Научная статья на тему 'Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов'

Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1957
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитрий Александрович Донцов, Наталья Юрьевна Драчёва, Светлана Викторовна Власова

В научной статье подробно анализируются с позиций социальной психологии разнообразные теоретические и практические аспекты изучения учебных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитрий Александрович Донцов, Наталья Юрьевна Драчёва, Светлана Викторовна Власова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики социально-психологического исследования учебных групп школьников и студентов»

Дмитрий Александрович Донцов, доцент, профессор кафедры социальной психологии Одинцовского гуманитарного института, кандидат психологических наук,

Наталья Юрьевна Драчёва, директор Одинцовской гимназии № 11,

Светлана Викторовна Власова, заместитель директора Одинцовской гимназии № 11 по учебно-воспитательной работе

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В научной статье подробно анализируются с позиций социальной психологии разнообразные теоретические и практические аспекты изучения учебных групп.

Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, осуществляющегося с целью установления в поведении и деятельности людей определённых закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы.

Также в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) объединений людей.

Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования — это группы людей (прежде всего малые группы), понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принад-

лежность к данной общности, — от 2 до 40 человек.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно разделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы её обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально-психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты,

интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Метод наблюдения. Наблюдение в социальной психологии — это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений: фактов поведения и деятельности людей.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Включённое наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 4/2012 ..............

группой как полноправного её члена. Исследователь входит в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней как бы «изнутри». Объектом наблюдения, как правило, являются отдельные люди, малые группы и социальные процессы, происходящие в них. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты социального поведения индивида или группы в целом в определённой ситуации. Пути повышения надёжности результатов наблюдения связаны с использованием надёжных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Приводим наш авторский пример стандартизированного наблюдения.

Протокол ведения стандартизированного систематического наблюдения за психологическими и «деятельностными» реакциями субъекта (субъектов)

Объект (субъект, явление, процесс) внимания, поведения, деятельности наблюдаемого субъекта Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции Выражение (проявление) чувственного и/ или когнитивного, отношения (к явле-нию,_процессу, объекту, другому субъекту)

текст текст текст текст текст текст

Анкета, анкетирование. Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое анкетирование), по месту проведения, по способу распространения анкет (анкетирование раздаточное, почтовое, через прессу). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного и особенно почтового и проводимого в прессе анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет,

использование только очень простых по структуре и по объёму анкет. Предпочтение типа анкетного опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. Приводим ниже пример социально-психологической анкеты.

Наша авторская анкета «Отношение юношества к семейной жизни»

1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст___

2. Ваш пол: мужской ^ женский ^

3. Вы выросли в полной или в неполной родительской семье (пожалуйста, напишите)?_

4. Ваше семейное положение:

замужем (женат) ^ не замужем (холост) ^ разведен(а) ^

5. Хотели бы Вы создать семью? да ^ нет ^ ещё не думал(а) об этом ^

6. Считаете ли Вы себя готовой(ым) к семейной жизни? да Ц нет ^ затрудняюсь ответить ^

7. Какой возраст Вы считаете наиболее подходящим для создания семьи?

до 20 лет^ 20-25 лет^ 25-30 лет^ 30-35 лет^ после 35 лет | |

8. Хотели бы Вы иметь в своей семье детей?

да ^ нет ^ ещё не думал(а) об этом ^

9. Как Вы полагаете, какой брак более надёжный (длительный)? официально зарегистрированный ^ незарегистрированный (т.н. «гражданский») ^

10. Какой брак, на Ваш взгляд, наиболее устойчивый? по любви ^ по расчёту ^

11. Имеет ли смысл перед тем, как вступать в брак, предварительно пожить вместе? да ^ нет ^ это не имеет значения ^

12. Является ли для Вас сексуальное удовлетворение однозначно необходимым условием брака? да ^ нет ^ затрудняюсь ответить

13. Как Вы полагаете, является ли супружеская верность одним из основных параметров счастливого брака? да, безусловно ^ нет, не обязательно ^ затрудняюсь ответить ^

14. Кто, по-Вашему, должен материально содержать семью?

мужчина ^ женщина ^ оба супруга | не имеет значения ^

15. Кто, по-Вашему, должен вести домашнее хозяйство?

мужчина ^ женщина ^ оба супруга | не имеет значения ^

16. Создавая семью, будете ли Вы рассчитывать на помощь? родителей/родственников ^ государства ^ будем обходиться своими силами ^

17. При вступлении в брак имеет ли для Вас важное значение следующее:

а) материальное положение будущего мужа/жены: да Ц нет ^

б) социальный статус будущего мужа/жены: да Ц нет ^

в) образование/культура будущего мужа/жены: да ^ нет ^

г) материальное положение и социальный статус его (её) родителей: да ^ нет ^

д) отношение Ваших родителей к этому браку: да ^ нет |

е) отношение его (её) родителей к этому браку: да ^ нет |

ё) другое (напишите что):______

..............^ЛЙР

18. Когда Вы выйдите замуж (женитесь), Вы бы хотели жить: со своими родителями/родственниками ^

с его (её) родителями/родственниками ^

не имеет значения ^

отдельно от родителей/родственников ^

19. Является ли жилищный вопрос для Вас значимым при решении вступить в брак? да, это многое решает ^

нет, это неважно ^

это важно, но не имеет решающего значения ^

20. Согласны ли Вы с тем, что брак обязательно требует компромиссов от обоих супругов? да ^ нет ^ затрудняюсь ответить

21. Приемлемо ли для Вас в брачных отношениях демонстрировать более сильную любовь, чем Вы испытываете на самом деле?

да ^ нет ^ зависит от обстоятельств ^

22. Готовы ли Вы ради семьи отказаться от того, чтобы делать карьеру? да, семья однозначно важнее ^ да, но только на какое-то время ^ нет, карьера — это самое главное ^

23. Готовы ли Вы отказаться от больших заработков ради того, чтобы больше проводить времени с семьёй? да ^ нет ^ не думал(а) об этом | |

СПАСИБО ВАМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Тесты. Тест — стандартизированное, щи «ключа» соотнести полученные данные

обычно ограниченное во времени испытание с определёнными параметрами оценки, на-

(задание или опросник). С помощью тестов в пример, с характеристиками личности. Ито-

социальной психологии определяются меж- говый результат измерения выражается

личностные, внутригрупповые и межгруп- в тестовом показателе. Тестовые показатели

повые различия. Области применения те- относительны. Их диагностическое значе-

стов в социальной психологии: диагностика ние обычно определяют через соотнесение

групп, изучение межличностных и межгруп- с нормативным показателем, полученным

повых отношений и социальной перцепции, статистически на значительном числе испы-

социально-психологических свойств лично- туемых.

сти (социальный интеллект, социальная ком- Классификация тестов может быть по

петентность, стиль лидерства и др.). нескольким основаниям: по основному объ-

Процедура тестирования предполагает екту исследования (межгрупповые, межлич-

выполнение испытуемым (группой испыту- ностные, личностные), по предмету иссле-

емых) специального задания или получение дования (тесты совместимости, групповой

ответов на ряд вопросов, носящих в тестах сплочённости), по структурным особенно-

косвенный характер. Смысл последующей стям методик (опросники, аппаратурные,

обработки состоит в том, чтобы при помо- проективные тесты), по исходной точке от-

счёта оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения межличностных отношений). Имеют место известные и популярные социально-психологические тесты-опросники, например, тест-опросник КОС или КОС 2 (определение коммуникативно-организаторских склонностей личности). Так же применяются тесты-опросники, направленные на выявление эмоционального социально-психологического отношения учащихся к школе, например, «Чувства к школе» (см. в конце данной статьи пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).

Имеются проективные социально-психологические методики, например, тест-задание «Дерево» или «Дерево с человечками», активно применяющиеся для исследования учебных групп. Используются также так называемые поведенческие социально-психологические тесты-задания, интенсивно применяющиеся в изучении групп учащихся, — «Выбор в действии», «Выбор товарища по парте» и пр. (см. в конце статьи развёрнутый пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).

Проективная социально-психологическая методика «Дерево с человечками»1

Для изучения социально-психологических аспектов самооценки респондентов в контексте определения ими своего собственного места в учебной группе используется известная проективная методика (тест-задание) «Дерево с человечками», дающая достаточ-

1 Автор — Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко.

но достоверные результаты в совокупности с другими социально-психологическими методиками. В методике «Дерево с человечками» обследуемый выбирает тех человечков, с которыми он отождествляет своё реальное социальное положение в учебной группе и своё идеальное социальное положение в учебной группе.

Методика «Дерево с человечками» направлена, в широком смысле, на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе. В узком смысле, данная методика предназначена для выявления степени адаптации учащегося в учебной группе. Интерпретация результатов выполнения методики производится исходя из того, какие позиции на стимульном материале выбирает данный ученик, с каким социально-психологическим положением он отождествляет своё реальное и идеальное положение в учебной группе, есть ли различия в выявленных параметрах.

Итак, данная методика проводится в два этапа. На первом этапе (имеющееся собственное социальное положение в группе в представлениях учащихся) учащиеся определяют себя в имеющихся на настоящее время, по их мнению, групповых условиях, в имеющейся в текущий момент внутригрупповой ситуации. На втором этапе (желаемое собственное социальное положение в группе в представлениях учащихся) учащиеся проясняют своё представление о желаемом ими своём социальном положении в группе, о своём желаемом месте в группе (см. в конце статьи пример методического инструментария социально-психологического исследования учебной группы).

"ЛУ

ладь

Метод социометрии. Метод социометрии является абсолютно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности систем неформальных отношений в группе; степень психологической совместимости конкретных людей; внутригрупповые статусы участников процедуры; качество психологической атмосферы группы в целом.

Социометрия — теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892-1974 гг.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия — это способ первичной диагностики наличия проблем в межличностных внутригрупповых взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социомет-

рического метода позволяет получить рьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

Таким образом, область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочёл бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а также в виде

се-

социограммы, графически изображающей полученные результаты, или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о поло-

жении индивида в группе, и оценку группы в целом.

Типичный пример социометрической матрицы мы приводим ниже.

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

всего

Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят:

• социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, полученных индивидом, к их максимально возможному числу;

• индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активно-

сти индивида во взаимодеиствии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу.

Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако глав-

ная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями.

К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), показатели инте-грированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели групповой сплочённости и ряд других.

Имеются следующие специфические социометрические параметры:

• Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО). КБО = (С1 + С2) : N х 100%, где С1 — количество лидеров, С2 — количество предпочитаемых, N — число учащихся в группе. Например, КБО = (4 + 10) : 20 х 100% = 70%. КБО (70%) исследуемой группы определяется как высокий.

• Коэффициент оптимальности отношений (КОО). КОО = (С2 + С3) : N х 100%, где С2 — количество предпочитаемых, С3 — количество пренебрегаемых, N — число учащихся в группе. Например, КОО = (С2 + С3) : 20 х 100% = (10 + 6) : 20 х 100% = 80%. КОО (80%) исследуемой группы определяется как высокий.

• Коэффициент «звёздности» (КЗ). КЗ = С1 : N х 100%, где С1 — количество предпочитаемых, N — число учащихся в группе. Например, КЗ = С1 : N х 100% = 4 : 20 х 100% = 20%. КЗ (20%) исследуемой группы определяется как высокий.

Подчеркнём, что одной из самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограм-ма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические

..............^^ЙР

аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений).

Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до самых непопулярных (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками (девушки) и треугольниками (юноши), прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию (см. рис. 1).

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения со-циограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки) положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы.

Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют так называемую социо-грамму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (см. рис. 2), в центр которых помещают «популярных» индивидов, во внутреннее кольцо — «средне популярных», в наружное кольцо — «совсем непопулярных».

Рис. 1. Социограмма

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции «популярных» членов группы. Чёткая лидерская позиция часто определяется по следу-

ющему аспекту — кому именно из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах «популярные» её члены.

Итак, наиболее часто «социометрией» называют комплексную, допускающую модификации общего тестового задания (при сохранении принципа выделения рангов), методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Рис. 2. Пример «социограммы-мишени»

Методика «Социометрия» Дж. Морено в адаптации Я.Л. Коломинского

При проведении методики «Социометрия» в учебных группах учащимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос — 3 фамилии одногруппников, кроме собственной).

Инструкция. Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии своих одноклассников с учётом отсутствующих сегодня учеников.

1. С кем бы ты хотел(а) обязательно продолжить совместно учиться на следующем курсе?

2. Кого бы ты из группы обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

3. С кем из своей группы ты с удовольствием пошёл(ла) бы в кино?

4. С кем бы из группы ты очень хотел(а) бы поддерживать дружеские отношения в дальнейшем?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 4/2012

5. Если бы тебе дали довольно большую сумму денег и сказали поделиться ею с тремя одногруппниками, кто бы это был?

6. Кому из группы ты дашь списать проверочную работу в первую очередь?

7. Кому из группы ты доверил(а) бы свой самый сокровенный секрет?

8. Без кого ты вообще не представляешь свою группу?

9. С кем из группы ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

10. C кем из группы ты хотел(а) бы дружить всю жизнь?

11. С кем из группы ты хотел(а) бы сделать какой-либо совместный творческий проект?

12. Кого из своей группы ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо играх?

13. С кем из группы ты очень хотел(а) бы посещать факультативные занятия?

14. С кем из своей группы ты хотел(а) бы делать вместе домашние работы?

Референтометрия. При социометрическом подходе к группе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии. Качественная социально-психологическая модификация метода социометрии — референтометрия. Референтометрия — это социально-психологический методический приём выявления факта референтной (личностной) предпочтительности (значимости). Люди, к которым индивид очень внимательно прислушивается, являющиеся авторитетными для него, — это его референтная группа (группа особо значимых для субъекта лиц).

Референтность — это социальное отношение личностной значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Референтная процедура весьма информативна, она даёт точность представления о статусной структуре, взаимности предпочтений. Основанием выбора является ценностный фактор значимости для конкретной личности каких-либо других лиц. Всё это вынуждает испытуемого проявлять высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него наиболее актуальна. Мера референтности какого-либо члена группы — это «удельный вес» предпочтительности этого субъекта для другого лица (для других лиц).

Методика «Референтометрия» (по А.А. Реану)

A.A. Реан полагает, что референтометрия заключается, прежде всего, в ранжировании субъектом социометрических выборов.

По нашему авторскому мнению, могут быть составлены и применены, например, следующие референтометрические вопросы:

1. Если вашу группу будут расформировывать, как вы думаете, кто из ваших одно-группников обязательно захотел бы продол-

жить совместно учиться с вами в новом учебном коллективе?

2. Кто из группы пригласил бы вас на свой день рождения?

3. Кто из вашей группы пошёл бы с вами в многодневный туристический поход?

4. Кто из группы захочет поддерживать с вами дружеские отношения после окончания вуза?

5. Кто из группы согласился бы пользоваться вместе с вами одним спортивным инвентарём?

6. Если бы кому-то из вашей группы дали большую сумму денег и сказали поделиться ею с вами, кто из одногруппников поделился бы с вами в первую очередь?

7. Кто из группы даст вам списать проверочную в первую очередь?

8. Кто бы вам из группы доверил свой секрет?

9. Кто без вас не представляет свою группу?

10. Кто из группы хотел бы с вами чаще видеться в свободное время?

11. Кто из группы хотел бы с вами дружить всю жизнь?

Пример типичной референтометриче-ской матрицы мы приводим ниже.

Референтометрическая матрица

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1

2

3

4 ш

5

6

7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 4/2012 .....................119

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

8

9

10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

взаимные

Подчёркиваем, что может быть применена комплексная социореферентометрическая методика (см. пример ниже).

Наша авторская анкета-опросник по методикам «Социометрия» и «Референтометрия»

1. С кем ты более всего хотел бы дружить из твоей группы?

2. Про кого из твоей группы ты хотел бы узнать, с кем он хочет дружить?

3. Кого из группы ты обязательно пригласил бы на свой день рождения?

4. Про кого из группы ты обязательно хотел бы узнать, стремится ли он на твой день рождения?

5. С кем больше всего тебе нравится учиться вместе?

6. Чьё мнение о том, с кем ему нравится учиться, ты хотел бы узнать?

7. С кем бы ты хотел быть в одной аудитории больше всего?

8. Чей ответ на вопрос, с кем бы ему хотелось находиться в одной аудитории, ты хотел бы узнать?

9. Чьим мнением из одногруппников ты дорожишь больше всего?

10. Про кого из одногруппников ты хотел бы узнать, чьё мнение для них наиболее важно?

11. С кем ты обязательно хотел бы продолжить учиться вместе?

12. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел учиться дальше, ты бы хотел узнать?

13. С кем из одногруппников ты бы хотел вместе готовиться к семинарам?

14. Про кого из твоей группы ты хотел бы узнать, с кем ему бы хотелось вместе готовиться к семинарам?

15. С кем из одногруппников в первую очередь ты бы хотел вместе участвовать в студенческом спектакле?

16. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в студенческом спектакле, ты хотел бы узнать?

17. С кем из одногруппников ты бы хотел вместе участвовать в спортивных соревнованиях?

18. Чьё мнение о том, с кем бы он хотел участвовать в спортивных соревнованиях, ты бы хотел узнать?

19. С кем из одногруппников ты бы хотел участвовать в подготовке какого-либо студенческого проекта?

20. Чьё мнение о том, с кем ему хочется участвовать в подготовке студенческого проекта, ты хотел бы узнать?

21. С кем из твоей группы тебе нравится посещать спортивную секцию, танцы?

22. Чьё мнение о том, с кем ему нравится посещать спортивную секцию, танцы, ты бы хотел узнать?

23. С кем из своей группы ты бы отправился в турпоход?

24. Про кого ты хотел бы узнать, с кем бы он пошёл в турпоход?

25. С кем из группы ты бы хотел жить по соседству в одном доме?

26. Чей ответ из одногруппников на вопрос о том, с кем бы он хотел жить по соседству в одном доме, ты хотел бы узнать?

27. Кому из группы ты доверил бы свой важный секрет?

28. Чьё мнение из твоих одногруппников о том, кому бы он доверил свой важный секрет, для тебя самое значимое?

29. Если бы ты выиграл в качестве приза вкусный торт, с кем из троих одногруппников ты бы поделился в первую очередь?

30. Как ты думаешь, кто из твоих одногруппников точно поделился бы с тобой призом-тортом, если бы выиграл его?

31. Без кого из сокурсников ты не представляешь себе свою группу?

32. Чьё мнение из твоих одногруппников о том, без кого он не представляет себе вашу группу (курс), для тебя самое важное?

33. С кем из твоих одногруппников ты бы отправился в кругосветное путешествие?

34. О ком из одногруппников ты хотел бы узнать, с кем из класса ему хотелось бы отправиться в кругосветное путешествие?

35. Кто из одногруппников при встрече с хулиганом, не раздумывая, точно пришёл бы тебе на помощь?

36. О ком из одногруппников ты хотел бы узнать, что он бы пришёл тебе на помощь при встрече с хулиганом?

Пример типичной сводной социометрической и референтометрической матрицы мы приводим ниже.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 4/2012

Сводная социореферентометрическая матрица

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

всего

взаимные

Примечание. В данной таблице, внизу, горизонтально располагаются две важные графы: 1) количество полученных учеником выборов; 2) количество взаимных выборов из общего числа. Выборы, которые получает учащийся от других, подсчитываются и выставляются по вертикали, под номером, соответствующим фамилии учащегося по списку (отсутствие выборов себя самого обозначено закрашенными клетками).

ПРИМЕР МЕТОДИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Задание 1. Инструкция

Внимание!

Заполняйте свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом.

Учитывайте всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент.

Избегайте ответов типа: «выбираю всех», «любого», «не выбираю никого».

ФИО

_группа

дата

В ответах на все вопросы напиши фамилии и имена трёх разных человек из твоей нынеш ней группы!

1. С кем бы ты хотел(а) продолжить учиться в одной группе? 1) 2)

3)

Как ты думаешь, кто бы из твоих нынешних одногруппников хотел бы с тобой учиться вместе? 1) 2) 3)

2. Кого бы из своей группы ты обязательно пригласил(а) на свой день рождения?

1) 2) 3)

Как ты думаешь, кто из твоей группы точно пригласит тебя на свой день рождения? 1) 2) 3)

3. С кем из своей группы ты с удовольствием пошёл(а) бы в кино?

1) 2) 3)

Как ты считаешь, кто из твоей группы захотел бы пойти с тобой в кино? 1) 2) 3)

4. С кем из твоей группы ты бы хотел(а) сидеть рядом на занятиях?

1) 2) 3)

Как ты предполагаешь, кто из твоей группы хотел бы сидеть с тобой рядом на занятиях? 1) 2) 3)

5. Кому из группы ты точно дашь списать лабораторную работу?

1) 2) 3)

Как ты считаешь, кто из группы точно даст тебе списать лабораторную работу? 1) 2) 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кому из группы ты доверил(а) бы свой важный секрет?

1) 2) 3)

Кто из группы доверил бы тебе свой важный секрет? 1) 2) 3)

7. С кем из группы ты хотел(а) бы как можно чаще видеться в свободное время?

1) 2) 3)

Кто из группы захочет с тобой видеться чаще в свободное время? 1) 2) 3)

8. С кем из группы ты бы хотел(а) дружить всю жизнь?

1) 2) 3)

Кто из группы хотел бы с тобой дружить всю жизнь? 1) 2) 3)

9. Кого из своей группы ты хотел(а) бы взять в свою команду для участия в каких-либо играх?

1) 2) 3)

Кто из группы взял бы тебя в свою команду для участия в разных играх? 1) 2) 3)

10. С кем из твоей группы ты хотел(а) бы делать вместе домашние задания?

1) 2) 3)

Кто из группы захотел бы делать с тобой домашние задания? 1) 2) 3)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 4/2012 ..............^^

11.Если бы тебе дали довольно большую сумму денег, при условии, что ты поделишься ею с тремя одногруппниками, кто бы это был?

1) 2) 3)

Кто из одногруппников поделился бы с тобой в такой же ситуации деньгами? 1) 2) 3)

12. С кем из группы ты бы хотел(а) жить по соседству в одном доме?

1) 2) 3)

Кто из группы захотел бы жить с тобой по соседству в одном доме? 1) 2) 3)

13. С кем из группы ты бы не хотел(а) дружить?

1) 2) 3)

Кто из группы не хотел бы с тобой дружить? 1) 2) 3)

Задание 2. Инструкция

Напиши, пожалуйста, на листке: сначала фамилию того одногруппника, с кем ты хочешь сидеть рядом на занятиях в первую очередь; потом фамилию того одногруппника, с кем ты хочешь сидеть рядом на занятиях, если с первым выбранным сесть не получится; затем фамилию того одногруппника, с кем ты захочешь сесть рядом на занятиях, если не удастся сесть ни с первым, ни со вторым из тех, кого ты сначала выбрал(а).

Твоя фамилия_

Дата_

Группа_

С кем бы ты очень хотел(а) сидеть рядом на занятиях? Напиши их фамилии.

1. _________________

2. _________________

3. __________________

Задание 3. «Твои чувства к альма матер»

Группа_ Пол_

Возраст

Инструкция

Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь к своей группе (в вузе). Внимание! Нужно выбрать только 8 ответов.

Я чаще всего испытываю к группе (в вузе) Да

а) Спокойствие

б) Усталость

в) Скуку

г) Радость

д) Уверенность в себе

е) Беспокойство

ё) Неудовлетворенность собой

ж) Раздражение

з) Сомнение

и) Обиду

к) Чувство унижения

л) Страх

м) Тревогу за будущее

н) Благодарность

о) Симпатию к учителям

п) Желание приходить сюда

Задание 4. Инструкция

Посмотри внимательно на рисунок. Перед тобой дерево и лесные человечки на нём. У каждого из человечков разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает своё любимое положение на их дереве. Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. Когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотри каждого человечка: где он расположен, чем он занят. Теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя самого, похож на тебя, на твоё настроение в вузе и отражает твоё положение в группе. Затем возьми зелёный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьём месте ты хотел бы находиться, если бы мог выбирать желаемое тобой положение в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.