Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
физическая культура / мотивация / студент / методы формирования мотивации / physical education / motivation / student / methods of motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е.В., Гвоздикова А.А.

Данная статья посвящена проблеме мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Автор исследует различные подходы и предлагает свои рекомендации для привлечения студентов к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION FOR INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION

This article is devoted to the problem of motivating students to self-study physical education. The author explores various approaches and offers his recommendations for attracting students to sports.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 796 Соколова Е.В., Гвоздикова А.А.

Соколова Е.В.

Студент 2 курса кафедры: Связи с общественностью Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Гвоздикова А.А.

старший преподаватель кафедры Физвоспитание Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация: данная статья посвящена проблеме мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой. Автор исследует различные подходы и предлагает свои рекомендации для привлечения студентов к занятиям спортом.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, студент, методы формирования мотивации.

Двигательная активность играет важную роль в жизни студентов, так как она способствует физическому и психическому здоровью, развитию психофизических способностей и подготовке к будущей профессиональной деятельности. Самостоятельные занятия физической культурой позволяют студентам улучшить обмен веществ, внимание, физическую и умственную подготовку, а также повысить личностный уровень саморазвития. Таким образом, регулярные занятия физической культурой необходимы для успешной учёбы и сохранения здоровья студентов.

2104

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение целей. Мотивация играет важную роль в жизни студентов, особенно в области физической культуры, так как она влияет на их желание и стремление к регулярным занятиям спортом и физической активностью.

Существует множество видов мотивации, которые могут влиять на студентов в области физической культуры:

1. Оздоровительная мотивация — стремление к поддержанию здоровья и профилактике заболеваний.

2. Двигательная и деятельностная мотивация — желание развивать физические качества и навыки.

3. Соревновательная и конкурентная мотивация — стремление к победе и сравнению своих результатов с результатами других студентов.

4. Эстетическая мотивация — желание выглядеть красиво и привлекательно.

5. Психологическая мотивация — стремление к расслаблению и снятию стресса.

6. Культурная мотивация — влияние средств массовой информации и общественных трендов.

7. Творческая мотивация — возможность развития творческих способностей через физическую культуру.

8. Воспитательная мотивация — формирование самоконтроля, силы воли и дисциплины.

9. Коммуникативная мотивация — общение с другими студентами и обмен опытом.

10. Познавательная и развивающая мотивация — изучение своего тела, его возможностей и потребностей.

Мотивация играет ключевую роль в формировании отношения студентов к физической культуре и спорту. Она стимулирует их к регулярным занятиям,

2105

повышает интерес к здоровому образу жизни и улучшает результаты в спортивной деятельности.

Педагогические условия формирования мотивации к сохранению здоровья и здоровому образу жизни включают:

1. Поэтапную организацию с учётом индивидуальных особенностей развития личности учащихся.

2. Построение последовательной системы взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.

3. Использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса.

4. Создание в классе благоприятной среды, способствующей ведению здорового образа жизни.

Эти условия помогают осознать школьникам необходимость самостоятельного сохранения здоровья и создать условия для этого.

Методы и методические приёмы формирования мотивации включают:

1. Вовлечение студентов в практическую оздоровительную деятельность, например, изучение состояния здоровья на занятиях физической культурой в вузе или здоровье сберегающее содержание образования на занятиях физической культурой.

2. Личный пример преподавателей, беседы и обсуждение философии здоровья.

3. Информирование о влиянии физических упражнений на функциональные системы организма, теоретические и методические сведения на занятиях и лекциях, информация о правилах саморегуляции и самоконтроля за физическим состоянием.

4. Информирование о способах и формах самостоятельных занятий.

5. Создание ситуации привлекательности здорового образа жизни стандартными и нетрадиционными способами.

2106

6. Формирующие правила, которые основаны на умозаключениях и сформированы простым намёком или сложным построением когнитивной схемы через выстраивание нескольких посылок.

7. Средства и методы, регулирующие эмоциональное состояние студентов, создание положительного психологического фона между преподавателем и студентом.

8. Создание ситуации успеха, когда внешние оценки соответствуют желаемым или превосходят их, а также значительно выше ожидаемых самими студентами.

9. Средства и методы, контролирующие распределение студентами своего времени на различные виды и формы деятельности, чёткая организация всех форм деятельности, включая самостоятельную, способствует закреплению целевых установок и мотивационных тенденций реализации намерения.

Для стимулирования мотивации студентов к самостоятельному занятию физической культурой необходимо применять различные подходы. Это может включать в себя участие студентов в практической оздоровительной деятельности, демонстрацию личным примером преподавателей, проведение бесед о влиянии физических упражнений на организм. Важно также создавать среду, побуждающую к выбору здорового образа жизни, предоставлять теоретические и методические материалы, информировать об основных принципах саморегуляции и самоконтроля, а также способствовать осознанию студентами смысла и важности физической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Челнокова Е.А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kultuшy-i-sportom-v-vysshey-shkole;

2. Сизова Н. В. Мотивационная готовность студентов к занятиям физкультурой

2107

и спортом. 2019 URL: https://cyberlenmka.ra/article/n/motivatsionnaya-gotovmst-studentov-k-zanyatiyam-fizkulturoy-i-sportom;

3. Галибина А. В., Журавлёв А. В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой. 2022 г URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-u-detey/viewer;

4. Текст научной статьи: Формы и способы мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy

Sokolova E. V., Gvozdikova A.A.

Sokolova E.V.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

Gvozdikova A.A.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

METHODS OF FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION FOR INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION

Abstract: this article is devoted to the problem of motivating students to self-study physical education. The author explores various approaches and offers his recommendations for attracting students to sports.

Keywords: physical education, motivation, student, methods of motivation.

2108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.