Научная статья на тему 'Методологические аспекты эффективного развития и управления коньячным производством'

Методологические аспекты эффективного развития и управления коньячным производством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МАРКЕТИНГ / КОНЬЯК / УПРАВЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО / БРЕНД / РАЗВИТИЕ / MARKETING / COGNAC PRODUCTION / ENTERPRISE MANAGEMENT / REQUIREMENTS OF CONSUMERS / ASSESSMENT OF PRODUCTION QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишиев П. Я.

Предложена методология процессно-ориентированного развития и управления коньячным предприятием включающая стратегические направления выхода коньячного предприятия на лидирующие позиции, продвижения на рынке коньяков, совершенствования технологии коньяков. Приведены результаты бенчмаркинговых исследований и потребительской оценки продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY ENGINEERING OF DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF COGNACS ENTERPRISE

The methodology of the process focused development and management of the cognac enterprise, including the strategic directions of an attainment of the enterprise on leading positions, promotion of the products on market, improvement of cognacs technology is offered. Results of benchmarking researches and a consumer assessment of production are given.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты эффективного развития и управления коньячным производством»

Инновационное образование по своей сути должно опережать процессы социально-экономического развития и предлагать знание, которое непосредственно будет оказывать влияние на совершенствование данных процессов в экономике, политике и обществе. От выбора направления развития в инновационном образовании зависит уровень знаний выпускаемых в стране специалистов в определенных областях, степень модернизации процессов производства и научно-технический потенциал страны.

Литература

1. Галюта О.П., Пелехов А.В. Модернизация человеческих ресурсов в условиях «экономики знаний» // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. № 1. С. 101-103.

2. Горшков В.Г., Шеншинов Ю.В., Яшкин В.А. Корпоративное управление: Учебное пособие: Алтайская академия экономики и права (институт) (Барнаул). 2010. 148 с.

3. Индикаторы инновационной деятельности: 2013 // Статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2013. 472 с.

4. Концептуальные основания разработки программы инновационного развития вуза // Кряклина Т.Ф., Сазонова Л.И., Тен Л.В., Шавандина О.А.: Монография. - 2010. - Барнаул., Алтайская академия экономики и права (институт) (Барнаул). 160 с.

5. Кряклина Т.Ф., Детков А.П. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4. С. 119-122.

Мишиев П.Я

Доктор технических наук, ОАО «Дербентский коньячный комбинат», НИИ биотехнологии продуктов переработки винограда

ДГТУ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНЬЯЧНЫМ

ПРОИЗВОДСТВОМ

Аннотация

Предложена методология процессно-ориентированного развития и управления коньячным предприятием включающая стратегические направления выхода коньячного предприятия на лидирующие позиции, продвижения на рынке коньяков, совершенствования технологии коньяков. Приведены результаты бенчмаркинговых исследований и потребительской оценки продукции.

Ключевые слова: Методология, маркетинг, коньяк, управление, качество, бренд, развитие.

Mishiev P.Ya.

JSC “Derbent Cognac Enterprise”,

METHODOLOGY ENGINEERING OF DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF COGNACS ENTERPRISE

The methodology of the process focused development and management of the cognac enterprise, including the strategic directions of an attainment of the enterprise on leading positions, promotion of the products on market, improvement of cognacs technology is offered. Results of benchmarking researches and a consumer assessment ofproduction are given.

Keywords: cognac production, enterprise management, marketing, requirements of consumers, assessment of production quality. Российский рынок алкоголя в последние годы характеризуется устойчивой тенденцией увеличения популярности коньяка, хотя в общем объеме его доля не превышает нескольких процентов [1., 2.]

В России, по данным ряда авторов [1], сформировалась дифференцированная по цене структура рынка, которую можно разделить на несколько сегментов:

- элитные импортные коньяки (Франция)

-качественные импортные коньяки (Армения, Грузия, Молдова)

-качественные коньяки невысокой стоимости, в основном российского производства.

Прогнозируется также рост рынка элитных коньяков, однако наиболее массовым спросом будут пользоваться более доступные по цене коньяки.

В литературе отмечается тенденция формирования пристрастий россиян к тому или иному производителю [1]. Соответственно, одной из главных задач каждого производителя становиться конкурентоспособность продукции.

Для обеспечения успеха в конкурентной борьбе на отечественном рынке коньяков одной из важнейших задач является решение проблемы непрерывного совершенствования процессов на протяжении всей цепочки производственного цикла коньячной продукции. Научные исследования этой проблемы, а также разработка методологии развития и управления предприятием, осуществляющим производство коньяка, являлись основной задачей данной работы.

Ключевым элементом методологии является совершенствование технологических процессов производства коньяков. Традиционное направление производства коньяков в России включает полный цикл от выращивания винограда и приготовления виноматериалов, их дистилляции, выдержки, купажирования до розлива готовой продукции .

Наши исследования посвящены созданию методологии развития и управления коньячным предприятием полного цикла, каковым является ОАО «Дербентский коньячный комбинат», базирующейся на основных этапах жизненного цикла производства коньяков: маркетинга, брендирования, потребительской оценки, производства виноматериалов, перегонки, выдержки коньячных дистиллятов и коньяков, выпуска конкурентоспособной продукции повышенного качества. Были определены важнейшие направления совершенствования деятельности коньячного производства.

В результате завершенного комплексного теоретического и экспериментального исследования создана и апробирована в производственных условиях научная методология процессно-ориентированного развития и управления коньячным предприятием, включающая стратегические направления:

-выхода коньячного предприятия на лидирующие позиции;

-продвижения на рынок коньяков;

-совершенствования технологии коньяков, обеспечивающей повышение качества и конкурентоспособности готовой продукции;

В качестве объектов исследования использовали процессы и продукцию ОАО «Дербентский коньячный комбинат», коньячные дистилляты молодые и выдержанные в контакте с дубовыми клепками, обработанными различными способами, дубовую щепу. Применены методы бенчмаркинговых исследований и потребительской оценки продукции.

Созданная на основе современных научных воззрений методология развития и управления коньячным предприятием (рис. 1), базируется на процессо-ориентированном подходе и позволила осуществить разработку и внедрение стратегических направлений деятельности:

1. Стратегии выхода предприятия на лидирующие позиции

2. Стратегии продвижения на рынок коньячной продукции

3. Стратегии разработки и совершенствования коньячной продукции

4. Стратегии улучшения качества коньяка 46

46

Разработка стратегии вывода коньячного предприятия на лидирующие позиции основывается на успешной дистрибуционной и ценовой политике, корректно организованной рекламе, правильном позиционировании торговых марок на основе бенчмаркетинговых исследований и сопоставлении критериальных параметров коньячных заводов.

Одной из важнейших составляющих данной стратегии является брендирование. Создание бренда должно быть построено на научно-обоснованном процессе, включающем комплекс операций, повышающих конкурентоспособность коньяка.

В рамках стратегии выхода на лидирующие позиции проведен ситуационный анализ российского рынка, определены тенденции роста объемов производства коньяка в России, структурные соотношения между производством и импортом. В результате исследования предпочтений покупателей г.Москвы выявлено лидерство российских производителей, продукция которых наиболее часто представлена на полках. Отмечен рост покупательской способности в классе коньяков премиум.

Разработана процедура формирования бренда «Дербент», включающая этапы создания имени бренда, формирования идеи, позиционирования уникальности идеи, оценка впечатления покупателя, создания имени, «слогана», легенды, которые можно рассматривать как основу сформированной политики брендирования коньяков. Формирование бренда напрямую связано с традициями и качеством продукции ОАО «Дербентский коньячный комбинат».

Для позиционирования коньяков ОАО «Дербентский коньячный комбинат» проведены бенчмаркинговые исследования среди предприятий коньячный дом «Альянс 1982», МВКЗ «КиН», Одесский коньячный завод и ОАО «Дербентский коньячный комбинат» по критериям: стратегия предприятия, сегменты занимаемого рынка, широта ассортимента, упаковка, слоган, технология производства, цена, соотношение цена/качество, реклама, потребитель.

Выявлены направления, по которым комбинату необходимо провести комплекс работ, чтобы выйти в лидеры.

Следующая часть бенчмаркингового исследования состояла в оценке ординарных коньяков этих производителей, кроме Одесского коньячного завода, широко представленных в торговле: «Старый Кенигсберг», «Московский», и «Старая крепость» одного ценового сегмента и доступного широкому кругу потребителей. Бенчмаркинговая оценка производилась по критериям: органолептические показатели (цвет, вкус, аромат),стоимость, форма бутылки, оформление этикетки, узнаваемость, качество, защита от фальсификации, подарочная упаковка, технологии и сырье.

Коньяк «Старая крепость» получил высшие баллы по критериям: органолептические показатели, качество, оформление этикетки, технология и сырье. Выявлены показатели, по которым комбинату еще предстоит совершенствовать продукцию: оригинальность формы бутылки, узнаваемость, защита от фальсификации.

Основными элементами разработанной стратегии продвижения на рынок коньячной продукции являются формирование целевой аудитории, селекция и приоритизация требований потребителей коньяка.(2,3)

В ходе проведенного исследования опрошено 564 респондента, представляющие различные слои населения г. Москвы.

По результатам исследования сформирован психографический портрет целевой аудитории потребителей марочного и ординарных коньяков (рис. 2)

Целевой потребитель марочного коньяка определен на примере покупателей коньяка КВВК «Каспий» ОАО «Дербентский коньячный комбинат». К группе потребителей этого коньяка относятся мужчины в возрасте от 34 до 52 лет и женщины в возрасте 34-48 лет с доходом средним или выше среднего(10-30 тыс. руб. и свыше 30 тыс.)

Для этого сегмента марочный коньяк - это традиционность, высокое качество, соответствующее их статусу.

Потребители ординарных коньяков, таких как «Старая крепость», выпускаемого на ОАО «Дербентский коньячный комбинат», являются руководителями структурных подразделений или квалифицированными специалистами. Также этот сегмент коньячной продукции покупают домохозяйки, пенсионеры и студенты.

Потребители коньяка «Старая крепость» считают, что главное при выборе - это качество товара и покупают только те товары, в качестве которых они убедились сами.

Наибольшее число потребителей 71,4% предпочитают бутылки коньяка емкостью 0,5л. Также большинство 85% выбрало классическую круглую бутылку. Прослеживаются два основных повода покупки коньяка: «для себя» и «в подарок». Приобретая коньяк в подарок покупатель больше внимания уделяет внешнему виду, стране-производителю, известности торговой марки. Большинство (68,33%) респондентов приобретают коньяк в специализированном магазине или супермаркете, 48,3% потребителей предпочли коньяки российского производства. 47,5% опрошенных заранее знают, какой коньяк они купят. Дальнейшие исследования были направлены на изучение сравнительной оценки коньяка на базе теста на приемлемость и динамического рейтингового шкалирования.

У испытателей, для которых было проведено тестирование и обучение, выявлены предпочтения по трем образцам ординарного коньяка, имеющих отличия в составе купажей и закодированных № 1,2,3.

По результатам теста наиболее желательным оказался № 2, №1-нейтральным, № 3 от нейтрального к менее желательному.

В дальнейшем исследовании была использована динамическая рейтинговая шкала и построена гистограмма частот ответов потребителей, соответствующая позиционированию образцов коньяков. Коньяк № 2 и в данном тесте занимает лидирующее положение, обладая средним баллом 4,18. На втором месте № 1, имеющий средний балл, равный 3,58.Коньяк № 3 набрал 3,5 балла.

Два предыдущих теста не дали полного представления о причинах принятия или не принятия продукта потребителем. Для получения информации, необходимой для доработки состава купажей, был использован профильный метод сенсорного анализа по двум кластерам.

Показатели качества: цвет, насыщенность цвета, прозрачность, приятность аромата, интенсивность аромата, жгучесть напитка, ощущение посторонних тонов во вкусе, терпкость, длительность послевкусия, приятность ощущения во рту.

Внешний вид: оформление бутылки, удобство бутылки, оформление этикетки, полнота информации, приведенная на этикетке, общее впечатление от внешнего вида продукции.

Результаты оценки по кластеру «внешний вид» показали, что наибольший балл набрал образец № 1.

По кластеру «показатели качества» явного лидера среди образцов нет, оценки по разным описателям образцов разные.

По показателю насыщенность цвета лидером является коньяк № 3.

По приятности аромата впереди № 3 для обученных испытателей и № 2 для необученных; по интенсивности аромата для обученных на первом месте № 1, для необученных № 3.

Проведенные исследования позволили сформировать требования потребителей, определить их предпочтения и продолжить работу по приоритизации и определению характеристик коньячной продукции.

Для выявления основных стадий процесса и процедур преобразования данных, полученных от потребителя, была создана структурно-логическая модель, в которой отражены основные элементы и их функциональные признаки, а также взаимосвязи, необходимые для создания новых марок коньяков, в соответствии с требованиями потребителей [4].

Результаты исследования потребительских предпочтений [2] были систематизированы и трансформированы в удобную форму в построенной диаграмме «голоса» потребителей, а также разработана диаграмма афинности как основной инструмент для приоритизации пожеланий потребителей. С использованием диаграмм «голоса потребителей» и афинности была построена древовидная диаграмматребований потребителей коньяка и определены количественные оценки приоритетов.

На основе данных исследования парных сравнений разработана матрица приоритизации пожеланий покупателей коньяков, в дальнейшем преобразованная в нормализованную, по анализу которой осуществлено ранжирование приоритетов. 47

47

Используя концепцию процессно-ориентированного подхода, получены входные данные процесса разработки коньячной продукции, включающие: требования потребителей, информацию о приоритетах требований, результаты сравнения работы комбината с основными конкурентами в отношении выполнения требований потребителей, данные технического бенчмаркетинга о характеристиках продукции конкурентов.

В итоге, в соответствии с методологией развития и управления предприятием и стратегией разработки и совершенствования коньячной продукции, разработаны целевые характеристики коньяка, отвечающие требованиям потребителей. С этой целью была построена древовидная диаграмма характеристик коньяка с выделением трех ключевых кластеров и семнадцати параметров.

Корреляционные взаимосвязи между приоритетами потребителей и техническими характеристиками продукции экспертной комиссией выявлены выбором интервальных оценочных категорий силы корреляционной взаимосвязи.

Относительные коэффициенты приоритетов Юотн. вычислены с использованием результатов бенчмаркетинговых исследований.

По показателям конкурентоспособности и приоритетов потребителей вычислен коэффициент Vi определяющий важность каждого отдельного требования потребителя для ОАО «Дербентский коньячный комбинат». Анализ полученной в результате

корреляционной матрицы позволил вычислить приоритет каждой технической характеристики коньяка и определить относительные значения и ранг этого приоритета.

Финальным этапом исследования в рамках стратегии разработки и совершенствования коньяков явилось построение матрицы приоритетов ключевых параметров коньячной продукци содержащая показатели Lij, определяющий конкурентное положение параметра и Mij, характеризующий необходимость смещения технической характеристики разрабатываемого коньяка по сравнению с параметрами текущей продукции.

Проведенные исследования и полученные в результате набор матриц позволили оценить и внедрить в производство целевые характеристики качества коньячной продукции, создать бренд «Дербент» из серии Дербент 3*, Дербент 5*, Дербент КВ, Дербент коллекционный, усилить позиции ОАО «Дербентский коньячный комбинат» на рынке коньячной продукции.

48

Литература

1. Бушина И.А., Гернет М.В., Евсеев Н.Н. Рынок коньяков (бренди) в России. /Виноделие и виноградарство.-2003.-№ 2, с.6-7.

2. Мишиев П.Я. Исследование предпочтений потребителей коньяков в зависимости от влияния различных факторов. /Виноделие и виноградарство.2008.№ 6 с. 6-8.

3. Мишиев П.Я. Формирование целевого потребителя-концептуальная основа развития завода по производству коньяков Хранение и переработка сельхозсырья. 2008 № 2 с 61-62.

4. Мишиев П.Я. Создание новых марок коньячной продукции на основе структурирования функций качества Пищевая промышленность, 2008 г., № 2, с.51-52.

5. Мишиев П.Я.Оганесянц Л.А. К вопросу о методологии развития и управления предприятием по производству коньяков /Вестник СГАУ 2008, № 8, с.82-86.

Мухина Е.Р.

Аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ЭТАПОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье проанализированы подходы различных исследователей к периодизации развития управленческого учета. Выявлены особенности развития управленческого учета на каждом этапе. Сформулированы основные характеристики управленческого учета на настоящий момент.

Ключевые слова: управленческий учет, этапы управленческого учета, процесс развития управленческого учета.

Mukhina E.R.

Postgraduate student, State national research polytechnic university of Perm THE PROBLEM OF THE PERIODIZATION STAGES' MANAGEMENT ACCOUNTING

Abstract

The article discusses the approaches to the periodization stages ’ management accounting. The features of management accounting on each stage are determined. The main characteristics of management accounting today are formulated.

Keywords: management accounting, stages of management accounting, the development of management accounting.

Понять концепцию развития управленческого учета не представляется возможным без анализа особенностей становления управленческого учета как науки в процессе исторического развития.

Вопросы истории управленческого учета рассматриваются различными авторами с разных сторон. Ряд авторов [1, 2, 3] относит возникновение управленческого учета ко второй половине XIX - началу ХХв., связывая это с возникновением менеджмента как науки управления и бурным всплеском деловой активности в сфере предпринимательской среды, что потребовало формирования ряда планов. Некоторые авторы [4, 5, 6] связывают возникновение управленческого учета с более поздним этапом, относя его к середине ХХв., аргументируя свою позицию возросшим вниманием к роли бухгалтерского учета в системе менеджмента.

Булгакова С.В. выделяет семь исторических эпох, в пределах которых устанавливаются предпосылки становления управленческого учета: первобытнообщинный мир (до 9-6 тыс. лет до н.э.); древний мир (5 тыс. лет до н.э. - 500 гг. до н.э.); античный мир (500 гг. до н.э. - 476 гг. до н.э.); средневековый период (476 - 1492гг.); новое время (1492 - 1750гг.); промышленный этап (1750 - 1920гг.); современный этап (1920г. - наст. время).

Булгакова С.В. современный этап развития управленческого учета связывает со становлением и модернизацией управленческого учета, тогда как все предыдущие периоды, по ее мнению, связаны с формированием предпосылок возникновения управленческого учета. Современный этап она подразделяет на 3:

1) 1920-1950 гг. - разработка специфических приемов, методов управленческого учета, формирование его целей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) 1950-1990 гг. - развитие традиционных систем управленческого учета;

3) 1990 г. - по настоящее время - развитие инновационных систем управленческого учета (калькуляционных систем ABC, «точно в срок», др.), концепции стратегического управленческого учета и т.п. [7].

Зарубежные авторы предлагают другие способы периодизации управленческого учета [8]. К примеру, Л. Герберт говорит о том, что весь учет следует рассматривать как управленческий, начало которого положено в промышленную революцию. Р. Обер делит развитие управленческого учета на 3 этапа: информативный (до 1673г.), юридические (1673 - 1973гг.), экономический, или управленческий, - с 1973г. по настоящее время.

Но чаще всего эволюционный процесс развития управленческого учета представляют рядом следующих этапов:

1) До 1950 г., когда управленческий учет использовался для определения затрат и осуществления финансового контроля с помощью системы бюджетирования и калькуляции себестоимости продукции;

2) В 1950-1965 гг. к области управленческого учета добавилось предоставление информации, необходимой для планирования и контроля;

3) С 1965 по 1985 гг. акцент переместился в область сокращения потерь ресурсов, задействованных в бизнес-процессах;

4) К 1995 гг. целью управленческого учета стало управление целевыми результатами [9].

Таким образом, формирование предпосылок возникновения управленческого учета осуществляется, начиная с первобытнообщинного мира и заканчивая Х1Хв. На современном этапе развития отмечается становление и развитие управленческого учета и его методологии. Сегодня можно говорить о том, что все большее применение находят такие элементы управленческого учета, как ABC-анализ, функционально-стоимостной анализ, бюджетирование и т.д. Современные программные средства все более и более ориентированы на удовлетворение потребностей пользователей и в области финансового, и в области управленческого учета.

По мнению автора, постановка эффективной системы управленческого учета зависит в основном от определения основных информационных потребностей управления и выбора оптимальных путей их удовлетворения.

Литература

1. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры/ О.Д. Каверина. - М.: Финансы и статистика, 2003. -352с.

2. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета/ И.Г. Кондратова. М.: Финансы и статистика, 2000. - 144с.

3. Ткач В.И. Управленческий учет: международный опыт / В.И. Ткач, М.В. Ткач. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 144с.

4. Управленческий учет / под ред. В.Ф. Палия. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 480с.

5. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учеб. Для ВУЗов - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 351с.

6. Николаева С.А Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». Теория и практика/ С.А. Николаева. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 128с.

7. Булгакова С.В. Предпосылки, условия возникновения и периодизация развития управленческого учета/ Вестник ВГУ, серия: Экономика и управление, 2005, №2, с.198-203 49

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.