<Е Я- Калюжный, Ю. Т. 'Куэмичев, С'■ ®- Михайлова, (В. Ю. Маслова / Jjk \
<Внедрение оценочныес таблиц физического развития сельскишкольников... ‘ 1
ЧИППКРО
УДК 371.263
ВНЕДРЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ТАБЛИЦ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ПРОФИЛЕЙ
Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, С. В. Михайлова, В. Ю. Маслова
Аннотация. В статье представлены основные положения разработки и внедрения в учебный процесс подготовки и переподготовки педагогов социально-гуманитарных профилей оценочных таблиц физического развития сельских школьников Нижегородской области, которые представляют собой сжатую сводку современных терминов, определений, унифицированных методик исследования и комплексной оценки физического развития детей и подростков школьного возраста в рамках концепции Государственной политики в области охраны здоровья детей в РФ. Реализация рекомендаций, изложенных в оценочных таблицах, позволила сформировать компетенции по методике выявления отклонений функционального состояния детей, овладеть способами сохранения и укрепления здоровья, разрабатывать перспективные (инновационные) медикопедагогические оздоровительные технологии.
The article presents the main conditions of development and implementation in the process of training and retraining humanitarian and social subjects teachers scorecards of physical development of rural schoolchildren of Nizhny Novgorod region, which is a compressed summary of the modern terms, definitions, standardized methods of research and comprehensive evaluation of the physical development of children and teenagers within the concept of state policy in the field of child health in the Russian Federation. Implementation of the recommendations contained in the scorecards, allowed to form a competence of methodic to identify deviations of children functional state, to master the ways of health saving and strengthening, to develop perspective (innovative) medical and educational health technologies.
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка учителей, охрана здоровья, здоровьесберегающие компетенции, самостоятельная работа, оце-
ночные таблицы, физическое развитие, цен-тильный метод, образовательный модуль.
Training, retraining of teachers, health care, health-competence, self study, scorecards, physical development, centile method, educational module.
Согласно 41 статьи ФЗ № 273-ФЗ от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством РФ периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
^ ЛЬ. \
Организацию оказания первичной медикосанитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников [7].
Вышеперечисленные положения включены в образовательные программы подготовки и переподготовки педагогов социально-гуманитарных профилей в Арзамасском филиале ННГУ им. Н. И. Лобачевского при изучении курсов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», «Безопасность жизнедеятельности», процесс изучения которых направлен на формирование профессиональных педагогических компетенций.
Согласно Правительственной Стратегии модернизации образования, в основу обновленного содержания современного образования положены «ключевые компетентности». Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни) [5].
В современной литературе под компетенцией понимают отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность -это совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [3].
Анализ различных компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным можно отнести компетенции рефлексивного характера:
умения извлекать пользу из опыта, решать проблемы, раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, находить новые решения. В то же время указаний на данные умения еще недостаточно для того, чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта обучающегося в отношении его креативных компетенций [5, 10].
Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании требований к переподготовке педагогов и при проектировании учебников и учебного процесса [3].
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с внедрением компетент-ностного подхода образования. В результате этого внедрения самостоятельная работа становится актуальной формой организации учебного процесса, и вместе с тем возникает проблема ее активизации. Самостоятельная работа представляет собой планируемую работу, выполняемую по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом, поскольку в ее ходе происходит не только усвоение учебного материала, но и его расширение, формирование умения работать с различными видами информации, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени [6].
Охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из приоритетов концепции национальной безопасности. Состояние здоровья подрастающего поколения в значительной степени зависят от уровня организации и качества медицинской помощи, систематического наблюдения за здоровьем всех детских контингентов и раннего выявления отклонений в здоровье с целью обеспечения своевременного проведения профилактической, оздоровительной и ре-
Е А Калюжный, Ю. Т. Кузмичев, С В. Михайлова, В. Ю. Маслова Внедрение оценочных, таблиц физического развития сельских школьников...
абилитационной работы. Здоровье детей в 21-м веке будет определяться современными технологиями оздоровления, опирающимися на данные функционального состояния всех органов и систем организма [2, 4, 8].
Преподавателями кафедры МП и БЖД Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского разработаны на основе обширного (более 5 тыс. сельских школьников) обследованного контингента оценочные (центильные) таблицы физического развития сельских школьников Нижегородской области (приказ № 1719 от
19.07.2012 Министерства здравоохранения Нижегородской области), являющиеся разделом методических рекомендаций «Комплексная оценка физического развития школьников».
Издание представляет сжатую сводку современных терминов, определений, унифицированных методик исследования и комплексной оценки физического развития детей и подростков школьного возраста в рамках концепции Государственной политики в области охраны здоровья детей в РФ.
Представлены алгоритмы проведения функциональных проб, определения уровней функциональных резервов и подготовленности, отражающих адаптационные возможности организма. Предложены дифференцированные схемы индивидуальной и групповой комплексной оценки физического развития, рассматриваемых в качестве одного из значимых критериев здоровья и определения условий санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений.
Все алгоритмы и оценочные таблицы входят в состав методических указаний, утвержденных Министерствами здравоохранения и образования Нижегородской области, соответствуют рекомендациям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС). В пособии даны примеры комплексной оценки физического развития по сельским учащимся, приведены оценочные таблицы физического развития сельских школьников 2012 г.
В методических указаниях представлены современные методы исследования и комплексной оценки физического развития школьников. Отражены аспекты оценки функциональных резервов и физической подготовленности организма в целях мониторинга здоровья детей [2].
Использование в учебном процессе оценочных таблиц способствует формированию у обучающихся критического стиля мышления, лежащего в основе рефлексивно-оценочной деятельности - особой, постоянно развивающейся формы человеческой деятельности, возникшей одновременно с человеком и имеющей для него жизненно важное значение. Понятие «оценочная деятельность» можно определить как активное взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на выяснение его качественной неоднородности с точки зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей, а также на выбор из этих ценностей таких, которые являются для человека наиболее актуальными. Понятие «оценочная деятельность» зиждется на понятии «рефлексия» - это такое осмысление человеком своих действий, такое размышление о них, в ходе осуществления которого человек отдает себе полный и ясный отчет в том, что и как он делает, т. е. осознает те схемы и правила, в согласии с которыми он действует. Смысл рефлексии как особого познавательного действия заключается в уточнении человеком своих знаний, в выяснении им оснований своих знаний, в выяснении того, как вырабатывались те или иные знания или компетентности.
Особо важна в обсуждаемом контексте профессиональная рефлексия, одним из главных компонентов которой является осознание педагогом того, что для успешной работы ему необходимо приобретать новые компетенции и двигаться вперед, выбирая оптимальные пути. Профессиональная рефлексия в большей мере упорядочена содержанием и обстоятельствами деятельности учителя, которые обязывают поставить задачу формирования критически-рефлексивного стиля мышления в качестве одной из центральных на всех без исключения этапах вузовского обучения и переподготовки [5]. Для этого процесс изучения курсов медицинского блока и безопасности жизнедеятельности направлен на формирование здоровьесберегающих компетенций:
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- способен выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся;
* Ль \
- владеет методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни;
- способен оказывать доврачебную (первую) помощь пострадавшим;
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
- готов формировать культуру безопасного поведения и применять ее методики для обеспечения безопасности детей и подростков;
- умеет позитивно относиться к своему здоровью и заботиться о нем, владение способами самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- знает и применяет правила личной гигиены, умеет обеспечивать личную безопасность;
- обладает элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- имеет двигательный опыт и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
- умеет подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления целей, содержания образования (образовательных Стандартов) и образовательных технологий в системном виде, допускающем проверку успешности их освоения обучающимися. С точки зрения требований к уровню подготовки и переподготовки педагогов образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного меж-дисплинарного круга вопросов.
Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования, в результате чего развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной и профессиональной жизни реальные проблемы - от бытовых до профессиональных и социальных [3].
Применение оценочных таблиц в ходе учебного процесса представлено в виде модуля «Критерии оценки физического развития и индивидуального здоровья», содержащего теоретические и практические блоки, отражающие
разделы рабочих образовательных программ по курсам: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста», «Безопасность жизнедеятельности».
Реализация рекомендаций, изложенных в оценочных таблицах, соответствует темам: «Критерии оценки индивидуального здоровья», «Значение факторов здоровья, уровни и группы здоровья», «Определение уровня физического развития», «Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению», «Особенности детей раннего и дошкольного возраста», «Демографические показатели здоровья».
В процессе работы над учебными элементами модуля обучающиеся должны знать: теоретические положения физического развития детей и подростков, определение и компоненты, составляющие здоровье человека, критерии индивидуального здоровья, методы оценки индивидуального физического развития.
В процессе работы над учебными элементами модуля обучающиеся должны уметь: проводить антропометрические и физиометриче-ские измерения, пользоваться центильными таблицами для определения уровня физического развития.
Используя результаты антропометрических измерений обследуемых и оценочные таблицы, по представленному ниже руководству обучающиеся осваивают центильный метод оценки физического развития. Оценка результатов антропометрических измерений обследуемых проводится с помощью региональных возрастно-половых оценочных таблиц, в которых представлены физиологические нормы антропометрических параметров для определенного возраста и пола в конкретном регионе.
Оценив каждый из показателей в отдельности (рост, масса тела, окружность грудной клетки) по центильным шкалам, можно охарактеризовать гармоничность физического развития. В случае, когда разность центильных интервалов между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничности развития, если эта разность составляет 2 - развитие ребенка дисгармоничное, если разность превышает 3 и более - резко дисгармоничное развитие.
Е А. Калюжный, Ю. Т. Кузмичев, С. В. Михайлова, В. Ю. Маслова Внедрение оценочных, таблиц физического развития сельских школьников...
дт* МТ ОГК гармоничность физического развития Сумма 3-х ц.и. ДТЛ+ МТ + ОГК соматотип
см ц.и. кг мм см ц.и.
САД ДАД ЧСС ЖЕЛ кистевая динамометрия коэффициент здоровья
правая рука левая рука
мм рт. ст. ц.и. мм рт. ст. ц.и. коя. ц.и. мл ц.и. кг ц.и. кг ц.и.
*ДТ - длина тела: МТ - масса тела; ОГК - окружность грудной клетки: ЖЕЛ - жизненная емкость легких; САД - систолическое артериальное давление; ДАД - диастолическое артериальное давление: ЧСС - частота сердечных сокращений; ц,и, - пентильный интервал.
Для определения типа соматической конституции у детей в последние годы используют метод Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрах, который основывается на использовании результатов изучения показателей физического развития по центральным шкалам. Согласно данной схеме, подсчитывается сумма баллов (номеров) «коридоров» центильных шкал при оценке отдельных показателей: длины тела, окружности груди и массы тела. Сумме номеров до 10 баллов соответствует микросоматический тип, до 15 баллов - мезосоматический тип, 16-21 балл
- макросоматический тип.
Микросоматический тип характеризуется низкими показателями основных антропометрических величин, макросоматический - высокими, и показатели при мезосоматическом типе конституции соответствуют возрастно-половым стандартам.
В качестве критерия адаптационных возможностей определяются коэффициент здоровья (КЗ), который вычисляется по частоте пульса (ЧП), артериальному давлению (САД, ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В): КЗ=0,01ЧП + 0,01САД + 0,008ДАД + 0,014В +
0,009МТ - 0,009Р - 0,27.
Доврачебный скрининг на основе коэффициента здоровья основан на положении состояния системы кровообращения как индикатора состояния всего организма.
В зависимости от значения коэффициента здоровья человек может быть отнесен к одной из 4-х групп по степени адаптации. Чем выше условный балл, тем выше вероятность развития патологических состояний:
- состояние здоровья с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями организма;
- донозологические состояния, при которых оптимальные адаптационные возможности обеспечиваются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем, что ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма;
- преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных возможностей организма и проявляется в виде двух стадий:
а) с преобладанием неспецифических изменений при сохранении гомеостаза основных жизненно важных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой системы;
б) с преобладанием специфических изменений со стороны определенных органов и систем, гомеостаз которых нарушен, но благодаря механизмам компенсации проявление заболевания может быть выражено или находиться в начальной фазе, и имеет компенсаторный характер;
- состояние срыва адаптации с резким снижением функциональных возможностей организма в связи с нарушением механизмов компенсации. В данном состоянии, как правило, наблюдаются различные заболевания в стадии субкомпенсации или декомпенсации.
Таким образом, реализация рекомендаций, изложенных в оценочных таблицах, позволила сформировать в процессе подготовки и переподготовки педагогов социально-гуманитарных профилей компетенции по методике выявления
* Ль \
отклонений функционального состояния детей, овладеть способами сохранения и укрепления здоровья, разрабатывать перспективные (инновационные) медико-педагогические оздоровительные технологии. Применение оценочных таблиц в ходе учебного процесса способствовало обеспечению гармоничного развития личности обучающегося и овладению навыками определения функционального состояния организма, применения методик сохранения и укрепления здоровья учащихся с проведением подвижных игр, а также овладению организационными навыками проведения индивидуального и коллективного оздоровления детей и подростков способами оздоровительной рекреации.
Литература
1. Калюжный, Е. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие / Е. А. Калюжный, В. Ю. Маслова, С. В. Михайлова, Н. И. Ниретин, С. Г. Напреев, М. В. Пищаева. - Арзамас : АГПИ, 2009. - 284 с.
2. Комплексная оценка физического развития школьников: метод. указания / разр.
Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова [и др.]; НГМА, АГПИ. - Арзамас : АГПИ, 2012. - 80 с.
3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М. : Изд. центр «Академия», 2008. -352 с.
4. Оценка физического развития детей и подростков : учеб. пособие / Е. С. Богомолова [и др.]. - Н. Новгород : Изд-во НГМА, 2006. -260 с.
5. Попков, В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 136 с.
6. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / кол. авт.; под ред. Н. В. Бордовской. - М. : КНОРУС, 2010. - 432 с.
7. Федеральный закон № 273-Ф3 от
29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. - № 34/2013. - С. 10-159.
8. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина - М. : Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.
9. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 224 с.
10. Яковлева, Г. В. Технология развития инновационной методической деятельности педагога ДОУ как условие введения федеральных государственных требований / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО. -№4(13). - 2012. - С. 117-121.