Научная статья на тему 'Проблемы модернизации российского образования в условиях глобализации: краткий историографический обзор'

Проблемы модернизации российского образования в условиях глобализации: краткий историографический обзор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
639
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / глобализация образования / модернизация образования / интернационализация / интеграция / информатизация / globalization / globalization of education / modernization of education / internationalization / integration / informatization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Р. Хайбуллин, Р. Г. Юсупов

Изменения в образовательной сфере, произошедшие в России за последние десятилетия, напрямую связаны с многогранным процессом, именуемым глобализацией и касающимся всех ключевых сфер жизни социума, от экономики и политики до культуры и духовности. Глобализация вызывает многочисленные споры, выявляя сторонников и противников. Одни ратуют за внедрение мировых экономических и технологических новаций, расширение торговых связей, объединение со странами мира в борьбе с глобальными проблемами современности, к числу которых относятся экологические катаклизмы, терроризм, наркомафия и пр. Другие видят риск трансформации общественной психологии и потери национального суверенитета России. Аналогичные споры ведутся вокруг глобализации образования. В настоящей статье проведен историографический обзор по данной теме. Задачи анализа опубликованных трудов, конечно, связаны с выявлением целей модернизации российского образования и аргументов спорящих сторон, однако авторов больше интересовал исторический аспект проблемы. В ходе изучения научной литературы установлено, как одними авторами представлены плюсы образовательных реформ в России на рубеже XX и XXI вв. и как эти плюсы комментируются оппонентами, а также как описаны минусы модернизации средней и высшей школы. Многие выводы сделаны на основании уже проявившихся результатов преобразований, начатых в новой России, т. е. после развала СССР. Следовательно, можно говорить о своевременности проведения комплексного исторического исследования по данной теме. Пока же изучаются, и весьма подробно, преимущественно педагогический, социологический и философский аспекты проблемы. В научный оборот введены некоторые исторические сведения (например, о времени присоединения России к Болонскому процессу), но системного исторического исследования модернизации и глобализации российского образования в настоящий момент нет, что определяет дальнейшее направление исследовательской деятельности авторов настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: A BRIEF HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

Recent decades saw dramatic changes in the educational sphere of Russia. These changes are directly associated with a multifaceted process called globalization that affects all key areas of social life, from economics and politics to culture and spirituality. Globalization causes many disputes and identifies both supporters and opponents. Some scientists advocate the introduction of global economic and technological innovations, the expansion of trade relations, the cooperation with the countries of the world in the fight against global problems of our time, including environmental disasters, terrorism, drug mafia, etc. Their opponents see the risk of transformation of public psychology and loss of national sovereignty of Russia. Similar debates occur about the globalization of education. This article gives a historiographical review on this topic. Of course, analysis of the published works deals with identifying the purposes of the Russian education modernization and the arguments of the contending parties, but the authors are more interested in the historical aspect of the problem. Studies on the scientific literature make it possible to reveal how some researchers describe the advantages of educational reforms in Russia at the turn of the 20th century and their opponents comment on these advantages and explain the disadvantages of education modernization. Many conclusions have been made on the basis of the already apparent results of the transformations begun in the new Russia, after the collapse of the USSR. Therefore, we can talk about the timeliness of a comprehensive historical research on this topic. For the present, the pedagogical, sociological and philosophical aspects of the problem are being studied in detail. Some historical information has been put into scientific use (for example, about the time of implementing the Bologna process in Russia). Yet, there is no systematic historical study on the modernization and globalization of Russian education. This circumstance determines further direction of the authors’ research activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы модернизации российского образования в условиях глобализации: краткий историографический обзор»

po borbe s litsami, uklonyayushchimisya ot obshchestvenno-poleznogo truda i vedushchimi antiobshchestvennyy paraziticheskiy obraz zhizni v respublike [Report of the Prosecutor of the Bashkir ASSR on the unsatisfactory implementation of laws to combat persons evading socially useful work and leading an antisocial parasitic lifestyle in the Republic]. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond R-933, opis 9, delo 2085, list 36. (In Russian).

17. Shamykaeva S. Nakazany za tuneyadstvo [Punished for parasitism]. Sovetskaya Bashkiriya, 1971, August 15. (In Russian).

18. Dokladnaya zapiska ministra vnutrennikh del Bashkirskoy ASSR o sostoyanii raboty organov vnutrennikh del BASSR po borbe s litsami, ne zanimayushchimisya obshchestvenno-poleznym trudom i vedushchimi paraziticheskiy obraz zhizni [Report of the Minister of Internal Affairs of the

Bashkir ASSR on the state of work of the internal affairs bodies of the BASSR to combat persons not engaged in socially useful work and leading a parasitic lifestyle]. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond R-933, opis 9, delo 3085, 1ist 359-360. (In Russian).

19. Kabirov Sh.T. Iz istorii sozdaniya i deyatelnosti podrazdeleniy po borbe s nezakonnym oborotom narkotikov organov vnutrennikh del Respubliki Bashkortostan [From the history of creation and activity of internal affairs bodies of the Republic of Bashkortostan in fighting against drug trafficking]. Istoriko-pravovye aspekty protivodeystviya rasprostraneniyu narkomanii i alkogolizma {Historical and legal aspects of countering the spread of drug addiction and alcoholism]. Round-table proceedings. Ufa, 2017, pp. 32-34. (In Russian).

УДК 37.014.21 DOI: 10.24411/1728-5283-2019-10309

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

© А.Р. Хайбуллин,

кандидат юридических наук, доцент,

Башкирский государственный

университет,

ул. З. Валиди, 32,

450076, г. Уфа,

Российская Федерация,

эл. почта: khnur@bk.ru

© Р.Г. Юсупов,

доктор исторических наук, профессор,

Башкирский государственный

университет,

ул. З. Валиди, 32,

450076, г. Уфа,

Российская Федерация,

эл. почта: yusupovr.g@yandex.ru

Изменения в образовательной сфере, произошедшие в России за последние десятилетия, напрямую связаны с многогранным процессом, именуемым глобализацией и касающимся всех ключевых сфер жизни социума, от экономики и политики до культуры и духовности. Глобализация вызывает многочисленные споры, выявляя сторонников и противников. Одни ратуют за внедрение мировых экономических и технологических новаций, расширение торговых связей, объединение со странами мира в борьбе с глобальными проблемами современности, к числу которых относятся экологические катаклизмы, терроризм, наркомафия и пр. Другие видят риск трансформации общественной психологии и потери национального суверенитета России. Аналогичные споры ведутся вокруг глобализации образования. В настоящей статье проведен историографический обзор по данной теме. Задачи анализа опубликованных трудов, конечно, связаны с выявлением целей модернизации российского образования и аргументов спорящих сторон, однако авторов больше интересовал исторический аспект проблемы. В ходе изучения научной литературы установлено, как одними авторами представлены плюсы образовательных реформ в России на рубеже XX и XXI вв. и как эти плюсы комментируются оппонентами, а также как описаны минусы модернизации средней и высшей школы. Многие выводы сделаны на основании уже проявившихся ре-

зультатов преобразований, начатых в новой России, т. е. после развала СССР. Следовательно, можно говорить о своевременности проведения комплексного исторического исследования по данной теме. Пока же изучаются, и весьма подробно, преимущественно педагогический, социологический и философский аспекты проблемы. В научный оборот введены некоторые исторические сведения (например, о времени присоединения России к Болонскому процессу), но системного исторического исследования модернизации и глобализации российского образования в настоящий момент нет, что определяет дальнейшее направление исследовательской деятельности авторов настоящей статьи.

Ключевые слова: глобализация, глобализация образования, модернизация образования, интернационализация, интеграция, информатизация

© A.R. Khaybullin, © R.G. Yusupov

PROBLEMS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: A BRIEF HISTORIOGRAPHICAL REVIEW

Bashkir State University, 32, ulitsa Zaki Validi,

450076, Ufa, Russian Federation, e-mail: khnur@bk.ru, yusupovr.g@yandex.ru

Recent decades saw dramatic changes in the educational sphere of Russia. These changes are directly associated with a multifaceted process called globalization that affects all key areas of social life, from economics and politics to culture and spirituality. Globalization causes many disputes and identifies both supporters and opponents. Some scientists advocate the introduction of global economic and technological innovations, the expansion of trade relations, the cooperation with the countries of the world in the fight against global problems of our time, including environmental disasters, terrorism, drug mafia, etc. Their opponents see the risk of transformation of public psychology and loss of national sovereignty of Russia. Similar debates occur about the globalization of education. This article gives a historiographical review on this topic. Of course, analysis of the published works deals with identifying the purposes of the Russian education modernization and the arguments of the contending parties, but the authors are more interested in the historical aspect of the problem. Studies on the scientific literature make it possible to reveal how some researchers describe the advantages of educational reforms in Russia at the turn of the 20th century and their opponents comment on these advantages and explain the disadvantages of education modernization. Many conclusions have been made on the basis of the already apparent results of the transformations begun in the new Russia, after the collapse of the USSR. Therefore, we can talk about the timeliness of a comprehensive historical research on this topic. For the present, the pedagogical, sociological and philosophical aspects of the problem are being studied in detail. Some historical information has been put into scientific use (for example, about the time of implementing the

Bologna process in Russia). Yet, there is no systematic historical study on the modernization and globalization of Russian education. This circumstance determines further direction of the authors' research activities.

Key words: globalization, globalization of education, modernization of education, internationalization, integration, informatization

Проблема модернизации высшей школы в постсоветской России находит отражение в научных трудах последних десятилетий и исследуется с разных точек зрения учеными различных направлений: педагогами, социологами, философами и т. д. В центре внимания уже оказался ряд аспектов этой проблемы: глобализация как фактор развития образования и интеграция России в мировое образовательное пространство; позитивные и негативные последствия присоединения России к Болонской декларации и т. д.

Анализ исследований по теме логично начать с термина «глобализация». Автором этого термина и первым исследователем самого явления считается американский ученый-экономист Теодор Левитт. В трактовке Левитта (1983 г.) глобализация подразумевает доминирование на мировом рынке «передовых, функциональных, надежных и недорогих» стандартизированных продуктов (без адаптации к национальным рынкам), выпускаемых трансконтинентальными корпорациями (ТНК) на основе новейших технологий. Автор аргументирует эту позицию следующим образом: почти каждый человек во всем мире хочет иметь доступ к технологическим достижениям, о которых он слышал или которые видел, а мир с каждым годом становится все более информированным. В этом плане, по мнению Левитта, невелики перспективы даже у многонациональных корпораций, корректирующих свойства своей продукции для каждой страны. Глобальная корпорация действует с решительным постоянством - продает одни и те же товары одинаково везде [1, р. 92-93, 101]. Позднее термин стали трактовать шире - как придание чему-либо глобального (всемирного) характера [2, с. 17], и экономическая глобализация теперь рассматривается как часть более емкого про-

цесса. Впрочем, и экономическую глобализацию начали характеризовать не так узко, как это делал Левитт. Например, Международный валютный фонд (МВФ) подразумевает под этим понятием «растущую экономическую взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мировых потоков капитала» [2, с. 16].

Глобализация вызывает бесконечные споры сторонников и противников. С одной стороны, в условиях глобализации мировой объем экспорта с 1950 по 2000 гг. возрос в 10 раз даже с учетом инфляции и продолжает расти. Глобализация способствует ускоренному внедрению технических новшеств, вовлечению многих стран в производственные процессы (например, Боинги собирают в США, а детали для них производятся не только в Штатах, но также в Южной Корее, Австралии, Японии, Канаде, Великобритании и других странах). Информационно-коммуникационные технологии позволили распространить во всем мире широкий спектр финансовых, инженерных, юридических и других услуг. Иностранные туристы стимулируют создание рабочих мест в отелях, ресторанах или авиакомпаниях, иностранные студенты - в университетах и других учебных заведениях и т. д. Выгоды глобализации очевидны [3; 4].

С другой стороны, как отметил еще в 2000 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, глобализация вызывает протесты, и главной причиной тому является порождаемое ею неравенство - выгоды и возможности, являющиеся ее результатом, сконцентрированы в небольшом числе стран. Да и цели глобализации сориентированы все больше на расширение рынков без заметного учета

'2019, том 32, № 3(95) llllllllllllllllllllllllllllllllll В5

социальных проблем мирового сообщества [4]. В российской научной литературе этой проблеме также уделяется большое внимание. В качестве примера приведем мнение доктора экономических наук В.И. Кузнецова: «Сильные используют все плюсы этого процесса, интегрируя свои экономики, слабым же остается незавидная роль сырьевых придатков и рынков дешевой рабочей силы. В результате даже инвестиции, направляемые ТНК в бедные страны с низкой заработной платой, превращаются в форму их "выдаивания", поскольку товары, произведенные при существенно более низких издержках, реализуются в богатых странах по ценам, обеспечивающим высокие прибыли производителю» [5, с. 18].

Как бы то ни было, глобализация определяет весь ход мирового развития [6]. По этому поводу доктор философских наук Л.Е. Гринин еще в 2008 г. отметил, что укрываясь от глобализации, Россия не сможет сыграть значительную роль в новом мировом порядке [7, с. 91]. Россия, стало быть, не может избежать участия в глобализационных процессах. Если принять во внимание негативные стороны этих процессов, то становится очевидной задача, стоящая перед нашей страной, - принять глобализацию как данность, но с сохранением цивилизацион-ной принадлежности, т. е. культуры, менталитета и т. д. [8, с. 52].

Не в последнюю очередь глобализация касается образования, и в связи с этим в последние десятилетия исследователи оперирует понятием «мировое образовательное пространство» (в рамках Болонского процесса -«общеевропейское образовательное пространство»). Этот термин означает совокупность, взаимовлияние и взаимодействие всех учреждений и организаций, от учебных и научных до общественных и правительственных, которые имеют отношение к образовательно-воспитательному процессу. Фигурирует в литературе и понятие «глобализация образования». Понятие обрело актуальность, когда «мировое сообщество осознало необходимость создания глобальной стратегии образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня» [9, с. 4].

Надо сказать, четкого определения понятия «глобализация образования» пока нет (это констатируется и в новейшей зарубежной литературе [10, р. 7]). Проблема в том, что явление это характеризуется многоаспек-тностью, находится в развитии, не имеет раз и навсегда принятых правил. Весте с тем обозначены некоторые его признаки. Среди них стабильно рассматриваются интернационализация, интеграция и информатизация [11, с. 32; 12, с. 49; 13, с. 28 и др.]. Некоторые авторы добавляют к этому перечню другие параметры: вестернизацию [11, с. 32], международную стандартизацию, унификацию национальных образовательных систем [14, с. 141] и др.

Интернационализация предполагает обмен знаниями, приобретенными в различных национальных государствах. Интернационализация высшей школы, в частности, может осуществляться самими университетами без вовлечения государства и реализовываться разными способами, в том числе посредством обмена педагогическими кадрами, приема иностранных студентов, проведения совместных научных исследований и пр. [11, с. 32; 12, с. 50].

Интеграция требует участия государства - в целях расширения академических связей и корректировки национальной системы образования на основе общеевропейских и общемировых образовательных принципов. Именно на государственном уровне происходит согласование международной политики в сфере образования [11, с. 32-33].

Информатизация образования определена как «целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических и программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)» [15, с. 9]. Информатизация обеспечивает, таким образом, доступ к общемировым знаниям в любой точке мира, где освоены современные ИКТ. В немалой степени она корректирует и социальный заказ на профессиональный уровень будущего специалиста.

Из изложенных позиций вытекают сильные и слабые стороны образовательных реформ в России, и этот вопрос также нашел отражение в научной литературе. Начнем с выделенных авторами позитивных моментов.

1. Консолидация усилий в решении глобальных проблем человечества [16].

Этот тезис, безусловно, актуален, однако его однозначность поставлена под сомнение рядом ученых, например, ректором Московского гуманитарного университета И.М. Ильинским. В частности, Ильинский обратил внимание на специфику решения глобальной проблемы охраны окружающей среды, принесенной в жертву свободному рынку. Еще в 1992 г. на Всемирной конференции «Окружающая среда и развитие», прошедшей под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро, главами 196 стран был подписан документ «Повестка на XXI век», в котором констатировалось, что существующая парадигма развития ведет человечество в пропасть, и декларировался переход на новый путь, названный «устойчивым развитием» («Sanstable development»). На этой же конференции были выработаны соответствующие требования к образованию, ибо в сложившейся ситуации глобальными целями образования стали не только профессиональные знания и навыки, но и воспитание личностных качеств, позволяющих противостоять вызовам рынка. Далее Ильинский акцентирует внимание на поведении президента США: Буш-старший на конференцию в Рио-де-Жанейро приехал и «Повестку на XXI век» подписал, при этом журналистам он заявил, что действия США не подлежат корректировке, т. е. перемены в политике его страны не планируются. Через 10 лет, в 2002 г., в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась очередная конференция ООН, посвященная проблемам мирового развития. На это мероприятие президент США, Буш-младший, не приехал. А участники конференции, между тем, признали, что новую парадигму мирового развития человечество так и не сформировало. По этому поводу Ильинский заключил: идеи конференций в Рио и Йоханнесбурге «никак не отвечают «национальным интересам» США. Во главе ООН и ЮНЕСКО - их ставленники. ООН штампует резолюции, пригодные Америке для развя-

зывания все новых военных операций, хотя, когда ООН (вдруг!) заколеблется, США действуют, как им заблагорассудится, презрев мнение мирового сообщества». Соответственно, коль США не признают глобальные проблемы, препятствующие их господству в мире, с их подачи выстраиваются принципы глобального образования - подгон интеллектуального уровня масс под простые жизненные потребности, ограниченные материальными благами и выживанием. Американцам «нужны целехонькие города, леса, поля и вся инфраструктура, заселенная аборигенами, способными изъясняться на английском и работать на них» [6, с. 3-6]. Иными словами, образование имеет огромное значение для решения глобальных проблем, однако реальная практика образовательных реформ свидетельствует не в пользу реализации этого принципа.

2. Получение образования в другой стране и упрощение процедуры признания дипломов в другом государстве [16].

Эти пункты можно было бы считать безусловным благом, если бы не некоторые обстоятельства. В России запущен процесс вытравливания из юных голов патриотизма и национальных духовных ценностей, а материальная база российского образования и науки не может конкурировать с западной. На этом фоне, как подчеркивает доктор социологических наук В.А. Руденко, «расширение международных связей в рамках образования, развитие программ международного обмена студентами и заграничных стажировок <.. .> создают серьезный риск роста «утечки мозгов»» [17, с. 59]. Надо сказать, этой проблеме посвящено немало трудов. Здесь отметим, что открытость образования можно оценивать положительно, ведь неразумно спорить с идеей включения в нашу жизнь «лучшего, что есть в опыте других стран» [6, с. 3]. Однако абсолютизировать плюсы международных контактов преждевременно.

3. Информатизация образования, доступ к информации (в т. ч. к мировым библиотекам), возможность дистанционного обучения, участия в международных мероприятиях в режиме on-line и т. д. [16; 18; 19].

ИКТ - это форма реализации наукоемких технологий, которые сегодня внедряются во

'2019, том 32, № 3(95) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИмЕЯ

все сферы производства. Образование не может игнорировать эту тенденцию, иначе оно рискует оказаться на обочине научно-технического прогресса. Информационные технологии предоставляют новые возможности в реализации ряда дидактических принципов (наглядности, доступности и пр.), в оценке результатов усвоения учебного материала, в управлении учебной деятельностью. Владение новейшими информационными технологиями в немалой степени способствует успешному трудоустройству выпускников вузов [15, с. 9; 18, с. 61-63; 20, с. 10]. Системно ИКТ в образовании рассматривается в трех аспектах: как предмет изучения, средство обучения и инструмент автоматизации учебной деятельности [21, с. 109].

Вместе с тем специалисты рекомендуют на волне повышенного внимания к информационным и коммуникационным инновациям не забывать о достижениях традиционного образования. Оно, во-первых, подразумевает живое общение учителя и ученика, что отражается на эмоциональной сфере последнего (компьютер не может заменить одобрение учителя). Во-вторых, педагог - это носитель нравственных ценностей, оказывающий воспитательное воздействие в личном контакте. В-третьих, не следует сбрасывать со счетов общение учеников между собой [18, с. 6364]. Впрочем, указанные преимущества находятся в прямой зависимости от профессионализма педагогов.

В литературе отмечается также, что новейшие технологии, обеспечивающие широкий доступ к учебной и научной информации, ведут к корректировке функций преподавателя и самостоятельности учащихся в выборе путей освоения учебного материала. Но сам по себе доступ к информации, а также сокращение времени на ее поиск - это еще не гарантия качественного усвоения этой информации. Не всегда учащемуся легко дается осмысление больших объемов найденных в интернете сведений. Причиной может быть и обычная лень - не секрет, что многие школьники и студенты готовят письменные работы, эксплуатируя интернет по принципу «копировать - вставить» и не вникая в суть копируемого материала. И не всегда есть смысл винить в бездумном обраще-

нии с информацией учащихся - раздавая задания, преподаватель зачастую не задумывается над тем, что его подопечные собирают в сети сведения по нескольким дисциплинам, всякий раз погружаясь в обширный мир интернет-информации. Но ведь волевым решением отменить механизмы защиты мозга от перегрузки невозможно. По этому поводу А. С. Коломейченко пишет: «Учитывая время, проведенное за компьютером в аудитории, сколько же еще студент в день может работать за компьютером дома? А в результате получаем бессвязный набор текста и испорченное зрение» [21, с. 110]. И это при том, что молодые люди используют интернет не только в учебных целях. Так что с самостоятельностью в выборе путей освоения учебного материала не все обстоит просто. Не менее тревожен аргумент, связанный с нагрузкой на зрение. Медики действительно рекомендуют дозировать контакт с компьютерной техникой, но сторонники радикальных перемен в образовании не сопоставляют свои прожекты с медицинскими рекомендациями. Будущее образования они видят в переходе от традиционной модели обучения к e-leaming (т. е. к электронному обучению), а затем - к smart-образованию, делегируя учителю скромный набор функций: «сопровождение, коррекцию самостоятельной работы учащихся, организацию качественного поиска информации в мировых информационных ресурсах» [22, с. 20].

Таким образом, некоторые признаки глобализации образования одни авторы характеризуют исключительно с положительной стороны, другие оценивают их же через призму аргументированной критики.

Выявленные учеными слабые стороны образовательных реформ в России следует из их преимуществ, точнее, из оборотной стороны этих преимуществ. К слабым сторонам относят:

- разрушение отечественного образования, очевидные достоинства которого ценились во всем мире;

- переориентацию сознания обучающихся на узкопрофессиональные цели и удовлетворение утилитарных потребностей;

- формирование космополитического мышления, разрушение национальных при-

оритетов и навязывание интересов экономически сильных стран (кстати, «не всегда имеющих лучшую систему образования» [16]);

- исключение из образовательного процесса воспитательной составляющей (а это, как утверждает В.А. Руденко, таит угрозу «сужения роли системы образования в процессе воспроизводства российской культурной идентичности» [17, с. 60]);

- «утечку мозгов» и т. д. [6; 16; 17 и

др.]

К этому можно добавить свойственные России факторы, которые действительно препятствуют развитию образования:

- бюрократизация образования в результате усиления вмешательства государства;

- различающийся уровень базового образования в центре и на периферии нашей огромной страны;

- отсутствие в сельской местности ряда регионов свободного доступа к интернету и даже к компьютеру и т. д. [16].

Итак, дискуссии вокруг глобализации образования выявили, на первый взгляд, спор старого и нового. Вообще, как известно, новаторам нередко приходится пробивать дорогу для своих идей, преодолевая консервативные по природе препятствия, и история знает немало примеров того, как новаторы, победив общественную консервативность, являли миру нечто такое, что становилось опорой дальнейшего прогресса. В исследуемом вопросе речь идет, по сути, о будущем России, база которого формируется не просто в про-

тивостоянии старого и нового, а в сложной геополитической обстановке. Поэтому решения должны согласовываться не столько с размыто представляемыми глобальными интересами (размыто, потому что интересы, например, США и Гаити явно не совпадают), сколько с интересами своей страны. Конечно, прятаться от прогресса нецелесообразно, и это подчеркивает даже консервативная сторона спора об образовании. Речь может идти только о разумном балансе старого и нового - из того и другого необходимо почерпнуть то, что действительно будет способствовать интеллектуальному и духовному совершенствованию нашей молодежи.

Отметим, что набитые за годы модернизации шишки заставляют время от времени корректировать образовательную политику. За истекший период не раз менялась структура органов управления образованием, неоднократно назначались новые министры, на уровне среднего образования сохранен активно критикуемый ЕГЭ, но периодически пересматриваются формы его проведения и т. д. Иными словами, модернизация образования в России - это процесс, находящийся в развитии. Пока в научной литературе рассматриваются преимущественно педагогический, социологический и философский аспекты этого процесса. Теперь уже, полагаем, в не меньшей степени актуален комплексный исторический анализ событий, что определяет дальнейшее направление нашего научного исследования.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Levitt Th. The globalization of markets // Harvard Business Review. 1983. Vol. 61, No. 3. P. 92-102.

2. Паньков В.С. Глобализация экономики: qualis es et quo vadis? // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 1. С. 16-24.

3. Princeton W. Globalization [Web resource] // Everyday Economics, 2014. 16 p. // Federal Reserve Bank of Dallas. URL: https://www. dallasfed.org/~/media/documents/educate/ everyday/globalization.pdf (accessed: 20.01.2019).

4. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке: доклад Генерального

секретаря ООН, 27.03.2000 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/ documents/un/unpan004566.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

5. Кузнецов В. Глобализация // Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. М.: Республика, 2000. С. 17-21.

6. Ильинский И.М. «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 3-23.

7. Гринин Л.Е. Глобализация и процессы трансформации суверенитета // Век глобализации.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

'2019, том 32, № 3(95) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIllllllllEä

2008. № 1. С. 86-97.

8. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Глобализация и университет. 2005. № 3. С. 50-57.

9. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. 2002. № 10. С. 3-14.

10. Manion C., Weber N. Why global éducation is critically important for Ontario learners // Global Education for Ontario Learners: Practical Strategies. Queen's Printer for Ontario, 2018. P. 5-7.

11. Петрович О.Г. Глобализация системы высшего образования России // Известия Саратов. унта. 2009. Т. 9. Вып. 2. Сер. Социология. Политология. С. 31-34.

12. Панибратцев А.В. Глобализация и проблемы высшего образования в России // Науч. вестн. МГТУ гражд. авиации. 2014. № 203. С. 49-55.

13. Исламова З.И. Модернизационные процессы развития вуза в контексте интеграции, информатизации и интернационализации профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 1 (50). С. 2433.

14. Зубарев А.Е., Коуров В.Ф. Глобализация высшего образования и факторы ее определяю-щия [Электронный ресурс] // Ученые заметки ТОГУ: электрон. науч. изд-е. 2014. Том 5. № 4. С. 140-144. URL: http://pnu.edu.ru/media/ ejournal/articles/2014/TGU_5_168.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

15. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.

16. Мейдус А.А. Образование в эпоху глобализации: диалектика перспектив и рисков [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 21. URL: https:// science-education.ru/pdf/2015/2/422.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

17. Руденко В.А. Глобализация образования и проблема сохранения ценностей национальной культуры // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 57-60.

18. Шадриков В.Д., Шемет И.С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы // Высшее образование в России. 2009. № 9. С. 61-65.

19. Юсупов Р.Г. Научно-образовательная политика в Республике Башкортостан на рубеже XX-XXI веков: государственно-правовое регулирование // Вестн. УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. 2016. № 2 (16). С. 125-130.

20. Гриншкун В.В., Орынбаева Л.К. Существующая практика и особенности информатизации воспитательной деятельности в школе // Вестн. Мос. гор. пед. ун-та. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2017. № 1 (39). С. 8-17.

21. Коломейченко А.С. Системные принципы информатизации образования в высшей школе // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. 109-111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Федорова Г.А. Профессиональное развитие учителей в условиях информатизации образования // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. 2014. № 4. С. 18-25.

R E F E R E N C E S

1. Levitt Th. The globalization of markets. Harvard Business Review, 1983, vol. 61, no. 3, pp. 92102.

2. Pankov V.S. Globalizatsiya ekonomiki: qualis es et quo vadis? [Globalized economy: qualis es et quo vadis?]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2011, no. 1, pp. 16-24. (In Russian).

3. Princeton W. Globalization. Everyday Economics, 2014. 16 p. Federal Reserve Bank of Dallas. Available at: https://www.dallasfed.org/-/ media/documents/educate/everyday/ globalization.pdf (accessed January 20, 2019).

4. My', narody': rol Organizatsii Obyedinennykh Natsiy v XXI veke [We are the peoples: The role of the United Nations in the 21st century]. Doklad Generalnogo sekretarya OON, 27.03.2000 g. [UN Secretary General's report of March 23, 2000].

Official website. Available at: http://unpan1. un.org/intradoc/groups/public/documents/ un/unpan004566.pdf (accessed January 20, 2019). (In Russian).

5. Kuznetsov V. Globalizatsiya [Globalization]. God planety: Politika. Ekonomika. Biznes. Banki. Obrazovanie [Year of the Planet. Politics. Economy. Business. Banks. Education. Moscow, Respublika, 2000, pp. 17-21. (In Russian).

6. Ilyinsky I.M. «Modernizatsiya» rossiyskogo obrazovaniya v kontekste mirovoy globalizatsii ["Modernization" of Russian education in the context of worldwide globalization]. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Competence, 2012, no. 3, pp. 3-23. (In Russian).

7. Grinin L.E. Globalizatsiya i protsessy transformatsii suvereniteta [Globalization and the transformation processes of sovereignty]. Vek globalizatsii - The Century of Globalization,

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2019, том 32, № 3(95) lllllllllllllllllllllllllllllllllll

2008, no 1, pp. 86-97. (In Russian).

8. Akulich M.M. Obrazovanie v usloviyakh globalizatsii [Education in the context of globalization]. Globalizaciya i universitet -Globalization and University, 2005, no. 3, pp. 50-57. (In Russian).

9. VulfsonB.L. Mirovoe obrazovatelnoe prostranstvo na rubezhe XX i XXI vv. [World educational space at the turn of 20th century]. Pedagogika -Pedagogy, 2002, no. 10, pp. 3-14. (In Russian).

10. Manion C., Weber N. Why global education is critically important for Ontario learners. Global education for Ontario learners: Practical strategies. Queen's Printer for Ontario, 2018, pp. 5-7.

11. Petrovich O.G. Globalizatsiya sistemy vysshego obrazovaniya Rossii [Globalization of the Russian higher education system]. Izvestiya Saratovskogo universiteta Ser. Sotsiologiya. Politologiya -Bulletin of the Saratov University. Ser. Sociology. Politology, 2009, no. 9, issue 2, pp. 31-34. (In Russian).

12. Panibrattsev A.V. Globalizatsiya i problemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Globalization and higher education problems in Russia]. Nauchnyy vestnik MGTU grazhdanskoy aviatsii - Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, 2014, no. 203, pp. 49-55. (In Russian).

13. Islamova Z.I. Modernizatsionnye protsessy razvitiya vuza v kontekste integratsii, informatizatsii i internatsionalizatsii professionalnogo obrazovaniya [Modernization processes of university development in the context of integration, informatization and internationalization of vocational education]. Pedagogicheskiy zhurnal Bashkortostana -Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2014, no 1 (50). pp. 24-33. (In Russian).

14. Zubarev A.E., Kourov V.F. Globalizatsiya vysshego obrazovaniya i factory ee opredelyayushchie [Globalization of higher education and its determining factors]. Uchenye zametki TOGU -Bulletin of the Pacific National University, 2014, issue 5, no 4, pp. 140-144. Available at: http:// pnu.edu.ru/media/ejournal/articles/2014/ TGU_5_168.pdf (accessed January 30, 2019). (In Russian).

15. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psikhologo-pedagogicheskiy i tekhnologicheskiy aspekty) [Theory and methodology of education informatization (psychological, pedagogical and technological aspects)]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znaniy, 2014. 398 p. (In Russian).

16. Meydus A.A. Obrazovanie v epokhu globalizatsii: dialektika perspektiv i riskov [Education in the era

of globalization: Dialectics of prospects and risks]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya -Modern-Day Problems of Science and Education, 2015, no 21. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2/422.pdf (accessed January 30, 2019). (In Russian).

17. Rudenko V.A. Globalizatsiya obrazovaniya i problema sokhraneniya tsennostey natsionalnoy kultury'[Globalization of education and the problem of preserving the national culture values]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya -Theory and Practice of Public Development, 2012, no 6. pp. 57-60. (In Russian).

18. Shadrikov V.D., Shemet I.S. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii: plyusy i minusy [Information technologies in education: Advantages and disadvantages]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2009, no 9, pp. 61-65. (In Russian).

19. Yusupov R.G. Nauchno-obrazovatelnaya politika v Respublike Bashkortostan na rubezhe XX-XXI vekov: gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie [Scientific and educational policy in Bashkortostan at the turn of the 20th century: State and legal regulation]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Ser.: Ekonomika - Bulletin of the Ufa State Petroleum Technical University. Science. Education. Economy. Ser. Economy, 2016, no 2 (16), pp. 125-130. (In Russian).

20. Grinshkun V.V., Orynbaeva L.K. Sushchestvuy-ushchaya praktika i osobennosti informatizatsii vospitatelnoy deyatelnosti v shkole [Existing practice and peculiarities of informatization of educational activities at school]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya - Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Ser. Informatics and Informatization of Education, 2017, no 1 (39), pp. 8-17. (In Russian).

21. Kolomeychenko A.S. Sistemnye printsipy informatizatsii obrazovaniya v vysshey shkole [Systemic principles of informatization of education in higher education]. Obrazovanie i nauka v sovremenny'x usloviyakh - Education and Science under Modern-Day Conditions, 2015, no 3, pp. 109-111. (In Russian).

22. Fedorova G.A. Professionalnoe razvitie uchiteley v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya Teachers' professional development under informatization of education conditions]. Vestnik RUDN. Ser.: Informatizatsiya obrazovaniya - Bulletin of the Russian People's Friendship University. Ser. Informatization of Education, 2014, no 4, pp. 18-25. (In Russian).

'2019, том 32, № 3(95) llllllllllllllllllllllllllllllllllEU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.