виях «под ключ» был подписан в мае 2002 г., а работы на площадке начались в 2003 г.
Ввод в строй ЮЗОС позволил довести до 85 % очистку сточных вод Санкт-Петербурга, что соответствует качеству очищенных сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской конвенции, что уже позволило Санкт-Петербургу выполнить свои международные обязательства по защите Балтийского моря.
В строительстве ЮЗОС приняли участие 856 фирм из России, Швеции, Финляндии, Германии. На новых очистных сооружениях нашли применение все современные технологии очистки стоков, включая их ультрафиолетовое обеззараживание перед сбросом в Финский залив. Благодаря использованию новейших технологий, соответствующих международным стандартам, управлять работой очистных сооружений, занимающих территорию в 76 гектаров, будут всего 46 человек. Ввод в строй очистных сооружений позволяет решить не только острые экологические проблемы, которые не решались десятилетиями, но и дает мощный импульс развития ЮгоЗападной территории города, строительству жилья (теперь на южном берегу Финского залива можно будет дополнительно построить свыше 4 млн м2 жилья).
Кроме того, на территории Санкт-Петербурга предполагается внедрение ресурсосберегающих технологий на таких предприятиях как АО «Ижорские заводы», Ленинградского оптико-механического объединения, АО «Адмиралтейские верфи», «Обуховский завод», «Балтийский завод» и др.
Правительством Санкт-Петербурга принято решение об экспериментальной реновации 2-х жилых кварталов Московского района. Возможность приступить к этой программе появилась после 01.01.07 г., когда вступил в силу новый Градостроительный кодекс
РФ. Расселение будет «веерным» - сначала на свободном участке строится новый многоэтажный дом, туда переселяют жильцов из расселяемого жилого дома, затем его сносят и продолжают строительство комфортного жилья на освободившейся территории.
Следует подчеркнуть, что с экономической точки зрения эксперимент в ЖС города будет очень сложным, его необходимо тщательно просчитать вместе с возможным инвестором. Для расселения 200 тыс. м2 жилья в домах на ул. Кубинской надо 340 тыс. м2, а построить в этих кварталах можно будет лишь 500 тыс. м2. Предварительная цена вопроса - примерно миллиард долларов, поскольку после возведения домов, в связи с увеличением потребления тепла, воды и электроэнергии, необходимо полностью обновить инженерные сети. Инвестору надо окупить расходы, а это произойдет не скоро. Поэтому город вложит в эксперимент свои средства, обеспечив территорию коммуникациями. Эксперимент по веерному расселению кварталов «хрущевской» застройки планируется провести в 5-ти районах Санкт-Петербурга. В дальнейшем будет подготовлена и комплексная программа реновации пятиэтажек, рассчитанная на 10 лет.
Таким образом, в настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась ситуация, когда без качественных изменений может произойти крах всей ЖС города. Поэтому одновременно с решением проблемы реконструкции и реставрации исторических памятников необходимо развивать основные системы жизнеобеспечения не только центра города, но и всего мегаполиса в целом: инженерные коммуникации и сооружения, внешний транспорт, жилищно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуры, и, прежде всего, улучшать экологическую обстановку, функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе, жилищные и социально бытовые условия населения.
МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Степанов Р.В., Российская таможенная академия (РТА)
В статье уделено внимание разработке системы учета затрат и результатов в рамках контроллинга с целью повышения эффективности управления таможенными органами России. Ключевые слова: таможенная деятельность, таможенный орган, управление, контроллинг, система учета затрат и результатов.
Ключевые слова: учет затрат и результатов, таможенные органы, классификация видов затрат, формирования классификатора таможенных процессов, информационная система.
THE METHOD OF CONTROLLING IN MANAGEMENT SYSTEM CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIAN FEDERATION
Stepanov R., The Russian customs academy
This article is system of calculation costs and results in controlling for the purpose of effectiveness increase management system customs authorities of Russian Federation. Keywords: custom authority, management, controlling, system of calculation costs and results.
Key words: the account of expenses and results, customs houses, classification of kinds of expenses, formations of the qualifier of customs processes, information system.
Учет затрат и результатов (далее - УЗР) в таможенных органах РФ представляет собой систему из трех основных составляющих: учета затрат по их видам, местам возникновения и носителям затрат, и, организуется с целью определения стоимости всех таможенных услуг, оказанных подразделением за определенный период.
Первый вид учета, учет затрат по их видам, позволяет ответить на вопрос, какие затраты возникли в данном подразделении в отчетном периоде. Учет затрат по их носителям предоставляет информацию, для чего, в целях производства какого «конечного продукта» возникли затраты. Учет затрат по местам их возникновения отвечает на вопрос, где возникли затраты, то есть позволяет установить взаимосвязь между первым и вторым элементом УЗР и обоснованно отнести все затраты к тем или иным подразделениям или на стоимость тех или иных услуг.
Учет по видам затрат является первым составляющим элементом системы УЗР. Он позволяет сгруппировать все затраты на содержание таможенной службы в соответствии с целями УЗР и определить, какие затраты (или их группы) возникли в соответствующем расчетном периоде. На основе этой информации проводится анализ структуры и динамики затрат. Посредством учета по видам
затрат классифицируются и оцениваются ресурсы, использованные в процессе предоставления таможенной услуги, что необходимо для подготовки информации при принятии правильных управленческих и хозяйственных решений.
Учет затрат по местам их возникновения позволяет, во-первых, отнести все затраты на содержание таможенной службы на «конечные продукты» - носители затрат, а во-вторых, дает возможность проводить последующий анализ затрат и результатов в разрезе мест их возникновения. Под местами возникновения затрат подразумеваются структурные подразделения (отделы, участки деятельности), по которым организуется нормирование, планирование и учет затрат для управления ими.
Учет затрат по их носителям позволяет обоснованно отнести все затраты на стоимость таможенных процессов и услуг. Поэтому они рассматриваются в УЗР как носители затрат. В рамках УЗР под результатом понимаются работы, производимые сотрудниками таможенных органов при выполнении своих служебных обязанностей. Эта трактовка отличается от той, которая иногда обозначается в литературе как «результаты деятельности таможенной службы», т.е. объем перечисленных в бюджет платежей, количество оформ-
ленных деклараций и т.д.
В УЗР эти показатели рассматриваются как количественные характеристики таможенных процессов и услуг. Это позволяет рассчитывать стоимость «единицы» услуги и перейти в дальнейшем к решению задачи разработки нормативов затрат на осуществление каждой таможенной функции.
Следует отметить, что учет затрат и результатов является системой из трех составляющих, использование которых в отдельности не представляется целесообразным:
1. Группировка затрат на основе классификации по их видам.
2. Технология учета по местам их возникновения.
3. Механизм учета затрат по их носителям и учет результатов.
Для удобства обработки данных в УЗР необходимо использовать классификатор затрат. Поскольку детализация затрат в УЗР отличается от существующих классификаций расходов в таможенных органах, можно ограничиться пятью цифрами (Рис. 1):
чительно для целей УЗР, в иных случаях - например, при таможенном оформлении и контроле, конечно, должен использоваться стандартный 8-значный код.
Рекомендуемый классификатор состоит из 9 цифр:
X1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9
Рис. 1. Классификатор видов затрат
Классификация затрат в системе УЗР должна отвечать следующим требованиям1:
- обеспечивать однозначность отнесения любых затрат таможенной службы к какому либо виду затрат в УЗР;
- при построении структуры затрат необходимо учитывать классификации затрат других систем учета, применяющихся в таможенных органах, а также в коммерческом секторе.
Однозначность отнесения любых затрат таможенной службы к какому либо виду затрат УЗР имеет существенное значение для правильной организации учета затрат. Для того, чтобы не допустить разных вариантов классификации каких-либо затрат в УЗР, каждый вид затрат должен быть четко описанные характеристики. В УЗР должны быть учтены все затраты на содержание таможенной службы.
При разработке структуры затрат в системе УЗР большое значение имеют также доли отдельных групп затрат в общей сумме затрат. Рекомендуемыми группами затрат являются затраты на содержание персонала, материальные и капитальные затраты. Нерелевантные затраты должны учитываться отдельно. Использование информации уже имеющихся систем учета позволит избежать «дублирования» информации и дополнительных издержек, связанных с ее получением. Кроме того, это позволит в дальнейшем облегчить сбор и электронную обработку данных.
При разработке единых средних ставок оплаты труда (для всей таможенной системы) необходимо: провести более глубокую дифференциацию по группам работающих, т.е. учитывать все варианты оплаты должностей и квалификационных разрядов (воинских званий); учитывать затраты на содержание санаториев, пансионатов и домов отдыха; учитывать «вмененные» издержки.
В целях удобства обработки данных каждому месту возникновения затрат (далее - МВЗ) должен быть присвоен определенный номер. В модели УЗР таможенных органов выделение МВЗ целесообразно проводить, в первую очередь по функциональному признаку. За основу может быть взят существующий классификатор таможенных органов и их структурных подразделений. Это значительно облегчит интеграцию уже существующих систем учета и отчетности в систему УЗР, и соответственно, позволит минимизировать издержки, связанные с ее внедрением, упростит электронную обработку данных. В соответствии с инструкцией «О порядке ведения классификатора таможенных органов и их структурных подразделений» в настоящее время кодирование таможенных органов, осуществляемое по 8-значной системе, строится по принципу подчиненности нижестоящих таможенных органов вышестоящим. Однако выделение МВЗ в целях УЗР должно происходить в первую очередь, с точки зрения возникновения затрат и возможности учета результатов, поэтому количество МВЗ может не всегда совпадать с количеством структурных подразделений.
Поэтому целесообразным представляется расширение кода за счет дополнительного символа, который будет отражать место возникновения затрат. Поскольку система УЗР является внутренним инструментом управления, данный код будет использоваться исклю-
_£имвол XI - код таможенной службы государства
_^ Символ Х2ХЗ — код регионального таможенного
управления и организации ФТС России ^ Символ Х4Х5 - код таможни с учетом подчиненности региональному таможенному управлению —► Символ Х6Х7 - код таможенного поста с учетом подчиненности таможне —► Символ Х8 - код структурного подразделения с учетом его подчиненности таможне или таможенному посту —► Символ Х9 - код МВЗ для целей УЗР
Рис. 2. Классификатор мест возникновения затрат
Учет затрат по их носителям должен отвечать следующим требованиям:
1. В системе носителей затрат должны быть полностью отражены все стороны и аспекты деятельности таможенной службы.
2. Таможенные процессы должны быть как можно более точно отражены в системе носителей затрат, что предполагает разработку количественных и качественных характеристик предоставляемых услуг.
3. Система носителей затрат должна как можно в большей степени обеспечивать возможность сравнения затрат и результатов (также качества таможенных процессов).
4. Система носителей затрат должна быть разработана специа-листами-практиками, а также быть акцентирована сотрудниками соответствующих подразделений таможенных органов.
При разработке классификации носителей затрат следует также выяснить, какие виды деятельности относят к продуктам и услугам потребители последних. При формировании классификации основных процессов целесообразно провести опрос в режиме тренинга не только со специалистами таможенных органов, но и с участниками ВЭД.
Предложим порядок формирования классификатора таможенных процессов.
1. Предварительная версия классификатора:
2. Согласование предварительной версии с компетентными и опытными сотрудниками таможенных органов.
3. Формирование «картотеки» таможенных процессов. Каждый процесс должен быть описан, для того чтобы обеспечить однозначное отнесение конкретных видов таможенной деятельности к какому-либо процессу в классификаторе. При этом обязательно участие сотрудников соответствующих структурных подразделений.
4. Согласование классификатора на других управленческих уровнях.
В целях удобства обработки данных каждому носителю затрат должен быть присвоен индивидуальный номер в соответствии с разработанной иерархией носителей затрат. При построении классификации носителей
затрат необходимо учесть предстоящее совершенствование иерархии носителей затрат, детализацию возможное увеличение количества носителей затрат. Таким образом, учетный номер каждого носителя затрат должен состоять как минимум из шести цифр, каждая пара которых отводится соответственно для группы продуктов, продуктов и услуг.
Рис. 3. Классификатор носителей затрат
В целях точной классификации любой деятельности сотрудника таможенного органа для каждого из процессов, а также их составляющих, включая услуги, должны быть четко определены количественные и качественные характеристики.
Формирование количественных характеристик предполагает соблюдение следующих требований2:
- затраты (временные, трудовые и др.) на сбор информации для определения характеристик, а также их расчет. Для того, чтобы свести к минимуму эти затраты, особенно на начальном этапе освоения УЗР, в качестве основных количественных характеристик следует использовать уже существующие на сегодняшний день статистические данные.
- по возможности следует использовать такие характеристики, которые легко соотносимы с затратами на производство соответствующей услуги или продукта. При разработке количественных характеристик услуги желательно исходить из взаимосвязи результата (совокупности количественных характеристик) и теми затратами, которые возникают при производстве данной услуги. Идеальный случай представляет собой однозначная причинно-следственная связь между затратами на производство услуги и результатом. Так, например, затраты на производство услуги «Предоставление льгот по уплате таможенных платежей» (для Отдела таможенных платежей таможни) зависят, в основном, от количества случаев предоставления льгот.
- нельзя оставлять без внимания социально-психологические аспекты. Введение некоторых характеристик может вызвать боязнь контроля, «лишней нагрузки» и, следовательно, иметь негативное воздействие на отношение сотрудников соответствующего подразделения и к системе УЗР, и к своей работе.
К началу внедрения УЗР должна быть организованна система электронного учета данных. Учет данных должен производиться в специально разработанной программе. На ранних стадиях ведения УЗР, можно воспользоваться уже имеющимися стандартными программными продуктами, например, программой 1 С.
Уже перед внедрением УЗР в каждом конкретном таможенном подразделении банк данных должен включать следующую информацию:
1) Информация о местах возникновения затрат (в одном таможенном подразделении могут находиться два места возникновения затрат): соответствующий код места МВЗ, арендуемая площадь зданий и складов.
2) Информация о сотрудниках: количество работающих, группы заработной платы, количество работников, находящихся в длительных отпусках.
3) Информация о носителях затрат - какие процессы и услуги в соответствии с разработанным классификатором «производятся» в данном подразделении.
4) Информация об имеющихся основных средствах в каждом подразделении.
Освоение учета затрат и результатов должно происходить при поддержке руководства на всех уровнях управления, исключительную важность представляет акцептация проекта всеми сотрудниками, что ставит задачу обучения, целью которого является не изучение отдельных деталей системы УЗР или ее методологии, но развитие у сотрудников экономического мышления на конкретных примерах, что поможет укрепить ответственность персонала.
Освоение УЗР предполагает проверку ее рациональности: система должна обеспечивать различные уровни управления только необходимой (релевантной) информацией. Это означает, что необходимо определить круг получателей информации, а также объем получаемой ими информации. Это позволит не только предотвратить «разрастание» УЗР за счет большого количества ненужных цифр и показателей, но и сформировать удобную и эффективную систему отчетности.
Управленческие кадры должны активно использовать информацию, предоставляемую УЗР, и предъявлять свои пожелания к качеству этой информации, иначе система теряет свои истинного назначение. Польза такой информационной системы может быть увеличена, если:
- имеются ответственные за УЗР,
- если информация УЗР используется для предложений по улучшению,
- если ответственность за издержки связана с определенными стимулами,
- если не измеряемые в денежном выражении услуги оцениваются путем разработки других показателей и индикаторов,
- если информация УЗР дополняется другой информацией (например, данными бухгалтерского учета).
Построение систем планирования, системы показателей и ответственности являются следующими этапами после освоения системы учета затрат и результатов, поскольку необходимую информацию для этого предоставляет УЗР.
Система планирования основывается на информации системы учета затрат и результатов и позволяет проводить составление планов деятельности на ближайшую перспективу.
Факторами, которые могут существенно затруднить успешное освоения планирования в системе контроллинга, могут быть: отрыв системы планирования от стратегического контура управления, несвоевременное предоставление фактической информации, что затрудняет контроль и анализ отклонений. В связи с этим необходимо осуществление постоянного мониторинга и обратной связи на предмет соответствия системы планирования поставленным целям. Это предполагает трансформацию традиционной системы планирования в сторону индикационного и программно-целевого планирования.
Составной частью планирования является составление бюджетов — планов деятельности таможенных подразделений в «стоимостном» выражении (план расходов). В перспективе представляется возможным выделить бюджетирование в отдельную подсистему.
Основное назначение системы показателей заключается в разработке и формализации стратегии достижения целей таможенной службы, донесения ее до всех сотрудников таможенных органов, обеспечение мониторинга и обратной связи в таможенных подразделениях в целях принятия решений относительно возможных управленческих воздействий. Система показателей предполагает определение концептуальной и технологической связи между стратегией и используемыми организационными решениями. Рекомендуется выбор системы показателей, аналогичной «системе сбалансированных показателей» Ваlаnсеd Score Card (далее — ССП)3.
ССП является инструментом стратегического и оперативного управления, который позволяет «связать» цели деятельности таможенных подразделений и действиями сотрудников на каждом уровне управления.
ССП в классическом варианте содержит четыре проекции, представляющие собой стратегически важные аспекты деятельности:
- технологии деятельности,
- потребители услуг,
- финансы,
- обучение и развитие.
Между проекциями должна быть выявлена причинно-следственная связь. На первом этапе необходимо построение иерархии целей таможенных подразделений, направленных на достижение целей таможенной службы в целом. На втором этапе начинается поиск необходимых средств для их достижения, что предполагает мероприятия по усовершенствованию технологи деятельности. Для этого необходима разработка причинно-следственных связей между отдельными целями. Информационной базой для этого должна служить система учета затрат и результатов.
Разработка, внедрение и освоение проекта ССП должна вестись при соблюдении следующих рекомендаций
- участие в проекте как специалистов-практиков, так и независимых специалистов, обладающих опытом в соответствующей области;
- стимулирование инициативы «сверху», 100-процентное согласие руководства, понимание задач проекта;
- разработка и внедрение проекта по возможности в относительно короткие сроки.
В случае если проект начинает затягиваться, то может возникнуть опасность его критики и постепенного свертывания.
Система ССП не может и не должна быть «статичной», с течением времени необходимо производить корректировки и измене-
1 Барамзин С.В., Костылев Н. Ф., Кухаренко В.Б., Степанов А.Г. Методология совершенствования структуры таможенных органов на основе организационно-функционального анализа. Сборник научных трудов РТА «Экономические и правовые проблемы таможенной деятельности», часть 2-я. - М.: РИО РТА, 1999
2 Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. - М.: Дело и Сервис, 2006.
3 Мишин Ю.А. Управленческий учет: управление затратами и результатами производственной деятельности: Монография. - М.: Дело и Сервис, 2006.
ния, разрабатывать новые показатели, совершенствовать старые и т.д. Однако первая версия должна быть внедрена в жизнь по возможности как можно быстрее.
Успешное освоение ССП как инструмента управления предполагает соблюдение следующих требований:
- четкая формулировка целей и задач таможенной службы и стратегий их достижения;
- согласование стратегий с целями сотрудников таможенных органов;
- связывание целей с существующими бюджетами;
- регулярный мониторинг и необходимые корректировки стратегии.
Мониторинг и корректировка стратегии в соответствии с изменяющимися условиями обеспечивают основу для планирования, оценки исполнения бюджетов и деятельности подразделений. Примерами используемых показателей результативности могут служить следующие индикаторы:
- финансовые индикаторы (в том числе отражающие доходы от коммерческой деятельности);
- индикаторы по «клиентам» - потребителям таможенных услуг (в том числе время таможенного оформления);
- индикаторы процессов (включающие соотношения между основными и внутренними процессами)
- индикаторы обучения и роста (например, текучесть кадров, время на обучение, среднее время отсутствия, индекс удовлетво-
ренности сотрудников и т.д.)
Опираясь на принципы ТМ и ИСО серии 9000, контроллинг предполагает не поиск виновных, а определение ответственных за результаты деятельности. На первом этапе освоения механизма совершенствования управления ответственными является непосредственные руководители, однако в дальнейшем система ответственности распространяется на всех сотрудников.
Итак, приоритетным направлением совершенствования управления в таможенных органах на современном этапе должна быть система контроллинга.
Совершенствование управления в таможенных органах на основе контроллинга должно происходить на путях реализации принципов:
- менеджмента качества;
- системного анализа;
- процессно-стоимостного управления;
- управления по отклонениям;
- программно-целевого управления;
- программно-целевого и индикационного планирования.
Инструменты контроллинга позволяют руководителям таможенных органов проводить анализ и оценку деятельности таможенных подразделений с помощью экономических критериев. Контроллинг направлен на реализацию принципов менеджмента качества, что позволяет постоянно улучшать управление в таможенных органах.
О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
Стрижнев А.А., аспирант Международной академии оценки и консалтинга
Статья посвящена одной из наиболее острых проблем в современной России - состоянию и основным направлениям инвестиционной политики в промышленных комплексах.
Автором отмечается, что на протяжении всего постсоветского периода постоянно сокращались объемы инвестиций в основной капитал и ухудшалась их воспроизводственная структура. Продолжает ускоренно устаревать основная часть действующего производственного капитала. Кроме того, несмотря на наличие избыточных по отношению к спросу производственных мощностей, проблема привлечения инвестиций для российской промышленности чрезвычайно актуальна.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестирование, вложение средств, реинвестирование, венчурные операции, объект инвестиционной деятельности, субъекты инвестиционной деятельности.
ABOUT SOME DIRECTIONS OF STATE REGULATION INVESTMENT PROCESS IN A MACHINE-BUILDING COMPLEX
Strizhnev A., International academy Estimation and consulting, The post-graduate student
The article is devoted one of most acute problems in modern Russia - to a condition and the basic directions of investment policy in industrial complexes.
The author notices that throughout all Post-Soviet period volumes of permanent investments were constantly reduced and their industrial structure worsened. The basic part of the acting industrial capital continues to become outdated. Besides, despite availability redundant in relation to demand of capacities, the problem of attraction of investments for the Russian industry is extremely actual.
Key words: investment activity, investment, investment of capital, reinvesting, venture operations, object of investment activity, subjects of investment activity.
Современное состояние социально - экономического развития нашей страны свидетельствует о том, что ключ к решению большинства социальных проблем, реальному подъему жизненного уровня лежит в сфере материального производства и, прежде всего, в отраслях промышленного производства.
Опыт последних лет убеждает в том, что поиск выхода предприятий машиностроительного комплекса из неустойчивого состояния требует консолидации и целенаправленного объединения усилий и координации действий предприятий отрасли, товаропроизводителей и общественных организаций в сфере производства, повышения роли и усиления мер государственного регулирования рассматриваемого сектора. Это может быть осуществлено при условии создания необходимой нормативной базы, разработки и реализации целевых программ действий по развитию машиностроительной промышленности с целью притока иностранного капитала в отрасль.
Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат,
государственная политика в области инвестиционного сотрудничества с иностранными инвесторами должна быть определена следующими требованиям:
- создание четкой правовой базы для иностранных предпринимателей в области финансов, в таможенном и налоговом регулировании;
- приемлемый уровень налогов, тарифов и отчислений в соответствии с международными нормами;
- работа по принципу «одного окна», т.е. решение вопросов, связанных с оформлением капитальных вложений и разработкой инвестиционных проектов, в одном месте.
В целом, приоритетные направления в привлечении инвестиций в экономику машиностроительной отрасли России можно представить следующим образом.
Безусловно, инвестирование не решает всех проблем машиностроительной отрасли. Государственная политика по отношению к инвесторам пока еще носит селективный характер, т.е. в