Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Усанова Е. П., Маткивский Р. А.

В статье представлены данные о состоянии здоровья школьников Нижегородского региона, являющиеся основанием для повсеместного использования в деятельности образовательных учреждений программ формирования культуры здоровья. Приведены принципы и методы построения работы, которые соответствуют современным международным позициям в области активизации деятельности школьников по сохранению и укреплению собственного здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В. Р. КУЧМА, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва

доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделом профилактики и реабилитации ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский

институт детской гастроэнтерологии Росмедтехнологий», Н. Новгород

Р. А. МАТКИВСКИЙ, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник ФГУ «Нижегородский научно-исследовательский институт детской гастроэнтерологии Росмедтехнологий», Н. Новгород

В статье представлены данные о состоянии здоровья школьников Нижегородского региона, являющиеся основанием для повсеместного использования в деятельности образовательных учреждений программ формирования культуры здоровья. Приведены принципы и методы построения работы, которые соответствуют современным международным позициям в области активизации деятельности школьников по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровый образ жизни, формирование культуры здоровья, школа здоровья

Современные тенденции социального развития нашей страны ухудшили положение детей, разрушили сложившуюся инфраструктуру детства, стимулировали негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Проблемы здоровья, образования, воспитания, профессиональной ориентации, защиты труда и отдыха детей и подростков всегда являются особо актуальными как для России в целом, так и для ее регионов. К сожалению, приходится констатировать, что современные тенденции социального развития нашей страны ухудшили положение детей, разрушили сложившуюся инфраструктуру детства, стимулировали негативные изменения в состоянии здоровья подрастающего поколения, которые приобрели устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся за время обучения в школе: учащение перехода острых заболеваний в хронические, увеличение числа школьников с патологией взрослого периода, рост инвалидности и смертности среди детей и подростков.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья взрослого и детского населения нашла отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Указом Президента 9 октября 2007 года, где обозначены следующие задачи по ее улучшению: развитие инфраструктуры дошкольного образования, повсеместное внедрение программ здорового образа жизни, увеличение объема профилактических мероприятий, достижение доступности и высокого качества медицинской помощи. Эффективность этих мер во многом будет определяться взаимодействием разных специалистов (медицинских работников, педагогов, психологов, представителей социальной службы, административных органов управления, общественных органи-

заций), имеющих отношение к сохранению здоровья подрастающего поколения.

При целевом комплексном обследовании школьников 7—17 лет Нижегородского региона в 2001—2006 годах с участием всех детских специалистов установлено, что I группу здоровья по комплексной оценке имеют 0,4 % обследованных, II группу (группу риска) составляют 34 %, остальные — 65 % — больны, при этом у подавляющего большинства (81,4 %) отмечается наличие от 2 до 5 диагнозов, что свидетельствует о существенном снижении защитных сил и функциональных резервов детского организма.

Во всех возрастных группах школьников преобладают больные дети, число которых к концу школьного обучения увеличивается с 50,9 % до 79,6 % (см. Приложение 1 на с. 53). Каждый второй ребенок начинает обучение в школе с наличием хронического заболевания или их комплексом. Наиболее опасным в отношении формирования патологии в период школьного обучения является возраст 7— 9 лет. Высокий уровень распространенности морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний, которые регистрируются в этой возрастной группе, определяют состояние здоровья школьников в последующие возрастные периоды. В связи с этим основные акценты в программах здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений для младших школьников должны быть сделаны на формировании культуры здоровья, а в средних и старших классах — на его укреплении и сохранении.

Значительное влияние на здоровье школьников оказывают отклонения и хронические заболевания нервной системы, костно-мышечной системы, органов пищеварения, нарушения гармоничности физического развития (см. Приложение 2 на с. 53). За период школьного обучения

в 2—3 раза увеличивается число детей с патологией зрения, нервной системы, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, функциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы. Именно эти болезни должны стать главными ориентирами при построении школьных программ восстановления и сохранения здоровья учащихся.

Наряду с ростом соматических заболеваний, нарушений в физическом развитии, негативным фактором для здоровья детей и подростков является прогрессирующая распространенность саморазрушающих видов поведения: курения, употребления алкоголя, наркотиков, полового поведения, связанного с риском для здоровья. Данные психологического тестирования и социально-гигиенического анкетирования свидетельствуют о наличии высокого уровня нервных отклонений у 48,4 % обследованных, а каждого второго школьника можно отнести к группе социального риска.

Современный подросток умеет оценить уровень своего здоровья, достаточно хорошо понимает его приоритетную ценность, осознает опасность угрозы для него со стороны наркотиков, алкоголя и курения. Вместе с тем у многих отмечены недооценка факторов, зависящих от собственных усилий человека, низкая медицинская активность, отсутствие интереса к мерам предупреждения развития болезни. Поэтому сегодня особую значимость приобретают рекомендации Всемирной Ассамблеи здравоохранения — воспитать у молодежи умения самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять вредному для здоровья влиянию среды и, по возможности, изменять ее к лучшему. Тем самым декларируется принцип формирования позитивной мотивации школьников к решению вопросов собственного здоровья, воспитания осознанного отношения к его сохранению и укреплению. «...Школа является идеальным местом для проведения программ по охране здоровья детей и формирова-

нию культуры здоровья» — записано в Декларации по охране здоровья школьников в Европе (2005 г.).

В послании Президента РФ Федеральному собранию (05.11.2008) указывается, что системе образования принадлежит ключевая роль в воспитании личности ребенка: «Именно в школьный период определяется здоровье человека на всю последующую жизнь... Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги»1.

Мероприятия по укреплению здоровья наиболее полно реализуются в условиях развития образовательного учреждения как школы здоровья, основанной на принципах развивающего обучения, воспитания, лечебной педагогики, здорового образа жизни, использования новых технологий медицинского обеспечения школьников, динамического наблюдения за состоянием здоровья детей и учителей, медико-педагогической активности семьи. Такая школа предполагает создание комплексной программы, результатом реализации которой становится сфор-мированность культуры здоровья как на индивидуальном уровне, так и на уровне коллектива в целом (класса, ступени обучения, школы).

Под культурой здоровья понимается компетентность детей и взрослых в вопросах его сохранения, а также жизнедеятельность на основе принятия норм культуры здоровья и правильной оценки факторов, укрепляющих или разрушающих его.

Основными принципами формирования культуры здоровья являются:

1 Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения», № 1418 от 15.05.2000.

Необходимо воспитать у современных подростков умение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять вредному для здоровья влиянию среды и, по возможности, изменять ее к лучшему.

3 информационное обеспечение широкого круга вопросов, связанных с привитием навыков здорового образа жизни (режим дня, питание, двигательная активность, закаливание, физкультура и спорт, понятие о вредных привычках, подготовка девушек-подростков и юношей к семейной жизни);

3 полнота охвата различных контин-гентов родителей и детей;

3 доступность и наглядность информационного обеспечения.

В Нижнем Новгороде на базе НИИ детской гастроэнтерологии Росмедтехно-логий открыт и успешно работает филиал Московского центра медико-профилактического образования, который в рамках федеральной программы «Здоровье школьника» осуществляет регулярное проведение семинаров для учащихся и родителей на базе образовательных учреждений по актуальным вопросам охраны и укрепления здоровья, с ежегодным участием около 80 % городских школ и дошкольных учреждений.

В соответствии с проектом «Концепции школ, содействующих укреплению здоровья» (2008 г.) система обучения детей в области здоровья и формирования здорового образа жизни предполагает следующие этапы ее реализации:

3 информирование детей о здоровьесбере-жении сверх обычной школьной программы по разделам медико-профилактических знаний;

3 повышение уровня знаний в вопросах формирования здорового образа жизни, включая медицинскую грамотность;

3 формирование навыков практического использования знаний в области здорового образа жизни.

Каждый этап необходимо завершить организацией текущего и итогового контроля проводимой работы.

Ежегодно около 80 % школ и дошкольных учреждений Нижнего Новгорода участвуют в семинарах для учащихся и родителей по актуальным вопросам охраны и укрепления здоровья.

Основными методами работы по формированию культуры здоровья в условиях образовательного учреждения являются:

3 валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса с использованием принципов лечебной педагогики, формированием валеологического мышления у педагогов;

3 разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по различным направлениям здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;

3 медико-психолого-педагогические консилиумы для детей, родителей и учителей;

3 уроки культуры здоровья в школе;

3 праздники здоровья, конкурсы;

3 тематические дискуссии, дебаты;

3 издание печатной продукции (газет, листовок, памяток);

3 формирование и поддержка волонтерских групп из числа старшеклассников по формированию здорового образа жизни.

Эта работа — многолетняя и комплексная; ее результаты можно оценить по следующим параметрам:

3 сформированность понимания приоритетности здорового образа жизни участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей);

3 улучшение у обучающихся и воспитанников таких показателей, как:

— соматическое здоровье — снижение острой заболеваемости, уменьшение числа рецидивов хронических заболеваний, нормализация показателей физического развития;

— психическое здоровье — снижение уровня тревожности, доли детей с агрессивными формами поведения, повышение ощущения комфортности пребывания детей в образовательном учреждении;

— социальный аспект здоровья — повышение успеваемости, заинтересованность в учебе, снижение числа случаев правонарушений среди подростков.

Направленность учебной, трудовой и общественной деятельности образовательного учреждения на здоровье детей акти-

визирует их роль в области освоения культуры здоровья и приобщения к здоровому образу жизни. В итоге улучшаются показатели общего здоровья и качество жизни детей.

Формирование культуры здоровья более успешно осуществляется в образовательных учреждениях, где открыты оздоровительные, оздоровительно-реабилитационные, физкультурно-оздоровительные центры, являющиеся методологической основой организации здоровьесберегаю-щей деятельности учреждения, где на практике воплощается принцип межведомственного взаимодействия различных специалистов.

Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений нашей страны находит поддержку со стороны Европейского экономического сообщества, по инициативе которого развернута европейская сеть школ для обмена опытом работы педагогических коллективов по сохранению здоровья детей. Международное сотрудничество в этом направлении осуществляет «Общероссийская общественная организация Российского общества

Приложение 2

Количество детей с нарушениями и заболеваниями (на 100 чел.)

Наименование нарушения (заболевания) Количество детей (%)

Нарушения нервной системы 81,5

Нарушения костно-мышечной системы 75,4

Заболевания органов пищеварения 59,1

Дисгармоничное физическое развитие 61,4

Дефицит массы тела 38,5

Заболевания ЛОР-органов 37,6

Нарушения зубочелюстной системы 34,3

Нарушения системы кровообращения 30,4

Заболевания органов зрения 25,3

Аллергологический статус 19,6

Нарушения эндокринной системы и обмена веществ 19,4

Хирургическая патология 16

Заболевания кожи и подкожной клетчатки 14,2

Нарушения мочевыделительной системы 8,4

школьной и университетской медицины и здоровья», целью которой является содействие духовному и физическому развитию подрастающего поколения, укреплению и развитию системы охраны здоровья и профилактики заболеваний, формированию здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.

Приложение 1 Возрастная динамика состояния здоровья учащихся

Количество обследованных учащихся (%)

100п

80

60-

40-

20

□ 1—2 группы здоровья

■ 3—4 группы здоровья

Возраст школьников

10 11 12 13 14 15 16 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.