы образуют теоретическую базу различных отраслей знаний. Локальные парадигмы несут на себе отпечаток специфического познания [3]. Все вышеизложенное относится и к парадигмам, представленным в педагогике (табл. 1).

Таблица 1

Классификация парадигм, применяемых в педагогике,

по степени общности

Вид парадигмы Название парадигмы

Общественная Парадигма в философии и методологии

Частная Педагогическая парадигма

Локальная Парадигма профессионального образования

Все виды парадигм неразрывно связаны между собой, где определяющая роль принадлежит общенаучной парадигме. Переход к новой парадигме обучения приводит к коррекции педагогической и общеметодологической парадигм, а смена общественной парадигмы неизбежно влечет радикальные реформы в сфере специальных знаний, всегда сопровождается изменением содержания образования, принципов, методов и организационных форм обучения.

Ранее возникшие парадигмы живут в тени официально утвердившейся парадигмы, они скрыты в информационном поле, но подспудно дополняют ее, обогащают и стимулируют педагогическую практику, а при благоприятных ус-

ловиях выдвигаются вперед, занимают главенствующее положение в социально-педагогической сфере.

В системе образования исторически выделились три частные психологопедагогические парадигмы: эзотерическая парадигма, имеющая природную основу; научно-технократическая парадигма, рассчитанная на репродуктивнопедагогическую деятельность; гуманистическая парадигма, предусматривающая креативно-педагогические взаимодействия в образовательном процессе.

При этом в рамках гуманистической парадигмы в современном профессиональном образовании утвердились локальные парадигмы, имеющие различные содержательные стороны:

1. Когнитивно-информационная (знаниевая), обеспечивающая передачу новому поколению накопленных знаний, умений и навыков через предметное содержание.

2. Личностная, обеспечивающая эмоциональное и социальное развитие через выход на метапредметное содержание образования.

3. Культурологическая, предполагающая передачу новому поколению ценностей культуры.

4. Компетентностная, обеспечивающая усвоение сформулированной государством совокупности компетенций [5, с.70; 6].

В дидактическом аспекте все вышеперечисленные парадигмы можно назвать парадигмами обучения. Парадигма обучения - это устоявшаяся модель образовательного процесса, где приоритетом выступает личность педагога, отбирающего содержание, методы, формы, технологии и средства обучения.

В традиционной дидактике основная роль отводится взаимосвязи обучающий - обучаемый, в которой предусматривается сообщение основной массы учебной информации. Под процессом обучения подразумевается лишь процесс преподавания. При этом ослабляется внимание педагогическому воздействию через объект учебного познания, что ведет к подмене его искусственной моделью, углублению различий между учебным и научным познанием, отсутствию творчества в деятельности обучаемых.

В настоящее время традиционные модели управления качеством подготовки специалистов в условиях динамично развивающейся внешней и внутренней среды образовательных учреждений уже не могут обеспечить выполнения всех требований, которые предъявляются современным обществом к выпускникам ттткол и вузов. Необходимы новые подходы, разработка моделей, соответствующих требованиям современности, которые могли бы быть объединены общей для них локальной педагогической парадигмой.

В истории педагогики изначально существовала и постоянно совершенствовалась одна принципиально важная образовательная парадигма, которая соответствует современным социально-экономическим запросам - это парадигма самообразования. Собственно сама педагогика как наука стала возможной благодаря стихийному воспроизводству знания в человеческом обществе. Жизненный, производственный, научный опыт не только передавался человеку в общении и совместном труде, но и приобретался, накапливался, обогащался в результате активной познавательной продуктивной деятельности самого человека. Именно собственная образовательная деятельность многих наших предков вывела человечество на широкую дорогу цивилизационного прогресса.

Безусловно, самообразовательная парадигма претерпевала серьезные изменения и имела свои особенности в различные исторические эпохи (табл. 2). Принципы и организация экономики задают однозначную конструкцию образовательной системы и методов управления, адекватных задачам, которые ставит перед системой это самое устройство экономики.

Таблица 2

Эпохи развития цивилизации и типы парадигм самообразования

Эпохи развития цивилизации Тип парадигмы самообразования Особенности парадигмы самообразования

Первобытная эпоха Синкретическая Самообразование через общественнозначимую деятельность

Рабовладельческая эпоха Идентификационная Выделение самообразования как самостоятельного вида деятельности на классовой основе; личностное и религиозное самопознание

Эпохи развития цивилизации Тип парадигмы самообразования Особенности парадигмы самообразования

Феодальная эпоха Профилизационная Профессионализация самообразования в межличностной коммуникативной деятельности

Капиталистическая эпоха Техноцентристская Дифференциация самообразования в социальной, производственной и научной сферах

Эпоха глобализации Компьютерная Интеграция различных сфер самообразования средствами информационных технологий; инновационность самообразовательной деятельности

Но в конце XX - начале XXI веков у парадигмы самообразования наметились объективные предпосылки, поставившие ее в центр внимания передовой педагогической мысли. Эти предпосылки связаны с переходом к информационному обществу, в котором господствуют информационные (компьютерные) технологии и основным видом деятельности для большинства активного населения становится работа с информацией наедине с монитора персонального компьютера. Кроме того, развитие компьютерной техники повышает эффективность самообразовательной деятельности, так как повышает доступность к значительному объему информации, представленной на электронных носителях.

Исследуя процесс овладения научным знанием, необходимо помнить, что целью обучения является не просто преобразование учебной деятельности в самообразовательную, а подготовка и совершенствование на ее основе профессиональной деятельности человека. Дидактической основой самообразования является сближение познавательной деятельности с процессом научного познания. «...даже при усвоении готовых, накопленных человечеством знаний учащиеся осуществляют познавательную деятельность. Учение есть познание» [1, с.11]. Являясь продуктом развивающего обучения, самообразовательная деятельность ориентирована на постоянное профессиональное совершенствование, инновационные подходы к технологическим процессам, накопление научнотехнической информации, ее творческую интерпретацию и использование для решения производственных проблем (рис. 1).

Учение как усвоение получаемой информациии

Научная и профессиональная деятельность

Рис. 1. Пути преобразования учебной деятельности в научную и профессиональную

Важнейшим отличием парадигмы самообразования от других образовательных парадигм является приоритет учебной деятельности. Таким образом, происходит переход от обучающей модели образовательного процесса к познавательной модели.

Очевидна связь парадигмы самообразования с локальными парадигмами обучения (рис. 2). Она является центральным и связующим звеном гуманистической парадигмы. В парадигме самообразования разнообразные обучающие технологии и методике преобразуются в технологии и методики учебной деятельности.

Рис. 2. Связь парадигмы самообразования с локальными парадигмами в рамках гуманистической парадигмы

Не менее существенна разница между потоками информации в традиционных парадигмах и парадигме профессионального самообразования (рис. 3, 4).

Благодаря непосредственной обратной связи субъекта самообразования с источниками учебной информации обеспечивается ее наиболее полное усвоение. Согласно проведенным исследованиям [2], 70-80% необходимой учебной информации человек приобретает в процессе собственной самообразовательной деятельности.

Рис. 3. Потоки информации в парадигмах обучения

Рассмотрим главные особенности парадигм образования и самообразования, проявляющиеся в атрибутах процесса обучения (табл. 3).

Таблица 3

Особенности парадигм обучения

и профессионального самообразования в вузе

Атрибуты процесса обучения Парадигмы обучения Парадигма самообразования

Образовательная цель Предоставить образовательные услуги. Предлагать курсы, программы Создать учебную ситуацию. Создать образовательную среду.

Задачи обучения Транслировать знания от преподавателей к студентам. Организовать усвоение новых знаний, умений и навыков. Улучшать качество преподавания Улучшать качество учения Создать учебную среду, открытую для модернизации и инноваций

Управление Преподаватель контролирует и регулирует ход процесса обучения Студент планирует и совершенствует учебный процесс

Объект управления Широкие студенческие массы Различные группы студентов с определенным уровнем подготовки, целевыми установками и оснащенностью

Время обучения Время фиксировано, учение варьируется Учение постоянно, время варьируется

Структура процесса обучения Независимые подразделения и учебные курсы Взаимосвязь курсов. Сотрудничество подразделений

Организация обучения Необходимо личное присутствие преподавателя и студентов Необходимо наличие активного студента, не всегда требуется личное присутствие преподавателя

Роли преподавателей Преподаватель в основном лектор. Любой специалист может учиться. Преподаватель в основном проектирует и управляет учебой студентов.

Преподавание Атомарное: детали, прежде, чем целое. Процессуальное: целое, важнее, чем детали.

Роли студентов Пройти учебный материал Достичь профессиональных компетенций

Учение Знания приходят «в порциях», поданных преподавателями. Знания строятся, создаются и получаются в постоянном взаимодействии в процессе активного обучения.

Продуктивность Финансирование рабочих часов. Финансирование учебных результатов.

Результаты Качество преподавания, квалифицированность ППС Совершенствование учебного плана Качество учения, увеличение роста учебной активности Совершенствование технологий учения

Критерии успеха Количество выпускников. Качество и величина материального обеспечения Качественные и количественные характеристики результатов учения: компетенции, присвоенные кредиты

Как видим, в парадигме самообразования атрибуты процесса обучения превращаются в атрибуты учебного процесса со всеми вытекающими из этого следствиями.

Следует отметить, что хотя парадигма самообразования и дистанцируется от других образовательных парадигм, она имеет универсальный характер и поэтому вбирает в себя основные направления современного обучения: развивающее, программированное, проблемное.

1. При рассмотрении связи самообразования с развитием важно отметить, что а) развитие в педагогике означает совершенствование деятельностных, интеллектуальных, личностных свойств человека; б) развитие продолжается на протяжении всей жизни человека, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Поэтому самообразование является не только условием, но и основой развития личности.

2. Самообразование и управление им по определенной программе - два взаимно вложенных процесса, неразрывно связанных между собой. При этом роль оперативного управления выполняет не преподаватель, а сам объект управления, обучающийся. Обучающая программа преобразуется в учебную программу, которая в зависимости от исходных условий может быть жестко алгоритмизирована, а может и предполагать определенную свободу действий, рассчитанную на творчество в выполнении ее пунктов и составлении последующих учебных программ.

3. Самообразование как самостоятельная познавательная деятельность состоит в последовательном решении цепочки учебных проблем. Таким образом, самообразование можно интерпретировать как процесс разрешения учебных противоречий, возникающих в познавательной деятельности. Причем оно выражает наиболее высокий уровень проблемности в обучении, когда обучаемый сам ставит проблему и сам ее решает. Педагог даже не указывает на проблему: обучаемый должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения (рис. 5).

Рис. 5. Дидактическая модель самообразования

Таким образом, парадигма самообразования имеет гносеологические, методологические, исторические корни и включена в систему педагогических парадигм. Вместе с тем она радикально отличается от парадигм обучения своей содержательной основой, что проявляется в специфике информационных потоков, в атрибутах процесса обучения и направленности современного образования.

Библиографический список

1. Алексеев, М.Н. Логика и педагогика [Текст]/М.Н.Алексеев.. - М.:Знание, 1965. -

165 с.

2. Глассер, У. Школы без неудачников [Текст]/ У.Глассер; пер с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 184 с.

3. Корнеенков, С.С. Эволюция психолого-педагогических парадигм обучения [Текст]/С.С.Корнеенков // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2002. № 12. - С.33-38.

4. Кун, Т. Структура научных революций [Текст]/Т.Кун, пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 297 с.

5. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики

[Текст]/Н.Н.Тулькибаева, З.М.Большакова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. - 162 с.

6. Ямбург, Е.Г. Управление развитием адаптивной школы [Текст]/Е.Г.Ямбург. - М.: Пер. СЭ-Пресс, 2004. - 367 с.

7. Robert D. Barr, John Tagg. From Teaching to Learning. - A New Paradigm for Undergraduate Education // Change. - 1995. - November/December. - P. 13-25.

Bibliography

1. Alexeev, M.N. M.: Logic and Pedagogics [Text] / M.N. Alecseev. - M.: Knowledge, 1965. - 165 p.

2. Glasser, U. School Without Failures [Text] / U. Glasser; Transl. from Engl. - M.: Progress, 1991. - 184 p.

3. Koon, T. Structure of Scientific Revolutions [Text] / T. Koon: Transl. from Engl. - M.: Progress, 1977. - 297 p.

4. Korneenkov, S.S. Psychological-and-Pedagogical Evolution of Training Paradigms [Text] /

S.S. Korneenkov // Distant and Module Training. - 2002. - № 12. - P.33-38.

5. Robert D. Barr, John Tagg. From Teaching to Learning. - A New Paradigm for Under-

graduate Education // Change. - 1995. - November/December. - P. 13-25

6. Tulkibayeva, N.N. Pedagogics: Correlation of Science and Practice [Text] /N.N. Tulki-

bayeva, Z.M. Bolshakova. - Cheliabinsk: Publishing House of ChSPU, 2008. - 162 p.

7. Yamburg, E.G. Management of Adaptive School Development [Text] /E.G. Yamburg. -M.: Transl. by SA-Press, 2004. - 367 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.