Научная статья на тему 'Глобальный мир: перспективы и риски образования и науки'

Глобальный мир: перспективы и риски образования и науки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
802
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / образование / инновации / интернет / коммуникации. / globalization / education / innovation / Internet / communication.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А. П. Андруник, А. В. Дубровскии, С. А. Котова

В статье рассмотрены актуальные проблемы влияния процессов глобализации на процесс образования и скорость приращения знаний и их трансляцию в инновации. Определена роль региональных образовательных процессов в эпоху глобализации. Основная мысль, лежащая в основе современного толкования глобализации, состоит в том, что большинство проблем, возникающих во всех сферах общества, невозможно адекватно оценить и изучить на уровне отдельного суверенного государства или территории. Именно целенаправленная, планомерная и совместная межгосударственная активность будет способствовать преодолению проблем, порожденных процессом глобализации. Философское осмысление процессов глобализации с аксиологической точки зрения позволяет разделять представления о глобализации как о субъективной ценности и объективной значимости данного процесса для человека и общества. При этом авторы отмечают, что в условиях глобализации изменяются формы и способы коммуникаций в науке и образовании, и приходят к выводу, что в эпоху глобализации усиливается роль образования и науки как компонентов экономической, политической и культурной позиции государства в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global world: prospects and risks of education and science

The article deals with the actual problems of globalization processes influence on the process of education and the speed of knowledge increment and their translation into innovations. The role of regional educational processes in the era of globalization is defined. The main idea underlying the modern interpretation of globalization is that most of the problems arising in all spheres of society cannot be adequately assessed and studied at the level of an individual sovereign state or territory. It is the purposeful, systematic and joint interstate activity that will help to overcome the problems caused by the process of globalization. Philosophical understanding of the processes of globalization from the axiological point of view allows us to separate the idea of globalization as a subjective value and objective significance of this process for man and society. At the same time, the authors note that in the context of globalization the forms and methods of communication in science and education are changing and come to the conclusion that in the era of globalization the role of education and science as the determining components of the economic, political and cultural position of the state in the world community is increasing.

Текст научной работы на тему «Глобальный мир: перспективы и риски образования и науки»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 008 doi: 10.25730/VSU.7606.19.001

Глобальный мир: перспективы и риски образования и науки А. П. Андруник1, А. В. Дубровский2, С. А. Котова3

1 доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный научно-исследовательский университет. Россия, г. Пермь.

ORCID: 0000-0001-9073-518X. E-mail: andrunik72@mail.ru 2доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин, Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Россия, г. Пермь.

E-mail: general-1962@mail.ru 3кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, математических и естественно-научных дисциплин, Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Россия, г. Пермь.

E-mail: moty2010@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы влияния процессов глобализации на процесс образования и скорость приращения знаний и их трансляцию в инновации. Определена роль региональных образовательных процессов в эпоху глобализации. Основная мысль, лежащая в основе современного толкования глобализации, состоит в том, что большинство проблем, возникающих во всех сферах общества, невозможно адекватно оценить и изучить на уровне отдельного суверенного государства или территории. Именно целенаправленная, планомерная и совместная межгосударственная активность будет способствовать преодолению проблем, порожденных процессом глобализации. Философское осмысление процессов глобализации с аксиологической точки зрения позволяет разделять представления о глобализации как о субъективной ценности и объективной значимости данного процесса для человека и общества. При этом авторы отмечают, что в условиях глобализации изменяются формы и способы коммуникаций в науке и образовании, и приходят к выводу, что в эпоху глобализации усиливается роль образования и науки как компонентов экономической, политической и культурной позиции государства в мировом сообществе.

Ключевые слова: глобализация, образование, инновации, интернет, коммуникации.

Глобализация является многогранным процессом, затрагивающим не только экономические и политические институты государств, но и научные и образовательные.

Подходы к истокам глобализации как в зарубежной, так и в отечественной науке являются дискуссионными. Специалисты различных направлений стремятся сформулировать стройное определение феномена «глобализация», который стал очевиден с XX в. и протекает во всех сферах общества. В связи с этим появляются различные подходы к определению и трактовке данного понятия.

Возникновение самого термина «глобализация», под которым понимается процесс становления всеобщего взаимозависимого мира, сегодня практически не подвергается сомнению и не оспаривается. Однако большинство исследователей сходятся во мнении о неопределенности самой сущности глобализации.

С конца 60-х гг. ХХ в. понятие «глобализация» эпизодически встречается в работах ведущих историков, политологов, культурологов, экономистов и социологов.

Так, например, историки трактуют глобализацию как важнейший этап развития капитализма; экономисты - как транснационализацию финансовых рынков; политологи - распространение демократических институтов; культурологи - как объединение с вестернизацией культуры [19, с. 26].

© Андруник А. П., Дубровский А. В., Котова С. А., 2019

По мнению Р. Робертсона, глобализация - это процесс постоянно возрастающего воздействия и взаимовлияния различных факторов мирового значения на социальную действительность конкретных стран [20]. Это определение является наиболее полным и большинством источников принимается за основополагающее, так как затрагивает практически все сферы человеческого общества: политическую, экономическую, культурную, информационную и социальную, а с конца 1980-х гг. научные поиски сосредоточиваются на совершенно новом направлении - разработке теорий глобализации.

Понимание глобализации на современном этапе сводится к тому, что это процесс роста и сближения взаимных связей разных государств, сопровождающийся формулированием как общих экономических, политических, так и специфических аксиологических стандартов.

Центральная мысль современного толкования глобализации заключается в том, что превалирующее большинство проблем, возникающих во всех сферах общества, невозможно адекватно оценить и изучить на уровне отдельного суверенного государства или территории. Именно целенаправленная, планомерная и совместная межгосударственная активность будет способствовать преодолению проблем, порожденных процессом глобализации.

Характерными чертами современного этапа глобализации являются следующие:

1. Увеличение роли транснациональных корпораций (далее - ТНК]. На сегодняшний день в мире одновременно насчитывается более семи тысяч ТНК, сфера деятельности которых охватывает более 600 тысяч дочерних компаний. При этом основными странами - владельцами крупнейших ТНК являются Великобритания, США и Япония. Стоит учесть, что в настоящее время более 80% инновационных технологий создаются транснациональными корпорациями, доходы которых могут значительно превышать валовой национальный доход развитых стран мира. Сфера деятельности многих ТНК связана с разработкой гипертехнологий: инновационные технологии, сетевые компьютерные технологии, новейшие программные продукты, робототехника, машиностроение и автомобилестроение, технологии формирования массового сознания и общественного мнения и прочие.

2. Манипуляция массовым сознанием. С развитием электронных средств создания и распространения информации расширилась возможность манипулировать сознанием как конкретного человека, так и сознанием конкретной социальной группы, так и масс всего мира. При реализации манипулятивных технологий применяются такие современные средства, как кино, телевидение, массовое искусство, виртуальное пространство.

3. Глобальная сеть Интернет, предоставляющая следующие возможности:

- реализовывать ведение бизнеса в разных экономических сферах, оказывать то или иное воздействие на деловую активность различных игроков;

- множить эффективность взаимодействия граждан и правительства;

- мгновенно коммуницировать с любым пользователем в любой точке нашей планеты, в режиме реального времени проводить интернет-конференции, совещания и консультации;

- выступать в качестве транслятора культурных и иных ценностей, в качестве обучающего инструмента.

Наличие и степень использования глобальной сети Интернет есть один из ключевых критериев включенности той или иной страны или территории в глобальное пространство.

4. Рост числа мегаполисов и городских агломераций. Современные мегаполисы и городские агломерации для большинства развитых стран являются:

- фокусами политического, экономического, технологического и культурного развития;

- посредниками для вступления в глобальное пространство.

5. Распространение английского языка. В современном обществе существует исключительная потребность в общении на языке, понятном для всех его членов.

6. Стандартизация и унификация. Стандартизация на современном этапе движется в следующих направлениях: унификация услуг, товаров, кодирование с помощью штрих-кодов, являющихся сегодня по сути одним из глобальных языков торговли.

Философское осмысление процессов глобализации с аксиологической точки зрения позволяет разделять представления о глобализации как субъективной ценности и объективной значимости данного процесса для человека и общества.

Аксиологическая сторона процессов глобализации также характеризуется высокоскоростным обменом духовными и материальными ценностями, которые создаются в локальных общностях людей. Приоритетным каналом для данного обмена выступает виртуальная реальность.

Вместе с тем в новом, созданном в условиях глобализации, коммуникативном пространстве меняется как значение отдельных единиц коммуникаций, так и всего смыслового поля [6, с. 88].

Новая коммуникационная система работает в интерактивном режиме и влияет на взгляды, потребности, вкусы и - в результате - на ценности человека. Тем самым человечество столкнулось с кризисом, который само же породило, то есть утопает в океане информационных потоков, и вместо того, чтобы искать иные пути усвоения и осмысления уже созданного, оно все более быстрыми темпами продолжает производить новую информацию [10, с. 566-567].

Современный потребитель информации не только не успевает ознакомиться с ней, но и не всегда готов к ее восприятию, не говоря уже о логической или семантической интерпретации.

С одной стороны, отношение человека к информации как фундаментальной ценности постиндустриального общества становится инвариантным содержанием ценностных ориен-таций современного человека, а с другой стороны, бесконечно растущее многообразие информации лишает любые предметные значения абсолютности из ценностного статуса, который в прошлом был безусловным в религиозном, моральном, эстетическом или экономическом отношении.

Следовательно, с появлением информационных технологий человеческое общество фактически перешло в новую фазу развития, которая способствует разрушению смыслового пространства человеческого существования и человеческих отношений, перестановке акцентов на образ, носитель, а не на содержание [12, с. 61].

С точки зрения философско-педагогической мысли актуальным становится тезис о том, каким трансформациям повергается система образования и науки в глобализирующемся мире.

Глобализация, в частности отличительный ее феномен Интернет, обнаруживает практически неограниченные возможности повысить квалификацию или получить образование различного уровня всем желающим. Сегодня глобальная сеть Интернет - одно из самых мощных коммуникационных средств среди традиционно известных (телеграф, телефон, радио, телевидение]. Интернет - это технологии, имеющие неоценимое значение как для отдельного человека, так и для мира в целом. Он работает мгновенно, без посредников, содействуя формированию «равенства» пользователей в киберпространстве [12, с. 92].

Иными словами, постоянно совершенствующиеся коммуникационные, информационные и образовательные технологии, позволяющие получать в режиме online необходимую информацию, в режиме удаленного доступа участвовать в конференциях, вебинарах, посредством виртуальной реальности пользоваться фондами мировых библиотек, посещать художественные выставки, наслаждаться пением мировых звезд эстрады, применять инновационные образовательные технологии, а именно получать образование дистанционно, как полный курс, так и отдельные дисциплины (модули], присутствовать на лекциях ведущих педагогов, не меняя местонахождение.

Отличительной новацией современного этапа глобализации в сфере образования стал феномен интеграции социальных сетей в образовательный процесс. Интеграция образовательного процесса и социальных сетей имеет следующие преимущества:

1. Социальная сеть для большинства пользователей является уже привычной средой обитания. Это и определенное социальное пространство, имеющее своеобразную виртуальную социальную структуру, дающее неограниченные возможности для социальной мобильности, и собственная культура - киберкультура, которая представлена в различных кибер-формах (смайл-культура, специфическая терминология, культура репостов, лайков и др.]. При этом корректность и ясность идеологии социальных сетей позволяет интернет-аудитории сэкономить время, минуя этап первичной адаптации к новому коммуникативному образовательному пространству. Реализация же потребностей в общении и стремление к активной жизни в коллективе сверстников повышает учебную мотивацию.

2. Технические возможности социальных сетей формируют совместную образовательную деятельность как среди обучающихся, так и преподавателя (чаты, форумы, вебинары, возможность создания блога и многое другое]. Применение технологий форумов в виртуальных учебных группах позволяет всем участникам образовательного процесса индивидуально или совместно формировать сетевой учебный материал: статьи, глоссарии, мультимедийные библиотеки. Это активизирует познавательную деятельность обучающихся, сокращает время

для получения конкретного результата, способствует формированию или совершенствованию навыков оценки и сопоставления жизненных фактов и получаемой информации.

3. Социальные сети позволяют реализовывать такой современный метод обучения, как метод проектов.

4. Значительный уровень взаимодействия обучающихся и преподавателя обеспечивает непрерывность и дискретность учебного процесса. Совместные дискуссии по теоретическим и эмпирическим вопросам разрабатываемого проекта зачастую выходят за рамки контактной работы ученика и преподавателя и повышают эффективность данного образовательного процесса.

Мультимедийность совместного пространства значительно облегчает подготовку и просмотр в виртуальной группе видео- и аудиоматериалов, приложений и т. д. [8, с. 79-82].

Еще одним компонентом в рамках данного дискурса будет являться факт воздействия науки как особой глобальной структуры на сам процесс образования. На современном этапе образование рассматривается как приоритетный компонент накопления человеческого капитала. Образование есть одно из условий эффективного функционирования всех общественных сфер и институтов. И следует отметить, что и сама система образования сегодня -это одна из самых крупных «по затратам» сфер в любой стране мира. Рост воспроизводства количества и качества образовательных услуг сегодня стал объективной закономерностью развития глобального общества. Иными словами, образование опосредованно способствует воссозданию других факторов производства и потребления. Следовательно, ускоренное развитие отраслей, производящих образовательные услуги, значительно возрастает в процессе развития глобального общества, так как увеличивается потребность в производстве и распределении новых знаний.

Таким образом, можно констатировать, что, во-первых, образование есть процесс производства и потребления, а именно производства и потребления образовательных услуг, а во-вторых, система образования сама по себе становится глобальной, так как в этой системе происходит подготовка кадров для всех отраслей экономики и иных общественных институтов [3].

В связи с этим необходимо сконцентрировать особое внимание на роли «региональных» систем образования, которые, как правило, выстроены с учетом национальных, религиозных и культурных особенностей конкретной территории. В условиях глобализации отмечается тенденция пассивного принятия региональными органами управления образованием инновационных педагогических технологий, нередко наблюдается неэффективная деятельность различных образовательных структур, неспособность предложить потребителям новые качественные, отвечающие современным требованиям образовательные услуги.

Научно-технологическая сфера является главным локомотивом современной цивилизации и глобализации мира. И справедливо отмечают современники не только о мировой интеграции в сфере экономики, но и об обществе знаний. Глобализация охватывает все звенья научно-технологической сферы и осуществляется на разных уровнях - внутригосударственном, государственном и международном.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о глобализации науки. Он выражается в изучении глобальных характеристик объектов и предметов исследования, а также находит свое отражение в тех направлениях и отраслях, которые в «доглобализационный» период либо вовсе отсутствовали, либо еще не осознавались как приоритетные. Процесс наполнения современной науки глобальным смыслом, прежде всего, выражается в появлении, развитии такой научной сферы, как «глобалистика», и, как следствие, увеличении в десятки и сотни раз количества глобальных исследований и добавлении слова «глобальное» к тем или иным научным исследованиям [13, с. 41].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает гуманитарное знание, так как именно на гуманитарные науки данный процесс оказал свое наибольшее влияние. В частности, по мнению А. Г. Бермуса, современная эпоха - это инновационные вызовы для гуманитарного познания. В их числе - возможная утрата человеком собственной индивидуальности в условиях, когда глобальное информационное общество уже привело к качественной трансформации гуманитарных реалий прошлого [2].

Можно также отметить, что сегодня мы наблюдаем достаточно очевидный и важный процесс глобализации исторического научного знания. Так, уже существуют «глобальная история» и «историческая глобалистика». Первая из них представляет собой совокупность ис-

торических исследований ретроспективы и широкого географического видения развития человечества. Предметом исследования второй является становление и развитие мироцелост-ности, изучаемой специалистами в контексте социоприродных глобальных процессов.

Необходимо отметить, что интеграция как ключевая составляющая глобализации в конечном счете полезна не только для развития мировой науки и образования, но и для национальной науки каждой страны, так как интеграция делает возможным доступ каждой территории к общему информационному «банку» научных, образовательных и технологических достижений, раскрывает дополнительные условия для подготовки научных и педагогических кадров для различных отраслей экономики, а именно формирует единую мировую науку и образование как особые глобальные общественные структуры.

Вместе с тем для эффективного развития науки и образования конкретной страны все более применимой становится стратегия не ее конкуренции с национальными науками и системами образования иных стран, а всемерная интеграция с ними и с мировой наукой и образованием в целом путем действенного постижения и умелого практического применения их основных результатов [7, с. 40].

Следовательно, роль образования и науки в современном мире повышается. Современная экономика, основанная на инновационных цифровых технологиях, во многом будет определяться политикой государства в сфере образования и науки. Образование остается ключевым фактором развития и конкуренции большинства государств мира. Кроме того, модифицируются и общественные ожидания в области науки и образования, которые стали подвергать рассмотрению как приоритетное направление социальной политики большинства государств. Именно образование (прежде всего, его высшая ступень] на современном этапе является объективным условием профессиональной и социальной мобильности для большинства слоев населения.

Данные обстоятельства делают образование и науку ключевыми факторами развития общества в глобализирующемся мире, открывая человечеству возможности деятельно оказывать влияние на процессы глобализации путем формирования этих процессов в том или ином векторе. Тем не менее образование и наука сами становятся объектами глобализации. Это вызвано активным применением в учебном процессе глобальной информационной сети Интернет, позволяющей вывести образование на качественно новый уровень [5].

Таким образом, в эпоху глобализации значительно повышается роль образования и науки как определяющих компонентов экономической, политической и культурной позиции государства в мировом пространстве.

Список литературы

1. Андруник А. П. Педагогические основы личностно-ориентированного воспитания дисциплинированности курсантов ведомственных вузов : монография / под общ. ред. А. В. Дубровского. Пермь : УГИ, 2005. 310 с.

2. Бермус А. Г. Введение в гуманитарную методологию : монография. М. : Канон+, РООИ «Реабилитация», 2007. URL: htt:ps://cyberlemnka.ru/artide/n/filosofskie-problemy-globaHzatsii-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 01.11.2017].

3. Деева Т. М. Влияние процессов глобализации на сферу образования. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/vliyame-protsessov-globalizatsii-na-sferu-obrazovamya (дата обращения: 01.11.2017].

4. Дубровский А. В. Взаимопроникновение педагогических технологий России и восточной Европы / Международный форум бизнес-контактов. Россия - Чехия - 2013 : материалы Междунар. НПК. Изд-во ПКП, 2013. URL: https://www.rea.ru/ru/org/branches/perm/sveden/struct/Pages/Kafmenprava/ employees/dubrovskij-aleksandr-vladimirovich.aspx © ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».

5. Иванов Д. В. Эволюция концепции глобализации. URL: https://www.soc.pu.ru (дата обращения: 25.10.2017).

6. Касумова Г. К. Социокультурная реальность глобализирующегося мира // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2011. № 3.

7. Ковалев В. А. Формирование и развитие системы бизнес-образования при переходе к инновационному типу экономики : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010. 40 с.

8. Котова С. А. Проблемы интеграции социальных сетей в образовательный процесс // Проблемы устойчивого социально-экономического развития и управления муниципальных образований : материалы науч.-практ. конф. 15 ноября 2016 г. Пермь : Перм. филиал РАНХиГС, 2016. С. 79-82.

9. Мамардашвили М. К. Наука и ценности - бесконечное и конечное : фрагмент выступления. URL: http://philosophy.ru/library/mmk/nauka.html

10. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 566-567.

11. Носов Н. А. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 303 с.

12. Поросенков С. В., Котова С. А. Трансформация традиционных ценностей в постиндустриальном обществе: социально-философский аспект : монография. Пермь, 2017. 120 с.

13. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Концепция «общества знания» в современной социальной теории. М. : ИНИОН РАН, 2010. 41 с.

14. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

15. Философско-педагогические аспекты преемственности в непрерывном образовательном пространстве школа - военный вуз войск национальной гвардии Российской Федерации / А. П. Андру-ник, А. В. Дубровский, С. А. Котова / / Мир образования - образование в мире. 2017. № 4(68). С. 3-10.

16. Хромов Л. И. Информационная революция и виртуальное познание. СПб. : «ЭВС», 2000. 124 с.

17. Чечикова Г. Н. Медиакультура как новая культурная реальность // Коммуникативные стратегии информационного общества : V Междунар. науч.-теорет. конф. СПб. : Изд-во Политех. ун-та, 2012. С. 150-153.

18. Шевцова Н. П. Культура как система ценностей (Аксиология в контексте интерпретации культуры Н. А. Бердяева и И. А. Ильина). М., 2004. 205 с.

19. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). 26 с.

20. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985. С. 103-117.

Global world: prospects and risks of education and science A. P. Andrunik1, A. V. Dubrovsky 2, S. A. Kotova3

JDoctor of pedagogical sciences, professor of the Department of management, Perm State Research University. Russia, Perm.

ORCID: 0000-0001-9073-518X. E-mail: andrunik72@mail.ru 2Doctor of pedagogical sciences, professor, Department of Humanities, mathematical and natural science disciplines, Perm branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation. Russia, Perm.

E-mail: general-1962@mail.ru 3PhD of philosophical sciences, associate professor, Department of Humanities, mathematical and natural science disciplines, Perm branch of the Russian Academy of National Economy and State Service under the President of the Russian Federation. Russia, Perm.

E-mail: moty2010@yandex.ru

Abstract. The article deals with the actual problems of globalization processes influence on the process of education and the speed of knowledge increment and their translation into innovations. The role of regional educational processes in the era of globalization is defined. The main idea underlying the modern interpretation of globalization is that most of the problems arising in all spheres of society cannot be adequately assessed and studied at the level of an individual sovereign state or territory. It is the purposeful, systematic and joint interstate activity that will help to overcome the problems caused by the process of globalization. Philosophical understanding of the processes of globalization from the axiological point of view allows us to separate the idea of globalization as a subjective value and objective significance of this process for man and society. At the same time, the authors note that in the context of globalization the forms and methods of communication in science and education are changing and come to the conclusion that in the era of globalization the role of education and science as the determining components of the economic, political and cultural position of the state in the world community is increasing.

Keywords: globalization, education, innovation, Internet, communication.

References

1. Andrunik A. P. Pedagogicheskie osnovy lichnostno-orientirovannogo vospitaniya disciplinirovannosti kursantov vedomstvennyh vuzov :monografiya [Pedagogical foundations of personality-oriented education of the discipline of the cadets of departmental institutions: monograph] / under the general editorship of A. V. Dubrovsky. Perm: USI. 2005. 310 p.

2. Bermus A G. Vvedenie vgumanitarnuyu metodologiyu: monografiya [Introduction to humanitarian methodology: monograph]. M. Canon+, ROOI "Rehabilitation". 2007. Available at: Cyberleninka: https://cyberleninka.ru/ article/n/filosofskie-problemy-globalizatsii-v-sovremennoy-nauke (accessed: 01.11.2017).

3. Deeva T. M. Vliyanie processov globalizacii na sferu obrazovaniya [Impact of globalization on education]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-protsessov-globalizatsii-na-sferu-obrazovaniya (accessed: 01.11.2017).

4. Dubrovskij A V. Vzaimoproniknovenie pedagogicheskih tekhnologij Rossii i vostochnoj Evropy [Interpenetration of pedagogical technologies of Russia and Eastern Europe] / International forum of business contacts. Russia-Czech Republic-2013: proceedings of international scientifical-practical conf. Publishing house: PKP. 2013. Available at: https://www.rea.ru/ru/org/branches/perm/sveden/struct/Pages/Kafmenprava/ employ-ees/dubrovskij-aleksandr-vladimirovich.aspx © FSBEE HE «REU n.a. G. V. Plekhanov».

5. Ivanov D. V. Evolyuciya koncepcii globalizacii [Evolution of the concept of globalization]. Available at: www.soc.pu.ru (accessed: 25.10.2017).

6. Kasumova G. K. Sociokul'turnaya real'nost' globaliziruyushchegosya mira [Socio-cultural reality of the globalizing world] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 7. Filosofiya - Moscow University Herald. Ser. 7. Philosophy, 2011, No. 3.

7. Kovalev V. A. Formirovanie i razvitie sistemy biznes-obrazovaniya pri perekhode k innovacionnomu tipu ehkonomiki: avtoref. dis. ...d-ra ehkon. nauk [Formation and development of the system of business education in the transition to an innovative type of economy: abstr. dis. ...Dr. of econ. sciences]. SPb. 2010. 40 p.

8. Kotova S. A. Problemy integracii social'nyh setej v obrazovatel'nyj process [Problems of integration of social networks in the educational process] // Problemy ustojchivogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya i upravleniya municipal'nyh obrazovanij: materialy nauch.-prakt. konf. 15 noyabrya 2016g. - Problems of sustainable socio-economic development and management of municipalities: materials of scient.- pract. conf. November 15, 2016. Perm. Perm branch of Russian Academy of National Economics and State Service. 2016. Pp. 79-82.

9. Mamardashvili M. K. Nauka i cennosti - beskonechnoe i konechnoe: fragment vystupleniya [Science and values - infinite and finite: a fragment of speech]. Available at: http: // philosophy.ru/library/mmk/nauka.html

10. Novaya postindustrial'naya volna na Zapade: Antologiya - New post-industrial wave in the West: anthology / edited by V. L. Inozemtsev. M. 1999. Pp. 566-567.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Nosov N. A. Psihologiya virtual'nyh real'nostej i analiz oshibok operatora: dis.... d-ra psihol. nauk [Psychology of virtual realities and operator error analysis: dis. ... Dr. of psycol. sciences]. M. 1994. 303 p.

12. Porosenkov S. V., Kotova S. A. Transformaciya tradicionnyh cennostej v postindustrial'nom obshchestve: social'no-filosofskij aspekt: monografiya [Transformation of traditional values in post-industrial society: so-cio-philosophical aspect: monograph]. 2017 Perm. 120 p.

13. Ursul A. D., Ursul T. A. Koncepciya «obshchestva znaniya» v sovremennoj social'noj teorii [Concept of «knowledge society» in modern social theory]. M. Institute of Scientific Information on Social Sciences of RAS. 2010. 41 p.

14. WebsterF. Teorii informacionnogo obshchestva [Theories of the information society]. M. 2004.

15. Filosofsko-pedagogicheskie aspekty preemstvennosti v nepreryvnom obrazovatel'nom prostranstve shkola - voennyj vuz vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii - The philosophical and pedagogical aspects of continuity in the continuous education space of school - Military College of national guard troops of the Russian Federation / A. P. Andronic, A. V. Dubrovskii, S. A. Kotova / / World of education - education in the world. 2017, № 4 (68), pp. 3-10.

16. Hromov L. I. Informacionnaya revolyuciya i virtual'noe poznanie [Information revolution and virtual learning]. SPb. EVS. 2000. 124 p.

17. Chechikova G. N. Mediakul'tura kak novaya kul'turnaya real'nost' [Media culture as a new cultural reality] // Kommunikativnye strategii informacionnogo obshchestva: tr. V Mezhdunar. nauch.-teoret. konf. - Communicative strategies of the information society: works of the V Intarnational scient.- theoret. conf. SPb. Publ. of Politechnical University. 2012. Pp. 150-153.

18. Shevcova N. P. Kul'tura kak sistema cennostej (Aksiologiya v kontekste interpretacii kul'tury N.A. Ber-dyaeva i I.A. Il'ina) [Culture as a system of values (Axiology in the context of the interpretation of culture by N. A. Berdyaev and I. A. Ilyin)]. M. 2004. 205 p.

19. Ekonomicheskaya globalizaciya i problemy nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti - Economic globalization and problems of national and international security // Problemy sovremennoj ehkonomiki - Problems of modern economy. 2012, №3 (43), 26 p.

20. Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985. Pp. 103-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.