Научная статья на тему 'Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства'

Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
507
89
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / СИНЕРГЕТИКА / МЯГКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тестов Владимир Афанасьевич

В связи с широким внедрением ИКТ в обучение происходит переход к новой образовательной парадигме. Возможности сетевого пространства способствуют переходу от обучения к самообучению и самообразованию. Методологической основой новой парадигмы должна стать постнеклассическая методология, базирующаяся на синергетическом мировидении и идеях мягкого моделирования. На примере обучения математике показано, как при этом меняются содержание, формы и методы обучения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тестов Владимир Афанасьевич,

TRANSITION TO A NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE NETWORK SPACE

The transition to a new educational paradigm is associated with the widespread introduction of information and communication technologies (ICT) in education. The network space capabilities conduce to the transition from education to self-education. The post-nonclassical methodology based on the synergetic world-view and soft modeling ideas should become a methodological basis of the new educational paradigm. We consider the changes in the content, forms and methods of education as exemplified by teaching mathematics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 50-56

УДК 37.02

ПЕРЕХОД К НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2012 г. В.А. Тестов

Вологодский государственный педагогический университет

vladafan@inbox.ru

Поступила в редакцию 02.05.2012

В связи с широким внедрением ИКТ в обучение происходит переход к новой образовательной парадигме. Возможности сетевого пространства способствуют переходу от обучения к самообучению и самообразованию. Методологической основой новой парадигмы должна стать постнеклассическая методология, базирующаяся на синергетическом мировидении и идеях мягкого моделирования. На примере обучения математике показано, как при этом меняются содержание, формы и методы обучения.

Ключевые слова: информатизация образования,

ние, сетевые проекты, обучение математике.

Двадцать первый век все больше связывают с развитием и преобладанием информационных технологий, проникновением их во все большее число сфер социальной жизни. Наиболее значительные перемены происходят в связи с широким распространением глобальных и локальных сетей. В условиях сетевого пространства принципиально меняются формы сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и создания информационного продукта. В результате появляется возможность реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации.

Приобретая новые возможности, мы, несомненно, утрачиваем некоторые прежние; неизбежным результатом этого станет изменение структуры, стиля самой умственной деятельности. Поэтому, несомненно, правы те ученые, которые говорят, что компьютеризация и современные информационные технологии открывают новый этап в природе функционального и онтогенетического развития человеческой психики.

Одним из социальных последствий стремительного технологического развития общества явился общий кризис системы образования, суть которого заключается в неадекватности целей, содержания, форм и методов образования новым условиям. Как признают многие ученые, этот кризис сегодня охватывает практически все страны мирового сообщества, в том числе и Россию. Классическая парадигма образования, идущая еще от Яна Амоса Коменского, в которой обучение базировалось на классноурочной системе и книгопечатании, приходит

самообразование, синергетика, мягкое моделирова-

все в большее противоречие с реалиями информационного общества.

Становление нового типа общества требует не просто внедрения в обучение информационных технологий, а новой методологической основы всей системы образования, радикального обновления его целей и содержания, форм, методов и средств обучения. Образование в информационном обществе должно рассматриваться как способ сохранения и приумножения культуры, порождающей новых субъектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изменения, обусловленные массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети, прежде всего, кардинально поменяли основную цель образования. В условиях сетевого пространства нет необходимости концентрировать людей в одном месте, их работа все больше переносится с фабрик и из больших офисов в малые офисы и дома, они могут быть разбросаны по всему миру, связанные между собой практически мгновенной связью. Современные средства коммуникации многократно увеличили скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений. В информационном обществе темпы развития новых технологий подошли к той черте, когда за 10 — 12 лет (а в некоторых областях и ещё быстрее) технологии практически любой сферы деятельности радикально меняются настолько, что человеку фактически приходится осваивать новую профессию. В силу этого обстоятельства в новом обществе смена специальностей, профессии, работы все чаще происходит несколько раз на протяжении жизни конкретного человека. Из потребности участия в деятельности че-

ловеческого общества вытекает основная цель образования - подготовка к нему ребенка.

Переход к условиям сетевого пространства несет в себе для образования необходимость учета ряда других объективных тенденций. В современной информационной эпохе целостность знания часто нарушается, для человека все больше характерно фрагментарно-клиповое сознание, он перестает чувствовать необходимость воссоздания целостной смысловой картины мира; отдельные фрагменты знаний, полученные из сетей, создают ему иллюзию нахождения на переднем крае науки и техники, без приложения к этому значительных умственных усилий. Стиль мышления молодежи сегодня за счет постоянного общения с масс-медиа - образно-эмоциональный. Мышление школьников и студентов все меньше тяготеет к абстрактным построениям. Все это идет вразрез как с традиционным, вербальным стилем изложения учебного материала, так и со сложившимся содержанием школьного образования.

Педагогическое сообщество оказалось не готовым к проявлениям таких процессов, связанных с компьютеризацией образования и широким использованием информационных сетей. Можно констатировать, что в педагогике с конца XX века наступил период перехода к новой парадигме, непосредственно связанный с кризисом в образовании, с массовым использованием ИКТ в обучении без достаточного научнопедагогического осмысления происходящих процессов.

Об «информатизации» и компьютеризации образования написаны десятки и сотни книг, на эти программы истрачены миллиарды рублей и долларов. Однако наблюдается увлечение чисто технической стороной деятельности, фундаментальная наука не успевает за происходящими стремительными изменениями. По мнению Г.Г. Малинецкого, «надо начинать все с начала, с научных основ. Разбираться с «информацией» не в техническом плане, а в содержательном: постигать смысл, ценность, риски, угрозы, стратегии... Без синергетики тут не обойтись» [1]. Для теории обучения в условиях информационного общества нужны принципиально новые подходы, уделяющие внимание не устройствам для передачи информации, а анализу механизмов, позволяющих ее создать и запомнить.

Переход в образовании к новой парадигме -процесс не быстрый и достаточно болезненный. Такой переход в условиях сетевого пространства только начался и теоретически еще не осмыслен. Ряд ученых считают, что при таком переходе прежде всего происходит выход на главную роль проективного начала, отказ от понимания образования как получения готового знания, изменение роли учителя.

Конечно, все эти факторы присутствуют в новой парадигме, но не являются определяющими. Новая система обучения и воспитания должна иметь новую методологическую основу. Отказ от классических подходов в образовании означает прежде всего использование беспорядочной, хаотической основы, когда в учебный процесс вводится фактор творческой непредсказуемости, а главные усилия направляются на создание мощной образовательной среды, в рамках которой каждый обучающийся наделяется правом активно выбирать и самостоятельно конструировать свою образовательную траекторию.

Возможности сетевого пространства позволяют активизировать самостоятельность обучающихся, способствуют индивидуализации учебного процесса, переходу от обучения к самообучению и самообразованию. В этих условиях образовательные системы, во всяком случае их основные подсистемы, связанные с передачей информации, усвоением нового, творчеством, должны быть отнесены к сложным нелинейным самоорганизующимся системам. Более того, по классификации М.С. Кагана, такие системы относятся к сверхсложным или антропо-социокультурным; они отличаются от других сложных систем разнородностью их субстрата -не однородно-биологического, а синтезирующего свойства природы, общества и воплощенной в культуре человеческой деятельности.

Для многих сложных систем характерно явление самоорганизации. Оно приводит к тому, что очень часто для характеристики объекта, который описывается большим или даже бесконечным числом величин, оказывается достаточно всего несколько переменных, так называемых параметров порядка. Эти параметры «подчиняют» остальные переменные, определяя их значения. Все эти процессы описываются в синергетике.

Исследователям известны механизмы самоорганизации, приводящие к выделению параметров порядка, способы их описания, соответствующие математические модели. Однако, вероятно, как отмечает Г.Г. Малинецкий, наш мозг обладает блестящими способностями находить эти параметры, «упрощать реальность», владеет более эффективными алгоритмами их выделения. Процесс обучения, получения образования позволяет находить в одних случаях удачные комбинации, которые могут быть параметрами порядка в определенных ситуациях, или механизмы поиска таких параметров («учиться учиться», «учиться решать нестандартные задачи») [1].

Самоорганизация знания, возникновение у школьника, студента, аспиранта системы знаний представляется исключительно сложным, интересным и мало изучавшимся процессом. При этом выделение основных идей, навыков, концепций выступает как своеобразная самоорганизация, выделение параметров порядка. Все, что относится к динамике учебно-воспитательного процесса, не может быть ни полным, ни достоверным с детерминистических позиций. Поэтому методологической основой образовательной парадигмы в условиях сетевого пространства должна стать постнеклассическая методология, которая базируется на синергетическом мировидении и идеях мягкого моделирования.

В образовании уже давно шли поиски альтернативы традиционной классической парадигме. В качестве таких альтернатив разными авторами выдвигались разные подходы («педагогика творчества», исследовательский подход, гуманная педагогика, педагогика сотрудничества и т.п.). Все эти подходы были лишь прелюдией к возникновению постнеклассической (синергетической) парадигмы.

Развитие постнеклассической картины мира, синергетических представлений не могло не сказаться на развитии педагогической науки, в которую стало проникать синергетическое ми-ровидение. В 90-х годах XX века интерес к теории самоорганизации в педагогической среде рос по мере перевода трудов ее основоположников и публикации работ отечественных ученых и философов, развивающих теорию. Однако только отдельные энтузиасты совершали попытки перейти от усвоения теории самоорганизации к педагогической практике. Дело в том, что условия классно-урочной системы и использование всеми одного и того же учебника регламентируют учебный процесс настолько сильно, что только в отдельных исключительных случаях можно говорить об использовании синергетического подхода (например, в школе М.П. Щетинина). В силу этого обстоятельства, а также ввиду отсутствия явственных преимуществ синергетического подхода в педагогической теории, этот интерес в последнее десятилетие начал спадать. Однако необходимость по-новому взглянуть на образование в условиях сетевого пространства заставляет вновь обратить внимание на синергетическую методологию.

Для субъекта саморазвитие в учебном процессе принимает форму самообразования. В широком смысле самообразование представляет собой реализацию познавательных потребностей и духовных интересов человека на основе

самостоятельных действий, направленных на усвоение современной общечеловеческой культуры и на повышение уровня образованности и качества жизни. Ведь главное - не передача знаний (все передать невозможно!), а овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. Вопросы самообразования в отечественной педагогике мало разработаны, а на этапе школьного образования практика самообразования учащихся почти полностью отсутствует.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Традиционная педагогика не принимала того факта, что при самообразовании в учебном процессе должна быть определенная доля хаоса, что флуктуации на микроуровне играют существенную роль в определении наличных тенденций, «целей» процессов на макроуровне. В эпоху информационного общества становится все более очевидной конструктивная роль хаоса. Хаос предстает в качестве механизма выхода на структуры-аттракторы эволюции. Стало быть, бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить деструктивные элементы из образовательного процесса.

Одним из принципов синергетики является принцип когерентности - согласованность взаимодействия элементов, которая проявляется в масштабе всей образовательной среды. Этот принцип вводит в педагогику новые способы объединения простых структур в сложные. Объединение развивающихся в разном темпе структур происходит через синхронизацию их скорости развития. Примером реализации этого принципа в образовании является создание групп, кружков, секций, отрядов из разновозрастных коллективов учеников, объединенных общей целью. В сетевом пространстве это участие в коллективных учебных проектах. Благодаря согласованным коллективным действиям ученики попадают в один темпомир, начинают развиваться с оптимальной скоростью.

Следует заметить, что в современном мире практически вся деятельность является коллективной и, следовательно, коллективная учебная деятельность в гораздо большей степени способствует формированию компетенций, чем индивидуальная. Поэтому перед педагогами встают проблемы серьёзного обучения культуре труда и участию в коллективной деятельности, воспитания ответственности за порученное дело и креативного отношения к выполнению задания, которые в последние десятилетия или не затрагиваются вовсе, или носят сугубо декларативный характер. В качестве ведущего должен рассматриваться принцип обучения в сотрудни-

честве в решении учебных и профессиональных проблем, в первую очередь при коллективном обучении через сеть.

Коллективные учебные проекты способствуют решению важной педагогической проблемы - обучению коллективным усилиям. Было замечено, что выпускники наших отечественных вузов являются во многих случаях прекрасными солистами, но там где дело касается согласованных коллективных усилий, они проигрывают по сравнению с иностранными специалистами. Дело в том, что наши выпускники и специалисты не владеют элементарными приемами «самоорганизации», необходимыми в процессе трудовой деятельности. Коллективные студенческие проекты, в которых люди проходят дорогу от учебников к профессиональной жизни, являются в практике западного образования гораздо более распространенными, чем у нас.

Основным средством обучения в информационном обществе, в отличие от традиционной системы обучения, становится не столько учебная книга, сколько компьютерные сети. Применение информационных технологий и компьютерной техники в обучении ведет к тому, что образовательная среда приобретает совсем другие возможности и ограничения, порождая новую педагогическую реальность. Развитие этой среды как сложной открытой самоорганизующейся системы подчиняется законам синергетики. Сетевое пространство становится второй, виртуальной, реальностью личности, а для многих людей оно становится основным полем жизнедеятельности, где они проводят большую часть своей жизни.

По мнению Г.А. Берулавы, сетевое образование относится к новой образовательной парадигме, которую она так и называет - сетевой. Ее отличительными особенностями является обучение на основе синтеза объективного мира и виртуальной реальности посредством активизации как сферы рационального сознания, так и сферы интуитивного, бессознательного. Сетевое взаимодействие обучаемого и компьютера характеризуется как интеллектуальное партнерство, представляющее так называемый «распределенный интеллект». В отличие от традиционной, сетевая образовательная стратегия ориентирована не на систематизацию знаний и усвоение очередного основного ядра информации, а на развитие способностей и мотивации к генерированию собственных идей [2].

Для сетевой парадигмы характерно обучение на основе решения конкретных проблем, что предполагает эклектичность в самостоятельном получении знаний, но более высокую мотивационную обеспеченность. Сфера взаимодейст-

вия обучающихся в значительной степени смещается в сферу виртуального пространства Интернета, где они должны совместно решать поставленные перед ними проблемы, а также те проблемы, которые они формулируют самостоятельно. Компьютерные сети используются не столько для получения знаний, сколько для сотрудничества, получения опыта профессиональной деятельности. Для коллективных учебных проектов по ряду предметов, в том числе и по математике, хорошо подходит викитехнология как среда сетевого соучастия и организации совместной деятельности обучаемых. Использование вики-технологии позволяет вести речь об обучении как процессе создания учащимися совместного сетевого контента.

Пока учебные Интернет-проекты с использованием вики-технологии получили распространение в основном в вузах и при обучении математике применяются преимущественно только для студентов-гуманитариев. Для таких студентов на первое место выдвигается не проблема понимания, а проблема мотивации, развития познавательной активности. Сетевые технологии способствуют решению этой проблемы, сопряжению гуманитарных и математических знаний, сближению процессов обучения и исследования, обучения и воспитания. Главное в таком обучении - максимальная доступность знаний, возможность для преподавателя разрабатывать индивидуальный подход для каждого студента, что открывает принципиально новые возможности ускоренного индивидуального развития.

Если говорить о практике применения «проектного метода» в школьном обучении математике, то надо признать, что зачастую все сводится к нахождению учеником в Интернете какой-то информации на заданную тему и к оформлению «проекта». Во многих случаях получается просто имитация проектной деятельности. Первое, что бросается в глаза при рассмотрении проектов «по математике», - это практически полное отсутствие собственно математической деятельности в большинстве из них. Тематика таких проектов очень ограничена, в основном это темы, связанные с историей математики («золотое сечение», числа Фибоначчи, мир многогранников и т.п.). В большинстве проектов есть только видимость математики, есть некоторая деятельность, связанная с математикой лишь косвенно. Выход на современные разделы математики затруднен в силу отсутствия в школьной программе даже намека на такие разделы.

Для школьников в содержательном плане весьма подходящим разделом для коллектив-

ных Интернет-проектов является теория вероятностей. Этот математический курс является базовым, связывающим уже на этапе обучения в школе ряд разделов математики с окружающей жизненной средой. Практическая направленность этого раздела, возможность применять полученные знания непосредственно в жизни при правильной и своевременной подготовке детей к изучаемому материалу является побудительным мотивом к повышению их интереса и, тем самым, более гармоничному развитию.

Наиболее целесообразным представляется применение в практике обучения межпредметных проектов, реализующих интегративный подход в обучении математике и сразу нескольким естественно-научным или гуманитарным дисциплинам. У таких проектов более разнообразна и интересна тематика, такие проекты по четырем-пяти-шести дисциплинам - самые долгосрочные, поскольку их создание подразумевает обработку большого объема информации. Результатом подобного макропроекта может быть web-сайт, посвященный теме проекта, база данных, брошюра с итогами работы и т. п.

При выполнении таких коллективных проектов реализуется принцип обучения в сотрудничестве в решении учебных проблем. Взаимодействие в виртуальной среде во многом снимает проблемы субъективно-психологического характера, мешающие решению поставленных задач, что в условиях реального общения часто выдвигается на передний план.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При работе над проектами целесообразно использовать идеи мягкого (или нечеткого) моделирования. Как показано автором, все сказанное В.И. Арнольдом относительно жестких и мягких моделей применимо и к педагогическим моделям [3].

По мнению В.М. Монахова, нечеткое моделирование более адекватно образовательной деятельности и в то же время изоморфно учитывает человеческий фактор. В связи с этим нечеткое моделирование может дать для образования результаты, более продуктивные и полезные, чем результаты системного моделирования [4].

Разумеется, от учителя использование идей мягкого моделирования требует дополнительных усилий. Преподавать в постоянном режиме жесткого моделирования, как отмечает А.Г. Мордкович, легко - не надо думать ни о мотивации, ни о пропедевтике, ни о психологопедагогических законах обучения и развития. В этом режиме работают ремесленники от математического образования. Использовать же в преподавании режим мягкого моделирования трудно - это требует от учителя творческого подхода [5, с. 9].

Современные средства ИКТ позволяют реализовать обеспечение аудиовизуального, а в перспективе и сенсорного контакта обучающегося с объектами изучаемой предметной области. Рассматривая ИКТ с точки зрения возможностей и условий для развития личности, необходимо отметить, что применение информационных технологий в образовательном процессе позволяет сокращать время на обучение и, соответственно, высвобождать его для различных процессов, носящих интеллектуальный, творческий, социально-культурный характер, осуществление которых, в свою очередь, способствует разностороннему развитию человека.

Учителю средства ИКТ предоставляют свободу поиска аудиовизуальной информации, включающей обширные «библиотеки опыта», «библиотеки методических решений», что обеспечивает многоаспектность изучения явления, учебного сюжета. Учитель должен быть свободен в выборе методики преподавания; как ученики, так и учитель должны иметь достаточно времени для того, чтобы проводить исследования, выдвигать гипотезы, экспериментировать и размышлять. Большое внимание необходимо уделять постановке перед учеником в нужный момент нужного вопроса (а когда и какой вопрос окажется нужным, заранее сказать нельзя - это определяется конкретными обстоятельствами взаимодействия).

Стиль взаимодействия в такой среде можно охарактеризовать большей степенью доверия, свободы, самостоятельности и т.п. Процесс восприятия учеником нового материала в современных условиях становится все чаще нелинейным. Садясь за компьютер, он, не задумываясь, перескакивает с одного на другое, уходит в еще незнакомые области знаний и возвращается к уже забытым или пропущенным знаниям. Требование, чтобы все говорящееся в данный момент основывалось на предыдущем, было «понятным» и «объясненным», в таких условиях является несовременным. Когда человек осознает, что он что-то не понимает, и начинает сам искать нужную информацию или задавать учителю вопросы, происходит важнейший этап самообразования.

В этих условиях добиться строгой последовательности, линейности и систематичности в освоении социального опыта в школе не удастся. Главной задачей школы становится нелинейное упорядочивание информации, приведение ее в систему. Это особенно важно при разработке фундаментального ядра содержания образования, т.е. тех элементов, которые «цементируют» картину мира ученика, представляют собой ее узлы, ключевые точки.

Математика, как учебный предмет, обладает специфической особенностью: в ней в качестве и объекта изучения и метода развития личности выступает решение задач. С помощью педагогически целесообразно построенной системы задач можно провести ученика последовательно через все аспекты математической деятельности (выявление проблемных ситуаций и задач, математизация конкретных ситуаций, решение задач, мотивирующих расширение теории, и т.д.). Поэтому в ней решение задач должно оставаться основным видом учебной деятельности, особенно для учащихся, выбравших профили, связанные с математикой.

При обучении математике одно из коренных отличий задачных учебных ситуаций в условиях применения компьютера состоит в том, что на некоторых этапах процесса поиска и осуществления решения задачи соответствующее программное обеспечение может освободить учащегося от необходимости решать задачи, алгоритм решения которых «известен» машине. Именно поэтому многие учителя математики глубоко уверены, что использование в обучении компьютера как средства математической деятельности может привести к негативным последствиям. При этом они чаще всего ссылаются на опыт введения в школьную практику калькулятора. Действительно, все меньше становится выпускников школы, которые любят и умеют выполнять численные вычисления с карандашом и бумагой, а тем более в уме. Сегодня уже не редкость встретить первокурсника, не имеющего навыков обращения с обыкновенными дробями.

Развитие информационных технологий не способствует повышению мотивации в выработке технических навыков символьных преобразований у той части школьников, кто не связывает свою будущую профессию с техническими или точными науками. Еще в 1977 г. Г. Фройденталь предупреждал: «Если наше

обучение будет заключаться в том, чтобы вдолбить детям вещи, которые через одно-два десятилетия будет лучше выполнять компьютер, мы сами вызовем катастрофу». Сейчас такое время наступило и мы учим тому, что прекрасно делает компьютер. Студенты понимают архаичность и нелепость многого из того, чему их старательно обучают, и теряют интерес к учебе, а преподаватели никак не могут перестроиться и вместо того, чтобы учить тому, что действительно нужно, ищут методы повышения мотивированности студентов к изучению того, что им не нужно. Катастрофы еще можно избежать, но нужно принимать срочные меры [6].

С широким применением компьютеров, по мнению Г.А. Клековкина, должна увеличиться доля задач, представленных в графической форме (например, на готовых графиках, чертежах), и доля задач на перекодирование информации. В школьном обучении появятся готовые интерактивные модели, на которых учащийся сможет самостоятельно решать задачи на подведение под понятие, поиск свойств и закономерностей и т.п. При решении прикладных задач будут использоваться вычислительные эксперименты и имитационные модели. Следует заметить, что при наличии широкого набора готовых мультимедийных демонстраций соблазн их постоянного применения на уроке неизмеримо возрастает. Вместе с тем к их использованию также нужно подходить дифференцированно, в частности учитывая профиль обучения, способности учащегося и т.п. Хорошо известно, например, что показать способным ученикам готовый чертеж к геометрической задаче - это почти что сразу объяснить ее решение [7].

Применение информационных технологий и компьютерной техники в обучении предполагает перенос на них ряда традиционных функций педагога; новую роль учителя характеризуют как наставничество. Но при обучении математике, как показывает опыт, ученик без диалога с учителем с проблемой понимания справиться не может, даже при использовании самых современных информационных технологий. Поэтому учитель математики был и остается толкователем смыслов различных математических текстов.

Как мы видим, широкое внедрение сетевых информационных технологий порождает новую педагогическую реальность. Главное в этом процессе - достижение максимальной активности личности при обучении в сетевом пространстве, когда сам обучающийся определяет параметры своего образования. Хочется надеяться, что новые методологические подходы в области образования, переход к новой парадигме помогут найти эффективные для образования механизмы самоорганизации в условиях информационного общества.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Малинецкий Г.Г. Математическое моделирование образовательных систем //Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 328-345.

2. Берулава ГА Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства // Гуманитаризация образования. 2010. № 4. С. 8-23.

3. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения //Педагогика. 2004. №8. С. 35-39.

4. Монахов В.М. К вопросу использования методологии нечеткого моделирования при информатизации педагогических объектов //Математика. Образование. Материалы XVII Международной конференции. Чебоксары, 2009. С. 46-49.

5. Мордкович А.Г. О некоторых проблемах школьного математического образования // Современные проблемы физико-математического образо-

вания: вопросы теории и практики: Коллективная монография. Екатеринбург: УрГПУ, 2011. С. 5- 27.

6. Зимина О.В., Кириллов А.И. Мобильная связь и новая роль компьютеров //Математика. Образование. Материалы XVII Международной конференции. Чебоксары, 2009. С. 27-35.

7. Клековкин Г.А. Система задач в условиях использования в обучении мультимедийных технологий // Задачи в обучении математике. Материалы Всероссийской научно-практ. конфер. Вологда, 2007. С. 43-49.

TRANSITION TO A NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE NETWORK SPACE

V.A. Testov

The transition to a new educational paradigm is associated with the widespread introduction of information and communication technologies (ICT) in education. The network space capabilities conduce to the transition from education to self-education. The post-nonclassical methodology based on the synergetic world-view and soft modeling ideas should become a methodological basis of the new educational paradigm. We consider the changes in the content, forms and methods of education as exemplified by teaching mathematics.

Keywords: informatization of education, self-education, synergetics, soft modeling, network projects, mathematics education.