ИТ и менеджмент ЛПУ
www.idmz.ru
2009, №5
П.П. КУЗНЕЦОВ,
д.м.н., профессор, генеральный директор Академического МИАЦ, г. Москва, [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЙ паспорт здоровья РЕБЕНКА КАК ИНСТРУМЕНТ
медицинского мониторинга
УДК 614
Кузнецов П.П. Электронный паспорт здоровья ребенка как инструмент медицинского мониторинга
(ООО Академический МИАЦ)
Аннотация: Статья посвящена современным подходам к решению проблемы медицинского мониторинга здоровья учащихся путем внедрения в школах программы «Электронный паспорт здоровья ребенка». Описаны возможности и основные технические характеристики программного продукта, отмечена его роль в формировании навыков ответственного отношения школьников к своему здоровью. Предложены две системы ведения электронных паспортов здоровья: абонентское обслуживание и добровольное медицинское страхование учащихся, а также система справочно-информационного сопровождения через медицинскую справочную службу Академического МИАЦ и специализированный Интернет-ресурс.
Ключевые слова: здравоохранение, образование, здоровье школьника, медицинский мониторинг, электронный паспорт здоровья, электронные медицинские записи, электронные картыы здоровья.
UDC 614
Kuznetsov Petr Electronic Child Health Passport: an Instrument for Medical Monitoring (ACADEMIC MCtA, Ltd) Annotation: The article overviews the new solution for medical monitoring of the students' health through implementing the software «Electronic Child Health Passport» at secondary schools. An overall description of the software and its basic technical characteristics are given and its capacity to form a responsible attitude toward one's health is emphasized. Two utilization ways for the passports are suggested: subscription plans and private medical insurance. The service infrastructure and the role of the support services provided through Academic MICA's and the special internet portal are explained.
Keywords: healthcare, education, children, child's health, health of a child, medicine, medical monitoring, electronic health passport, electronic medical records, personal health records, electronic medical cards
I
I
Процесс мониторинга состояния здоровья растущего поколения в настоящее время окончательно не решен, несмотря на то, что до 80% детей в возрасте 10-17 лет ведут малоподвижный образ жизни и имеют неудовлетворительное состояние здоровья. Известный детский врач и общественный деятель Л.М. Рошаль считает, что состояние здоровья детей стало хуже, чем во время революции и Великой Отечественной войны.
В докладе О.В. Шараповой, экс-руководителя Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Мин-здравсоцразвития РФ, на Первой Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации» было отмечено, что «в целом по России более 60% учащихся общеобразовательных учреждений имеют ту или иную патологию... Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. До 80% выпускников школ получают ограничения в выборе профессии по
© П.П. Кузнецов, 2009 г.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 11 ■
I/IT и менеджмент ЛПУ
и информационные
технологии
состоянию здоровья, свыше 40% допризывников не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой...»
Растущий организм наиболее подвержен вредным воздействиям окружающей среды, ему необходим постоянный и тщательный медицинский контроль, чтобы вовремя заметить намечающиеся отклонения или первые проявления заболевания. Это поможет избежать развития многих болезней и опасных осложнений. В то же время, учитывая, что ребенок значительное время проводит в школе, учителям, методистам и родителям также необходимо сделать все, чтобы здоровье детей не ухудшалось с каждым годом, а улучшалось, научить и самих детей отвечать за свое здоровье, сохранять и развивать его.
Статья 51 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Это обязывает школу, наряду с семьей, быть ответственной за здоровье своих воспитанников.
Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, д.ф.н. А.А. Коробейников уверен, что «рано или поздно мы добьемся того, чтобы в итоге модернизации школьного образования восторжествовала здоровье-созидающая ориентация, которая сблизит профессиональные интересы педагогов и медиков, заставит их, наконец, работать рука об руку».
С целью улучшения взаимодействия медицинских работников с родителями и педагогами по профилактике заболеваний школьников, своевременной диспансеризации, оздоровлению и реабилитации в случае выявления заболеваний целесообразно иметь единый источник информации о здоровье ребенка. В этой связи Департаментом здравоохранения Москвы 24 июля 2006 г., издан Приказ № 283 о введении «Паспорта здоровья ребенка», в котором соответствующие разделы должны заполнять родители, детские врачи и педагоги.
К сожалению, в приказе ничего не говорится о возможном использовании компьютерной техники для ведения паспортов здоровья. В то же время, очевидно, что рукописное заполнение «Паспорта здоровья ребенка» — это весьма значительная и совершенно не мотивированная дополнительная нагрузка на медицинский и педагогический персонал, которая к тому же чревата возможными, а, скорее всего, неизбежными ошибками при переносе данных из первичных медицинских документов в «Паспорт здоровья ребенка». На практике родителям «в одиночку» приходится объединять усилия педагогов и медиков по ведению такого паспорта. Другим неудобством является то, что бумажный вариант паспорта достаточно быстро ветшает, информацией со временем становится трудно воспользоваться. Совершенно очевидно, что необходима автоматизация формирования и ведения такого рода вторичных медицинских документов.
Современные технологии позволяют оптимизировать процедуру ведения «Паспорта здоровья ребенка». Специалистами Академического медицинского информационно-аналитического центра (далее — Академический МИАЦ) разработан «Электронный паспорт здоровья ребенка (школьника)» (далее — ЭПЗР, Свидетельство о государственной регистрации №2008615058 от 21 октября 2008 года).
ЭПЗР позволяет собрать воедино из медицинских карт различных детских поликлиник, накапливать и хранить в электронном виде разрозненные сведения о здоровье и развитии ребенка, данные о прививках и диспансерных наблюдениях, профилактических осмотрах, результатах анализов и прочее. ЭПЗР можно использовать для мониторинга хронических заболеваний, наблюдения за развитием и поведением детей, их занятиями спортом и туризмом.
Удобство и уникальность этой разработки в том, что вся информация обрабатывается программой, установленной на маленькой flash-карте. Несмотря на размер, ЭПЗР
1 12 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
ИТ и менеджмент ЛПУ
www.idmz.ru 2009, №5
Рис. 1.
позволяет хранить гораздо больше информации, чем бумажный вариант паспорта здоровья (например, рентгеновские снимки, данные различных инструментальных и лабораторных обследований), а также систематизировать, обобщать и анализировать информацию о здоровье и развитии ребенка в динамике. А это значит, что в руках родителей появляется неоценимый источник информации, который можно предоставить при обращении к специалистам в другом медицинском учреждении, при переводе в другую школу, взять с собой на время поездок и путешествий. Степень доступа к информации о здоровье ребенка, внесенной в ЭПЗР, определяют его родители.
ЭПЗР как информационный инструмент относится к классу программных продуктов Электронная карта здоровья (Electronic Long Life Personal Health Record) и соответствует отечественным и международным нормативным документам и информационным стандартам:
• СТОМОСЗ 91500.15.0001-2004 Медицинская документация. Общие требования.
• ГОСТ Р 52636-2006 от 27.12.2006 №407 ст. «Электронная история болезни. Общие Положения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации).
• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
• ISO/TS 18308:2004 Requirements for an electronic health record architecture.
• ISO/TR 20514:2005 Electronic Health Record. Definition, scope, and context.
• HL7 CDA 2.0 Clinical Document Architecture.
Программа защищена от несанкционированного доступа уникальными и известными только ее владельцу «именем пользователя» и «паролем», которые необходимо указывать при начале работы (рис. 1).
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 13 ■
1 и информационные
технологии
ИТ и менеджмент ЛПУ
Рис. 2.
Защита конфиденциальной информации обеспечивается в соответствии с федеральным законом «О защите персональных данных». Специальная кнопка cam*
iitM'. предназначена для подготовки, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 26 июля 2006 г. документа «Согласие на обработку персональных данных при оказании медицинской помощи». Подписание пациентом этого документа позволяет медицинской организации, в которой проходит лечение пациента, использовать персональные данные, перечисленные в нем, для оказания медицинской помощи, а также в статистических и аналитических целях.
К основным элементам управления программой «Электронный паспорт здоровья ребенка» (ЭПЗР) относятся главное меню и главная панель инструментов программы. Главное меню программы включает в себя четыре пункта: справочники, настройки, выход в Интернет и помощь.
При первом входе в программу «Электронный паспорт здоровья ребенка» открывается экран на закладке «Общая» — «Пациент» — «Персональные данные» (рис. 2).
На закладке «ОБЩАЯ» расположены следующие функциональные кнопки:
— содержит основные медицинские и персональные данные пациента;
— отражает значения основных параметров состояния здоровья пациента;
— содержит информацию о родственниках пациента и их значимых заболеваниях;
— отражает заболевания пациента за любой заданный период времени;
— фиксирует врачей и работников страховых компаний, которые обслуживают пациента;
— содержит информацию о добровольном медицинском страховании, которым пользуется пациент;
— переход к регистрации результатов диспансеризации;
— активизирующийся переход от конкретного заболевания на кнопке «Заболевания» к конкретному обращению на закладке «ОБРАЩЕНИЯ».
14 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
ИТ и менеджмент ЛПУ
www.idmz.ru 2009, №5
Рис. 3.
На закладке «Медицинские данные» есть еще четыре информационных элемента: окна «Вредные привычки», «Непереносимость лекарств и аллергены», «Льготы» и «Группы риска».
В окне «Состояние» есть поле «Прочие сведения на момент обследования» и кнопка «Графики», которая позволяет перейти на закладку «Отчеты», чтобы просмотреть динамику изменения тех или иных параметров, зафиксированных при обследованиях (температура, вес, рост, артериальное давление). Графики на закладке «Отчеты» будут формироваться, если по кнопке «Состояние» есть хотя бы одна запись в заданном интервале дат.
К каждой сформированной по кнопке «Состояние» записи можно с помощью кнопки «Прикрепление файлов» Щ прикрепить любое количество файлов любого содержания.
В окне «Родственники» вводятся, редактируются и просматриваются данные о ближайших родственниках пациента.
Находясь на закладке «ОБЩАЯ», можно
перейти на кнопку «Диспансеризация» (рис. 3).
В окне «Диспансеризация» определены фиксированные кнопки переходов для внесения результатов диспансерных осмотров, анализов и исследований. Здесь также хранится итоговое заключение по диспансеризации на каждый год. В течение календарного года может быть зафиксировано любое необходимое количество осмотров, анализов и исследований.
Для заботливых мам и пап ЭПЗР становится надежным инструментом для мониторинга состояния здоровья их ребенка на современном уровне. С помощью ЭПЗР легко следить за динамикой изменений роста и веса ребенка, регистрировать сделанные прививки и сопоставлять их с национальным календарем профилактических прививок (рис. 4).
Данные в поле «Заболевание» вносятся с использованием справочника МКБ-10 (Международная классификация болезней, 10-й пересмотр). При этом в поле «Код МКБ» автоматически появляется код Международной классификации болезней.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 15 ■
I/IT i/i менеджмент ЛПУ
1 и информационные
технологии
Рис. 4.
Записи об обращениях за медицинской помощью вводятся в закладке «ОБРАЩЕНИЯ», на которой расположены следующие кнопки: __
— «Экстренные» [В], содержит сведения о
результатах экстренной медицинской помощи; ___
— «Амбулаторные» содержит сведения
о результатах обращения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения; ___
— «Стационарные» [vj, содержит сведения
об оказанной стационарной медицинской помощи; f.
— «Назначения» [_J —для перехода на
закладку «ИСПОЛНЕНИЯ» к исполненному назначению:_
— «Состояния» | ! ] — для перехода на закладку «ОБЩАЯ» кнопка «Состояния». Начать внесение информации об обращениях можно только тогда, когда пациент внесен на закладке «ОБЩАЯ» — «Пациент» — «Персональные данные».
Записи о выполненных назначениях вводятся в закладке «ИСПОЛНЕНИЯ», на которой расположены шесть кнопок:
— «Лекарства» содержит сведения о
назначенных лекарственных средствах;
— «Услуги» содержит сведения об услугах, которые будут оказаны пациенту;
— «Анализы» Г71, содержит сведения о назначенных анализах;
— «Диета» Г~Т|/ содержит данные о совокупности назначенных продуктов (диете);
— «Процедуры» ffi], содержит данные о назначенных процедурах.
— «Прививки» Г^|, содержит данные о назначенных прививках.
На закладке «ПЗ РЕБЕНКА», используя кнопки, расположенные в левой части экранной формы, можно просмотреть и распечатать информацию в формате «Паспорта здоровья ребенка» на любой год жизни ребенка.
На закладке «Нервно-психическое развитие» для каждого года жизни ребенка имеется специфическая форма. Так, например, для
16 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
ИТ и менеджмент ЛПУ
www.idmz.ru 2009, №5
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
первого года жизни она имеет месячную детализацию навыков новорожденного (рис. 5).
Нажав на кнопку «Просмотр», можно распечатать специальную страницу «Паспорта здоровья ребенка» (рис. 6).
Итоговые заключения по году жизни вносятся на закладку «Заключение».
При его формировании учитываются все данные, указанные в соответствующих местах ЭПЗР о состоянии, заболеваниях, прививках и диспансерных наблюдениях.
Вся информация снабжена электронными справочниками, которые позволяют получить расшифровку того или иного медицинского термина или лабораторного показателя, сравнить с нормой [рис. 7).
При вводе результатов анализов осуществляется автоматический контроль нормы показателей, входящих в анализ. Если название показателя отображено красным цветом на экране, значит, введенное значение выше или ниже нормы. После сохранения введенных данных появляется возможность просмотра результатов, кликая на кнопку «Просмотр» (рис. 8, 9).
Помощь при работе с программой по клавише F1 можно вызвать с любого места программы и найти в ней ответы на вопросы, не только как работать с тем или иным элементом программы, но и получить объяснения терминов и понятий (рис. 10).
Запись данных о результатах выполненных анализов осуществляется на закладке «АНАЛИЗЫ», которая содержит десять соответствующих анализам кнопок:
• «Общий анализ мочи»;
• «Общий анализ крови»;
• «Биохимия крови»;
• «Кровь на СЗИ» (СЗИ — социально значимые инфекции);
• «Маркеры и гормоны»;
• «Вирусная нагрузка»;
• «Цитомегаловирус»;
• «Иммунный статус»;
• «Туберкулез»;
• «Кал на яйца глистов».
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 17 ■
1 и информационные
технологии
ИТ и менеджмент ЛПУ
Записи данных о результатах выполненных исследований вводятся на закладке «ИССЛЕДОВАНИЯ», которая содержит в текущей версии программы пять кнопок:
• «УЗИ»;
• «Флюорография»;
• «Рентгеноскопия»;
• «ЭКГ»;
• «Маммография».
К сохраненной записи в окне «Пациент» на внутренних закладках «Персональные данные» или «Медицинские данные» можно с помощью кнопки «Прикрепление файлов» Щ в панели инструментов прикрепить любое количество файлов.
Графические файлы просматриваются в правом нижнем углу экрана «Прикрепление и просмотр файлов» при их выборе курсором из списка прикрепленных файлов (рис. 11).
Для предварительного просмотра (перед распечаткой) документа «Результат исследования №... от...» необходимо кликнуть по кнопке ^ццрцтр (рис. 12).
Таким образом, у врача в любом медицинском учреждении появляется возможность с помощью ЭПЗР просмотреть на экране компьютера информацию обо всех перенесенных ребенком заболеваниях, ознакомиться с результатами лабораторных анализов, изучить графики динамики изменений показателей здоровья.
Все это с гораздо более высокой степенью вероятности поможет врачу установить пра-
Рис. 11.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 12.
18 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
ИТ и менеджмент ЛПУ
www.idmz.ru 2009, №5
Рис. 13.
вильный диагноз, вовремя провести профилактические мероприятия и при необходимости выбрать правильную тактику лечения.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (www.who.int), более 20% врачебных ошибок связано с неполнотой или невозможностью своевременного получения необходимых сведений. Поэтому идея сбора и накопления в одном месте (в одном хранилище, на одном физическом носителе) копий медицинских документов пациента из разных учреждений, что позволило бы быстро найти и получить нужную информацию, возникла очень давно и имеет множество вариантов. Применение современных информационных и телекоммуникационных технологий делает возможным оперативный доступ к медицинским данным о пациенте практически в любое время и в любом месте.
ЭПЗР соответствует требованиям ведения «Истории развития ребенка» в детских поликлиниках, позволяет специалистам получать сводную информацию о состоянии здоровья
школьников и динамике развития каждого ребенка. Применение ЭПЗР позволяет оперативно обмениваться медицинскими данными между поликлиникой, школой, другими образовательными и медицинскими организациями, снизить вероятность врачебных, расчетных и информационных ошибок, исключить дублирование анализов. По окончании обучения в школе данные из «Электронного паспорта здоровья ребенка» могут быть легко перенесены в «Электронную карту здоровья взрослого».
Важно, что уже в школьные годы с помощью ЭПЗР детям можно привить навыки культуры здоровья, обучить их самостоятельному ведению дневников здоровья на уроках информатики (в младших классах) или на занятиях по анатомии и физиологии человека (в старших классах). При этом школьники в увлекательной форме с использованием современных компьютерных технологий учатся вносить в определенные страницы ЭПЗР данные собственных измерений роста, веса тела, частоты сердцебиений и частоты дыха-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 19 ■
1 и информационные
технологии
ИТ и менеджмент ЛПУ
ния, наблюдая в динамике за изменениями своего физического состояния, роста и развития. Программа сама построит необходимые графики по введенным параметрам, например: графики динамики изменений роста, массы тела, уровня сахара крови или других требуемых показателей.
Пример просмотра построенного графика по кнопке «Индекс массы тела» (рис. 13).
С целью эффективного внедрения ЭПЗР в школах и снятия дополнительной нагрузки с педагогов и персонала Академический МИАЦ разработал две системы ведения электронных паспортов здоровья на каждого школьника: а) абонентское обслуживание, б) добровольное медицинское страхование учащихся.
В обоих случаях заполнение и ведение электронных паспортов осуществляются медицинскими специалистами Академического МИАЦ, в задачи которых входит взаимодействие с родителями, врачами поликлиники, педагогами и психологами. Договор абонентского обслуживания «Электронного паспорта здоровья ребенка» заключается с одним из родителей в школьном здравпункте у закрепленного за школой медработника Академического МИАЦ. Программа добровольного медицинского страхования учащихся, разработанная совместно Академическим МИАЦ и Медицинской страховой компанией «МЕДСТРАХ», отличается от программы абонентского обслуживания тем, что предлагает родителям ряд дополнительных организационных и медицинских услуг, в том числе организацию медицинской помощи, координацию обследования и лечения ребенка за счет различных источников финансирования в ведущих медицинских организациях.
В ЭПЗР на кнопке «дмс» вводится следующая информация о договорах: «Страховщик», «№ договора», «Срок действия договора» «Страховое возмещение (руб.)».
Окно «Программа страхования» содержит два связанных окна: собственно «Про-
грамма страхования» (название программы) и «Медицинская организация». Конкретное содержание программы страхования, включая и текст самого договора (в виде текстового файла), следует прикреплять к соответствующей записи о программе страхования. По каждому названию программы страхования в верхнем окне в нижнем окне вводятся данные о медицинских организациях, осуществляющих данную программу.
Например:
Правовой гарантией выполнения обязательств являются заключение договора добровольного медицинского страхования учащегося с родителем ребенка в школьном здравпункте у медработника Академического МИАЦ, который выступает в качестве агента страховой компании, и соглашение Академического МИАЦ со школой.
По соглашению со школой медработник Академического МИАЦ консультирует классных руководителей, психологов, учителей физической культуры, стоматологов и других специалистов, учащихся и их родителей по порядку представления информации для внесения в ЭПЗР и хранения ее на школьном сервере, по мере получения информации вносит данные на каждого учащегося в его электронный паспорт здоровья.
20 ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■
ИТ и менеджмент ЛПУ
По поручению родителей, медработник Академического МИАЦ может внести данные амбулаторных карт из поликлиник, где наблюдался или наблюдается ребенок с момента рождения. Также по желанию родителей возможно создание резервной копии ЭПЗР для хранения на удаленном сервере в Академическом МИАЦ. В случае утери электронного носителя у родителей есть возможность приобрести новую версию с восстановленной информацией у медработника Академического МИАЦ.
Очень важным аспектом в реализации ЭПЗР является справочно-информационное сопровождение на основе специализированного Интернет-ресурса. Для поддержки пользователей на Интернет-ресурсе размещается информация по обновлению продукта, в любое время можно ознакомиться с инструкцией по пользованию и другой документацией. Если пользователь электронного паспорта зарегистрирован на сайте, то он может проверить наличие новых версий продукта и даже провести процедуру обновления. Любые изменения структуры и функционала программы всегда отражаются в соответствующих разделах сайта.
Родители, имея на руках ЭПЗР, могут обновлять данные о состоянии ребенка в школьном здравпункте или в Академическом МИАЦ круглосуточно 7 дней в неделю. Также в любое время суток и из любой точки мира, обратившись в справочную службу Академического МИАЦ (подразделение называется «Федеральная медицинская справочная») по многоканальному телефону, включая IP-телефонию, по e-mail или с помощью Skype, родители могут получить советы врачей: педиатра, аллерголога, инфекциониста, дерматолога, гастроэнтеролога, травматолога. Эта справочная служба для родителей и педагогов является, по сути, круглосуточным навигатором по организации медицинской помощи любого уровня (через ОМС, ДМС, госбюджет, платные или VIP-услуги), а также по техническим вопросам, связанным с использованием ЭПЗР.
www.idmz.ru 2009, №5
Ввиду широкой распространенности электронных паспортов (карт) здоровья за рубежом, целесообразно брать ЭПЗР в дальние поездки, чтобы иметь «под рукой» паспортную, медико-социальную информацию о ребенке в электронном виде. Дети особенно страдают от перемены климата, а инфекционные и простудные заболевания, аллергические реакции, травмы, отравления, солнечные ожоги могут испортить отдых. Незнание языка, невозможность объясниться медицинскими терминами, предоставление неполных или неточных данных могут привести к удорожанию медицинских услуг, врачебной ошибке и даже трагедии. Заполненный ЭПЗР с указанием необходимых медицинских данных как на русском, так и английском языках в сочетании с привычными для врача обозначениями, компактными размерами, удобным интерфейсом и простотой в работе станет незаменимым помощником в любом путешествии.
Структура и база данных электронного паспорта здоровья соответствуют требованиям и стандартам, предъявляемым к персонифицированному учету медицинских показателей, принятым в Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Европейские страны уже более десятка лет используют электронные персональные медицинские карты. Несомненно, скоро и в нашей стране каждый человек станет обладателем такого компактного устройства, являющегося, по сути, базой данных, дающей доступ к информации о здоровье, собираемой на протяжении всей жизни.
Уже сегодня необходимо думать о благополучии детей в новом мире. С помощью ЭПЗР можно проводить качественный мониторинг состояния здоровья в детских коллективах, научить родителей внимательно и грамотно относиться к здоровью своих детей, а новому поколению привить навыки ответственного отношения к своему здоровью с применением передовых компьютерных технологий.
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ h ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■