Научная статья на тему 'Траектория функциональности в преподавании русского языка'

Траектория функциональности в преподавании русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
482
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FUNCTIONAL WAY / THE PLACE OF GRAMMATICAL STRUCTURE IN CREATING THE TEXT / GRAMMATICAL ITEMS AS EXPRESSIVE FEATURES / LIN-ND STYLISTIC ANALYSIS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ / ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ / ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева О.В.

В статье рассматриваются вопросы методики функционального подхода к изучению единиц языка на уроке русского язы-ка. Данная методика обеспечивает повышение уровня коммуникативной компетентности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL WAY IN RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

In this article we've looked into the method of functional approach of studying the language items at school. This method provides the increase in the level of communicative abilities of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Траектория функциональности в преподавании русского языка»

УДК 811.161.1(07) ББК 81.2

ТРАЕКТОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алексеева О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского государственного педагогического университета, докторант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, alekseevaov@fist.ru

В статье рассматриваются вопросы методики функционального подхода к изучению единиц языка на уроке русского языка. Данная методика обеспечивает повышение уровня коммуникативной компетентности школьников.

Ключевые слова: функциональный принцип, текстообразующая функция грамматических форм, выразительно-изобразительная функция грамматических форм, лингвостилистический анализ текста.

FUNCTIONAL WAY IN RUSSIAN LANGUAGE TEACHING

Alekseeva O.V.

In this article we've looked into the method offunctional approach of studying the language items at school. This method provides the increase in the level of communicative abilities of schoolchildren.

Keywords: functional way, the place of grammatical structure in creating the text, grammatical items as expressive features, linguistic and stylistic analysis.

На современном этапе жизни школы актуальна проблема интенсивного речевого и интеллектуального развития учащихся. Главнейшая цель развития речи школьников на уроках русского языка - обучение детей умению создавать тексты разных типов и стилей речи в письменной и устной форме. Данная цель реализуется в речевой деятельности учащихся, которые должны приобрести коммуникативную компетентность.

В методической науке коммуникативная компетенция учащихся понимается как осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка, в правилах построения текста и отборе языковых средств. К области коммуникативной компетенции относится и вопрос употребления единиц языка в речи.

Изучение закономерностей усвоения родной речи (Л.П. Федоренко), опыта освоения грамматических категорий в речи детей (А.Н. Гвоздев), тенденций формирования грамматического строя речи (М.Р. Львов) показывает, что грамматические умения возникают параллельно со становлением и развитием речевых механизмов мозга. Ребенок дошкольного возраста склоняет и спрягает, владеет уже всеми основными грамматическими формами, но они не осознаны, поэтому ребенок ограничен в пользовании своим умением. Значение школьного этапа с точки зрения психологии обучения (Л.С. Выготский) состоит в том, что ребёнок «научается, и в частности благодаря письменной речи и благодаря грамматике, осознавать, что он делает, следовательно, произвольно оперировать своими собственными умениями» [1, с. 242].

Вместе с тем результаты исследования функционирования грамматических форм в письменной речи учащихся (М. Р. Львов) констатируют: «...как и в области синтаксиса, в морфологии не замечено какого-либо усиления положительных тенденций в употреблении тех форм, которые в данном классе изучаются теоретически или практически» [2, с. 29].

Методисты объясняют такое положение тем, что «система языка изучается в отрыве от коммуникативных умений учащихся» (Н.А. Ипполитова). Другая причина невлияния изучения грамматики на функционирование единиц языка определена в исследовании А.П. Еремеевой как «выявившееся противоречие между целями обучения функциональному использованию детьми языковых средств... и несовершенством методики формирования речевой деятельности учащихся» [3, с. 17].

Современная наука видит возможности решения обозначенной проблемы во внедрении в школьную практику функционального принципа изучения единиц языка, который заключается в показе функций (то есть роли) языковых явлений в языке и в речи.

Функциональный подход к изучению единиц языка имеет глубокие корни в отечественной методике. Точкой отсчета в проблеме связи грамматики и развития речи является труд Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.). «Постоянная связь содержания с формой требует, - утверждал Ф.И. Буслаев, - чтобы учитель никогда не рассматривал частей речи и отдельных форм - самих по себе, но постоянно представлял их в органическом целом, в предложении, показывая отношение отдельностей к целому, которое задает им существенное значение. Только таким путем можно образовать посредством обучения языку» [4, с. 56].

Положения Ф. И. Буслаева о связи изучения грамматики с произведениями литературы как образцами речи и о внимании к содержанию грамматической формы были развиты в исследованиях многих учёных-лингвистов и методистов прошлого (Л.И. Поливанов, В.Я. Стоюнин, В.В. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, И.И. Срезневский, Ф.Ф. Фортунатов).

Функциональный подход получил наиболее последовательную реализацию в методической системе К.Д. Ушинско-го, который разработал новый способ подачи теоретического материала: от накопления наблюдений над грамматическим явлением к составлению грамматических определений и правил.

Изучение истории вопроса о связи языка и речи в школьном обучении позволяет выделить этапы этого процесса.

I этап - подходы к данной проблеме в XIX веке на уровне сознательности обучения грамматике, внимания к значению грамматических форм, использования художественного текста на уроке.

II этап - открытие единства «язык - речь» (начало XX века, Ф. де Соссюр): в методике поставлены вопросы о роли грамматики в становлении речи учащихся, о связи грамматики и стилистики, об изложениях и сочинениях в связи с изучением грамматики (А.М. Пешковский, В.А. Добромыслов).

III этап - освоение единства «язык - речь» школьными программами, учебниками, теоретической и практической методикой (с 60-х годов XX века по настоящее время):

- признание функционального принципа изучения единиц языка общеметодическим (М.Т. Баранов);

- определение текста как основной дидактической единицы при изучении языка и речи;

- создание методик изучения единиц языка на функциональной основе (А.Ю. Купалова, С.И. Львова, М.Л. Зимиц-кая, Н.И. Наумова, Т.Н. Сокольницкая, О.В. Алексеева, А.Е. Куманяева и др.).

Итак, анализ теоретического и практического опыта методистов XIX - XX веков отражает закономерную динамику сближения языка и речи в школьном изучении, что является,

по оценке М.Т. Баранова, «великим достижением методики преподавания русского языка как науки» во второй половине ХХ столетия.

Функциональный принцип впервые выделен и классифицирован М.Т. Барановым как общеметодический, т.е. принцип, который вытекает из особенностей предмета «Русский язык» в целом и его разделов.

С позиций современного уровня развития научной методики сформулируем цели изучения разделов науки о языке:

- изучение основных особенностей единиц языка;

- ознакомление с их функционированием в речи;

- формирование учебно-языковых умений.

Комментируя цели, М.Т. Баранов разъясняет суть функционального принципа: «Изучая те или иные языковые явления, необходимо сообщать детям их функции и проводить наблюдения, подтверждающие роль этих функций» [5, с. 136].

Путь реализации функционального принципа изучения грамматики - это путь «от текста к тексту»: от ознакомления школьников с функцией грамматических форм в тексте - через осознание признаков грамматических категорий - к продуцированию текста.

В ходе разработки методики функционального подхода к изучению частей речи в школе были решены следующие задачи.

1. Определена система теоретических сведений о функционировании грамматических форм в тексте - научная база для формирования коммуникативных умений учащихся.

2. Сформулирована система умений учащихся на основании знаний о текстообразующей и выразительно-изобразительной функциях грамматических форм.

3. Определены типы текстов для изучения частей речи на функциональной основе, способы их использования в учебном процессе, особенности анализа текста на предмет функционирования грамматических форм.

4. Разработана система упражнений при организации обучения на функциональной основе.

5. Предложена методика обучающего изложения с лин-гвостилистическим анализом текста в аспекте стилистики языковых единиц.

Рассмотрим содержание работы по русскому языку в аспекте реализации функционального принципа изучения единиц языка на примере темы «Глагол».

В действующих программах по русскому языку обозна-

сте проводится на "речевых фрагментах" уроков русского языка.

Дидактический материал упражнений - текст. Выбор текста в качестве дидактической единицы находит теоретическое обоснование в исследованиях, связанных с функцио-

- видовременная соотнесённость глаголов - сказуемых в связном тексте;

- употребление в тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого.

Содержание обучения при функциональном подходе определяется действующей программой по русскому языку, дополненной следующими понятиями и умениями:

- знания о функциональных возможностях категорий вида, времени, наклонения, лица и композиционно-стилистическом потенциале глагольных форм;

- понятие «нейтральная словоформа» - «экспрессивная словоформа», синонимия грамматических форм;

- знания о функционировании переносных значений как одном из средств языкового воздействия;

- понятие «текстообразующая функция» языковой единицы - глагола;

- понятие «изобразительно-выразительная функция» языковой единицы - глагола;

- умение определять и воспроизводить текстообразующие и изобразительно-выразительные функции глагольных форм в тексте.

Теоретическую основу отрабатываемых умений составляют знания о тексте, его категориях и о функциях глаголов в тексте - текстообразующей и изобразительно-выразительной.

За рабочее определение текстообразующей функции единиц языка принимаем определение Н.А. Ипполитовой: «Под текстообразующей функцией единиц языка следует понимать их способность участвовать в создании текста, их способность «строить» текст, связывать воедино все его части и отдельные предложения с учетом коммуникативного намерения, цельного смысла, общего замысла - всех факторов, обусловливающих его создание или интерпретацию» [6, с. 93].

Обоснованием актуальности вопроса об изобразительно-выразительной функции грамматических форм является установленная Л.П. Федоренко закономерность усвоения родной речи при условии понимания наряду с сообщающей (информационной) функцией грамматических единиц их выразительных (стилистических) функций.

Переносное употребление времен глагола, лица, наклонения считаем исходным моментом реализации выразительно-изобразительной функции грамматических форм.

Разработанная в функциональном аспекте тема «Настоящее время глагола» включает основные понятия и форми-

а

также в учении о речевой деятельности в психологии и психолингвистике. Текстовая основа обеспечивает осознание признаков изучаемого понятия прежде всего как компонента речевого произведения, создание которого обусловлено коммуникативным намерением говорящего или пишущего. В

чены следующие вопросы употребления глаголов в речи:_руемые умения (уровень освоения - практический):

Программная тема Понятийная часть Формируемые умения

Настоящее время глагола Глаголы настоящего времени для передачи действий, одновременных с моментом речи. Глаголы настоящего времени в описании и при характеристике действующих лиц. Глаголы настоящего времени во фрагменте рассуждения, оценки действительности, лирических отступлениях. Глаголы настоящего времени 1-го лица для выражения авторского «я» в тексте. Глаголы настоящего времени 2-го лица для выражения обобщённого значения. Выразительно-изобразительная роль глаголов настоящего времени в рассказах о прошедших событиях. Умение определять значение глаголов настоящего времени и их роль в текстах-повествованиях (репортажах), текстах-описаниях, во фрагментах рассуждения. Умение определять глаголы настоящего времени в изобразительной и качественно-описательной функциях. Умение определять выразительно-изобразительную роль глаголов настоящего времени в тексте-повествовании о прошедших событиях. Умение воспроизводить глаголы настоящего времени в разнообразных функциях в (ре)продуктивном тексте.

Изучение аспекта употребления глагольной формы в тек- нальным подходом к описанию фактов языка и его законов,

методике функционального подхода используется дидактический материал, «грамматическая показательность» которого определяется наличием выраженных текстообразующих функций языковых единиц.

Технология проведения «речевого фрагмента» включает наблюдение за употреблением языковых единиц в тексте, сравнительно-сопоставительный анализ текстов в аспекте употребления грамматических форм, определение текстооб-разующих и выразительно-изобразительных функций глагольных форм, обоснование выбора автором языковых средств.

Рассмотрим в качестве примера «речевой фрагмент» при изучении темы «Настоящее время глагола». Целевая установка фрагмента урока состоит во введении понятий тек-стообразующая роль глаголов настоящего времени в тексте-повествовании (в том числе в репортаже) и выразительно-изобразительная роль данной формы в рассказе о прошедших событиях.

Задание: Сравните два текста. Определите их стилевую принадлежность.

Текст 1

Охота продолжается. Мои собаки берут след зайца и гонят косого. Я жду на дорожке. Не понимаю, что происходит: собаки гоняют по вырубке, а заяц не выбегает.

Выхожу на поляну и не верю своим глазам: заяц сидит на верхушке высокого пня, глазами просит: «Не выдай меня».

Текст 2

Раз со мной на охоте такой случай был. Нашли мои соба-

ки в лесу зайца и погнали. Я наперерез. Стал на дорожке и жду. Гоняют мои собаки по вырубке, а заяц все не выбегает. Подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся.

Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер: на верхушке высокого пня притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Опустил я ружье, вышел с вырубки на дорожку и в рог затрубил - отозвал гончих.

(По Г. Скребицкому) Учащиеся относят первый текст к публицистическому стилю (репортаж), второй - к художественному стилю (рассказ).

- В каком времени употреблены глаголы в репортаже? Какую функцию они выполняют? (Глаголы в настоящем времени выполняют текстообразующую функцию: организуют сюжет повествования).

- В каком времени употреблены глаголы в рассказе о прошедших событиях? (Глаголы в прошедшем времени и в настоящем времени).

- Мы знакомы с функциями глаголов прошедшего времени в тексте. Давайте их определим.

Составление типологической схемы строения текста. Графу «Особенности употребления глагольных форм» делим на две части: глаголы прошедшего времени, глаголы настоящего времени. з текста

Схема строения текста

Особенности употребления глагольных форм

прошедшее время

настоящее время

Экспозиция Завязка

Развитие действия: 1 шаг

2 шаг

3 шаг

Кульминация

Развязка

был нашли погнали стал

подождал пошёл

вышел глянул замер

притаился впились

опустил вышел затрубил отозвал

жду - 1 л.

гоняют не выбегает

гляжу - 1 л. носятся нюхают не разберутся

не пойму - 1 л.

просят

- Какую функцию выполняют в тексте глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени совершенного вида организуют развитие сюжета - текстообразующая функция).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Определим функции глаголов настоящего времени. Обратим внимание на чередование форм прошедшего и настоящего времени в тексте:

- завязка - прошедшее время + настоящее время;

- 1 шаг развития действия - прошедшее время + настоя-

щее время;

- 2 шаг развития действия - настоящее время;

- 3 шаг развития действия - прошедшее время + настоящее время;

- кульминация развития действия - прошедшее время + настоящее время;

- развязка - прошедшее время.

- Можно ли сказать, что при употреблении форм настоя-

щего времени нарушается динамика развития действия? (Нет, действие развивается поступательно, динамично).

- Следовательно, мы можем говорить о смене прошедшего времени настоящим в рассказе как средстве развития авторской мысли, движения сюжета, значит, глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют текстообразующую функцию.

Вывод. Глаголы настоящего времени в тексте-повествовании выполняют вместе с глаголами прошедшего времени текстообразующую функцию.

- Назовите глаголы настоящего времени, которые подтверждают авторское присутствие в тексте (Жду, гляжу, не пойму).

- Определите лицо этих глаголов. (1-е лицо).

- На что указывают глаголы 1-го лица? (Действие производит говорящий).

- Определите место употребления глаголов 1-го лица в тексте. (Стал и жду - последовательные действия, гляжу -начало эпизода, вышел и не пойму - последовательные действия).

Вывод. Глаголы 1-го лица настоящего времени в рассказе о прошедших событиях являются знаками авторского присутствия в тексте, связывают части повествования, то есть выполняют текстообразующую функцию.

- Обязательно ли было автору употреблять в тексте формы настоящего времени, ведь речь идет о прошедших событиях? Давайте проведем эксперимент: заменим глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

Вариант трансформации текста:

Гоняли собаки по вырубке, а заяц все не выбегал. Подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Увидел: собаки носились по кустам, нюхали землю, никак в заячьих следах не могли разобраться.

- Прочитаем измененный текст. Возможна такая замена? (Да).

- А какой текст выразительней? Почему? (Выразительней текст с глаголами настоящего времени. Глаголы настоящего времени оживляют повествование, мы будто сами участвуем и все видим своими глазами).

- Обратим внимание на место глаголов настоящего времени: они «рассыпаны» по тексту или организуют фрагмент текста? (Глаголы «гоняют, не выбегают» вкраплены в повествование эпизода, глаголы «носятся, нюхают, не разберутся» организуют эпизод).

- Как вы полагаете, при пересказе замена глаголов настоящего времени глаголами прошедшего времени будет ошибкой?

Считаем важным ввести понятие синонимии грамматических форм глаголов настоящего времени и глаголов прошедшего времени совершенного вида в тексте-повествовании о прошедших событиях. Формы отличаются стилистически: глаголы настоящего времени экспрессивны, глаголы прошедшего времени совершенного вида нейтральны. Поэтому правильным ответом на поставленный вопрос считаем следующий: указанная замена ошибкой не будет - это речевой недочёт, так как в этом случае неадекватно передан авторский замысел.

Вывод. Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях выполняют выразительно-изобразительную функцию: они оживляют повествование, актуализируют эпизод.

В центре «речевого фрагмента» урока грамматики - лин-гвостилистический анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Метод наблюдения за функциями языкового знака реализуется в ходе анализа текста через разнообразные приёмы, в частности приём выделения текстовой функции языковой единицы, лингвистический эксперимент.

«Речевые фрагменты» уроков грамматики моделируют этапы обучения, связанные с особенностями учебной задачи: осознание текстообразующих функций языковых единиц, тренировка в использовании средств языка, перенос сформированных умений в новую ситуацию.

Система упражнений в методике функционального подхода к изучению единиц языка включает упражнения, направленные на формирование учебно-языковых и коммуникативных умений.

С целью выявления особенностей функционирования грамматических форм в тексте учащимся предлагаются задания.

1. Определите время и вид глаголов во фрагментах текста. Сделайте вывод о значениях грамматических форм и функциях, которые они выполняют в тексте.

2. Найдите в тексте глаголы настоящего времени. Какие текстообразующие функции они выполняют? Какова их роль в создании выразительности текста?

Упражнения, формирующие коммуникативное умение выбора языковых средств для выражения содержания, - это упражнения по созданию (ре)продуцируемого текста: свободный диктант, творческий диктант, изложение, сочинение. Цель упражнений данного вида - воспроизведение в (ре)продуцируемом тексте глагольных форм в их разнообразных функциях в соответствии с замыслом автора.

Функциональный подход при изучении морфологии не только обогащает грамматический строй речи учащихся, расширяет палитру выразительно-изобразительных средств, но и способствует развитию чувства языка через создание искусственной речевой среды с богатыми примерами реализации выразительно-изобразительной функции частей речи в текстах художественного стиля, формирует языковую личность.

Разработанная методика обеспечивает траекторию функциональности в преподавании русского языка, что важно для практики урока: в Концепции образования русскому (родному) языку в 12-летней школе функциональный подход назван среди приоритетных.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

2. Львов М.Р. Тенденции формирования грамматического строя письменной речи учащихся в средней школе: Дис. ... доктора пед. наук. - Магнитогорск, 1972.

3. Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Дис. ... доктора пед. наук. - М., 1991.

4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. -Л.: Учпедгиз, 1941.

5. Методика преподавания русского языка: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Иппо-литова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. проф. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу. - М.: Наука, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.