Научная статья на тему 'Планирование внутреннего аудита в управлении элементами оборотного капитала организаций'

Планирование внутреннего аудита в управлении элементами оборотного капитала организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / АУДИТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Юлия Михайловна

В статье раскрыты основные подходы к планированию аудита в управлении таким ликвидным активом, как дебиторская задолженность. Являясь элементом оборотного капитала, дебиторская задолженность влияет на его оборачиваемость. Развитие различных форм внутреннего контроля и аудита ее состояния способствует эффективному использованию оборотного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петрова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование внутреннего аудита в управлении элементами оборотного капитала организаций»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 658.153

Петрова Юлия Михайловна

канд. экон. наук, доцент, Орловский филиал ФГОБУ ВО

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,

г. Орел, РФ E-mail: petrova_orel@mail.ru

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В УПРАВЛЕНИИ ЭЛЕМЕНТАМИ ОБОРОТНОГО

КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье раскрыты основные подходы к планированию аудита в управлении таким ликвидным активом, как дебиторская задолженность. Являясь элементом оборотного капитала, дебиторская задолженность влияет на его оборачиваемость. Развитие различных форм внутреннего контроля и аудита ее состояния способствует эффективному использованию оборотного капитала.

Ключевые слова

управление, оборотный капитал, аудит, планирование, оборачиваемость, эффективность, программа.

К функциям управления оборотным капиталом относится внутренний аудит, проведение которого зависит от уровня планирования и оценки каждого элемента капитала. Планирование внутреннего аудита дебиторской задолженности предусматривает разработку плана аудита расчетов с покупателями и заказчиками, бюджетом, прочими дебиторами, персоналом организации для изучения всех обстоятельств возникновения задолженности.

В плане должны быть отражены основная цель, направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности и ответственность, соподчиненность, сроки проведения проверки, дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета [1]. План аудита дебиторской задолженности должен быть подробным, чтобы служить основой для разработки программы.

Программа аудита дебиторской задолженности - это документ, определяющий характер, временные рамки, объем запланированных аудиторских процедур долгов дебиторов, в том числе сомнительных и с просроченной исковой давностью, необходимых для осуществления общего плана. Программа аудита - это средство контроля и проверки надлежащего выполнения аудитором его работы.

Руководствуясь требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности и набором инструкций, аудиторы обязаны принять во внимание полученные ими оценки аудиторских рисков. В программе аудита организаций при проверке учета расчетов с дебиторами целесообразно выделить такие направления:

- законность операций и договорных отношений с покупателями и заказчиками;

- договоры поставки, их соответствие правилам действующего законодательства;

- формирование и раскрытие применения учетной политики;

- правильность учета расчетов с дебиторами;

- правильность списания задолженности покупателей и заказчиков;

- порядок отражения расчетов с дебиторами в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- анализ ликвидности и оборачиваемости дебиторской задолженности.

Ответственность за правильную разработку плана и программы аудита дебиторской задолженности лежит на аудиторской службе организации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Для проверки обоснованности сумм дебиторской задолженности в составе оборотного капитала, определяется правильность ее отражения на счетах бухгалтерского учета, а также используется такая процедура контроля, как инвентаризация расчетов с дебиторами. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации. Исключение составляют случаи, когда ее проведение обязательно, а именно: составление годовой бухгалтерской отчетности; реорганизация или ликвидация организации; другие случаи, предусмотренные российским законодательством.

Инвентаризация дебиторской - это проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах расчетов бухгалтерского учета. Согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия долгов дебиторов;

- выявление сомнительной задолженности и безнадежной;

- сопоставление фактического наличия задолженности с данными бухгалтерского учета.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Она обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках дебиторской задолженности, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить: правильность расчетов с покупателями и заказчиками по выполненным работам и оказанным услугам; правильность и обоснованность числящихся в бухгалтерском учете сумм претензий покупателей и заказчиков; правильность и обоснованность сумм просроченной дебиторской задолженности, в том числе суммы задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Инвентаризация дебиторской задолженности осуществляется в соответствии с приказом руководителя перед составлением бухгалтерского баланса в сроки, определенные учетной политикой или графиком проведения инвентаризаций. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации составляется по форме №ИНВ-22. Первоначальным этапом инвентаризации дебиторской задолженности является анализ ее сумм по данным баланса. Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации определено понятие краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности. Задолженность, срок погашения которой ожидается в течение 12 месяцев после отчетной даты относится к краткосрочной. Остальная дебиторская задолженность представляется как долгосрочная. При этом исчисление указанного срока осуществляется, начиная с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором этот актив был принят к бухгалтерскому учету.

Следующим этапом инвентаризации дебиторской задолженности является проверка состояния расчетов по счетам: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Чтобы проверить суммы на указанных счетах, организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами. Акт сверки составляется отдельно по каждому Помимо названных актов, для проверки состояния расчетов с покупателями, заказчиками и др. используются первичные документы.

На основании данных проведенной инвентаризации, а также письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации по каждому обязательству списываются дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные к взысканию. Общий срок исковой давности согласно ст.196 ГК РФ составляет три года. Истечение срока исковой давности начинается с момента просрочки долга, который устанавливается исходя из условий договора.

Таким образом, исследование показало, что для проведения аудита дебиторской задолженности необходимо его последовательное планирование с определением этапов и аудируемых процедур, а также подбором информационных источников. Аудит использует результаты проведенной инвентаризации расчетов с дебиторами и основан на составленном плане, который детализируется программой, отражающей все основные моменты, необходимые для подтверждения данных по дебиторской задолженности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Проведение качественного аудита будет способствовать своевременному погашению задолженности и ускорению оборотного капитала организации. Список использованной литературы:

1. Лытнева Н.А. Управление капиталом: современные концепции методологии учетного обеспечения [Текст] /Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Акимова -М-во сельского хоз-ва РФ, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский гос. аграрный ун-т», Орел, 2009. - 258 с.

2. Лытнева Н.А. Управление системными изменениями [Текст] /Н.А. Лытнева //Вестник ОрелГИЭТ. - 2008. - № 4 (6). -С. 72-83.

3. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Аудиторская проверка учета инвестиций в капитальном строительстве [Текст] /Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымоваа //Аудиторские ведомости.- 2009. -№ 7. - С. 21-28.

4. Лытнева H.A. Учет и налогообложение задолженности при расчетах с покупателями [Текст] / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова// Бухгалтерский учет. - 2002. - № 13 - С. 18-25.

5. Лытнева Н.А., Карпычева Е.Ю. Модель механизма управления оборотными средствами в зависимости от уровня сельскохозяйственного воспроизводства [Текст] / Н.А. Лытнева, Е.Ю. Карпычева//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. -2015. -№1-2. -С. 60-63.

6. Никулина Н.Н., Березина С.В. Организация и планирование аудита в страховых организациях [Текст]/ Н.Н. Никулина, С.В. Березина/ Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение.- 2010.-№ 3, С. 49 - 61.

© Петрова Ю.М., 2016

УДК 336.025

Плиев Алан Ромикоевич

Южно-Российский институт управления -филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону e-mail: alan_pliev_15@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Налоговое администрирование является важным элементом налогового процесса в современной России, который оказывает влияние на развитие экономики страны. Процедура совершенствования налогового администрирования обеспечит увеличение темпов экономического роста в условиях инновационного развития экономики.

Ключевые слова

Налог, налоговое администрирование, налоговый контроль, модернизация.

Увеличение национальной конкуренции является комплексной задачей, успехом которой является развитие человеческого капитала, развитие экономических институтов и реализация уже существующих конкурентных преимуществ России в энергетических и сырьевых отраслях, а также создание новых конкурентных преимуществ, которые в свою очередь связаны с диверсификацией экономики и созданием устойчивого научно-технического комплекса и экономики знаний. Постоянное технологическое улучшение всех стандартных секторов экономики знаний, опирающиеся уже на новые информационные технологии, является ключевым аспектом успеха инновационного, социально ориентированного развития и успеха страны в мировой конкуренции[5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.