Научная статья на тему 'Методологические аспекты метода проектов при обучении иностранному языку в экономическом вузе'

Методологические аспекты метода проектов при обучении иностранному языку в экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРОЕКТ / METHOD / ACTIVITY APPROACH / TECHNOLOGIES / INNOVATION / FOREIGN LANGUAGE / PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Година Джамиля Хасяновна, Кардович Ирина Кимовна, Коробова Екатерина Владимировна, Ярославская Ирина Игоревна

В статье приведены основные характеристики проектной технологии в обучении иностранному языку в экономическом вузе. Обосновывается эффективность использования метода проектов для формирования профессиональных иноязычных навыков. Выделяются и описываются характерные особенности классификации и типологии методов проектов. Авторы приходит к выводу, что модель может быть расширена сегодня творческими методами, являющимися предметом исследования креативной педагогики, в рамках которой разрабатывается также идея об обеспечении учебной проектной деятельности методическим сопровождением в виде дополнительной информации и продуктивных знаний (стратегий, тактик, методов, приемов). Анализируются взаимосвязи с технологиями «деятельностного похода», понятием «критическое мышление», лингвокультурным подходом к изучению иностранного языка. Сформулированы основные характеристики проектной технологии в обучении иностранному языку и их интеграция в образовательный процесс в экономическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Година Джамиля Хасяновна, Кардович Ирина Кимовна, Коробова Екатерина Владимировна, Ярославская Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of a project method in teaching a foreign language in an economic University

The article presents the main characteristics of the project method in teaching a foreign language at an economic higher education institution. The efficiency of using the project method for professional foreign language skills' formation is substantiated. The authors highlight and describe peculiarities for classification and typology of project methods. The authors come to the conclusion that the model can be expanded nowadays by new creative methods that are under research of creative pedagogy in this frame for acquiring methodological new practices as well as productive and effective knowledge. The authors also analyse the interaction with new technologies and critical thinking, linguocultural approach for learning foreign languages. The main characteristics for project technology for foreign language environment have been formulated in the intergraded intersubjective educational process at an economic higher education institution.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты метода проектов при обучении иностранному языку в экономическом вузе»

УДК 378:811.111

Година Джамиля Хасяновна Кардович Ирина Кимовна

кандидат филологических наук

Коробова Екатерина Владимировна

кандидат педагогических наук

Ярославская Ирина Игоревна

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва Godina.DK@rea.ru, Kardovitch.IK@rea.ru, Korobova.EV@rea.ru, YAroslavskaya.II@rea.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье приведены основные характеристики проектной технологии в обучении иностранному языку в экономическом вузе. Обосновывается эффективность использования метода проектов для формирования профессиональных иноязычных навыков. Выделяются и описываются характерные особенности классификации и типологии методов проектов. Авторы приходит к выводу, что модель может быть расширена сегодня творческими методами, являющимися предметом исследования креативной педагогики, в рамках которой разрабатывается также идея об обеспечении учебной проектной деятельности методическим сопровождением в виде дополнительной информации и продуктивных знаний (стратегий, тактик, методов, приемов). Анализируются взаимосвязи с технологиями «деятельностного похода», понятием «критическое мышление», лингвокультурным подходом к изучению иностранного языка. Сформулированы основные характеристики проектной технологии в обучении иностранному языку и их интеграция в образовательный процесс в экономическом вузе.

Ключевые слова: метод, деятельностный подход, технологии, инновация, иностранный язык, проект.

Современные тенденции в преподавании в настоящее время связаны не только с серьезным пересмотром парадигм в методике преподавания, но также с техническим и технологическим обновлением процесса обучения в вузе, внедрением новых педагогических технологий, что позволяет качественно совершенствовать образовательную систему в целом, повысить ее эффективность.

В Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова в образовательном процессе широко применяется проектное обучение или так называемый «метод проектов», что обусловлено необходимостью формирования у обучающихся профессиональных навыков, востребованных в будущей профессиональной деятельности. В частности, в 2018 г. студенты факультета дистанционного обучения принимали участие в международной студенческой бизнес-неделе «Busidays Ghent 2018», г. Гент, Бельгия, которая проводилась под девизом «Sports Marketing: the next level!». Студенты участвовали в научно-исследовательском проекте по созданию новой маркетинговой модели для продвижения бельгийского спортивного журнала. Были поставлены три задачи: 1) вывести национальный журнал на международный уровень; 2) привлечь молодежную аудиторию; 3) разработать принципиально новую концепцию рекламы спортивного журнала. Результаты работы над проектом были представлены в форме презентации перед жюри, состоящим из преподавателей Arteveldehogeschool и РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также главного редактора спортивного журнала Bahamontes, заказчика проекта [1, с. 35-36].

Проектное обучение как педагогический метод появилось во второй половине XIX века в шко-

лах США (Дж. Дьюи, У Килпатрик), а внимание русских исследователей привлекло в начале ХХ века (И.А. Зимняя, Б.А. Сластенин, Н.В. Че-калова и др.), и, начиная с 1905 года, стало внедряться в существующую практику преподавания в России (С.Т. Шацкий). В обучении иностранным языкам метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века, когда ведущие издательства США и Европы начали масштабно выпускать методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов вошел в образовательный процесс с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас наблюдается тенденция к его масштабному распространению.

Первоначально метод проектов был известен как «метод проблем» или «метод целевого акта». Данные названия демонстрируют суть деятельности, заключающейся в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач (проблем) преимущественно с коммуникативно-профессиональной направленностью [3, с. 90-97], которые требуют интеграции сведений из различных предметных областей (Дж. Дьюи, У Килпатрик) с обязательной презентацией результатов проведенной деятельности. Для достижения этой цели предполагается применение определенной совокупности учебно-познавательных, исследовательских, поисковых приемов и проблемных методов, творческих в своей основе, где студенты могут самостоятельно или в группах искать необходимую им информацию, что способствует формированию положительной мотивации и серьезного отношения к постановке целей, планированию результата,

© Година Д.Х., Кардович И.К., Коробова Е.В., Ярославская И.И., 2019 Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

215

иными словами, приводит к развитию критического мышления, под которым понимается совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося, его способностей к оценке и самооценке.

Очевидным является то, что образовательные проектные задания должны опираться на общие закономерности когнитивной деятельности обучающихся. В процессе реализации проекта возникают условия, способствующие развитию коммуникативной, лингво- и социокультурной компетенций. Однако, говоря об обучении иностранным языкам, следует добавить, что когнитивная деятельность обучающегося в проекте помимо всего прочего должна быть направлена на овладение иноязычной культурой как семиотической системой и отличаться специфическими особенностями такими, как: использование иностранного языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; отбор языкового материала; реализация связей между иностранным языком и собственным миром обучающегося и др. [4, с. 39-44].

Типология проектной деятельности по форме, способу, методу ее внедрения в процесс формирования иноязычной компетенции многоаспектна. Это связано с тем, что данный метод обучения воссоздает самостоятельную когнитивную деятельность человека и позволяет решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

Наиболее распространены следующие виды проектов:

1) Внеаудиторная работа (конкурсы, круглые столы, исследовательская игра, и др.);

2) Аудиторная работа:

- Интеграция в качестве дополнительного ресурса в основной курс (индивидуальные, деловая игра, парные, групповые творческие исследовательские задания, кейс-метод, метод «лестница» и др.);

- Альтернативный способ организации основного курса (весь необходимый языковой материал изучается в рамках реализации конкретного проекта).

Тем не менее, вне зависимости от того, в каком качестве проект организуется, в структуре его проведения должны быть соблюдены следующие этапы:

1. Создание ситуаций, которые дают возможность выявить проблемы по конкретной тематике: изучение словарного состава, грамматических структур, активация материала в лексических и грамматических упражнениях.

2. Поиск и обоснование возможных путей решения проблемы.

3. Определение способов верификации путей решения проблемы, преимущества и недостатки каждого из них.

4. Распределение задач, ролей: формирование творческих групп.

5. Работа над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу, по-

иск и подбор материала в различных источниках, использование аутентичного материала (не менее одного) для большей достоверности данных.

6. Защита проектов с оппонированием со стороны всех присутствующих.

7. Прогнозирование новых проблем.

Метод проектов позволяет превратить аудиторные занятия по иностранному языку в своего рода исследовательский клуб, в котором обсуждаются и решаются интересные, актуальные, практически значимые для обучающихся проблемы, ориентированные на реальный практический результат, с учетом особенностей страны изучаемого языка и своей культуры.

Также с точки зрения обучения иностранному языку важно, что многие виды проектной деятельности носят не столько индивидуальный, сколько ярко выраженный коллективный характер, в связи с чем «актуальными для ее осуществления оказываются приемы коллективного взаимодействия из арсенала методов прогнозирования, метода структуризации, метода «мозгового штурма», метода составления «дерева целей», метода «сценариев», графического метода, морфологического метода, метода ролевой игры, метода тестирования, экспертного метода и др.» [5, с. 87-93].

Между участниками проекта, руководителем и исполнителями, наблюдается педагогическое взаимодействие, что достигается путем:

1) признания обучающегося центральной действующей фигурой образовательного процесса;

2) реализации дифференцированного подхода как к уровню сложности материала, который необходимо подготовить в зависимости от уровня студентов, так и к способности его усвоения;

3) подготовки преподавателя к созданию адекватной образовательной среды.

При применении проектного метода преподавателю отводится роль тьютора, наставника, эксперта, дополнительного источника информации. Преподаватель направляет и координирует обучающихся, поддерживает вариативный ход урока, помогает в поисках альтернативных источников адекватной информации, поощряет в обучающихся стремление к лидерству, сотрудничеству, взаимодействию, созданию и размещению собственной информации как результата их самостоятельной познавательной деятельности. Он стремится укреплять атмосферу любознательности, брейнстор-минга, проблемности, открытых вопросов, не отделяя знание от процесса поиска, развивает навыки осуществления публичных выступлений, адекватной коммуникации с партнерами по дискуссии в условиях вербального и невербального общения, формулирует задания в коммуникативно-деятельностном, функциональном ключе, подключает инновационные формы оценки, стимулирует ясное и логичное изложение обучающимися до-

Таблица 1

Показатели студентов, задействованных в проектной деятельности

Год Курс Компетенции Форы обучения Типы обучения Процент эффективности

2016 Деловой английский Чтение Говорение Очная Групповая / индивидуальная 42

2017 Деловой английский Чтение Говорение Очная Групповая / индивидуальная 56

2018 Деловой английский Чтение Говорение Очная Групповая / индивидуальная 70

стигнутых результатов, постоянно вводит элементы прагматики, концентрирует внимание учащихся на функциональности их активности для будущей профессионально-ориентированной деятельности, карьеры, жизни.

Таким образом, соответствующие компетенции активно формируются в процессе обучения, и в современных учебных программах делается особый акцент на том, как именно будет использоваться полученная информация, а не только на ее содержании. Переход от центрирующихся на содержании учебных программах к основывающимся на компетенциях тесно связан с переходом от «преподавательско-центрированных» форм обучения к «студенто-центрированным», что и ведет в конечном итоге к получению нового образовательного результата - становлению компетенций, в основе которых лежит, с одной стороны, комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, а с другой стороны - готовность к творчеству.

Результативность использования метода проектов в процессе формирования иноязычной компетенции была протестирована в ходе эксперимента. Были выделены две группы студентов: зкспериментальная группа и контрольная группа. В экспериментальной группе на занятиях по иностранному языку активно использовался метод проектов. В контрольной группе акцент был сделан на традиционные методы обучения. В ходе исследования выяснилось, что показатели сформи-рованности иноязычной компетенции у студентов, которые были привлечены к проектной деятельности, в среднем оказались на 25-30% выше, чем у студентов контрольной группы. В таблице представлены показатели студентов, задействованных в проектной деятельности. Акцент был сделан на двух компетенциях (чтение, говорение).

Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода проектной деятельности на занятиях по иностранному языку имеет огромный педагогический потенциал и может успешно применяться наравне с традиционными методами обучения.

Библиографический список

1. Андрющенко Л.Б. Междисциплинарное сотрудничество в вузе как важный фактор повышения эффективности качества образовательного процесса / Л.Б. Андрющенко, Е.А. Гаврилова,

К.В. Тростина, Д.Р. Тутаева // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 12. - С. 35-36.

2. Бернацкая М.В., Муратова О.А. Interactive multimedia technologies in language learning at non-linguistic universities // Повышение индивидуального рейтинга и конкурентоспособности преподавателей иностранных языков в современных условиях: Материалы XVIII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. - М., 2017. - С. 8-14.

3. Калашникова Н.А. Формирование и развитие профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов направления «Реклама и связи с общественностью» в процессе проектной деятельности // Гуманитарное образование в экономическом вузе. - М.,

2015. - С. 90-97.

4. Калашникова Н.А. Компетентностный подход в подготовке магистров // Языковые и профессиональные компетенции преподавателей и студентов в экономическом вузе: Материалы XVII Школы повышения квалификации преподавателей иностранных языков вузов экономического профиля. - М.,

2016. - С. 39-44.

5. Руденко-Моргун О.И. Электронный учебник русского языка: история и перспективы развития. -М.: РУДН, 2006. - С. 87-93.

6. Сергеева В.П., Ярчак И.Л. Технология интерактивного обучения бакалавров деловому общению на иностранном языке // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 8. - С. 34-38.

7. Улитко Е.Н. Особенности подходов к обучению иностранному языку в неязыковых вузах // Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. 3 апреля 2014 г. Ч. 1. - Уфа, 2014. - С. 176-180.

8. Ярославская И.И. Психолого-педагогические основы самостоятельной учебной деятельности с использованием информационных технологий // European Social Science Journal. - 2017. - № 5. -С.499-502.

9. Яковлева Г.П., Кардович И.К. Язык и перевод // Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы V Международной науч.-практ. заоч. интернет-конф. 20 октября - 30 ноября 2016 г Т. 2. - М., 2017. - С. 417-421.

References

1. Andryushchenko L.B. Mezhdisciplinarnoe sotrudnichestvo v vuze kak vazhnyj faktor povysheniya

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1

217

ehffektivnosti kachestva obrazovatel'nogo processa / L.B. Andryushchenko, E.A. Gavrilova, K.V. Trostina. D.R. Tutaeva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. -2018. - № 12. - S. 35-36.

2. Bernackaya M.V., Muratova O.A. Interactive multimedia technologies in language learning at non-linguistic universities // Povyshenie individual'nogo rejtinga i konkurentosposobnosti prepodavatelej inostrannyh yazykov v sovremennyh usloviyah: Materialy XVIII SHkoly povysheniya kvalifikacii prepodavatelej inostrannyh yazykov vuzov ehkonomicheskogo profilya. - M., 2017. - S. 8-14.

3. Kalashnikova N.A. Formirovanie i razvitie professional'no-orientirovannoj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov napravleniya «Reklama i svyazi s obshchestvennost'yu» v processe proektnoj deyatel'nosti // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze. - M., 2015. - S. 90-97.

4. Kalashnikova N.A. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke magistrov // YAzykovye i professional'nye kompetencii prepodavatelej i studentov v ehkonomicheskom vuze: Materialy XVII SHkoly povysheniya kvalifikacii prepodavatelej inostrannyh

yazykov vuzov ehkonomicheskogo profilya. - M., 2016. - S. 39-44.

5. Rudenko-Morgun O.I. EHlektronnyj uchebnik russkogo yazyka: istoriya i perspektivy razvitiya. -M.: RUDN, 2006. - S. 87-93.

6. Sergeeva VP., YArchak I.L. Tekhnologiya interaktivnogo obucheniya bakalavrov delovomu obshcheniyu na inostrannom yazyke // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2016. - № 8. - S. 34-38.

7. Ulitko E.N. Osobennosti podhodov k obucheniyu inostrannomu yazyku v neyazykovyh vuzah // Sb. statej Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 3 aprelya 2014 g. CH. 1. - Ufa, 2014. - S. 176-180.

8. YAroslavskaya I.I. Psihologo-pedagogicheskie osnovy samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij // European Social Science Journal. - 2017. - № 5. -S. 499-502.

9. YAkovleva G.P., Kardovich I.K. YAzyk i perevod // Gumanitarnoe obrazovanie v ehkonomicheskom vuze: Materialy V Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. zaoch. internet-konf. 20 oktyabrya -30 noyabrya 2016 g. T. 2. - M., 2017. - S. 417-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.