Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся'

Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1367
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ / ТЕКСТ / РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ / СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Светлана Александровна

В статье рассматриваются основные направления, связанные с профессиональной подготовкой учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся»

УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

PROFESSIONAL TRAINING OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS TO DEVELOP PUPILS’ SPEECH

С. А. Арефьева S. A. Arefyeva

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления, связанные с профессиональной подготовкой учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

Abstract. The article considers the basic directions of professional training of Russian language teacher to develop pupils’ speech at the lessons of Russian at comprehensive school.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, речь, развитие речи учащихся, текст, речевые ошибки, стилистические ошибки, теория и методика русского языка.

Keywords: professional training of the teacher, speech, development ofpupils ’ speech, text, faults of speech, errors of style, theory and methods of teaching Russian.

Актуальность исследуемой проблемы. Основная цель обучения русскому языку в школе - развитие речи учащихся, которое осуществляется в процессе вооружения учащихся знаниями и формирования на их основе речевых умений и навыков. Таким образом, обучение русскому языку представляет собой двусторонний процесс, предусматривающий формирование речевых умений и навыков на основе овладения нормами русского литературного языка. В соответствии с этим основным содержанием профессиональной подготовки учителя русского языка является вооружение студентов педагогического вуза знаниями по методике русского языка, в частности методике развития речи учащихся, и формирование профессиональных умений и навыков организации и проведения работы по развитию речи на уроках русского языка в школе.

Особенность школьного предмета «Русский язык», обусловленная взаимосвязью языка и речи, определяет основные направления подготовки будущего учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся, в результате которой у школьников должны быть сформированы языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции. Однако методика профессиональной подготовки учителя русского языка к работе по развитию речи не является достаточно разработанной ни в теоретическом плане, ни в практическом: не определены лингвистические предпосылки подготовки учителя к обучению учащихся речи в свете достижений современной стилистической науки, основные направления работы учителя над языковыми особенностями текстов разных сти-

лей и типов речи, пути реализации взаимосвязи грамматики и стилистики, не установлен объем теоретических сведений и стилистических понятий для работы над созданием текстов различных стилей; не выявлены затруднения учащихся в работе над художественными, публицистическими и научными текстами типа повествования, описания и рассуждения; не уточнена типология речевых ошибок; не разработана система грамматикостилистических упражнений с текстом на уроках изучения грамматики и уроках развития речи; не выявлена специфика стилистического анализа текстов типов повествования, описания и рассуждения.

Таким образом, проблема профессиональной подготовки учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся актуальна, так как недостаточно разработана в плане методики, имеет перспективное значение как для профессиональной подготовки учителя, так и для решения проблемы развития речи в целом. Актуальность темы исследования обусловлена, кроме того, тем, что она предполагает изучение особенностей детской речи и разработку на этой основе языкового подхода к обучению школьников создавать тексты разных стилей.

Материал и методика исследований. Источниками проведенного исследования явились творческие работы учащихся, абитуриентов, студентов и учителей; выпускные работы по русскому языку за 9-й и 11-й классы; рефераты, творческие отчеты, материалы из опыта работы учителей; конспекты уроков русского языка учителей и студентов-практикантов; курсовые и дипломные работы студентов по методике преподавания русского языка; материалы аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Марий Эл; анкеты учащихся, студентов и учителей.

Исследовательский материал был собран в результате использования теоретических методов (анализа психолого-педагогической, научно-методической и лингвистической литературы, изучения государственных образовательных стандартов, учебных и методических пособий по русскому языку, стилистике и культуре речи); эмпирических методов (наблюдения, бесед с учащимися и учителями, анкетирования, констатирующего и обучающего экспериментов); методов количественной и качественной обработки экспериментальных материалов и методов математической статистики.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время накоплен обширный исследовательский материал по проблеме изучения и развития речи детей разного возраста. Результатом научно-методических исследований явилась программа развития речи учащихся (она вошла в проект программы 1967 года и затем - в программу 1970 года), в соответствии с которой работа по развитию речи учащихся должна вестись попутно с изучением основ науки о языке на каждом уроке и на специально отведенных для этих целей уроках развития речи.

В ходе экспериментальных исследований детской речи выявлены тенденции и закономерности речевого развития детей разного возраста, установлена периодизация формирования грамматического строя речи учащихся (А. Н. Гвоздев, М. Р. Львов и др.), получен ответ на многие вопросы, в частности: в каком возрасте происходит усвоение грамматических средств языка, существуют ли закономерности овладения детьми этими средствами, на какие тенденции они опираются, влияет ли изучение курса русского языка в школе на развитие речи учащихся, можно ли процесс формирования грамматического строя речи учащихся сделать управляемым под действием специальных условий обучения.

Методика развития речи располагает научными данными о путях повышения эффективности работы по развитию речи учащихся с помощью проведения на уроках русского языка грамматико-стилистического анализа образцовых текстов и ученических сочинений. В распоряжении методики развития речи имеются исследования в области синтаксической структуры текста (А. А. Акишина, Л. М. Лосева, Л. И. Величко, И. А. Фигу-ровский, Г. Я. Солганик и др.); использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи (В. В. Виноградов, Т. Г. Винокур, М. Н. Кожина, О. А. Нечаева, А. В. Абрамович, Н. М. Лариохина, А. И. Мамалыга, К. А. Рогова, Н. Ю. Шведова и др.); речевых, стилистических и грамматических ошибок в речи учащихся (В. А. Добромы-слов, Н. Н. Алгазина, А. А. Киреев, М. Т. Баранов, М. Н. Кожина, С. Н. Цейтлин, Е. А. Баринова, В. И. Капинос, Б. С. Мучник, Ю. В. Фоменко, Т. И. Чижова и др.); языковой подготовки к сочинениям и изложениям (Н. А. Пленкин, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Б. Т. Панов, А. П. Еремеева, В. И. Капинос и др.); взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики (А. М. Пешковский, С. Н. Иконников, Л. П. Федоренко, С. Г. Ильенко, А. Ю. Купалова, Т. И. Чижова, Б. Т. Панов, Г. Я. Солганик и др.).

Таким образом, созданы психолого-педагогические, научно-методические и лингвистические основы профессиональной подготовки учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся в школе, которые определяют такие направления, как:

1. Актуализация при изучении курса «Теория и методика обучения русскому языку» аспекта работы по развитию речи учащихся, который должен пронизывать все разделы методики преподавания русского языка, быть связан с ними и составлять единое целое, то есть изучение не только специального раздела «Методика развития речи», но и общих вопросов методики, методики изучения частных разделов школьного курса русского языка, методики расширения и углубления знаний учащихся по русскому языку должно быть обусловлено задачами развития речи учащихся и задачами профессиональной подготовки учителя к работе по развитию речи учащихся.

2. Ознакомление будущих учителей с тенденциями и закономерностями развития грамматического строя речи детей в целях формирования профессиональных умений и навыков строить работу по развитию речи на уроках русского языка с учетом объективных тенденций и закономерностей развития грамматического строя речи учащихся определенного возраста.

3. Осуществление подготовки учителя русского языка к работе по развитию речи на основе принципа взаимосвязи в изучении грамматики и стилистики: обучение будущего учителя методам и приемам обогащения грамматического строя речи учащихся на уроках грамматики путем ознакомления учащихся со стилистическими свойствами изучаемых грамматических (морфологических и синтаксических) единиц; обогащение грамматического строя речи учащихся на уроках развития речи в процессе обучения выбору и использованию языковых средств в работе над изложениями и сочинениями в соответствии с принципом коммуникативной целесообразности.

4. Введение в раздел «Методика развития речи» вопросов современной организации учебного процесса по русскому языку в школе на основе личностно ориентированного, деятельностного и коммуникативного подходов в обучении.

5. Обучение методике стилистики на основе достижений современной стилистической науки, так как вопрос о лингвистических основах изучения стилистики в школе нуждается в дальнейшей конкретизации, которая должна быть связана с уточнением переч-

ня и содержания стилистических понятий для школы (функциональный стиль, признаки функциональных стилей, сфера общения, функции стилей речи, стилистическая норма, стилистическая ошибка, особенности использования языковых средств в функциональных стилях и т. д.), а также с четкой формулировкой стилистических умений, которые должны быть сформированы у учащихся на основе полученных знаний по стилистике. Обучение русскому языку на функционально-стилистической основе в современной школе предполагает работу над типами речи как вторичными стилеобразующими факторами стиля: ознакомление учащихся с основными характеристиками типов речи: логической основой; функциями типов речи; отличительными чертами типов речи (динамизм -в повествовании, статичность - в описании, наличие суждения, требующего доказательства, - в рассуждении); грамматическими признаками (спецификой выражения модальности и времени в повествовании и описании; зависимостью языковой структуры рассуждения от грамматической формы выводного суждения); жанрами, наиболее характерными для каждого типа речи; стилистическими разновидностями типов речи; раскрытие школьникам языковых особенностей текстов типа повествования, описания и рассуждения; использование различных методических приемов при обучении повествованию и описанию, с одной стороны, и рассуждению - с другой; формирование у учащихся умений, необходимых в работе над сочинениями.

6. Обучение студентов на уроках грамматики и развития речи использованию средств обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; подготовка учащихся к созданию текстов разных стилей и типов речи грамматико-стилистической работы, содержанием которой является изучение стилистических понятий, направленных на формирование у учащихся знаний о функционировании языковых средств в различных стилях и умений оценивать, выбирать и использовать в собственной речи изучаемые единицы языка с учетом их стилистических свойств (экспрессивных и функциональных).

7. Ознакомление студентов-филологов с текстовым подходом в обучении русскому языку, в соответствии с которым текст используется на уроках изучения лингвистической теории и на специальных уроках развития речи как основная дидактическая единица. Работа с текстом на уроках русского языка направлена на развитие речи учащихся: усвоение знаний о русском языке, формирование умений и навыков их использования в речи. Это предполагает сообщение студентам теоретических сведений о тексте как основной дидактической единице, формирование умений и навыков отбора теоретических сведений о тексте для их последующего изучения в школе, методов, приемов и средств обучения тексту, включая дидактический текстовый материал.

8. Предупреждение и преодоление речевых ошибок учащихся - одно из основных направлений работы учителя по развитию речи учащихся. Успешность его реализации в школьной практике определяется знанием учителя особенностей формирования грамматического строя речи учащихся, стиля ученических сочинений, типичных нарушений школьниками норм русского литературного языка и стилистики; профессиональными умениями подготовки и проведения параллельно рассредоточенной работы над ошибками, специальных уроков развития речи, уроков анализа письменных работ учащихся. В основе всей этой работы лежит знание учителем типичных ошибок учащихся, способов их выявления и квалификации, методов и приемов организации учебной деятельности школьников, направленной на предупреждение возможных ошибок и устранение имеющихся. Работа над речевыми ошибками учащихся также требует от учителя знания сис-

темы речевых упражнений (на распознавание и сопоставление речевых явлений, создание и редактирование текстов определенных типов речи, стилистический анализ текста) и методики их предъявления на разных этапах обучения.

9. Совершенствование методики развития речи в аспекте языковой организации текста с опорой на общедидактические, собственно методические и специфические принципы (принцип взаимосвязи в изучении синтаксиса и стилистики, принцип оценки стилистических свойств синтаксических единиц в тексте, принцип последовательного перехода от анализа к синтезу в работе над стилистическими свойствами синтаксических единиц, принцип коммуникативной целесообразности употребленных языковых средств) и ознакомление с данной методикой студентов в процессе изучения теории и методики обучения русскому языку.

10. Обучение студентов, будущих учителей русского языка, осуществлять контроль за развитием речи учащихся путем предъявления им диагностических заданий, направленных на выявление умений и навыков, оценивать стилистические свойства языковых единиц, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с принципом коммуникативной целесообразности речи.

Определяя основы методики преподавания русского языка, В. А. Добромыслов писал: «Методику без знаний особенностей синтаксиса языка учащихся, а тем более без учета стилистических ошибок создать нельзя» [1, 36]. Из этого положения следует важный педагогический вывод о том, что методика развития речи как раздел методики преподавания русского языка должна строиться с учетом синтаксиса речи детей и особенностей стиля ученических сочинений. То есть создание учебно-методических комплексов нового поколения по теории и методике русского языка для подготовки учителей в вузе должно быть ориентировано на речевое развитие учащихся.

Резюме. Основные результаты проведенного исследования позволяют определить перспективные направления исследования проблемы профессиональной подготовки учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся, среди которых можно выделить следующие:

- определение места грамматико-стилистических упражнений, направленных на приостановление действия негативных речевых процессов (унификации и стабилизации), в школьной программе по русскому языку в соответствии с этапами становления грамматического строя речи учащихся;

- уточнение перечня и содержания стилистических понятий для школы и разработки методики их изучения в процессе профессиональной подготовки учителя русского языка в вузе;

- совершенствование дидактического материала школьных учебников на основе текстового подхода к обучению русскому языку в целях проведения грамматикостилистической работы параллельно с изучением тем и разделов школьного курса русского языка;

- создание методики предупреждения и преодоления стилистических ошибок в устной и письменной речи учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добромыслов, В. А. К вопросу о языке рабочего подростка / В. А. Добромыслов ; под ред. А. М. Пеш-ковского. - М. : Изд-во ВСНХ СССР, 1932. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.