МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х
т.е. поддержки менеджмента в области стратегического и оперативного управления компанией». [2]. Думается, что определение П.Хорватом функционала контроллинга более актуально для производства, хотя не является исчерпывающим.
Подводя итоги исследованию концептуальных взглядов, мы пришли к выводу, что в современной экономической теории и практике контроллинг представляет собой аналитическую службу предприятия, аккумулирующую текущую информацию о микроэкономической ситуации внутри хозяйствующего субъекта, сопоставляет ее с макроэкономическими показателями и предлагает варианты коррекции стратегии и тактики менеджмента предприятия. Список использованной литературы
1. Вебер Ю., Шеффер У. Введение в контроллинг. Пер. с нем./Под ред. И с предисл. Проф., д.э.н. С.Г. Фалько. - М, 2014. -416 с.
2. Интервью с Петером Хорватом, основателем консалтинговой компании HORVATH&PARTNERS [Электронный ресурс]/ Управление производством.- Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/management_accounting/controlling/intervju_s_peterom_horvath.html
3. Колесников А.М., Долотова Н.Л. Контроллинг: эволюция содержания [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontrolling-evolyutsiya-soderzhaniya. - Дата обращения 07 мая 2017.
© Иванова Ю.В., 2017
УДК 338
Л.В. Федорец
Студент 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО «КГМТУ» г. Керчь, Российская федерация E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ
Аннотация
В современных экономических условиях возрастает необходимость действенного контроля за полнотой и достоверностью текущих и отчетных данных предприятия. Своевременный внутренний контроль является одним из основных инструментов решения управленческих проблем на предприятии.
Важная роль отводится бухгалтерскому финансовому учёту и внутреннему контролю специального имущества, так как информация, которая формируется на основе учётных данных, необходима как для внутренних, так и для внешних пользователей.
В статье выделены особенности внутреннего контроля специального имущества в организации санаторно-курортной сферы.
Ключевые слова
Специальное имущество, методика контроля, санаторно-курортная сфера.
В условиях рыночных отношений, охватившие практически все сферы деятельности, особого внимания заслуживают меры, позволяющие хозяйствующим субъектам обеспечить сохранность и эффективное использование имеющихся ресурсов. В связи с этим особого внимание заслуживает практика постановки системы внутреннего контроля специмущества в организациях санаторно-курортной сферы.
Вопросы учета и контроля специмущества, а также их совершенствования освещены в работах Белова Н.Г., Штейнмана М.Я., Пизенгольца М.З., Данилевского Ю.А., Кутера М.И., Мизиновского Е.А., Овсийчук М.Ф., Белобжецкого А.И., Белухи Н.Г., Бутынца Ф.Ф., Суйца В.П., Алборова P.A., Волкова Н.Г.,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
Пошерстник Е.П., Козловой Е.П., Лугового В.А. Булавиной JI.H. и других авторов. Однако вопросы внутреннего контроля специального имущества в работах этих ученых раскрыты слабо. Все вышесказанное обуславливает необходимость дальнейшего исследования проблем внутреннего контроля специмущества и их использования организациями санаторно-курортной сферы и придает теме высокую актуальность.
Целью статьи является изучение теоретических и практических проблем внутреннего контроля специмущества в организации санаторно-курортной сферы.
Санаторно-курортная деятельность - это особый вид человеческой деятельности в форме специфической услуги, выполняемой для удовлетворения потребностей человека в лечении, отдыхе, для повышения капитала здоровья.
Санаторно-курортный комплекс - совокупность санаторно-курортных предприятий и средств размещения, которые предоставляют лечебные, профилактические и другие рекреационные услуги санаторно-курортной деятельности.
Санаторно-курортное лечение - это медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.
Санаторно-курортный комплекс относиться к специализированным средствам размещения. В соответствии с ГОСТом специализированным средством размещения является объект туристической индустрии, оказывающий услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и направлением деятельности: оздоровительные, туристские, спортивные, физкультурно-оздоровительные, юношеские, детские.
Обычно санаторные услуги являются профильным видом деятельности организаций санаторно-курортной сферы. К таким услугам относятся:
- деятельность, связанная с проведением лечения, профилактики и оздоровительных мероприятий на базе лечебно-профилактической базы;
- обеспечение достойных условий пребывания в санаторно-курортном учреждении.
Особенности деятельности организаций санаторно-курортной сферы предопределяют
экономическую сущность и состав используемого в них специального имущества, к которому можно отнести:
- специальную и форменную одежду;
- постельное бельё и постельные принадлежности;
- посуду.
Классификация специального имущества организаций санаторно-курортной сферы представлена на рисунке 1.
Специальное имущество £
Посуда Постельное белье
1
- кастрюля;
— сковородка;
— тарелка;
- ложка;
- вилка;
- нож;
- сахарница;
- солянка;
- чайник;
- и Др.
наволочки; простыни; пододеяльники; плед.
Специальная одежда
комбинезон;
костюм;
куртка;
брюки;
халат;
фартук
форменная одежда и др.
Рисунок 1 - Классификация специального имущества в организации санаторно-курортной сферы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
В процессе оказания санаторных услуг используется большое количество специмущества: посуды, белья, специальной одежды. От эффективности управления запасами непосредственно зависит судьба организации, их финансовое положение. Внутреннему контролю принадлежит ведущая роль в обеспечении сохранности, рационального и экономного использования специмущества.
Основными задачами контроля специального имущества в организация санаторно-курортной сферы являются:
- контроль документального оформления операций по движению специальной одежды, посуды и постельного белья;
- контроль правильности формирования фактической себестоимости специального имущества;
- контроль использования специальной одежды, посуды и постельного белья в процессе хозяйственной деятельности, предоставления услуг в соответствии с технически обоснованными нормами расхода;
- контроль своевременности получения сведений о наличии специального имущества в местах их хранения и эксплуатации, по материально-ответственным лицам;
- выявление сверхнормативных запасов специального имущества с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
- контроль проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете;
- контроль своевременности осуществлением расчетов с поставщиками.
Внутренний контроль бухгалтерского учета специального имущества в организации санаторно-курортной сферы сосредоточен на использовании его прикладных средств. Суть данного контроля заключается в проверке соблюдения условий функционирования системы регистрации имеющегося специального имущества и системы регистрации движения специального имущества.
На рисунке 2 представлена схема методики внутреннего документального контроля движения специального имущества. На схеме чётко видно набор первичных документов и учётных регистров, в которых отражается движение специального имущества, указано какими методами проверяются сами документы, а именно: арифметически, по существу, на соответствии нормативно-правовой базе. Кроме того, показаны направления взаимного контроля одинаковых реквизитов в разных документах. Счётной проверки учётных регистров, главной книги и баланса.
Рисунок 2 - Схема методики внутреннего контроля движения специального имущества в организации
санаторно-курортной сферы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
Непосредственно поставки специального имущества начинаются с заключения договоров с поставщиками. Внутренний контроль системы заключения договоров целесообразно сосредоточить на проверке соблюдения следующих требований:
- надежность поставщиков (соблюдение сроков поставки, количества, качества);
- не должно быть заказов на такие виды специального имущества, которое не будет использовано в дальнейшем в оказании услуг.
Внутренний контроль системы оприходования специального имущества, прежде всего, предполагает, что его прием сопровождается соблюдением определенных правил:
- на каждую полученную партию специального имущества необходимо выписывать пронумерованные приходные ордера;
- в санатории должна быть инструкция, которая регламентирует объем выборки для проверки, процедуры проверки и меры, которые следует принимать при несоответствии поставок принятым условиям;
- на складе необходимо соблюдать порядок хранения полученного специального имущества, а также прошедшего проверку, но не удовлетворяющего установленным требованиям (такое имущество предусмотрено хранить отдельно);
- необходимо осуществлять контроль поставщиков, которым отказано в приеме полного объема специального имущества.
Внутренний контроль правильности и легитимности заключения договоров с поставщиками проводится с помощью документальной проверки. Непосредственно проверяется наличие всех необходимых реквизитов: наименование сторон, их права и обязанности, предмет договора, сроки поставки специального имущества, цены и порядок расчетов.
В случае нарушения условий договора должны быть предусмотрены штрафные санкции.
Учет поступления специального имущества в санатории ведется на основании регистрации хозяйственных операций в первичных документах.
В зависимости от полноты, своевременности и правильности заполнения первичных документов определяется качество, достоверность бухгалтерского (финансового) учета в целом по санаторию.
Формы первичных документов, используемые в санатории, должны быть утверждены Приказом об учетной политике. Обязательными реквизитами первичных документов являются наименование документа или формы, код формы, дата составления, содержание и измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, которые ответственны за совершение хозяйственной операции, личные подписи и их расшифровка.
В организации санаторно-курортной сферы при доставке поставщиками специального имущества первичными документами являются: товарная накладная, накладная, товарно-транспортная накладная, счет-фактура. Внутренний контроль данных первичных документов должен проводиться выборочным методом в систематизированном порядке с применением документальной и нормативно-правовой проверки, а также взаимного контроля.
Контроль системы регистрации имеющегося специального имущества предусматривает: регулярную сверку фактического наличия специального имущества с учетными остатками периодических инвентаризаций всего специального имущества.
В санатории складской учет ведется в карточках складского учета. При внутреннем контроле ведения складских карточек внутреннему контролеру необходимо обращать внимание на соответствие записей с первичными документами по приходу и расходу специального имущества. При взаимном контроле было выявлено соответствие данных в карточке складского учета и первичных документов по движению специального имущества.
Аналитические процедуры применяются при сопоставлении наличии специального имущества в разные периоды, данных отчета об их движении с данными бухгалтерского учета, при оценке соотношений между различными статьями отчета и сравнении их с данными за предыдущие периоды.
При проведении контроля специального имущества применяются следующие аналитические процедуры:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
- сравнение фактических показателей с нормативными, плановыми, прогнозными значениями;
- проверка соответствия синтетического и аналитического учета.
Среди методов фактического контроля наиболее действенным является инвентаризация специального имущества.
Инвентаризация - это проверка наличия имущества организации на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью специального имущества в санатории.
Для использования данных процедур контролеру необходимо иметь четкую методику проведения проверки, которая разрабатывается на стадии планирования и направлена на сбор доказательств с целью проведения анализа и внедрения мероприятий по повышению эффективности использования специального имущества.
Внутренний контролер должен обратить внимание на правильность отражения в учете хищений специального имущества, правильность расчета убытков от хищений и своевременность покрытия понесенного ущерба виновным лицом.
В результате применения метода осмотра склада, бельевой кладовой и номеров внутренний контролер может сделать следующие выводы:
- отведены ли для хранения специального имущества специальные складские помещения;
- оборудованы ли склады полками, шкафами и ящиками для хранения специального имущества;
- оснащена ли бельевая кладовая полками и ящиками для хранения постельного белья;
- соответствует ли количество комплектов постельного белья в номерах количеству, приживающих людей в номере, также имеется ли необходимое количество посуды, в случае, если проживающий питается в номере;
- имеет ли специальное имущество логотип санатория (постельное белье), инвентаризационный номер (специальная и форменная одежда) и номенклатурные номера (столовая посуда).
Таким образом, в процессе оказания санаторных услуг потребляется большое количество специального имущества. Основную роль в его сохранности играют бухгалтерский учет и внутренний контроль на всех этапах их движения. Учет материальных ресурсов должен обеспечивать контроль за своевременностью снабжения, нормами складских запасов, выявить неучтенные материалы, следить за правильностью использования ресурсов, вовремя представлять необходимую информацию для целей управления.
В этой связи соблюдение методики внутреннего контроля, способствует повышение оперативности учёта и является насущной необходимостью для организации санаторно-курортной сферы.
Подход к повышению качества внутреннего контроля должен быть комплексным. Только выполнение всех критериев будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию работы системы внутреннего контроля, в том числе на одном из наиболее значимого участка учета для деятельности организаций санаторно-курортной сферы - специального имущества.
Список использованной литературы:
1. Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Минфина Российской Федерации от 26 декабря 2002 года №135н (ред. от 24.12.2010)
2. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело: учеб. пособие / М. Б. Барчуков. - Москва: Юнити-Дана, 2012г. - 303 с.
3. Наводничий, Р. М. Управление развитием сферы лечебно-оздоровительных услуг в России / Р. М. Наводничий. - Москва: Феникс, 2008г.
4. Афанасенко, А.Н. Совершенствование методики внутреннего контроля материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях/ А.Н. Афанасенко. - Научный журнал КубГАУ, №93(09), 2013 г.
© Федорец Л.В., 2017