сиональных кадров, в воспитании и культурнообразовательном развитии населения. Поэтому перед высшей школой и российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача сохранения накопленного опыта и определения своего достойного места в системе мировых образовательных образцов.
В заключение можно отметить, что процесс глобализации необратим, и Россия неизбежно должна интегрировать в мировое образовательное пространство. Диалектический принцип, который здесь важно реализовать, состоит в том, что отрицание старого новым необходимо осуществить не через уничтожение, как это нередко бывало в России, а через преемственность.
Примечания
1 См.: Социологическая энциклопедия / Науч. ред.
В. Н. Иванов и др.: В 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 212.
2 См.: Добренъков В. И. Вызовы глобализации и перспективы человечества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2004. № 4. С. 3-21.
3 См.: Акулич М. М. Образование в условиях глобализации // Глобализация и университет. 2005. № 3. С. 51; Кочетков В. В. Глобализация в образовании: информационная война и промывание мозгов» или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2005. № 1. С. 144-158.
4 См.: Добрынин М. А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика. 2006. № 9; Сенашенко В., Ткач Т. Болонский процесс: о сопоставимости квалификации // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25-34; Нечаев В. Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2004. № 4. С. 27-34.
5 См.: Иванова В. И. Болонский процесс и российское высшее образование // Педагогика. 2006. № 1.
С. 103-105.
УДК 378.4 (470+571)
глобализация системы высшего образования роССИИ: основные направления деятельности
о. Г. Петрович
Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные подходы к определению глобализации образования: процессы интернационализации, интеграции, информатизации и вестернизации, а также краткий анализ их необходимости, реализации и эффективности в условиях постепенной глобализации системы российского высшего образования.
Ключевые слова: глобализация, образование, процесс
Globalization of the Russian system of Higher Education: Main Directions
o.G. Retrovich
The paper analyzes various ways of definition what globalization of education is - internationalization, integration, informatization or westernization. Moreover it briefly analyzes necessity, implementation and efficiency of these processes in conditions of gradual globalization of Russian system of higher education.
Key words: globalization, education, processes.
В современной научной литературе тема глобализации в последние годы поднимается все чаще и чаще. Актуальность этого вопроса возросла настолько, что ему уделяется много внимания во всех сферах, так как глобализация коснулась большинства самых важных направлений деятельности че-
ловека. Исследования влияния и последствий этого процесса ведутся главным образом в сфере политики и экономики, но не менее значимы, интересны и злободневны эти исследования и в сфере высшего образования, которое претерпевает в последние десятилетия значительные системные изменения. У большинства ученых, занимающихся разработкой вопроса о последствиях глобализации для российской высшей школы, основным является мнение о пагубном влиянии этого процесса на будущее отечественной системы высшего образования. Однако существуют также мнения, что лучшим и естественным выходом для России является как раз принятие этого процесса как данности и подстраивание под него, так как в противном случае наша страна потеряет последние шансы на вхождение на паритетных началах в число высокоразвитых стран. Так есть ли единственно верное мнение по этому вопросу или все исследователи по-своему правы? Прежде чем анализировать этот вопрос, стоит определиться, что же такое глобализация образования.
Четкого определения понятия «глобализация образования» в научной литературе пока не существует, как не существует и единого признанного определения самой глобализации, поскольку этот процесс еще достаточно молод. По словам Генерального секретаря ООН, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных
© О.Г. Петрович, 2009
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
взаимодействий не только между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, но и между государствами1. Это, пожалуй, единственное определение понятия глобализации, но оно очень обобщенное, и для каждой сферы и науки, скорее всего, будет предложено свое понимание данного термина, но пока никто из исследователей не берется его полностью раскрыть, так как это не материальный объект, а некий эфемерный идеальный процесс, который не имеет четких границ, правил, сфер деятельности и прочих признаков, по которым можно бы было его распознавать и классифицировать. Несмотря на это, попытки расшифровки глобализации как таковой и глобализации образования, что нас как раз и интересует, все-таки есть.
В научной литературе существует несколько подходов к раскрытию понятия процесса глобализации образования - это интернационализация, интеграция, информатизация и вестернизация. Следует сразу оговориться, что это не синонимы процесса глобализации, а, скорее, аспекты, из которых состоит этот процесс или аспекты, которые прикрываются эти определением. Ни одним из вышеперечисленных слов нельзя полностью и адекватно заменить словосочетание «глобализация образования», с их помощью совершается попытка более четкого, системного и, что немаловажно, понятного описания этого процесса.
Понятие интернационализации высшего образования существует очень давно, практически с того момента, как стали открываться высшие учебные заведения в Европе и в европейских колониях. Необходимым условием существования процесса интернационализации является наличие национального государства2, поскольку интернационализация предполагает коммуникацию и обмен знаниями и традициями именно с точки зрения различия народов, их культуры и подходов к образованию и науке. Процесс интернационализации высшей школы существовал и в Советском Союзе, который принимал иностранных студентов из дружеских стран. Нельзя забывать и то, что в рамках СССР абитуриенты могли достаточно свободно перемещаться из одной союзной республики в другую и получать образование в том университете, в котором они считали нужным.
С распадом Советского Союза процесс интернационализации отечественного образования несколько приостановился, поскольку государство на некоторое время ушло не только из мировой политической борьбы, в которой привлечение иностранных студентов и, как следствие, создание благоприятного образа страны в глазах иностранцев являлось одним из самых важных аспектов, но и отстранилось от государственного регулирования национального высшего образования. Это позже и явилось одной из причин возобновления процесса интернационализации, когда управляющие университетами поняли, что они сами должны налаживать отношения с другими
университетами, так как это и поднимает престиж высшего учебного заведения, и позволяет ему участвовать в важных международных конференциях и в международном обмене знаниями и научными исследованиями, что всегда являлось жизненно необходимым для любого университета высокого уровня. Кроме того, возросший престиж высшего учебного заведения привлекает к себе не только абитуриентов своей страны, но и иностранных студентов, что также несет в себе повышение престижа вуза и заметные финансовые поступления, что сейчас очень важно для любого российского университета. В современных условиях все большего проникновения рынка в систему высшего образования интернационализация является одним из важных факторов, по которым потенциальные студенты выбирают место учебы. Стажировка за рубежом несет в себе не только обмен знаниями с коллегами из других стран, но и параллельное изучение иностранного языка, что в наше время является крайне важным для любого профессионала.
Таким образом, интернационализация высшего образования - процесс хоть и не новый, но и не потерявший своей необходимости и актуальности. Он помогает современным университетам войти в мировое университетское образовательное пространство и активно развиваться в его рамках. Это позволяет высшим учебным заведениям более динамично развиваться, так как они могут воспринимать знания развитых университетов и таким образом не только не отставать от них, но и догонять, а через какое-то время опережать их по своему развитию. Даже если глобализация и не является высшей формой интернационализации, то последняя просто необходима для ее развития и становления. Хотя эти два процесса, по сути, не совпадают и в некоторых аспектах даже противостоят друг другу3, без интернационализации образования глобализация была бы невозможна, поскольку это два взаимосвязанных процесса.
Следующим аспектом глобализации и в то же время последствием интернационализации является интеграция образовательных сфер различных стран. Интеграция - это более глубокий процесс, чем интернационализация, так как в его рамках происходит не просто сотрудничество и обмен знаниями, а углубление и развитие академических связей, как правило, на государственном уровне и доведение их до уровня интеграции национальных систем образования. Если интернационализация может осуществляться самим университетом и участие государства не требуется, то при интеграции взаимодействия в образовательной сфере переходят на более высокий уровень. Хотя при этом и остается возможность для университетов самим осуществлять интеграционные процессы. Так, в рамках интеграции можно не только участвовать в грантах и международных проектах, но и, например, создавать объединенные диссертационные советы, объединенные университеты
в рамках национальных университетов и так далее. Эта тенденция имеет намного меньшее распространение в России. Как правило, этим могут похвастаться только столичные вузы и то далеко не все4, так как подобные интеграционные формы требуют, во-первых, больших финансовых затрат и, во-вторых, больших усилий по созданию подобных объединений, координации их работы, контролю обеих сторон и так далее. Для большинства университетов России это все еще дело очень далекого будущего, так как государство, которое могло бы помочь в решении финансовых проблем, постепенно уходит из сферы образования.
Тем не менее государство участвует в интеграции образовательных систем путем принятия общеевропейских и общемировых принципов построения системы высшего образования, подписав Болонское соглашение и пытаясь вступить в ВТО. На государственном уровне осуществление этого аспекта глобализации выглядит намного более близким к стандарту процесса интеграции. То есть благодаря вхождению в этот процесс, характерным становится согласование международной политики в сфере образования, сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, «синхронизация действий, достигаемая на основе регулирования их наднациональными институтами, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных рамок и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства как наиболее эффективной формы реализации задач будущего»5.
Обобщая, можно отметить, что интеграция является одним из самых близких к глобализации понятий, если исходить из их характеристик. И тем не менее интеграция и глобализация все-таки не считаются абсолютными синонимами, тем более если рассматривать интеграцию как более высокий уровень интернационализации, поскольку, как мы выяснили, у интернационализации и глобализации много существенных различий, вследствие чего глобализация не считается последствием интернационализации. Интеграционные процессы в высшем образовании крайне важны, особенно на государственном уровне, поскольку университетам в одиночку достаточно трудно переходить на более высокие уровни взаимодействия с другими образовательными системами.
Информатизация, пожалуй, самый общепризнанный и объективный процесс, происходящий в рамках всеобщей глобализации. Более того, развитие средств коммуникации и информационное обеспечение - это те сферы, в которых развитые страны достигли большого прогресса. Информационная революция поставила перед людьми необходимость совершенствования форм трансляции знаний, поскольку в условиях информационного общества главным является знание. На каком уровне будет находиться информатиза-
ция общества, на таком уровне будет находиться и вся страна. В современных условиях главной задачей образования является применение новых информационных технологий распространения знаний, в связи с чем получило распространение дистанционное образование, являющееся неотъемлемой частью процесса глобализации наряду с возрастанием академической мобильности и унификации учебных систем и планов.
Информатизация образования должна способствовать ликвидации отставания стран, так как знания и образование становятся легко доступны. На деле и в России, и в других странах декларируемая информатизация пока не привела к высоким результатам, поскольку сам уровень информатизации достаточно низок, а кроме того, большинство людей не пользуется имеющимися ресурсами, так как никто не научил их, как это делать. Интернетом как основным источником информации в свободном доступе пользуются далеко не все, а в основном молодые люди, более того, молодые люди, которые имеют к нему доступ6.
Несмотря на все государственные программы в сфере информатизации образования, которые пытается реализовать наше государство, на достойном уровне они начнут функционировать еще не скоро. Это объясняется не столько отсутствием материальной базы и финансовыми трудностями, сколько тем, что люди должны привыкнуть к мысли, что в информационном обществе процесс образования длится всю жизнь и самым важным является самообразование, для чего и должна быть развита сеть со свободным доступом к знаниям. Если этого не произойдет, то сфера информатизации станет еще одним аспектом расслоения не только общества внутри страны, но и отдаления нашего государства от возможности конкурировать на международном уровне и, как следствие, перехода его в разряд развивающихся стран.
Информатизация на данный момент самая динамично развивающаяся сфера глобализации. Нашей стране нужно как можно больше внимания уделять этому вопросу. Особенно много внимания требует периферия, поскольку высокоразвитые центральные территории часто сами в состоянии обеспечить себе достойный уровень информатизации. Нельзя забывать, что скорость и масси-рованность глобализации напрямую зависит от скорости информационного обмена.
И последний, пожалуй, самый радикальный подход к понятию глобализации - это подмена понятия и процесса вестернизации понятием глобализации. Исследователи, которые настаивают на подобной трактовке этих понятий, доказывают свою правоту тем, что, как уже отмечалось выше, у термина «глобализация» нет четкого определения. По их мнению, эта подмена также произошла как раз из-за того, что непонятное до конца слово «глобализация» имеет некое магическое значение и с его помощью объясняют все процессы и изменения, которые происходят в современном мире.
Социология
33
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
Абсолютизация этого понятия привела к тому, что исследователи стали меньше внимания обращать на причины и источники всех трансформаций современного мира, которые можно более легко и просто объяснить, если не подстраивать их под процесс глобализации. По мнению ученых. современная глобализация есть не что иное, как «вестернизация», то есть экспансия «западной» модели общества и приспособление мира к потребностям этой модели7.
По большому счету отказать в определенной истине этому подходу нельзя, так как все исследователи глобализации мирового сообщества источником и основной глобализирующей силой считают страны Запада, то есть Европу и в меньшей степени Америку, развитые страны, которые активно осуществляют создание глобального государства и для которых глобализация как можно большего мирового пространства несет огромные преимущества и перспективы. С другой стороны, нельзя также забывать, что для всех остальных стран перспектива участия в процессе глобализации не является настолько же радужной, по крайней мере в ближайшие годы. Скорее, наоборот, всем остальным странам, в том числе и России, предстоит не очень большой выбор - или подчиненное положение, если принимаются условия глобализации-вестернизации, или определенная изоляция от развитых стран, если процесс глобализации-вестернизации не будет принят. А учитывая тот момент, что Россия не будет изолировать себя от европейских стран, а, наоборот, при помощи Болонского процесса хочет облегчить свое вхождение в общеевропейское образовательное пространство, некоторой вестернизации нам не избежать. Многие авторы, анализирующие глобализационные процессы в системе высшего образования нашей страны, не приветствуют эту тенденцию, хотя, как правило, и соглашаются, что это неизбежный процесс. Такое негативное отношение ко всем планируемым изменениям высшей школы, скорее всего, объясняется как раз тем, что под глобализацией большинство авторов понимают вестернизацию, что рассматривается ими как уничтожение национальной системы образования, которая общепризнанно является одной из самых эффективных. Если четко разграничить глобализацию и вестернизацию, то, возможно, исследователи намного более лояльно станут относиться именно к процессам глобализации - это и интернационализация, и информатизация, и интеграция и пр., так как это те процессы, против которых практически нет нареканий, скорее, даже наоборот, к ним постоянно побуждают все учебные заведения, не только высшие. С процессом вестернизации, конечно, все намного сложнее, но не стоит также забывать, что и Болонский процесс, и вхождение во Всемирную торговую организацию (вестернизирующие факторы) - это договорные процессы, и если российское руководство проведет пере-
говоры по этим соглашениям исходя в первую очередь из интересов страны и ее будущего, то присоединение к этим организациям не приведет к настолько фатальным последствиям, насколько это декларируется противниками глобализации российского высшего образования.
Подводя итог, нужно отметить, что исследователи глобализации образования далеко не всегда делают четкое разграничение между такими понятиями, как глобализация, интернационализация, интеграция, информатизация и вестернизация. Это оправдано тем, что все эти определения почти одинаково описывают один и тот же процесс, являясь разными аспектами одного и того же явления. Все они тесно связаны между собой и могут быть употреблены как синонимы в некоторых контекстах, но по существу нести различные значения и отношение исследователей к ним абсолютно разное. В условиях глобализации ни один из этих процессов не может быть расценен как основной, так как они все должны развиваться более менее органично. Конечно, для каждой страны существуют свои предпочтения среди этих процессов, причем они не всегда реализуются. Так, для России, да и для большинства других не западных стран, предпочтительно развитие интеграции, поскольку в ее рамках сохраняется национальная составляющая образования. Мировые тенденции не могут не влиять на те решения, которые принимаются в каждой стране, поэтому интеграция чаще всего переходит в глобализацию или даже вестернизацию. Несмотря на это, каждая страна должна продолжать отстаивать свою национальную идентичность сферы образования и интеллектуальную независимость, так как объединительные процессы в Европейском Союзе показывают, что сохранение национального сектора в образовании все равно возможно. К этому и должна стремиться Россия в условиях глобализации системы высшего образования.
Примечания
1 См.: Карпенко М. П. Глобализация образования: возможности и перспективы. 22 декабря 2004 года. Персональная страница Карпенко Михаила Петровича // http://viperson.ru/wind.php? ID=216088&soch=1.
2 См.: Скотт П. Глобализация и университет // Alma mater. 2000. № 4. С. 4.
3 Там же. С. 3.
4 См.: Карпенко М. П. Указ. соч.
5 Данильченко В. М. Проблема развития образования в России в контексте глобального образования // Полемика. 2002. № 13 // http://www.irex.ru/press/pub/ polemika/13/dan/
6 См.: Ракитянский Н. М. Россия и вызовы глобализации // Социс. 2002. № 4. С. 61.
7 См.: Гранин Ю. Что такое «глобализация»? // Высшее
образование в России. 2007. № 10. С. 116-117.