Научная статья на тему 'Методики исправления речевых ошибок'

Методики исправления речевых ошибок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1368
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методики исправления речевых ошибок»

МЕТОДИКИ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Евлоева М.А.

Евлоева Мадина Абдрахмановна - магистрант,

кафедра педагогики и методики начального образования, педагогический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ингушский государственный университет, г. Магас

В педагогике выделяют следующие этапы исправления и предупреждения речевых ошибок.

1. Система в работе.

Разбираясь в наиболее частых речевых ошибках, владея знаниями для нахождения существенных причин их возникновения, учитель способен создать методику исправления и предупреждения ошибок. Данная методика образуется из ряда компонентов:

- исправление речевых ошибок в тетрадках детей;

- урочная работа по нахождению и исправлению наиболее типичных ошибок, которая проводится после анализа проверенных сочинений и изложений. Это делается для того, чтобы ученики могли самостоятельно распознавать конкретные ошибки;

- индивидуальная и коллективная внеурочная деятельность по конкретным ошибкам;

- комплекс упражнений языкового анализа текстов на уроках чтения и письма;

- языковые упражнения перед написанием сочинений и изложений для выработки у учащихся навыков применения лексики предстоящего текста, его фразеологии и определенных синтаксических конструкций;

- стилистические замечания при изучении тем из раздела грамматики;

- специальное обучение детей самостоятельному корректированию своего сочинения или изложения [1, с. 89].

В тетради обучающегося речевые ошибки подлежат исправлению либо учителем, либо самим ребенком. Как

правило, они исправляются дифференцировано: некоторые исправляет сам учитель, другие - ученики. Но суть заключается в повышении самостоятельности у учащихся. Детям следует применять такие методы исправления ошибок, которые могли бы способствовать повышению их интеллектуального мышления.

Например: если учитель, при проверке тетради, встречает неудачно употребленное слово, он его подчеркивает, а на полях пишет: «найди более подходящее слово» или «замени слово».

В некоторых случаях слово не подчеркивается, а замечание или условный значок на полях обязывает учащегося найти неудачное слово на этой строке и исправить ошибку. В подобной ситуации перед ребенком встает поисковая задача.

2. Стилистические упражнения; языковой анализ текста.

Нередко в разговоре детей можно обнаружить лексико-стилистические ошибки, т.е. употребление слова в неточном или несвойственном ему значении, что происходит по причине его непонимания. Т.А. Ладыженская в своей книге «Речевые секреты» рассматривает несколько вариантов работы над предупреждением и исправлением данной ошибки.

Например: «Если слово непонятно».

Задача: продемонстрировать, что значение слова можно объяснить, раскрыть с помощью других, понятных (знакомых) слов.

- В качестве примера можно привести стих «Тарарам» (Л. Кондрашенко).

- Что такое «тарарам»? Как вы понимаете его значение?

( шум, суета, беспорядок)

- Можно ли изобразить шум на рисунке? Наверное, очень сложно нарисовать так, чтобы было понятно значение этого слова. Легче и доступнее будет объяснить его смысл словами, т.е. растолковать.

Основываясь на вышесказанном, можно подытожить: непонятное слово поддается объяснению, как с помощью рисунка, так и с помощью других слов. Смысл непонятного

слова можно раскрыть путём краткого словесного толкования, которое представлено в специальных толковых словарях.

Это один из вариантов работы по исправлению и предупреждению словарных ошибок.

Большое значение на уроках русского языка выполняет анализ изложений и сочинений. Он включает в себя огромный комплекс мероприятий. Это и зачитывание лучших работ учащихся, и исправление недочётов содержания, раскрытия темы, и работа над орфографическими ошибками и т.д.

При изучении речевых ошибок, учитель может организовывать свою работу так, что на одном уроке происходит разбор речевых ошибок, а на другом - ведется работа по изменению неправильно подобранных слов.

Подобные тематические уроки обеспечивают сконцентрированность внимания учеников на определенном виде ошибок, что облегчает дальнейшую работу по исправлению своего текста и самопроверке.

Анализируя методические приемы по формированию речи и предупреждению речевых ошибок, целесообразно отметить ряд компонентов:

- систематическая работа над усвоением отдельных умений;

- развитие осмысленных умений;

- привлечение учащихся к самостоятельному высказыванию идей на всех этапах обучения.

Воспроизведение на практике данных принципов предполагает опору на приобретенные учащимися знания, умения и навыки их развитие с учетом перспектив в работе по совершенствованию связной речи.

Список литературы

1. Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути ее

развития». М. «Просвещение», 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.