Научная статья на тему 'Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя'

Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность исследователя: структура / виды / содержание / функции / уровни сформированности / functional literacy of a researcher (FLR) / structure of FLR / types of FLR / contents of FLR / functions of FLR / formation levels of FLR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чигишева Оксана Павловна

В статье функциональная грамотность исследователя охарактеризована с методологически важных позиций, что позволило глубоко осмыслить и раскрыть специфику этого нового феномена. В рамках проведенного исследования представлено авторское определение понятия «функциональная грамотность исследователя», обозначены и проинтерпретированы ее ключевые признаки (субъектность, универсальность, адаптивность, профессионально-деятельностная ориентированность, квалификационно-компетентностная ориентированность, непрерывность, мотивированность) и структурные (функционально-знаниевый, функционально-деятельностный, рефлексивно-мотивационный) компоненты. В контексте статьи также выделены и охарактеризованы многообразные виды функциональной грамотности исследователя, ее функции (адаптивная, профессионально-развивающая, критико-рефлексивная, мотивационная) и уровни сформированности (низкий, средний, высокий). Указано, что содержание функциональной грамотности исследователя раскрывается сквозь призму выделенных компонентов и видов функциональной грамотности исследователя. В результате делается вывод о важности учета представленных методологически значимых характеристик функциональной грамотности исследователя при ее формировании в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodologically Significant Features Of A Researcher's Functional Literacy

The present article characterizes the functional literacy of a researcher from the methodologically important positions, which made it possible to deeply comprehend and reveal the specificity of this new phenomenon. This research study allowed to represent the author’s definition of the concept «functional literacy of a researcher» and its key features (subjectivity, universality, adaptability, professional and performance-based orientation, qualification and competence-based orientation, lifelong orientation, motivation) as well as to indicate and clarify its structural (functional-knowledge, functional-activity, reflexive-motivational) components. Various types of functional literacy of a researcher, its functions (adaptive, professionally developing, critical-reflexive, motivational) and formation levels (low, medium, high) are also highlighted and characterized in the context of the article. It is indicated that the content of the functional literacy of a researcher is revealed through the prism of its identified components and types. It was eventually concluded that it is essential to take into account the presented methodologically significant characteristics of the functional literacy of a researcher within its formation in the educational process.

Текст научной работы на тему «Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

О. П. Чигишева

Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С.72-83. Values and Meanings. 2024. No.3 (91). P. 72-83. УДК 378.225

DOI:10.24412/2071-6427-2024-3-72-83

Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя

Чигишева Оксана Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики, заместитель заведующего кафедрой педагогики Института стратегии развития образования, г. Москва, Россия E-mail: chigisheva@instrao.ru ORCID: 0000-0003-3358-2898

Аннотация. В статье функциональная грамотность исследователя охарактеризована с методологически важных позиций, что позволило глубоко осмыслить и раскрыть специфику этого нового феномена. В рамках проведенного исследования представлено авторское определение понятия «функциональная грамотность исследователя», обозначены и проинтерпретированы ее ключевые признаки (субъектность, универсальность, адаптивность, профессионально-деятельностная ориентированность, квалификационно-компетентностная ориентированность, непрерывность, мотивированность) и структурные (функционально-знаниевый, функционально-деятельностный, рефлексивно-моти-вационный) компоненты. В контексте статьи также выделены и охарактеризованы многообразные виды функциональной грамотности исследователя, ее функции (адаптивная, профессионально-развивающая, крити-ко-рефлексивная, мотивационная) и уровни сформи-рованности (низкий, средний, высокий). Указано, что содержание функциональной грамотности исследователя раскрывается сквозь призму выделенных компонентов и видов функциональной грамотности исследователя. В результате делается вывод о важности учета представленных методологически значимых характеристик функциональной грамотности исследователя при ее формировании в учебном процессе.

© Чигишева О. П., 2024

72

Ключевые слова: функциональная грамотность исследователя: структура, виды, содержание, функции, уровни сформированности.

Для цитирования: Чигишева О. П. Методологически значимые особенности функциональной грамотности исследователя // Ценности и смыслы. 2024. № 3 (91). С. 72-83.

Methodologically Significant Features Of A Researcher's Functional Literacy Oksana P. Chigisheva

PhD in Education, Associate Professor, Senior Researcher at the Laboratory of Comparative education and History of Pedagogy, Deputy Head at the Chair of Pedagogy of the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development", Moscow, Russia

E-mail: chigisheva@instrao.ru; ORCID: 0000-0003-3358-2898

Abstract. The present article characterizes the functional literacy of a researcher from the methodologically important positions, which made it possible to deeply comprehend and reveal the specificity of this new phenomenon. This research study allowed to represent the author's definition of the concept «functional literacy of a researcher» and its key features (subjectivity, universality, adaptability, professional and performance-based orientation, qualification and competence-based orientation, lifelong orientation, motivation) as well as to indicate and clarify its structural (functional-knowledge, functional-activity, reflexive-motivational) components. Various types of functional literacy of a researcher, its functions (adaptive, professionally developing, critical-reflexive, motivational) and formation levels (low, medium, high) are also highlighted and characterized in the context of the article. It is indicated that the content of the functional literacy of a researcher is revealed through the prism of its identified components and types. It was eventually concluded that it is essential to take into account the presented methodologically significant characteristics of the functional literacy of a researcher within its formation in the educational process.

Keywords: functional literacy of a researcher (FLR), structure of FLR, types of FLR, contents of FLR, functions of FLR, formation levels of FLR.

For citation: Chigisheva O. P. Methodologically significant features of a researcher's functional literacy// Values and Meanings. 2024. No.3 (91). P. 72-83. (In Rus).

Введение

Осмысление функциональной грамотности исследователя с методологически значимых позиций, как важной основы при подготовке исследователей, является сегодня достаточно актуальным и оправданным, в силу того, что в России и зарубежных странах превалирует ориентация на усиление функционализации квалификационных требований, предъявляемых к современному исследователю.

Функциональная грамотность исследователя понимается нами как ситуативная способность исследователя к инструментализации получаемых знаний, формируемая в результате обучения, детерминированная

актуальными требованиями к его квалификации и осуществлению профессиональной деятельности, внутренними потребностями к профессиональной самореализации, личностному и карьерному росту [12].

Данная ситуативная способность предполагает обучение исследователей тому, как перенести знания в практическое поле умения и навыка, то есть сделать знание функциональным (готовым к конкретному практическому использованию), а умения и навыки — прикладными [11]. В самом обобщенном смысле «способность — это возможность соответствия определенному функционированию» [8, с. 102], и нужно четко понимать, что она всегда актуализируется только в «конкретном виде деятельности, определяет качество последней» [8, с. 102]. Стоит также исходить из того, что «знания — это продукт познания» [8, с. 276], прикладное умение — это знание в практическом действии, а прикладной навык — доведенное до автоматизма практическое действие, которое сознательно выполняется с целью достижения поставленной учебной или иной цели, что предполагает более свободное владение умением и показывает, способен ли человек вообще заниматься определенным видом профессиональной деятельности.

«Способности включают в свою структуру умения, а, следовательно, и знания, и навыки, на основе которых таковые создаются, но не сводятся только к ним. Легкость, скорость и качество формирования каждого навыка и умения зависят от имеющихся ко времени начала их формирования способностей. Но уже сформировавшиеся навыки, как и знания, лежащие в их основе, и особенно умения, став свойствами личности и повлияв на свойства других ее подструктур, превращаются в элементы новых, изменившихся способностей данного человека к новым более сложным видам деятельности. А новый, более сложный вид деятельности потребует для своего осуществления новых, более сложных знаний, навыков и умений, которые будут развиваться на основе уже имеющихся способностей» [8, с. 280].

Принимая во внимание деятельностную структуру знания и функциональную структуру деятельности, особый акцент на формировании данной способности, позволяющей продемонстрировать «инструментальную функцию» знаний, проявляющуюся исключительно в профессиональной, в данном случае научной деятельности, уже в процессе обучения, представляется крайне важным. В противном случае нарушается логика перехода в конструкте «готовность-способность-компетенция-компе-

тентность», где способность «выступает не как отдельная качественная характеристика личности, а именно совокупность всех необходимых для деятельности свойств, условий, и как итог — результатов достижения определенных задач» [4, с. 187].

Методология и методы исследования

Цель нашего исследования состоит в выявлении и описании методологически значимых особенностей функциональной грамотности исследователя.

Для этого были определены и решены следующие задачи:

1. Охарактеризовать и представить характерные для функциональной грамотности исследователя признаки и структурные компоненты.

2. Определить и конкретизировать содержания и виды функциональной грамотности исследователя, ее функции и уровни сформированности.

При проведении исследования нами использовались преимущественно теоретические методы исследования, такие как анализ, синтез, интерпретация, генерализация.

Результаты и дискуссия

Признаки и структура функциональной грамотности исследователя

Говоря о понятии функциональная грамотность исследователя, стоит еще раз подчеркнуть, что оно обладает рядом существенных признаков, среди которых:

1) субъектность — ориентация на субъект и основной вид его профессиональной (в данном случае научно-исследовательской) деятельности;

2) универсальность — отсутствие демонстрации связи субъекта с четко определенным научным направлением;

3) адаптивность — способность субъекта адекватно понимать и интерпретировать стремительно изменяющиеся события, явления и процессы, имеющие отношение к научно-исследовательской деятельности, быстро на них реагировать и гибко адаптироваться к новым условиям;

4) профессионально-деятельностная ориентированность — нацеленность субъекта на демонстрацию активной грамотности (профессиональной функциональности), а именно «способности

к эффективному практическому действию в сфере профессиональных занятий» [5, с. 45], в данном случае в сложно организованной научно-исследовательской среде;

5) квалификационно-компетентностная ориентированность — установление и прослеживание взаимосвязей между функциональной грамотностью субъекта научно-исследовательской деятельности, компетенциями и компетентностью, являющихся маркером конкурентоспособности и востребованности субъекта в научно-исследовательской сфере в дальнейшем;

6) непрерывность — процесс наращивания научно-исследовательского потенциала субъекта в течение всего периода его трудовой активности, позволяющий сохранять функциональную пригодность компетенции;

7) мотивированность — нахождение субъектом глубокого смысла в выполняемой научно-исследовательской деятельности, помогающего достичь и длительно сохранять устойчивое положение в высококонкурентной научной среде.

В структуре функциональной грамотности исследователя целесообразно выделить три компонента:

функционально-знаниевый компонент — знания и понимание исследователем их функциональной ценности;

функционально-деятельностный компонент — прикладные умения и навыки, необходимые исследователю для осуществления функционально значимых действий в разнообразных учебных и внеучебных профессионально ориентированных ситуациях в академической и неакадемической среде;

рефлексивно-мотивационный компонент — передаваемые прикладные умения и навыки, позволяющие исследователю осуществлять профессиональную рефлексию и саморефлексию, быстро реагировать на изменения, сохранять профессиональную мотивацию, непрерывно совершенствовать собственное профессиональное и карьерное развитие.

Содержание и виды функциональной грамотности исследователя Содержание функциональной грамотности исследователя определяется содержательным наполнением каждого из ее компонентов и может быть более детально конкретизировано благодаря видам функциональной грамотности исследователя, которые были нами выделены в соответствии с основными аспектами ежедневно выполняемой исследователем науч-

ной деятельности. Эти аспекты составляют основу профессиональной деятельности современного исследователя, которая определяется как «творческая деятельность, направленная на получение и (или) применение новых знаний, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, которые способствуют технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию общества, включая фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования» [3, с. 231].

Научная деятельность комплексна и многогранна, это позволяет рассматривать ее в совершенно разных аспектах, что, соответственно, приводит к появлению множества видов (научно-исследовательская, научно-техническая, инновационная, научно-экспертная, научно-педагогическая и пр.) такой деятельности, и в конечном итоге обеспечивает вариативность тех «ролей» (инноватор, исследователь, преподаватель-исследователь, эксперт и т.д.), в которых может себя проявить человек, занимающийся научной деятельностью, в зависимости от конкретных целей и задач. Поэтому нельзя не согласиться с мнением Э. В. Островского, который предлагает воспринимать научную деятельность как специфическую форму социальной активности человека [6, с. 41].

Нам представляется важным рассматривать функциональную грамотность исследователя в привязке преимущественно к научно-исследовательскому, карьерному и академическому аспектам его деятельности, так как именно они являются ключевыми и, в некотором смысле, достаточными для его полноценного функционирования в современных наднациональных и национальных научных, академических и социальных контекстах.

Такой подход позволяет представить виды функциональной грамотности исследователя в следующей последовательности:

— научно-исследовательская грамотность исследователя, объединяющая методологическую грамотность исследователя, проектную грамотность исследователя, этическую грамотность исследователя, критическую грамотность исследователя, цифровую грамотность исследователя;

— академическая грамотность исследователя, включающая языковую грамотность исследователя, иноязычную грамотность исследователя, публикационную грамотность исследователя и социально-коммуникативную грамотность исследователя;

— карьерная грамотность исследователя.

Функциональная грамотность исследователя и ее функции

Значимость функциональной грамотности исследователя ярко просле-

живается благодаря свойственным ей функциям: адаптивной, профессионально-развивающей, критико-рефлексивной и мотивационной. Они по большей части демонстрируют ее прикладное назначение и указывают на те профессионально-значимые потребности исследователей, которые она позволяет удовлетворить или при необходимости скомпенсировать.

Адаптивная функция функциональной грамотности исследователя реализуется в действиях исследователя, направленных на максимально быструю адаптацию к новым условиям осуществления профессиональной деятельности и новым квалификационным требованиям, что оказывает положительное влияние на общую результативность его исследовательской деятельности в учебных и внеучебных (реальных жизненных) ситуациях. Опора на функциональную грамотность исследователя способствует скорости и большей эффективности протекания адаптивных процессов, позволяет ускорить профессиональную самоидентификацию и перевести адаптивность на уровень личностного качества, профессионально мобилизоваться и оптимизировать профессиональное и личностное саморазвитие в нужный момент. В конечном итоге это позволяет выработать адаптивное профессиональное поведение, особенно в части функционального поведения исследователя, которое соответствует выполняемой профессиональной роли и является адекватным ситуации, минимизировать дисфункциональное поведение, проявляющееся в профессиональной некомпетентности, и имитационное поведение, выражающееся в псевдоактивности исследователя. Очевидно, что данная функция позволяет исследователю выступать в роли адаптивного лидера, обладающего хорошо развитым адаптивным интеллектом и владеющего широким спектром адаптационных инструментов и стратегий в профессиональной деятельности.

Профессионально-развивающая функция функциональной грамотности исследователя реализуется посредством непрерывно проявляющейся у исследователя потребности в накоплении функционального знания, профессиональном развитии и личностном росте, а также базируется на понимании того, что выполнение трудовых функций на высоком уровне не только влияет на результативность и продуктивность научной работы в целом, но и является залогом социального и профессионального становления исследователя, его профессиональной успешности и конкурентоспособности в дальнейшем. Функциональная грамотность исследователя предопределяет возможность совершенствования иссле-

дователя как профессионала на всем протяжении исследовательской карьеры, а также быстрого наращивания его функциональности в случае острой необходимости. При этом важным стимулом здесь выступает опора исследователя на самообразование и стремление участвовать в академической и/или профессиональной мобильности.

Критико-рефлексивная функция функциональной грамотности исследователя сводится к наличию и постоянной демонстрации исследователем высокого уровня рефлексивности, в том числе критической (на уровне аналитического и критического мышления, критического анализа), в своей профессиональной (научной) сфере деятельности. Осознанная опора исследователя на направленное мышлениеР22Б и собственную «наблюдательность, способность к анализу, интерпретации, выведению заключений, способность давать оценки, эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки» [2, с. 72] позволяет ему рассуждать и действовать максимально осмысленно и обоснованно, взвешенно, логично и целенаправленно, брать ответственность за принимаемые решения. «Использование таких когнитивных навыков и стратегий» увеличивает шансы на более быстрое «получение желаемого результата» [9, с. 43-44] в процессе решения исследователем профессиональных задач как в стандартных, так и в нестандартных условиях и ситуациях, приводит к достижению поставленной цели и эффективному результату. Во многих случаях это также способствует инициации самостоятельной поисковой научной деятельности, осознанию важности непрерывного профессионального образования и самообучения.

Мотивационная функция функциональной грамотности исследователя проявляется посредством внутреннего психологического или функционального ощущения исследователем недостаточности чего-либо (реализации в труде, познания, общения, карьерного роста, признания и пр.) в сфере своей профессиональной (научной) деятельности, усиливающейся в зависимости от ситуативных факторов, но при этом имеющей перманентный характер. Это дает ему возможность поддержания баланса внешних и внутренних мотивационных стимулов [1; 7; 10], путем разумного приоритизирования и реагирования на них. Такой подход представляется достаточно результативным с точки зрения смыслообразования, мотивообразования, уровня вовлеченности и удовлетворенности трудом в процессе выполняемой исследователем работы. Это позволяет сохранять динамику роста и развития внутренней

и внешней мотивации научной деятельности исследователя на разных ступенях и уровнях профессионального развития даже при смене ре-гуляторных требований и приоритетных направлений научно-исследовательского поиска.

Уровни сформированности функциональной грамотности исследователя

При оценке уровня функциональной грамотности исследователя можно использовать следующую шкалу.

Низкий уровень. Исследователь накопил достаточный объем профессионально-значимых знаний, но не всегда четко понимает их функциональную ценность для проведения собственных исследований. Исследователь демонстрирует ограниченное владение профессиональными умениями и навыками, накопил незначительный функционально-значимый опыт, формируемый при осуществлении функционально ориентированных профессионально значимых действий в учебных ситуациях, аналогичный опыт во внеучебных ситуациях отсутствует. Исследователь испытывает серьезные затруднения при необходимости быстро, качественно и эффективно выполнить необходимый объем научно-исследовательских работ в соответствии с поставленной целью и задачами, часто прибегает к помощи сторонних лиц. На этом уровне имеющиеся передаваемые/ переносимые функциональные умения и навыки не позволяют исследователю правильно оценивать собственную/чужую профессиональную (научную) деятельность, что негативно сказывается на сохранении мотивации к профессиональной (научной) деятельности и осуществлении непрерывного профессионального совершенствования.

Средний уровень. Исследователь накопил достаточный объем профессионально-значимых знаний и в целом понимает их функциональную ценность для проведения собственных исследований. Исследователь демонстрирует хорошее владение функциональными профессиональными умениями и навыками, накопил достаточный функционально-значимый опыт при осуществлении функционально ориентированных профессионально значимых действий в учебных ситуациях, хотя аналогичный опыт во внеучебных ситуациях остается фрагментарным. Исследователь испытывает незначительные затруднения при необходимости быстро, качественно и эффективно выполнить необходимый объем научно-исследовательских работ в соответствии с поставленной целью и задачами. На этом уровне имеющиеся передаваемые/переносимые функциональ-

ные умения и навыки позволяют исследователю в большинстве случаев правильно оценивать собственную/чужую профессиональную (научную) деятельность, что положительно сказывается на сохранении мотивации к профессиональной (научной) деятельности на достаточно высоком уровне и, как правило, способствует осуществлению непрерывного профессионального совершенствования посредством периодического участия в соответствующих программах и мероприятиях национального и/или международного формата.

Высокий уровень. Исследователь накопил внушительный объем профессионально-значимых знаний и четко понимает их функциональную ценность для проведения собственных исследований. Исследователь демонстрирует успешное владение функциональными профессиональными умениями и навыками, накопил достаточный функционально-значимый опыт при осуществлении функционально ориентированных профессионально значимых действий, как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Исследователь не испытывает затруднений при необходимости быстро, качественно и эффективно выполнить необходимый объем научно-исследовательских работ в соответствии с поставленной целью и задачами. На этом уровне имеющиеся передаваемые/переносимые функциональные умения и навыки позволяют исследователю правильно оценивать собственную/чужую профессиональную (научную) деятельность, что положительно сказывается на сохранении мотивации к профессиональной (научной) деятельности на достаточно высоком уровне и, как правило, способствует осуществлению непрерывного профессионального совершенствования посредством регулярного участия в соответствующих программах и мероприятиях национального и/или международного формата.

Заключение

Стоит отметить, что проведенное исследование, показало, что обозначенные признаки понятия «функциональная грамотность исследователя» свидетельствуют о том, что оно характеризуется структурной и содержательной комплексностью, но не является слишком объемным, так как субъект достаточно четко определен, хотя и предполагает некоторую множественность в части научной принадлежности исследователя к различным научным направлениям.

Методологически значимые особенности, выявленные при рассмотрении функциональной грамотности исследователя, в части ее структуры,

содержания, видов, функций и уровней сформированности могут стать важными ориентирами при интеграции процесса формирования функциональной грамотности исследователя в реализуемый учебный процесс, а сформированность функциональной грамотности исследователя на среднем или высоком уровне позволит исследователю в будущем в полной мере обеспечить выполнение ключевых для него трудовых функций и эффективно и результативно выполнять профессиональную деятельность, демонстрировать собственную исследовательскую состоятельность и компетентность как в собственной стране, так и за ее пределами.

Литература

1. Ажиев М. В. Мотивация как основная функция овладения профессией // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 317-319.

2. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специ-алитета: коллективная монография / под науч. ред.д.п.н. И. Ю. Тархановой. Ярославль.: РИО ЯГПУ 2018. 383 с.

3. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / отв. ред. Е. В. Караваева. М.: Издательство «Геоинфо». 2018. 240 с.

4. Махова О. В. От готовности к компетенции // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 7. С. 186-188.

5. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен // Человек и образование. 2006. № 8-9. С. 44-49.

6. Островский Э. В. История и философия науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений всех направлений подготовки. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. 2013. 326 с.

7. Павлова Е. В. Мотивация научной деятельности: классификация и факторы развития // Вестник экономики, права и социологии. М.: 2022. № 4. С. 103-108.

8. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Издательство «Наука». 1972. 312 с.

9. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер. 2000. 512 с. С. 43-44.

10. Чигишева О. П. Обоснование процесса формирования функциональной грамотности исследователя с педагогических и междисциплинарных позиций // Ценности и смыслы. 2023. № 4(86). С. 70-84.

11. Чигишева О. П. О важности изучения дисциплины «Функциональная грамотность исследователя» в процессе подготовки аспирантов к эффективной научной деятельности // Международный журнал экономики и образования. 2022. Т. 8. № 1. С. 5-13.

12. Чигишева О. П. Функциональная грамотность исследователя: методология введения нового педагогического понятия: учебное пособие; под научной ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 2021. 122 с.

References

• AzhievM. V. Motivacija kak osnovnaja funkcija ovladenija professiej // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2018. № 4 (71). S. 317-319. [In Rus].

• Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal'nyh kompetencij obuchajushhihsja pri osvoe-nii obrazovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, specialiteta: kollektivnaja mono-

grafija / pod nauch. red.d.p.n. I. Ju. Tarhanovoj. Jaroslavl'.: RIO JaGPU. 2018. 383 s. [In Rus].

• Issledovatel' XXI veka: formirovanie kompetencij v sisteme vysshego obrazovanija. Kollektivnaja monografija / otv. red. E. V Karavaeva. M.: Izdatel'stvo «Geoinfo». 2018. 240 s. [In Rus].

• Mahova O. V. Ot gotovnosti k kompetencii // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2014. № 7. S. 186-188. [In Rus].

• Onushkin V. G., Ogarev E. I. Problema gramotnosti vkontekste social'nyh peremen // Chelovek i obrazovanie. 2006. № 8-9. S. 44-49. [In Rus].

• Ostrovskij Je. V. Istorija i filosofija nauki: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij vseh napravlenij podgotovki. Moskva: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M. 2013. 326 s. [In Rus].

• Pavlova E. V. Motivacija nauchnoj dejatel'nosti: klassifikacija i faktory razvitija // Vestnik jeko-nomiki, prava i sociologii. 2022. № 4. S. 103-108. [In Rus].

• PlatonovK. K. Problemy sposobnostej. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka». 1972. 312 s. [In Rus].

• Halpern D. Psihologija kriticheskogo myshlenija. SPb.: Piter. 2000. 512 s. S. 43-44. [In Rus].

• Chigisheva O. P. Obosnovanie processa formirovanija funkcional'noj gramotnosti issledo-vatelja s pedagogicheskih i meZhdisciplinarnyh pozicij // Cennosti i smysly. 2023. № 4(86). S. 70-84. [In Rus].

• Chigisheva O. P. O vazhnosti izuchenija discipliny «Funkcional'naja gramotnost' issledovatel-ja» v processe podgotovki aspirantov k jeffektivnoj nauchnoj dejatel'nosti // Mezhdunarodnyj zhurnal jekonomiki i obrazovanija. 2022. T. 8. № 1. S. 5-13. [In Rus].

• Chigisheva O. P. Funkcional'naja gramotnost' issledovatelja: metodologija vvedenija novogo pedagogicheskogo ponjatija: uchebnoe posobie; pod nauchnoj red. S. V Ivanovoj. M.: FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija Rossijskoj akademii obrazovanija». 2021. 122 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.04.2024; одобрена после рецензирования 20.05.2024; принята к публикации 24.05.2024.

The article was submitted 20.04.2024; approved after reviewing 20.05.2024; accepted for publication 24.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.