Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / НЕЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / НЕЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ НАВЫКИ / ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ / НОРМА ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛЫ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ / УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузмичев Ю. Г.

В статье представлен обзор проблемы понимания здоровья учащихся, рассматриваются ведущие медико-социальные факторы, определяющие как формирование, так и возможности утраты здоровья в условиях современного образовательного процесса. Ключевая идея статьи - необходимость мотивации всех его участников к воспитанию детей, основанному на привитии жизненных навыков - способностей к адаптивному и положительному поведению, дающих учащимся возможность эффективно справляться с потребностями и трудностями повседневной жизни, организовывать ее здоровым и продуктивным образом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ / НЕЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»

в этот процесс включаются школы, в различной степени готовые к подобной деятельности.

Однако этот этап должен предварять значительный подготовительный период обучения педагогического коллектива. Такую стартовую подготовку возможно

ЛИТЕРАТУРА _

осуществить в рамках специальной педагогической мастерской, содержание которой направлено на передачу необходимой теоретической и практической информации о реализации в образовательном учреждении системной модели здо-ровьесберегающей деятельности.

1. Гладышева, О. С. Аксиолого-компетентностный подход как методология здоровьесберегающей деятельности в образовательной среде / О. С. Гладышева, Е. В. Алексеева, И. Ю Абросимова // Вестник ННГУ

им. Н. И. Лобачевского. — 2007. — № 5.

2. Гладышева, О. С. Системная организация деятельности педагогических коллективов по программе «Здоровье и образование» (опыт подготовительного этапа) / О. С. Гладышева [и др.]. — Н. Новгород : НГЦ, 1998.

3. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1997.

4. Николина, В. В. Аксиологический подход к личности как методологический принцип исследования проблем воспитания будущего педагога / В. В. Николина // Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации : учеб. пособие. — Н. Новгород : Изд-во НГПУ, 2001.

5. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся : метод. руководство / под ред. О. С. Гладышевой. — Н. Новгород : ГОУ ДПО НИРО, 2008.

6. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М. : Академия, 2003.

ЩщШ

1

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ/НЕЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

А*

Ю. Г. КУЗМИЧЕВ, доктор медицинских наук, профессор НГМА

В статье представлен обзор проблемы понимания здоровья учащихся, рассматриваются ведущие медико-социальные факторы, определяющие как формирование, так и возможности утраты здоровья в условиях современного образовательного процесса. Ключевая идея статьи — необходимость мотивации всех его участников к воспитанию детей, основанному на привитии жизненных навыков — способностей к адаптивному и положительному поведению, дающих учащимся возможность эффективно справляться с потребностями и трудностями повседневной жизни, организовывать ее здоровым и продуктивным образом.

Ключевые слова: факторы риска, социальная дезадаптация, здоровый образ жизни, жизненные навыки, проблема охраны здоровья, норма здоровья, школы доброжелательного отношения к ребенку, укрепляющие здоровье школы

Здоровье человека рассматривается в единстве его физической, психической и нравственной составляющих, как единство и гармония тела, души и духа.

Слово «здоровый» образовано от древнеиндийской приставки «ось» (хороший) и праславянской основы «дорвъ» (дуб, твердое дерево) и означает «крепкий как дуб, невредимый, сильный, сделанный из хорошего дерева» [12, с. 90].

Здоровье по уставу Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) 1948 г. — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В последней редакции устава (1968 г.) — это свойство человека выполнять в изменяющейся среде свои биосоциальные функции с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов [13].

Здоровье — сложная, качественно неоднородная система открытого типа, характеризуемая множеством признаков нескольких предметных областей: медицины, социологии, демографии, философии, психологии и др. Здоровье человека рассматривается в единстве его физической, психической и нравственной составляющих, как единство и гармония тела, души и духа, если говорить на языке культурной традиции. На языке философии здоровье — гармония меры человека и окружающей среды, его внутреннего и внешнего бытия. Здоровье — ресурс повседневной жизни, а не ее цель [9].

Под здоровьем (нормой здоровья) ребенка педиатр понимает совокупность свойств его организма, а также особенностей его семьи, окружения и характера воспитания, обеспечивающих:

3 отсутствие хронических заболеваний и значимых аномалий развития [6];

3 относительную редкость и легкость течения острых заболеваний;

3 отсутствие «донозологических», то есть пограничных, синдромов, реакций, состояний риска;

3 адекватность психологической поддержки и мер стимуляции развития;

3 элиминацию (устранение) или коррекцию факторов риска для последующих периодов жизни;

3 оптимальный темп жизни [6].

Риск в медицине представляет собой сочетание условий, которые значительно повышают вероятность утраты здоровья, возникновения рецидивирования и про-грессирования болезней. В педиатрии — это еще и угроза стойкой задержки умственного и физического развития ребенка. Риск — это сочетание способствующих условий, но не непосредственная причина развития заболевания; неблагоприятные воздействия, характеристики, обстоятельства, которые в совокупности снижают резистентность организма и ресурсы его развития [1; 9]. Показательна иллюстрация должного понимания реального формирования здоровья (или нездоровья) детей и подростков (см. рис.) [3].

Цветок здоровья подростка

1. Физическое здоровье. 2. Половое развитие. 3. Психосексуальное развитие. 4. Психическое развитие. 5. Социальное развитие. 6. Соматическое здоровье. 7. Гипоталамус. 8. Позвоночный столб. 9. Наследственность. 10. Семья. 11. Общество. 12. Внешняя среда

Реализация невыявленных и неустра-ненных факторов риска изменяет деятельность индивида, ограничивая его повседневные и желаемые действия. Поэтому у ребенка очень рано могут проявляться расстройства на уровне личности, в различной степени выражающиеся признаками ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности, иными словами — социальной дезадаптации [13]. Составляющие социальной недостаточности как главные последствия болезней следующие:

3 нарушение, или недостаток —это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции, представляющая собой отклонение от имеющихся норм и стандартов;

3 ограничение жизнедеятельности — это любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста;

3 социальная недостаточность — это недостаток индивида, вызванный нарушением или ограничением жизнедеятельности, при котором его роль ограничена или вообще невыполнима [13].

Анализ состояния проблемы охраны здоровья в РФ показывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла как следствие критически низкого уровня состояния здоровья населения и особенно обострилась в связи с демографическим кризисом, а также прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и количества медицинской помощи все более возрастающему количеству больных людей. Потребность в разработке Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации определяется следующими основными обстоятельствами [1; 2, 4; 8; 10]:

3 необходимостью создания основ устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;

3 необходимостью обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;

3 признанием роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;

3 необходимостью ориентации на здоровье как на социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость;

3 приданием здоровью полисистемного свойства, включающего: человека развивающегося как источника интеллектуальных ресурсов нации; экономику как структуру реализации благополучия нации; экологию как совокупность необходимых физических и химических условий окружающей среды; социальную политику как механизм регуляции приоритетов охраны здоровья здорового человека;

3 необходимостью формирования культуры здоровья, раскрытия механизмов сохранения, формирования и укрепления здоровья в процессе индивидуального развития и реализации потенциала человека с учетом генетических, физиологических, психологических, интеллектуальных и генеративных функций.

Ожидание эффективности реализации Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации основано на международном опыте внедрения профилактических программ и разработок, экономический эффект которых, по данным ВОЗ, довольно значителен [10].

Анализ состояния проблемы охраны здоровья в РФ показывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что система здравоохранения и ее работники, к сожале-

нию, лишь частично могут решать задачи укрепления и сохранения здоровья (см. таблицу) [1; 8].

Факторы риска, определяющие здоровье семьи

Сфера воздействия Значение для здоровья (%) Факторы риска

Образ жизни 49—53 Курение, адинамия, некачественное питание, алкоголь, стресс, употребление наркотиков, лекарств, одиночество, непрочность семьи, низкий уровень культуры, урбанизация

Генетика, биология человека 18—22 Предрасположенность к наследственным, дегенеративным заболеваниям

Внешняя среда, экология 17—20 Загрязнения, погода, космос

Здравоохранение 8—10 Низкий уровень профилактики, медицинской помощи

Здоровье, обучение и воспитание — неотъемлемые составляющие единого процесса формирования полноценной личности ребенка. Здоровье всегда являлось результатом воспитания, а не только медицины. Еще Гиппократ наставлял своих учеников «...заботиться о здоровье здоровых ради того, чтобы они не болели». И. И. Мечников создал учение, названное им «ортобиоз — правильная жизнь». Но только в последние десятилетия условия жизни отклонили преимущественно соматический подход к заболеваниям, социально обусловили и повысили требования к здоровью [9].

Сегодня, если мы хотим быть здоровыми и жить в здоровой стране, необходимо решать вопросы воспитания людей и общества. Сохранить здоровье поможет высокий уровень мотивации к здоровому образу жизни, то есть такое поведение индивида, которое направлено на сознательное предпочтение оптимума физической активности, рационального режима дня, сбалансированного питания и отказ от вредных привычек. Для детей ЗОЖ определяется культурой семьи и ее финансовыми возможностями, режимом образовательных учреждений, качеством услуг врача-педиатра и т. д. [1; 2].

Важнейшей задачей системы образования является обеспечение детей полноценной возможностью учиться при со-

хранении здоровья. Основными направлениями деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья детей должны быть следующие (по рекомендации научной сессии российских академий наук «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства», 2006 г.):

3 формирование представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, разработка и реализация соответствующих образовательных программ;

3 разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;

3 коренное изменение содержания и форм физического воспитания;

3 нормализация учебной нагрузки.

Начало обучения в школе — серьезное испытание для ребенка. От того, как проходит адаптация к ней, во многом зависят работоспособность, успеваемость и здоровье учащихся в последующие годы. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 11 лет наиболее интенсивного периода его развития. Согласно законам «Об образовании» и «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», средняя школа сегодня должна стать образовательным учреж-

дением, осуществляющим целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Образовательное учреждение должно обеспечивать условия для сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, а программы, методики и режим воспитания должны соответствовать действующим санитарным нормам и правилам [4; 8; 11].

Несмотря на это, содержание современных школьных программ меняется, главным образом, в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения учебных нагрузок. Повсеместно, особенно в гимназиях и лицеях, наиболее последовательно осуществляющих подготовку к обучению в вузе, выявляется превышение недельного плана учебной нагрузки с 1-х классов на 2— 5 часов. С учетом выполнения домашних заданий рабочий день школьника начальных классов удлиняется до 10—12, а в старших классах — до 15—16 часов. До 70 % дня ребенок может проводить в стенах школы.

Принцип вариативности школьного образования реализуется посредством создания новых видов образовательных учреждений (гимназий, лицеев, профильных школ с углубленным изучением отдельных предметов), имеющих право разрабатывать свои учебные программы и применять различные педагогические технологии, не проходящие предварительной санитарно-гигиенической экспертизы на их безвредность для здоровья детей и подростков. В результате среди учащихся школ нового вида темп роста распространенности всех классов и групп болезней в 2 раза и более превышает показатели соответствующей патологии среди детей и подростков массовых школ [1; 4; 5; 8; 11].

Предлагаемый учащимся объем дневной учебной нагрузки (в массовых и инновационных школах), как правило, во многом определяет характер их жизнедея-

тельности, создавая серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе и т. п. Поэтому многие педагогические новации, не учитывающие особенностей детского организма, способствуют формированию нездоровья детей [4; 8; 11].

Образование в области здоровья представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни на основе знаний, отношений и жизненных навыков. По определению ВОЗ жизненные навыки — это способности к адаптивному и положительному поведению, дающие человеку возможность эффективно справляться с потребностями и трудностями повседневной жизни. В частности, жизненные навыки — это психосоциальные компетенции и коммуникативные навыки, которые помогают людям принимать информированные решения, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать другим людям, организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом [7].

Направленность на поэтапное обеспечение эффективной охраны здоровья в общеобразовательных учреждениях предусматривает создание [7]:

3 школ доброжелательного отношения к ребенку (ШДОР), охватывающих и защищающих всех детей;

3 укрепляющих здоровье школ (УЗШ), обеспечивающих поддержку здоровья и обучения.

Образовательная политика в области здоровья, основанная на привитии жизненных навыков, — важный компонент деятельности доброжелательной к ребенку и укрепляющей здоровье школ.

Образовательный процесс в школе должен полностью реализовывать все принципы просвещения: последователь-

Образование в области здоровья представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни на основе знаний, отношений и жизненных навыков.

ность, преемственность и системность (школа и семья, дети и родители, педагоги).

Надеемся, что отношение к собственному здоровью уже этого поколения нач-

нет изменяться к лучшему. Однако пропаганды мало — необходимы средства и возможности для организации здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей, новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях / А. А. Баранов // Руководство для врачей. — М., 2006.

2. Декларация по охране здоровья школьников в Европе : материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, 21—22 февраля 2008 г. — М. : НЦЗД РАМН, 2008.

3. Куликов, А. М. Здоровье девушек: соматические и репродуктивные аспекты / А. М. Куликов, П. Н. Кро-тин. — СПб. : СПбМАПО, 2001.

4. Кучма, В. Р. Гигиенические проблемы здоровьесберегающего воспитания и обучения в процессе модернизации школы / В. Р. Кучма, М. И. Степанова, Л. М. Текшева // Вестник СПбГМА им. И. И. Мечникова. —2003. — № 1—2. — С. 44—55.

5. Леонов, А. В. Результаты динамического наблюдения за состоянием здоровья детей школьного возраста Н. Новгорода / А. В. Леонов [и др.] // Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность. — М., 2006. — С. 123—136.

6. Мазурин, А. В. Пропедевтика детских болезней / А. В. Мазурин, И. М. Воронцов. — СПб. : Фолиант,

2001.

7. Обучение жизненным навыкам: информация для программ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.lifeskillstraining.com/facts.html.

8. Онищенко, Г. Г. Безопасное будущее детей России: научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г. Г. Онищенко, А. А. Баранов, В. Р. Кучма. — М., 2004. — С. 154.

9. Пищик, А. М. Методология социального проектирования устойчивого развития России в XXI веке / А. М. Пищик. — Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2005.

10. Приказ МЗ РФ № 113 от 21 марта 2003 г. «Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации».

11. Татарникова, Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития / Л. Г. Татарникова. — СПб. : Петроградский и Ко, 1997.

12. Фасмер, М. И. Этимологический словарь русского языка / М. И. Фасмер. — Т. 2. — М., 1986.

13. International Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages / WHO. — Geneva, 1989.

N

В 2009 году в издательском центре Нижегородского института развития образования вышла в свет книга: Опыт студенческого самоуправления: Материалы областного конкурса

В сборнике представлены материалы областного конкурса моделей студенческого самоуправления, в которых описаны концепции самоуправления, нормативно-правовая база деятельности органов ССУ, их структура, а также программы и проекты, реализуемые органами студенческого самоуправления в учреждениях среднего и высшего профессионального образования Нижегородской области.

V_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.