Научная статья на тему 'Методологические аспекты анализа институциализации высшего образования на постсоветском пространстве'

Методологические аспекты анализа институциализации высшего образования на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / МОРАЛИЗМ / СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКЦИОНИЗМ / МУЛЬТИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / THE BOLOGNA PROCESS / UNITED EDUCATIONAL SPACE / SOCIOLOGY OF EDUCATION / INSTITUTE OF EDUCATION / MORALISM / STRUCTURAL FUNCTIONALISM / INSTITUTIONALISM / ACTIVITY APPROACH / INTERACTIONISM / MULTI-PARADIGM APPROACH / EDUCATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закревская Дарья Анатольевна

В статье рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к изучению процесса социализации образования, и формулируется следующий вывод. Для всестороннего и полного раскрытия специфики и основных трендов такого сложного социального процесса, как институциализация высшего образования на пространстве Союзного государства России и Белоруссии, необходимо путем сложения эвристических потенциалов основных научных парадигм выработать мультипарадигмальный методологический подход. С позиций такого подхода в статье рассматриваются некоторые аспекты современного процесса институциализации высшего образования в Союзном государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of the analysis of institutionalization of higher education in the former soviet era

The article discusses main theoretical and methodological approaches to the process of socialization of education. It draws the following conclusions: in order to identify the specifics and major trends in such complex social process, as institutionalization of higher education in the Union State of Russia and Belarus, it is necessary to develop a multi-paradigm methodological approach by combining heuristic potential of major scientific paradigms. The article discusses some aspects of the current process of institutionalization of higher education in the Union State.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты анализа институциализации высшего образования на постсоветском пространстве»

УДК 316.378

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3

Д. А. Закревская

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время на постсоветском пространстве разворачиваются неоднозначные процессы. Наряду с некоторыми негативными событиями явно доминируют позитивные реинтеграционные тренды, активно поддерживаемые правительствами России и Белоруссии. Происходит формирование не только Единого таможенного пространства, но и Евразийского экономического союза. По словам В. В. Путина, в этом направлении и впредь «мы будем идти по пути тесной интеграции» [1].

В равной мере названные тренды присущи также сфере образования России и Белоруссии, которая находится под влиянием одновременно трёх интеграционных процессов, каждый из которых имеет собственную направленность. С одной стороны, в обеих странах наблюдается формирование единого образовательного пространства в рамках Болонского процесса. С другой стороны — определенные интеграционные процессы связаны с формированием единого образовательного пространства в СНГ. Наконец, весьма активно разворачивается интеграция на пространстве Союзного государства России и Белоруссии. В последнем случае обе страны ставят перед собой задачу не только интегрироваться в единое образовательное пространство Европы и СНГ, но и обеспечить гармонизацию своих образовательных систем и в перспективе перейти к единой сфере образования. При этом важным условием является сохранение национальных особенностей и методик в сфере высшего образования, исторически сформировавшихся в обеих странах и доказавших свою состоятельность в течение длительного периода.

В этом отношении составной частью правительственной политики в образовательной сфере России и Белоруссии является формирование единого института высшего образования Союзного государства. Реализация этих масштабных и многогранных национальных проектов имеет особую актуальность еще и потому, что их исполнение позитивно отразится на социально-экономическом развитии и состоянии сферы духовной жизни и культуры обеих стран, а также задаст хороший темп развитию социальной сферы общества.

Сказанным обусловливается несомненная актуальность социологического анализа с определенных методологических позиций вышеназванных сложных и противоречивых процессов. Поэтому в настоящей статье основное внимание будет уделено теоретико-методологическому анализу процесса институциализации высшего образования в России и Белоруссии, в контексте которого будет происходить формирование единого союзного института высшей школы. Обращение к такой проблематике уместно не только потому, что «нет ничего практичней хорошей теории», но и в связи с тем, что правильный выбор адекватной объясняющей познавательной алгоритмической программы исследования (социологической методологии) позво-

Закревская Дарья Анатольевна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]

© Д. А.Закревская, 2013

лит в дальнейшем получать достоверное и объясняющее знание о сложном процессе становления российско-белорусского союзного института высшего образования.

Изучением процессов институциализации образования занимаются многие социальные и гуманитарные науки. В нашем случае особый интерес представляют философский и социологический подходы по этому вопросу. Как известно, философия образования как относительно самостоятельная область научных знаний изучает и раскрывает социальную сущность феномена образования как ментального компонента духовной сферы общества, закономерности его функционирования и развития во всех основных аспектах, включая, в первую очередь, ценностный [2, с. 89-90]. Но собственно институциональные проблемы образования рассматривает социология. Следует заметить, что социологический подход нацелен не только на определение места и роли образования в обществе, но и выявление его специфики как своеобразного социального процесса и института, а также на изучение процессов институциализации образования, взаимодействия института образования и различных подсистем общества: социально-экономической, политической, правовой и духовно-идеологической [3].

Социология образования как отрасль социологии сформировалась под влиянием работ Эмиля Дюркгейма, который изучал взаимозависимость функций и структурных компонентов социальных институтов. Особую популярность социология образования получила в США, что объяснялось большей заинтересованностью государства в развитии образования как главного ресурса демократического устройства общества. Ко второй половине ХХ в. социология образования заняла своё место в социологической науке и получила развитие и в других национальных школах. Например, в Германии, Великобритании, Израиле, Франции и др. [4, с. 21-29].

Следует отметить, что в настоящее время в социологии образования существуют разнообразные научные подходы, связанные с различными социологическими парадигмами. К числу концепций, оказавших наибольшее влияние на исследования в сфере образования, относятся морализм, структурный функционализм, институ-ционализм, а также деятельностный подход. Морализм представлен в работах таких американских учёных, как Л. Ф. Уорд, Дж. Дьюи, Дж. Э. Пейн, Роберт К. Энгелл и был популярен вплоть до середины XX в. В рамках этого подхода основной акцент был сделан на образовании как на ресурсе решения социальных проблем.

Структурный функционализм наиболее последовательно представлен в работах Дж. Э. Пейна, Т. Парсонса и Р. Мертона. Представители этого направления рассматривали образование как значимый компонент структуры социальной системы («общественного организма»), исполняющий наряду с семьей и церковью общественно значимую функцию трансляции или передачи духовных смыслов и культуры. При этом изменения в образовательных системах, по их мнению, обусловлены социально-экономическими преобразованиями в обществе, а характеристики образовательных структур и их социальное содержание функционально связаны с потребностями общества в культурной интеграции и разделении труда [4, с. 43-64].

Институционализм в социологии образования, получивший развитие в конце XIX и начале XX в., базируется на идеях Г. Спенсера, Т. Веблена, М. Вебера, У Самнера, Н. Смелзера и др. Внимание учёных было сфокусировано на проблемах взаимодействия образования и других институтов общества (семьи, церкви, политико-правовых институций и др.). В рамках этого подхода Н. Смелзер называет социальным ин-

ститутом «комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и, с другой стороны, социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности» [5, с. 79-81]. Из этого можно сделать вывод, что институт образования выступает в качестве устойчивой структуры социального действия, с участием которого на основе официальных и неформальных норм упорядочивается удовлетворение общественно значимых потребностей людей в разнообразных знаниях, получаемых в учреждениях начального, общего среднего и высшего профессионального обучения.

В контексте этого подхода социологи изучают выполняемые институтом образования универсальные (общие для всех социальных институтов) и профильные функции и его структуру, действующие в нём социальные субъекты, а также его роль в общественном воспроизводстве и консолидации социума [5, с. 38-41]. Особый интерес в этом отношении вызывает рассмотрение институциализации, связанной с противоречивыми процессами становления и формирования института образования вообще и высшей школы — в частности. В свете вышеизложенного содержанием данного процесса является регулируемое, прежде всего, государством, муниципальными органами власти и гражданскими социокультурными организациями целенаправленное формирование устойчивой структуры социального действия, упорядочивающей на основе правовых норм удовлетворение потребностей людей в знаниях, получаемых в специально открываемых для этого разнообразных общеобразовательных и профессиональных учреждениях, обеспечивающих воспитание, обучение и в целом социализацию личности. В этом деле государство и муниципальные органы представительной власти обеспечивают нормативно-правовое сопровождение процесса институциализации соответствующими законами и другими нормативными установлениями, а также организуют их исполнение (правоприменение) ответственными должностными лицами и учреждениями. А на долю гражданских институтов так называемого «третьего сектора» выпадает общественный контроль над неукоснительным исполнением последними соответствующих нормативно-правовых актов. Например, после вступления в силу с 1 января 2013 г. нового закона «Об образовании» в обеспечение его исполнения активно включились многочисленные педагогические ассоциации, социокультурные организации и активисты.

Поскольку институциализация высшей школы представляет собой социальный процесс, имеющий специфическое содержание, в его изучении определенным эвристическим потенциалом обладает также методология деятельностно-активистского или просто деятельностного подхода, разработанная Дж. Александером, П. Бурдье, Э. Гидденсом и другими учеными [6]. Этот подход ориентируется на поиск фундаментальных социальных детерминант и механизмов в осмысленной и целенаправленной деятельности людей, обусловливающих генезис, структурирование и социо-динамику общественных процессов в реальном времени и пространстве, а также их воспроизводство и переструктурирование. С этой точки зрения в результате своей совместной деятельности «люди, — по словам П. Штомпки, — своими действиями создают и воспроизводят контекст собственного существования, то есть те социальные структуры, которые, в свою очередь, становятся исходными условиями организационного или стимулирующего характера дальнейших действий» [7, с. 150].

Более того, подобная детерминация включает механизмы генезиса как новых общественных структур, так и институциализации, связанные с формированием новых социальных институтов. Последнее позволяет с позиций деятельностного подхода в полной мере учитывать и освещать специфические начальные обстоятельства (например, территориальные или географические) и местные условия (социокультурные или этнонациональные), сопровождающие процессы институциализации образования.

Среди современных концептуальных разработок свое место занимает также ин-теракционистский подход, которой начал активно развиваться в 1970-е годы. Данная теория фокусируется на социально-психологических вопросах интерактивного обучения: изучаются отношения ученик—учитель, ценности учащихся, процессы внутри системы образования, выступающие результатом различных взаимодействий основных социальных субъектов.

Подводя краткий итог рассмотрению теоретико-методологических аспектов изучения процесса институциализации образования вообще и высшей школы в частности, представляется возможным сделать вывод о том, что ни один из названных методологических подходов отдельно не может претендовать на роль универсальной панацеи. В каждом из них есть свое рациональное звено, которое необходимо выделять и им руководствоваться в исследовании процесса институциализации образования. Здесь важно учитывать, что выбор той или иной теории в исследовании образования должен зависеть от предмета изучения и того, какая стоит исследовательская цель. В этом случае верно выбранный теоретико-методологический подход поможет всесторонне и полно проанализировать все внутренние и внешние параметры изучаемого объекта. Поэтому необходимо своеобразное «диалектическое сложение потенциалов» всех вышеназванных подходов. Иначе говоря, только муль-типарадигмальный подход дает возможность всесторонне осветить и убедительно раскрыть и объяснить специфику разворачивающегося в современном обществе сложнейшего процесса институциализации образования вообще и высшей школы в частности.

Обратившись с позиции вышеназванных методологических подходов к реальной социальной практике, не сложно увидеть, что реформа высшей школы в постсоветских государствах в контексте государственного регулирования системы образования вносит свой вклад в дальнейшую институциализацию высшей школы в целом. На основе сравнительного анализа современной политики в высшей школе России и Белоруссии, включая анализ статистической информации, нормативно-правовых документов, научных публикаций и прессы двух государств, можно сделать вывод о том, что ключевыми компонентами образовательного потенциала высшей школы двух стран являются правовая, институциональная, организационно-методическая, кадровая, финансовая и материально-техническая составляющие. При этом институциональные составляющие систем высшего образования Белоруссии и России не имеют принципиальных различий, поскольку они берут своё начало в советском периоде и имеют общую историю.

Современная политика двух стран имеет свою специфику, которая в большей степени обусловливается выбранными стратегиями реформирования общества. В итоге государственные высшие учебные заведения в России более самостоятельны и в научно-образовательном, и в финансово-хозяйственном плане. Вне всяких

сомнений, обе страны имеют особенности в правовой, организационно-методической, кадровой, финансовой составляющих, большую часть которых нельзя отнести к кардинальным. Однако существуют и те, которые требуют скорейшей гармонизации. Разнообразные подходы к финансированию высшего образования, разное отношение к Болонскому процессу, системе распределения, вступительным экзаменам в вузы, системе оценивания знаний, существование отличий в уровне освоения современных информационных технологий, потребительских расходов на образование и значительной разницы в количестве государственных и негосударственных вузов, а также их территориальная распространённость, все еще создают препятствия на пути формирования единого образовательного пространства двух стран.

Образовательная интеграция России и Белоруссии в настоящее время происходит под значительным воздействием Болонского процесса, а также обстоятельств, связанных с формированием единого образовательного пространства в рамках СНГ и Союзного государства. Действующие системы образования, как в Европе, так и в странах СНГ, нуждаются в реформировании. В этом отношении Болонский процесс следует рассматривать как первый толчок к построению нового образовательного пространства, которое в итоге должно формироваться не только под влиянием чиновников и крупных корпораций, но с большим участием главных действующих лиц учебного процесса — преподавателей и студентов. Практически параллельно с распространением Болонского процесса по всем странам Европы и на постсоветском пространстве происходит формирование единых образовательных стандартов СНГ. Начала складываться система мобильности студентов (с перевесом в сторону России), предполагающая признание эквивалентности образования и недопущение резкой коммерциализации высшего образования, что могло бы стать реальным фундаментом для распространения русского языка, культуры и академических знаний. Поэтому государственная политика в сфере высшего образования является неотъемлемым компонентом дальнейшего совершенствования этой сферы, способствующим институциализации образования вообще и высшей школы в частности [8].

Литература

1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 13 декабря 2012 г.

2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.

3. Тюрина Ю. А. Социодинамика образовательного процесса в России: социологический анализ. СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, 2009. 256 с.

4. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 504 с.

5. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. 688 с.

6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. 664 с.

8. Милецкий В. П. Социальная ответственность бизнеса как фактор становления социального государства в современной России // Вестн. С-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2010. Вып. 2. С. 90-98.

Статья поступила в редакцию 14 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.