НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...
УДК: 371.7
Панкова Наталия Борисовна
Доктор биологических наук, профессор кафедры здоровьесберегающего содержания образовательных технологий ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», [email protected], Москва
сравнительный анализ паспортов здоровья, разработанных в Рф: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье проанализированы причины появления паспорта здоровья ребёнка (школьника), его формы, цели и задачи. Проведён сравнительный анализ некоторых наиболее распространённых видов паспорта здоровья школьника. Показана динамика трансформации этого документа из первоначально-медицинского в медико-педагогический. Сделаны предположения относительно роли паспорта здоровья в системе образования в будущем.
Ключевые слова: здоровье школьников; дневник здоровья; электронный паспорт здоровья.
Pankova Nataliya Borisovna
Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Health-content of educational technology, Moscow Institute of the open education, [email protected], Moscow
COMPARATIVE ANALYSIS OF HEALTH PASSPORTS, DEVELOPED IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE ADVANTAGES, DISADVANTAGES AND PROSPECTS
Abstract. The article analyzes the reasons of the child (student) health passport merging, its forms, goals and objectives. A comparative analysis of some of the most common types of student health passport is carried out. The dynamics in the transformation of the document from the originally-medical form to medical-pedagogical one is shown. The assumptions about the role of health passport in the education system in the future are supposed.
Keywords: pupils ’ health; health diary; electronic health passport.
Паспорт здоровья школьника... В последние 5 лет это словосочетание, наряду с ЕГЭ, стало одной из главных страшилок нашей школы. Каких только обвинений не было брошено в его адрес: нарушение прав человека вообще и ребёнка в частности, подарок педофилу, ненужная и неоплачиваемая бумажная работа, и т. д. и т. п. Что же в реальности кроется за словами «паспорт здоровья школьника»?
Так получилось, что в отечественной педиатрии в последние годы профилактическое направление было далеко не самым главным - все силы были брошены на лечение больных (которых становилось всё больше) и снижение смертности. В многочисленных отчётах разных подразделений системы здравоохранения педиатрия отражается в показателях неонаталогии, заболе-
ваемости инфекционными заболеваниями, распространённости орфанных (редких) заболеваний, уровне инвалидизации, а из профилактики - в охвате вакцинированием. Между тем медики другой специальности, врачи-гигиенисты, из года в год констатируют рост заболеваемости детей школьного возраста, рост распространённости хронических патологий разных органов и систем организма за время обучения. Было сформулировано понятие «школьно-обусловленных заболеваний», что, в свою очередь, привело к осознанию необходимости выделения в педиатрии раздела школьной медицины [9]. Однако официальная педиатрия, признавая наличие больших проблем со здоровьем подрастающего поколения, при отсутствии государственной политики формирования здорового образа жизни и правового обеспе-
чения данного процесса, в своих рекомендациях по формированию культуры здоровья детей и подростков всё ещё уповает не на медицинские кадры, а на телевидение и радиовещание [1].
Естественно, что наличие столь важной проблемы (сохранение здоровья учащихся) и отсутствие попыток её решения со стороны самого компетентного в данном вопросе ведомства (здравоохранения), привлекло в систему образования очень разных людей. Среди них были и есть люди, действительно заинтересованные в решении национальной проблемы и, что очень важно, компетентные в этой области. Однако были (к счастью, их становится всё меньше) и разного рода лекари-целители со всевозможными палочками-шариками-приборчиками, обещавшие всё и сразу. Стало «модным» заниматься здоровьесберегающей деятельностью, понимая под этим очень разные направления работы. Так, под эгидой НИИ гигиены и охраны здоровья ФГБУ «НЦЗД» РАМН действует Российская сеть школ, содействующих укреплению здоровья, как часть Европейской сети школ здоровья, где основное содержание работы - медико-гигиеническое. Другая часть образовательных учреждений работает в сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией содействия укреплению здоровья в системе образования, и в этих школах акцент ставится на внедрение новых педагогических технологий, на формирование культуры здоровья. Что называется «по определению», представители этих двух типов здоровьесберегающей деятельности говорят на разных языках, ставят разные задачи (для достижения общей цели), используют разные методы работы и оценки результата. Попытки сблизить позиции этих направлений здоровьесбережения в образовании, делающих одно общее дело в разных плоскостях, и привели к идее создания паспорта здоровья школьника.
Целью создания паспорта здоровья было объединение разноплановой информации, необходимой для успешного обучения ребёнка (подростка) в образовательном учреждении. Предполагается, что в наиболее полном виде паспорт должен содержать:
- данные медицинского (педиатрического) мониторинга,
- данные психолого-педагогического мониторинга,
- данные мониторинга развития физических качеств,
- данные углублённых и научно-ориентированных обследований,
- информация от родителей (или лиц, их заменяющих).
Какие здесь могут быть подводные камни?
Наличие полной информации медицинского наблюдения на деле означает дублирование информации Истории развития ребенка (форма № 112/у), или, в дошкольных и школьных учреждениях - Медицинской карты ребенка (форма № 026/у). И здесь возникают проблемы по заполнению паспорта здоровья: заполнение новых бумаг компетентными специалистами (медиками) не оплачивается, а внесение в паспорт здоровья медицинской информации неспециалистами чревато фактическими ошибками.
Психолого-педагогический мониторинг в настоящее время проводится практически во всех образовательных организациях. Инструментарий для такой работы обширен и разнообразен. С одной стороны, это позволяет образовательному учреждению варьировать методами работы в зависимости от своей ресурсной базы. С другой стороны, возникает ситуация несравнимости результатов - как между образовательными организациями, так и внутри одной организации, но у разных психологов или социальных работников.
Мониторинг развития физических качеств проводится давно и регулярно всеми учителями физической культуры, согласно Постановления Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» (от 29 декабря 2001 г. № 916). Данные мониторинга отсылаются всем заинтересованным организациям, и занесение этой информации в паспорт здоровья для учителя также является неоплачиваемым дублированием собственной работы.
Углублённые обследования состояния здоровья школьников проводятся, как правило, в тех образовательных учреждениях, которые занимаются инновационной деятельностью в форме здоровьесбережения. Это могут быть обследования узкими специали-
стами медицинского профиля, спортивными врачами, психологами, врачами-гигиениста-ми, физиологами (полисистемный саногене-тический мониторинг). Часто результатом таких обследований является заключение об уровне функциональных резервов каждого учащегося, т. е. тонкая количественная оценка степени его здоровья (в отличие от результатов педиатрического осмотра, где лишь констатируется наличие состояния здоровья или его отсутствие - в таком случае, уже с перечнем заболеваний). Результаты повторных обследований (мониторинг) позволяют выявлять даже незначительные «дрейфы» уровня функциональных резервов организма каждого ребёнка или подростка внутри диапазона «здоровье» и, таким образом, прогнозировать возможность развития патологии, или, наоборот, укрепления здоровья. Собственно, это и является количественной оценкой эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. И уже на основании такой оценки ребёнку, его родителям и учителям, отдельным группам детей или школе в целом выдаются рекомендации по поддержанию здоровья.
Участие родителей является неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе и по вопросам, касающимся здоровья их чад. Однако на практике лишь незначительная доля родителей может позволить себе роскошь постоянного общения со школой. По опыту внедрения бумажного Дневника здоровья в образовательные учреждения Москвы, свои странички заполняют не более 25 % родителей.
Безусловно, перечисленные проблемы с заполнением паспорта здоровья учащегося являются, по большей части, техническими, и могут быть решены за счёт всё большей компьютеризации нашей жизни. Так, введение в практику медицинских учреждений электронных форм отчётности существенно упрощает документооборот, в т. ч. передачу информацией в образовательные учреждения. Компьютеризация самой системы образования, в т. ч. введение электронных журналов и дневников, облегчает жизнь не только администрации, но и всем учителям. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такой позитивный момент: заполнение электронного паспорта здоровья самим школьником (особенно если там предусмотрено прохождение
некоторых тестов на компьютере) является прекрасным педагогическим приёмом (технологией), позволяющим активировать интерес школьника к своему здоровью, мотивировать его на ведение здорового образ жизни, или хотя бы на поддержание своих физических возможностей.
Формы паспорта здоровья могут быть самыми разнообразными. Наиболее простой вариант - бумажная форма («Дневник здоровья» ГАОУ ВПО МИОО, «Паспорт здоровья» Министерства образования и науки). Если предусмотрена электронная форма, то возможны варианты по месту хранения базы данных - на отдельном компьютере («Программа комплексной оценки состояния здоровья учащихся» НГПУ), на флеш-картах («Электронный паспорт здоровья ребёнка» МИАЦ РАМН), на специальных сетевых серверах («Электронный паспорт здоровья ребёнка» Департамента здравоохранения Москвы; «Паспорт здоровья» ЮФУ).
Безусловно, приведённый теоретический вариант паспорта здоровья учащегося является очень широким и всеохватывающим. На практике гораздо чаще встречаются локальные паспорта, например физкультурный паспорт А. Н. Тяпина [10] или программа «Навигатор здоровья» ассоциации Народный Спорт-Парк [3] (Москва), основное содержание которых - показатели физического развития ребёнка и данные по мониторингу развития его физических качеств. Есть и обратные примеры - расширения информации, включаемой в паспорт здоровья. Например, в паспорт здоровья НГПУ, помимо оценки физического развития, психологического статуса, функционального состояния и физической подготовленности, включены: оценка уровня социально-психологической адаптации к школе, отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, оценка различных видов памяти (механической, смысловой, образной), оценка нейродинамических свойств нервной системы, квалификационная характеристика школы, характеризующая уровень организации здоровьесберегающей деятельности учреждения.
В Москве первым паспортом здоровья, предложенным общественности, стал документ, разработанный в Департаменте здравоохранения специалистом по профилактической и оздоровительной работе детей в
образовательных учреждениях Д. Д. Панковым [4], и очень близкий по своему содержанию к формам медицинской отчётности. В первоначальном виде этот паспорт представлял собой четыре достаточно толстые тетради (0-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет), которые заполнялись вручную. В настоящее время разработан электронный вариант данного паспорта, с возможностью заполнения через компьютерные программы «Столица» и «Москва». Эти программы предназначены для «объективизации медико-физиологической ситуации детей и подростков, индикации уровня удовлетворительности их состояния и риска заболеваемости с целью количественной экспертной оценки состояния здоровья человека» [3], т. е. для достижения сугубо медицинских целей.
Данный паспорт здоровья ребёнка, разработанный медиками, оказался непонятен для работников образовательной сферы. В результате ответом стало появление из недр Министерства образования и науки альтернативного паспорта здоровья [8]. В этом документе на 43 страницах, помимо сугубо медицинской информации, были страницы, посвященные гигиеническому контролю условий жизни и обучения ребёнка (то, что каждый классный руководитель изучает как минимум в начале учебного года), сведения о предпочтении учебных предметов и успеваемости, о личных интересах и достижениях ребёнка (то, что сейчас оформляется как «Порфолио»). Именно этот документ вызвал шквал возмущения родителей и представителей Церкви, поскольку разработчиками были допущены грубейшие ошибки: во-первых, медико-психологическая часть была написана явно не медиками и на «бытовом» уровне, во-вторых, нарушены очень многие положения медицинской этики и правил заполнения медицинской документации. Однако несомненной удачей данного паспорта здоровья можно считать попытку сближения позиций образования и медицины и создания общего документа, действительно важного и нужного для педагогического процесса.
В настоящий момент в Москве авторский коллектив, включающий как медиков и физиологов, так и специалистов медицинского информационно-аналитического центра РАМН (МИАЦ), активно разрабатывает программы «Электронный паспорт здоро-
вья ребёнка» [5] и «Электронный школьный кабинет здоровья». К сожалению, эти программы не содержат информацию, в первую очередь интересующую потенциальных потребителей данного продукта (педагогов, психологов, врачей-гигиенистов) - показатели, характеризующие успехи (или неуспехи) школьника в обучении, психологической и социальной адаптации. Есть опасения, что новый вариант паспорта здоровья может быть востребован только медиками, но у них и без того достаточное количество собственных источников информации.
Если ли перспективы у паспорта здоровья? Они должны быть. Обучение в современной школе настолько интенсифицировалось, что здоровье учеников должно стать важнейшим контролируемым показателем, причём контролируемым как медиками, так и обществом. В этом контексте документ, содержащий всю информацию о ребёнке -медицинскую, педагогическую, психологическую, социальную - является документом острой необходимости. К сожалению, существующие варианты паспорта здоровья не вполне удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Ситуацию можно исправить двумя путями: на федеральном уровне -активизировав (и стимулировав) совместное участие в этой работе образовательного и медицинского ведомств, на региональном -созданием своих вариантов паспорта здоровья, самые удачные из которых могут быть рекомендованы остальным регионам.
Федеральные документы, принятые уже в 2012 году, позволяют надеяться на позитивные сдвиги. Так, в постановление Президиума РАМН о развитии научных исследований и научной инфраструктуры в рамках задач платформы «Педиатрия» сказано, что в список четырёх важнейших направлений деятельности, наряду со снижением смертности и инвалидизации детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела, совершенствованием профилактики и лечения редких заболеваний и профилактике тяжёлых болезней у детей, также входит «совершенствование системы организа-
ции оказания медицинской помощи детям, в т. ч. научное обоснование и внедрение современных технологий формирования здорового образа жизни для детей и семьи... (организационно-методические мероприятия)» [6, с. 7].
Замечательные слова также прописаны в методических рекомендациях по развитию взаимодействия образовательных учреждений с Центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся о том, что формирование здорового образа жизни входит в компетенцию центров здоровья, которые должны работать во взаимодействии с кабинетами здорового ребёнка лечебно-профилактических учреждений по месту жительства и отделениями организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях [2, с. 4]. По данным Департамента здравоохранения Москвы, в 2011 году обследование в московских Центрах здоровья прошли порядка 360 тыс. человек. Всего же в столице открыто 65 таких центров (18 из которых - для детей), причём все они работают либо при городских поликлиниках, либо при врачебно-физкультурных диспансерах. В них реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание условий и мотивацию к ведению здорового образа жизни. По новым правилам Порядка оказания педиатрической помощи, утверждённому приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. [7], рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала детской поликлиники включают, помимо участковых педиатров и профильных врачей, 2 ставки врача-педиатра кабинета здорового ребёнка (и 2 ставки медсестры) на 10000 прикреплённого детского населения. Кроме того, в этом документе прописано наличие в штате детской поликлиники врача-педиатра и медсестры отделения организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, и врача по гигиене детей и подростков. Это позволяет надеяться, что, во-первых, медицинское сопровождение образовательного процесса будет существенно улучшено за счёт решения организационных проблем школьных медиков (статус, оплата труда), во-вторых, расширения возможностей профилактической педиатрии, которые в настоящее время сведены к вакцинации и профосмотрам при
поступлении детей в образовательные организации.
Среди регионов, которые могут стать ведущими в плане разработки паспорта здоровья, помимо Москвы можно назвать Кемерово, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург.
Библиографический список
1. Баранов А. А., Баранова-Намазова Л. С., Альбицкий В. Ю. Профилактическая педиатрия -новые вызовы // Вопросы современной педиатрии. 2012. - Т. 11. - № 2. - С. 7-10.
2. Методические рекомендации по развитию взаимодействия образовательных учреждений с Центрами здоровья для детей по формированию здорового образа жизни среди обучающихся. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. - 30 с.
3. Народный Спорт-Парк [Электронный ресурс]. URL: http://www. sportpark.ru/ (дата обращения 09. 09. 2012).
4. О введении паспорта здоровья ребёнка. -Национальное деловое партнёрство АЛЬЯНС МЕДИА [Электронный ресурс]. URL: http:// allmedia.ru/laws/DocumShow_DocumID_136165_ DocumIsPrint_Yes_Page_1. html (дата обращения: 07. 09. 2012).
5. Паспорт здоровья школьника [Электронный ресурс]. URL: http://pasportzdorovia.ru/ (дата обращения 08. 09. 2012).
6. Постановление Президиума РАМН о развитии научных исследований и научной инфраструктуры в рамках задач платформы «Педиатрия» // Педиатрическая фармакология. -2012. - Т. 9. - № 3. - С. 6-7.
7. Приказ № 366н от 16 апреля 2012 г. «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» // Педиатрическая фармакология. -2012. - Т. 9. - № 3. - С. 114-133.
8. Разработан паспорт здоровья школьника // Новости образования. - 25 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. eduhelp.info/ (дата обращения 07.09.2012).
9. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под. ред. проф. Д. Д. Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А. Г. Румянцева. - М.: ГЭ-ОТАР-Медиа, 2011. - 640 с.
10. Физкультурный паспорт [Электронный ресурс]. URL: http://fispassport.ru/ (дата обращения 08.09.2012).