Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ / ШКОЛЬНАЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлова О. М., Калюжный Е. А., Сучилина Л. С., Басуров В. А., Назарова Н. А.

В статье рассматривается значимость методологической основы педагогического применения разработанного современного регионального стандарта физического здоровья учащихся Нижегородской области. На основе полученных физиологических результатов, внутривозрастных показателей, биометрического анализа разработан алгоритм их комплексной оценки, установлены информационная значимость, особенности изменчивости объективных физических, психологических характеристик, представлены методические указания и оценочные (центильные) таблицы. Обосновывается необходимость использования оценочных таблиц в условиях плановой диспансеризации, медико-педагогического контроля учащихся на современном законодательном и исполнительном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлова О. М., Калюжный Е. А., Сучилина Л. С., Басуров В. А., Назарова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASIS OF THE PEDAGOGICAL APPLICATION OF THE MODERN REGIONAL STANDARD OF STUDENTS’ PHYSICAL HEALTH IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article considers the significance of the methodological basis of pedagogical application of the developed modern regional standard of physical health of students of the Nizhny Novgorod region. Based on the obtained results of physiological, intra-age indicators, biometric analysis, an algorithm for their comprehensive assessment has been developed, information significance, features of variability of objective physical and psychological characteristics are established, methodological guidelines and evaluation (centile) tables are presented. The necessity of using evaluation tables in the conditions of planned medical examination, medical and pedagogical control of students at the modern legislative and executive level is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Методологическая основа педагогического применения современного регионального стандарта физического здоровья учащихся Нижегородской области

О. М. ПАВЛОВА, начальник управления общего образования Министерства образования и науки Нижегородской области (Нижний Новгород) Pavlova@obr. kreml.nnov. т

Е. А. КАЛЮЖНЫЙ, к. биол. н., доцент кафедры нормальной физиологии им. Н. Ю. Беленкова ПИМУ Минздрава России (Нижний Новгород) eakmail@mail.ru

Л. С. СУЧИЛИНА, студент лечебного факультета ПИМУ Минздрава России (Нижний Новгород) lz-nn@yandex.ru

В. А. БАСУРОВ,

к. биол. н., доцент кафедры

экологии ИББМ ННГУ им.

Н. И. Лобачевского (Нижний

Новгород)

basurov@mail.ru

Н. А. НАЗАРОВА, к. юрид. н., доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород)

naznadya_52@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается значимость методологической основы педагогического применения разработанного современного регионального стандарта физического здоровья учащихся Нижегородской области. На основе полученных физиологических результатов, внутривозрастных показателей, биометрического анализа разработан алгоритм их комплексной оценки, установлены информационная значимость, особенности изменчивости объективных физических, психологических характеристик, представлены методические указания и оценочные (центильные) таблицы. Обосновывается необходимость использования оценочных таблиц в условиях плановой диспансеризации, медико-педагогического контроля учащихся на современном законодательном и исполнительном уровне.

Annotation: The article considers the significance of the methodological basis of pedagogical application of the developed modern regional standard of physical health of students of the Nizhny Novgorod region. Based on the obtained results of physiological, intra-age indicators, biometric analysis, an algorithm for their comprehensive assessment has been developed, information significance, features of variability of objective physical and psychological characteristics are established, methodological guidelines and evaluation (centile) tables are presented. The necessity of using evaluation tables in the conditions of planned medical examination, medical and pedagogical control of students at the modern legislative and executive level is substantiated.

Ключевые слова: современные учащиеся, физическое здоровье, психологическое развитие, региональный стандарт, совершенствование законодательной базы, школьная диспансеризация, медико-педагогический контроль, оптимизация современного образования

Keywords: modern students, physical health, psychological development, regional standard, improvement of the legislative framework, school medical examination, medical and pedagogical control, optimization of modern education

Правила педагогической теории обоснованные великим русским педагогом К. Д. Ушинским более 130 лет назад, постулировали для педагога обязательные знания таких наук, как анатомия, физиология, школьная гигиена. Преемственность современной педагогики, наряду с традиционным решением задач образования и воспитания, предполагает обязательные компетенции современного учителя, в том числе:

•/ обеспечение охраны жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

■/ теоретические знания основ педагогики, детской, возрастной физиологии,

школьной гигиены, возрастной и социальной психологии;

■/ соблюдение требований гигиенических нормативов к оснащению и оборудованию учебных кабинетов;

•/ правила и нормы охраны труда, техники безопасности;

■/ знание основных направлений и перспектив развития образования, педагогической науки и медико-педагогического контроля [1; 8].

Осуществление государственной политики в области охраны здоровья детей предусматривает концентрацию основных усилий на профилактике болезней, создании условий жизни, необходимых

и достаточных для нормального роста и развития, а также на прогнозировании и предупреждении негативного влияния различных неблагоприятных социально-экономических и иных условий и факторов. Количественно-качественная оценка мор-фофункционального состояния организма и психологического статуса детей, подростков и учащейся молодежи представляет актуальное направление возрастной физиологии, гигиены, педагогики [8; 13; 16].

В настоящее время одной из важнейших задач нашего государства является национальная безопасность, обеспечивать которую в ближайшем будущем будет здоровое подрастающее поколение.

Во исполнение Майских Указов Президента РФ, Посланий Президента Федеральному Собранию РФ, Указа Президента от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также региональных проектов партии Единая Россия «Здоровье Детям», «Здоровое будущее», «Модернизация Образования», «Экология России» в формате требований национальных проектов «Здоровье», «Образование» проведено исследование популяции детей, подростков, взрослого населения Нижегородской области с последующей плановой разработкой представленного регионального стандарта [2; 6; 11; 18].

Региональный стандарт физического здоровья учащихся Нижегородской области полностью реализует стратегическую цель образовательной политики. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года направлена на формирование современной образовательной среды равных возможностей для достижения персонального успеха каждым участником образовательного процесса, то есть обеспечение условий для полноценной социализации, прогрессивного личностного развития и приобретения востребованных современной экономикой

профессиональных навыков и компетенций. Также решает ряд задач:

■/ развитие системы и формирование образовательного многообразия для жителей всех возрастов, социокультурных уровней и возможностей, соответствующих современным требованиям общества и экономики;

■/ формирование целостного и эффективного образовательного пространства, основанного на принципах преемственности и взаимозависимости всех его компонентов.

В контексте реализации регионального образовательного сетевого проекта «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы возможностей для детей с ОВЗ» (О. С. Гладышева, М. А. Яковлева, 2020) существует необходимость целостной работы, связанной с поддержкой специалистов в вопросе конкретизации траекторий исследований в условиях целостного университетского академичного комплекса [3; 9; 14; 18].

Согласно 41 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целях охраны здоровья обучающимся необходимо регулярно проходить профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию. В ходе сессии российских государственных академий наук «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства» одним из важнейших направлений в области фундаментальных исследований по проблемам здоровья, образования и охраны труда была определена разработка современных возрастных нормативов развития физиологического, психологического и социального характера. В связи с этим была установлена необходимость в плановом порядке проводить поверку критериев оценки адаптации к профессиональным нагрузкам и воздействию факторов среды обитания с обновлением стандартов, оценочных таблиц не реже пяти летнего срока с привязкой

В настоящее время одной из важнейших задач нашего государства является национальная безопасность, обеспечивать которую в ближайшем будущем будет здоровое подрастающее поколение.

Сегодня в Нижегородской области в плановом порядке осуществляется мониторинг физического развития учащихся областного центра Нижнего Новгорода с периодическим пересмотром нормативной базы регионального стандарта.

к региональным условиям среды обитания [4; 7; 10,15].

Разработка оценочных таблиц психофизического здоровья молодежи и взрослого населения Нижегородской области согласуется с российским законодательством всех уровней. Следует отметить, что научных публикаций, посвященных анализу современного морфофункционального состояния и адаптационных возможностей детей и подростков мегаполиса и периферии Нижегородской области на современном этапе, недостаточно. Сегодня в Нижегородской области в плановом порядке осуществляется мониторинг физического развития учащихся областного центра Нижнего Новгорода с периодическим пересмотром нормативной базы регионального стандарта [2; 5; 11; 12; 17].

Также в работах О. С. Гладышевой, М. А. Яковлевой установлено, что инновационный потенциал здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной практике в Нижегородской области, влияет и на изменения педагогического климата в образовательной организации, и на уровень педагогического мастерства учителей. Инновационная деятельность в здоровьесберегающей технологии может быть универсальным средством, влияющим на профессиональный рост педагога, что крайне востребовано при реализации национального проекта «Образование». Также здоровье-сберегающая деятельность определяется как важнейшее направление в общеобразовательной практике в формате системного подхода в решении проблемы формирования ценностных приоритетов, которые составляют основу культуры здоровья и здорового образа жизни как среди школьников, так и среди учителей [2; 3,18].

Физическое развитие и психологический статус детей и подростков, молодежи и взрослого населения изучается для

установления причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья и социальными условиями. Под последними понимаются условия обучения, организация досуга и отдыха, трудовая деятельность, экология и другие факторы экзосреды (А. А. Баранов, В. Р. Кучма, М. М. Безруких, Е. С. Богомолова, Н. А. Матвеева) [8; 11; 13; 17].

За десятилетний период с 2011 по 2021 год произошли разнонаправленные изменения популяции детей и подростков, в контексте их морфофункциональной адаптации и показателей их физического развития[1,4,8,13].

Динамика морфофункциональных показателей внутригруппового характера свидетельствует о сохранении возрастных онтогенетических закономерностей развития учащихся Нижегородской области с некоторой модификацией как их абсолютных показателей, так и их корреляций с современными социально-экономическими, экологическими, географическими условиями.

Разработка региональных стандартов в виде «Оценочных центильных таблиц нормативов физиологических показателей, физического, психологического развития детей, подростков, призывников, молодежи, взрослого населения Нижегородской области» проведена на базе института фундаментальной медицины ПИМУ Минздрава России, с привлечением специализированного персонала в период с 2019 по 2021 год, с соблюдением норм этики физиологического эксперимента [19].

Разработке оценочных таблиц предшествовало создание репрезентативной базы данных (БД) по результатам физиологических показателей 5034 респондентов: 2332 — мальчиков, 2702 — девочек, в доверительном возрастном периоде, проживающих на территориях Нижегородской области. БД предназначена для изучения региональных особенностей, выполнения лонгитюдных исследований физического развития сверстников, а также

разработки возрастно-половых нормативов, в том числе с использованием компьютерных программ. Данные получены путем проведения в обезличенной форме исследований по унифицированной комплексной методике. Область применения: органы управления здравоохранением, практическое здравоохранение, центры здоровья детей, научно-исследовательские учреждения, образовательные организации. БД содержит абсолютные значения антропометрических, физиометрических, гемодинамических и интегральных физиологических показателей: длины тела, массы тела, окружностей грудной клетки (в положении вдоха и выдоха), жизненной емкости легких, динамометрии правой и левой кисти, систолического и диастоли-ческого артериального давления, частоты сердечных сокращений, функциональные пробы; интегральные физиологические показатели: масса-ростовое соотношение, жизненный индекс, индексы функциональных изменений и функционального напряжения, вегетативные индексы; показатели кардиоинтервалографии. БД включает в себя также дату рождения, дату осмотра, градацию представленных физиологических факторов по полу, возрасту, возрастным группам, соматотипу, темпу развития, биологическому возрасту, уровню биологического развития, функциональной реактивности [11; 12].

О. Ю. Дедова в своем исследовании отмечает, что основные направления деятельности по развитию коммуникативных компетенций педагогов, а также формирование у педагогов гуманистических ценностей и смыслов инновационной деятельности, способности к планированию, саморегуляции и рефлексии основываются на углублении компетенций, в том числе и в области здоровьесберегающей деятельности [5].

С. В. Фролова, С. И. Аксенов в своей статье указывают на то, что в качестве базовой максимы преодоления кризиса нацио-

нальной идентичности рассматривается формирование профессионального мировоззрения будущего учителя в пространстве педагогического вуза, в том числе и в повышении профессиональной культуры в области реализации здоровьесберегающих технологий [18].

Региональный стандарт в виде утвержденных методических указаний показывает современную, объективную верификацию изученной популяции в пространственно-временном континууме Нижегородской области. В научный, методологический, профессиональный оборот вводятся статистические константы антропометрического, физиометрического, гемодинамического, вегетативного, психологического статусов в градации возрастных периодов групп и половой дифференциации. Несомненна практическая и эвристическая ценность представленных оценочных таблиц в спектре оптимизации медико-педагогического контроля, исследовательской деятельности медико-биологического характера, в контексте валидности репрезентативного материала унифицированного регионального уровня. Применение представленных уточненных стандартов помогает достижению цели, решению задач, поставленных перед медико-педагогическим ученым сообществом в программах и постановлениях регионального и федерального уровней [1; 4; 5; 9; 18].

Специфика построения профессионального обучающегося сообщества педагогов в рамках внедрения программы по развитию личностного потенциала, показанная в работах О. Ю. Дедовой, И. И. Бондаревой определяется компати-ривистской методологией, позволяющей определять предмет, базовые характеристики его ведущих компонентов, представлять результаты сравнительного анализа

Применение представленных уточненных стандартов помогает достижению цели, решению задач, поставленных перед медико-педагогическим ученым сообществом в программах и постановлениях регионального и федерального уровней.

Данная научно-практическая разработка целесообразна для применения в качестве стандартов нормальных физиологических показателей современной популяции детей, подростков, учащейся молодежи.

в непрерывном образовании, что позволяет корректировать социально-мировозрен-ческую среду создания профессионально-обучающихся сообществ педагогов. Сущность новых проектных форматов горизонтального взаимодействия педагогов, способных входить в профессиональные сообщества и создавать новые проек-тно-организованные формы соорганизации профессиональной деятельности, состоит в обеспечении управленческих механизмов регулирования, в том числе и в области медико-педагогического контроля образовательного процесса [6].

Таким образом, современный региональный стандарт и методические рекомендации позволяют:

■/ изучить внутривозрастные особенности и разработать алгоритм комплексной оценки функционального состояния молодежи по совокупности результатов физио-метрического, функционального, психологического и социального тестирования;

■/ установить информационную значимость различных физиологических, психологических, вегетативных и физических показателей, используемых для оценки адаптационных возможностей молодежи в современных условиях;

■/ выявить особенности изменчивости показателей психологического, физического, морфофункционального состояния и адаптационных возможностей учащихся в зависимости от типа поселения, уровня антропогенной нагрузки и природно-климатических условий территорий проживания (город/село, социальный статус);

■/ исследовать объективные психологические и физические характеристики современных жителей Нижегородской области в возрастных группах детей, подростков и учащейся молодежи.

■/ провести биометрический анализ по-

казателей физического, психофизического, психосоциального статуса вышеуказанной популяции Нижегородской области и их динамики за период 1889—2022 годы;

■/ изучить документальную базу и разработать современные, региональные методические указания и оценочные (цен-тильные) таблицы физического развития учащейся молодежи и взрослого населения Нижегородской области;

■/ обобщить информацию, создать и задепонировать репрезентативную базу данных физических, функциональных, психофизических, психосоциальных показателей современной молодежи;

■/ разработать современные оценочные таблицы физического развития физического, психофизического, психосоциального статуса молодежи Нижегородской области на основании проведенного сравнительного анализа антропометрических, физиометрических, гемодинамических, функциональных психологических социокультурных показателей;

•/ разработать методические указания и оценочные (центильные) таблицы психофизического развития и здоровья; внедрить оценочные таблицы в работу образовательных, медицинских, социальных организаций Нижегородской области как эталон популяционных нормативов в современном пространственно-временном континууме.

Данная научно-практическая разработка, утвержденная в виде приказов на уровне министерств здравоохранения, образования и молодежной политики Нижегородской области, как унифицированный оценочно-аналитический материал целесообразна для применения в качестве стандартов нормальных физиологических показателей современной популяции детей, подростков, учащейся молодежи в учреждениях здравоохранения, образования, спорта, при реализации текущего медико-педагогического контроля, при проведении школьной диспансеризации.

Список литературы

1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая деятельность общеобразовательных организаций Российской Федерации : результаты анкетирования представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования / М. М. Безруких // Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 11—12 ноября 2021 г.). — Москва : институт возрастной физиологии РАО, 2021. — С. 9—15.

2. Гладышева, О. С. Здоровьесберегающая деятельность как важнейшее направление в общеобразовательной практике: системный подход / О. С. Гладышева // Нижегородское образование. — 2019. — № 1. — С. 15—22.

3. Гладышева, О. С. Инновационный потенциал здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной практике / О. С. Гладышева, М. А. Яковлева // Нижегородское образование. — 2019. — № 3. — С. 39—46.

4. Гладышева, О. С. Региональный образовательный сетевой проект «Нижегородская школа — территория здоровья: новые границы возможностей для детей с ОВЗ» / О. С. Гладышева, М. А. Яковлева // Нижегородское образование. — 2020. — № 4. — С. 28—34.

5. Дедова, О. Ю. Особенности исследования коммуникативной компетентности педагога в рамках инновационной деятельности / О. Ю. Дедова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. —

С. 59—64.

6. Дедова, О. Ю. Специфика построения профессионального обучающегося сообщества педагогов в рамках внедрения программы по развитию личностного потенциала в Нижегородской области / О. Ю. Дедова, И. И. Бондарева // Нижегородское образование. — 2022. — № 1. — С. 113—119.

7. Дорожнова, К. П. Физическое развитие школьников города Горького: методические указания по организации изучения и оценке физического развития детей и подростков : оценочные таблицы физического развития школьников г. Горького / К. П. Дорожнова. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1975. — 87 с.

8. Здоровье детей и подростков в школьном онтогенезе как основа совершенствования системы медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся /

В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт, Л. М. Сухарева [и др.]. — DOI: 10.47470/0044-197X-2021-65-4-325-333 // Здравоохранение Российской Федерации. — 2021. — № 65 (4). — С. 325—333.

9. Знание педагогами школ физиолого-гигиенических основ эффективной организации образовательной деятельности / Л. В. Макарова, Т. М. Параничева, Г. Н. Лукьянец [и др.] // Новые исследования. — 2020. — № 4 (64). — С. 23—45.

10. Матвеева, H. A. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Горького : методические указания / Н. А. Матвеева, Е. П. Усанова, Ю. Г. Кузмичев. — Горький : ГМИ, 1983. — 18 с.

11. Об утверждении оценочных (центильных) таблиц нормативов физиологических показателей, физического, психологического развития детей, подростков, призывников, молодежи, взрослого населения Нижегородской области : приказ министра здравоохранения Нижегородской области № 315-795/22П/од от 16.09.2022 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — URL: https://base. garant.ru/405386905/ (дата обращения: 22.05.2023).

12. Патент № RU 2021620859. Показатели физического развития учащихся школьного возраста Нижегородской области : № 2021620712 : заявл. 15.04.2021 : опубл. 26.04.2021 / Е. А. Калюжный, Е.С. Богомолова, А.С. Киселева. — 3,1 Мб.

13. Педагогическая физиология : учебное пособие / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер, В. Д. Сонькин [и др.]. — Москва : Форум, 2023. — 496 с. — ISBN: 978-5-91134-685-0.

14. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования / М. М. Безруких, Г.Н. Лукьянец, Л.В., Макарова [и др.]. — DOI: 10.24412/20716427-2022-4-82-98 // Ценности и смыслы. — 2022. — № 4 (80). — С. 82—98.

15. Спитковская, 3. А. Состояние здоровья школьников г. Дзержинска за 1946 год : отчет НИИ педиатрии г. Горького / 3. А. Спитковская. — Горький, 1947. — 23 с.

16. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года : утверждена постановлением правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889. — URL: https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/ Proyekt_Strategii_ Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (дата обращения: 28.05.2023).

17. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е. С. Богомолова, Ю. Г. Кузмичев, Т. В. Бадаева [и др.] // Медицинский альманах. — 2012. — № 3 (22). — С. 193—198.

18. Фролова, С. В. Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя в пространстве педагогического вуза / С. В. Фролова, С. И. Аксенов // Нижегородское образование. — 2021. — № 3. — С. 121—126.

19. Declaration of Helsinki: Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects. — DOI: 10.1001/jama.2013.281053 // JAMA. — 2013. — № 310 (20). — P. 2191-2194.

( \

В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовятся к выходу в свет издания:

Сибирякова Л. В., Семенова Т. А., Ильин С. Н. Применение технологии «Фабрика процессов» в образовательной организации : учебно-методическое пособие, 2023. — 177 с. — (Серия «Бережливое образование»)

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм и рекомендации по использованию технологии «Фабрика процессов» в общеобразовательной организации и дошкольной образовательной организации.

Адресовано управленческим и педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам, формирующим бережливое мышление обучающихся. При изложении материала учтены особенности деятельности образовательных организаций и возрастные особенности обучающихся.

Бармина В. Я., Целикова В. В., Плетенева О. В. Организация и сопровождение индивидуального проектирования обучающихся в условиях реализации требований ФГОС СОО : Рабочая тетрадь учителя. — 54 с.

Рабочая тетрадь учителя разработана с целью обеспечения успешности освоения слушателями содержания дополнительной профессиональной программы. Рабочая тетрадь содержит дидактический материал в виде учебных заданий и практикумов, необходимый слушателям для успешного освоения данного учебного курса на основе выполнения заданий-практикумов.

Издание адресовано слушателям учебного курса «Организация и сопровождение индивидуального проектирования обучающихся в условиях реализации требований ФГОС СОО», а также руководителям индивидуальных проектов обучающихся на уровне среднего общего образования.

V---/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.