Издание приказа и создание рабочей группы по внедрению ССП
Обследование системы учета затрат по всем элементам затрат
Обследование системы планирования затрат и показателей деятельности предприятия в целом и его подразделений
Обследование
системы
документооборота.
связанного с формированием затрат
Обследование
информационной
системы
предприятия
Составление каталога аналитических задач, решаемых ______службой контроллинга и другими службами_________
Разработка методического, программного и информационного обеспечения решения аналитических задач
Создание службы контроллинга и начало ее регулярной работы по сбору и обработке информации, решении аналитических задач, координации работы подразделений _________________по решению аналитических задач__________________
Разработка методических положений по преобразованию системы планирования на предприятии
Разработка предложений по оптимизации бизнес - процессов
______________и документооборота на предприятии_______________
Рис. 1. Последовательность мероприятий по внедрению ССП на промышленном предприятии
полученных результатов: Учебное пособие. - М.: Вильямс, 2003.
2. Пахомов А.А. Как организовать эффективную работу промышленного предприятия. - М.: Русаки, 2007.
3. Пахомов А.А. Методология сбалансированного управления
динамикой эффективности работы промышленного предприятия: Монография. - М.: ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2009.
4. Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. - М.: Гребенников, 2009.
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Чесалин Д.С., аспирант Московский Гуманитарный Университет, кафедра экономических и финансовых дисциплин
Статья посвящена проблеме перехода на современные системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в основе которых лежит методАВС. Данный метод поддерживается в крупных ERP-системах, однако процесс их внедрения длителен и, как правило, состоит из нескольких фаз. До полного перехода на ERP-систему автором предлагается использовать альтернативный метод распределения затрат, на примере подразделения газотранспортного предприятия показаны его особенности, выделены его плюсы и минусы.
Ключевые слова: контроллинг, калькулирование себестоимости, последовательный метод распределения затрат, системы автоматизации предприятий.
FEATURES OF COSTS ALLOCATION AT FORMATION CONTROLLING SYSTEM ON GAS BRANCH ENTERPRISES
Chesalin D., The post-graduate student, Moscow Humanitarian University, The department of economic and financial disciplines
Article is devoted to problem of transition to modern costs accounting and product cost calculation systems, which basis on ABC-method. This method is supported in large ERP-systems, however process of their formation is long and, as a rule, consists several phases. Before full transition to ERP-system author offers to use an alternative costs allocation method, on example of gas-transport enterprisedivision is shown its features,its pluses and minuses.
Keywords: controlling, cost calculation, consecutive method of cost allocation, enterprise automation systems.
В настоящее время все больше и больше крупных концернов и предприятий нефтегазовой, транспортной, авиакосмической и других отраслей, имеющие в своем составе множество структурных единиц и подразделений, автоматизируют свою производственно-хозяйственную деятельность на основе систем класса ERP. Основными предпосылками внедрения являютсякак необходимость применения современного инструментария для стратегического планирования и управления оперативной деятельностью предприятия, так и обеспе-
чения прозрачности его бизнес-процессов. Предприятиями газовой отрасли России в основном используются системаSAPR/3 фирмы SAPAG (Германия).SAPR/3 включает в себя ряд модулей, таких как «Финансы» (Б1), «Контроллинг» (СО), «Сбыт» (SD), «Управление материальными потоками» (ММ) и другие. Центральной компонентой модуля «Контроллинг» является учет затрат, функционал которого позволяет обеспечить сквозной учет затрат по всему предприятию с применением прогрессивных методов и моделей, в основе которых лежит методика АВС.
Как правило, внедрение крупных ERP-систем происходит в несколько этапов. На первой этапе система внедряется в администрации предприятия и нескольких пилотных филиалах. В случае успешного старта решение тиражируется на остальные филиалы.Наша практика показывает, что ориентировочная длительность проекта внедрения и тиражирования составляет год и более.Таким образом, в связи с объективной невозможностью применения в филиалах второй очереди прогрессивных методов распределения косвенных затрат автором предлагается использовать метод последовательного распределения затрат. Данный метод подразумевает частичный учет встречных услуг вспомогательных производств, что, соответственно, вызывает погрешности в расчетах. Особенности предлагаемого метода и наши предложения по минимизации погрешностей рассмотрим на примере линейного производственного управлениямагистральных газопроводов (ЛПУМГ) газотранспортного предприятия, включающего в себя следующие объекты:
■ компрессорная станция (КС) - МВЗ-1, газораспределительная станция (ГРС) - МВЗ-2, линейная часть магистрального газопровода (ЛЧМГ) - МВЗ-3;
■ подразделение общепроизводственного назначения (ОПР) - МВЗ-4;
■ подразделения вспомогательного производства в составе транспортного подразделения, оказывающего транспортные услуги, и котельной, производящей тепловую энергию (МВЗ-5 и МВЗ-6);
■ аппарат управления (МВЗ-7).
Исходные данные по предприятию представлены в таблице 1.
Таблица 1.Собственные затраты мест возникновения затрат, тыс. руб.
МВЗ Материалы Оплата труда Транспортные услуги Итого
КС 21053,69 11380,61 3181,19 35615,49
ГРС 16041,43 7919,06 21596,68 45557,17
Линейная часть 14181,13 5030,93 3800,10 23012,16
ОПР 11068,22 16824,43 3015,10 30907,75
Транспорт 12421,20 3060,40 500,51 15982,11
Котельная 4060,71 6320,83 1040,48 11422,02
Управление 5926,80 2510,40 1013,41 9450,61
Итого 84753,18 53046,66 34147,47 171947,31
Объемы потребления внутренних услуг МВЗ и их доли в общем объеме приведены в таблице 2.
Таблица 2. Объем потребления внутренних услуг МВЗ
Вид услуг Транспорт (вн.), маш-час Доля потребления транспортных услуг Теплоэнергия (вн.), Г кал Доля потребленной теплоэнергии
КС 6020,00 0,3152 28542,94 0,4124
ГРС 4125,00 0,2159 21199,57 0,3063
Линейная часть 3916,00 0,2050 13281,74 0,1919
ОПР 1201,00 0,0629 4954,68 0,0716
Транспорт 0,00 0,0000 1230,03 0,0178
Котельная 2880,00 0,1508 0,00 0,0000
Управление 960,00 0,0503 0,00 0,0000
Итого 19102,00 1,0000 69208,96 1,0000
Для распределения затрат требуется определить собственные затраты всех МВЗ и в натуральном выражении объемы производства и потребления продукции (работ, услуг) вспомогательных МВЗ, а также объемы реализации на сторону. Общая схема формирования затрат последовательным методом представлена на рисунке 1.
Распределение затрат согласно данному методу начинается с построения вариационного ряда из всех имеющихся вспомогательных подразделений. А.Ю. Соколов отмечает, что выбор очередности этапов распределения услуг зависит от бухгалтера-аналитика. Учитываются объем взаимных услуг, их характер и величина затрат1. На наш взгляд, в крупных концернах, где целесообразно выделение контроллинга как самостоятельную службу, данную функцию уместно возложить на контроллера. В ином случае, когда функции службы контроллинга распределены среди отделов предприятия, ответственным за распределение затрат стоит назначить бухгалтера по затратам.Для меньших погрешностей, первым в вариационномряду мы рекомендуем выбирать подразделение, оказывающее максимальное количество услуг другим вспомогательным МВЗ и/или получающее минимальное количество услуг, а также подразделение, услуги которого являются наиболее затратоемкими. Остальные МВЗ следует ранжировать по таким же правилам. Однако на практике достаточно сложно определить соотношение этих показателей для большого количества вспомогательных подразделений и, как правило, очередность разнесения услуг вспомогательных подразделений выбирается на основе экспертных оценок2.
Начальным вспомогательным МВЗ для распределения затрат рассматриваемого ЛПУМГ выбрано «Транспорт». Полученные услуги этого МВЗ от других вспомогательных принимаются равными нулю. Собственные затраты данного вспомогательного МВЗ распределяются на затраты других МВЗ пропорционально объемам потребления этими МВЗ производимой им продукции (работ, услуг) (таблица 2). Совокупные затраты следующего вспомогательного МВЗ («Котельная») определим как сумму его собственных затрат и затрат полученных от предыдущего МВЗ. Далее совокупные затраты также распределяются на затраты других МВЗ пропорционально объемам потребления ими производимой продукции (работ, услуг). Отметим, что коэффициенты распределения следует пересчитать с условием принятого допущения о встречных услугах вспомогательных МВЗ:
Рис. 1. Общая схема калькулирования себестоимости услуг методом последовательного распределения
285,35
^МВЗ-1
''МВЗ-2
^МВЗ-3
к
285,35+211,99+132,81+49,54
___________211,99___________
285,35+211,99+132,81+49,54
____________132,81___________
285,35+211,99+132,81+49,54
49,54
МВЗ-4
= 0,4199, = 0,3119, = 0,1954, = 0,0729.
285,35+211,99+132,81+49,54
Исходные и пересчитанные коэффициенты распределения услуг котельной приведены в таблице 3.
Таблица 3. Коэффициенты распределения услуг котельной Результаты расчета для вспомогательных подразделений ЛПУМГ отражены в шагах 1 и 2 таблицы 4. После распределения затрат всех
МВЗ Исходная доля Пересчитанная
потребления доля потребления
теплоэнергии теплоэнергии
Компрессорная станция 0,4124 0,4199
Г азораспределительная 0,3063 0,3119
Линейная часть 0,1919 0,1954
ОПР 0,0716 0,0729
Транспорт 0,0178 0
Котельная 0 0
Управление 0 0
Итого: 1 1
вспомогательных МВЗ рассчитываются совокупные затраты общепроизводственного МВЗ как сумма собственных затрат и затрат, полученных от вспомогательных МВЗ. Совокупные общепроизводственные затраты распределяются между производственными МВЗ пропорционально долям их собственных затрат (шаг 3, таблица 4). Коэффициенты распределения производственных затрат определяются следующим образом:
86 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
Таблица 4. Распределение затрат последовательным методом
Шаг Содержание Транспорт Котельная ОПР Управление КС ГРС Линейная часть Итого
Шаг 1 База распределения, тыс. руб. 15982,11 0 0 0 0 0 0 0
Шаг 2 Коэффициент распределения 0 0,1508 0,0629 0,0503 0,3152 0,2158 0,2050 1,0000
Сумма распределения, тыс. руб. 0 2410,10 1005,27 803,90 5037,56 3450,54 3276,33 15983,71
Совокупные затраты вспомогательных, тыс. руб. 15982,1 1 13832,12 31913,02 10254,51 40653,05 49007,71 26288,49 187931,02
Шаг 3 Коэффициент распределения 0 0 0,0729 0,0000 0,4199 0,3118 0,1954 1,0000
Сумма распределения, тыс. руб. 0 0 1008,36 0,0000 5808,1 1 4314,24 2702,80 13833,51
Совокупные общепроизводственные затраты, тыс. руб. 15982,1 1 13832,12 32921,39 10254,51 46461,16 53321,95 28991,29 201764,52
Шаг 4 Коэффициент распределения 0 0 0 0 0,3418 0,4373 0,2209 1,0000
Сумма распределения, тыс. руб. 0 0 0 0 1 1252,53 14396,52 7272,33 32921,39
Совокупные производственные затраты, тыс. руб. 15982,1 1 13832,12 32921,39 10254,51 57713,69 67718,47 36263,62 234685,91
Шаг 5 Коэффициент распределения 0 0 0 0 0,3569 0,4188 0,2243 1,0000
Сумма распределения, тыс. руб. 0 0 0 0 3660,12 4294,61 2299,79 10254,51
Совокупные затраты, тыс. руб. 15982,11 13832,12 32921,39 10254,51 61373,81 72013,08 38563,41 244940,42
Таблица 5. Затраты МВЗ в разрезах калькуляционных статей
Статья затрат КС ГРС Линейная часть ОПР Транспорт Котельная Управление Итого
Материалы 21053,69 16041,43 14181,13 11068,22 12421,20 4060,71 5926,80 84753,18
Оплата труда 11380,61 7919,06 5030,93 16824,43 3060,40 6320,83 2510,40 53046,66
Транспортные услуги 3181,19 21596,68 3800,10 3015,10 500,51 1040,48 1013,41 34147,47
Транспорт (вн.) 5037,56 3450,54 3276,33 1005,27 0,00 2410,10 803,90 15983,71
Энергия 5808,11 4314,24 2702,80 1008,36 0,00 0,00 0,00 13833,51
Общепроизводственные расходы 1 1252,53 14396,52 7272,33 0,00 0,00 0,00 0,00 32921,39
Итого 57713,69 67718,47 36263,62 32921,39 15982,11 13832,12 10254,51 234685,91
УПРАВЛЕНИЕ
кМВЗ 1 =-----------------------------35615,49-= 0,3418,
35615,49+45557,17+23012,16
45557,17
кМВЗ 2 =---------- ----------= 0,4373,
35615,49+45557,17+23012,16
кМВЗ 3 =-----------------------------23012,16-= 0,2209.
35615,49+45557,17+23012,16
Совокупные производственные затраты определим как сумму производственных затрат и распределенных общепроизводственных расходов по каждому МВЗ. Результаты расчета приведены в шаге 4 таблицы 4. Детализированные в разрезах калькуляционных статей совокупные производственные затраты МВЗ ЛПУМГ представлены в таблице 5.
Полная себестоимость вычисляется путем добавления к производственной себестоимости общехозяйственных расходов. При этом, совокупные затраты общехозяйственных МВЗ распределяются между реализуемыми продуктами (услугами, работами) по основным видам деятельности предприятия (в данном случае - это услуги по транспорту газа), а также продуктами (работами, услугами), реализуемыми сторонним потребителям. Базой распределения общехозяйственных расходов выступает производственная себестоимость реализуемых продуктов, работ, услуг по этим видам деятельности. В рассматриваемом случае базой распределения общехозяйственных расходов является производственная себестоимость услуг по транспортировке газа. Совокупные накладные расходы, распределенные на производственные МВЗ рассматриваемого ЛПУМГ и совокупные затраты по МВЗ представлены в шаге 5 таблицы 4.
Полная себестоимость услуг ЛПУМГ по транспортировке газа составит:
Д=61373,81+72013,08+38563,41=171950,29 тыс. руб.
При калькулировании себестоимости вида деятельности «Транспорт газа» калькуляционной единицей измерения оказания является единица товаротранспортной работы, определяемая, как произведение объема транспортировки 1000 кубометров газа на 100 км газопровода. Также может определяться себестоимость, приходящаяся на 1000 кубометров газа. Объем транспортируемого газа рассчитывается как разница между объемом газа, поступающим в газопровод и объемом, используемым для собственных технологических нужд:
О = О — О (1)
*^тр *^пост х^с.н. ’ ' '
где Отр - объем транспортируемого газа, тыс. м3;
Опост - объем поступления газа в газопроводы;
Ос н - объем газа, используемый для собственных технологических нужд.
Для данных ЛПУМГ определим себестоимость тыс. м3 газа, исходя из объема транспортировки 830 млн. м3:
171950,29
Д1000 =----------------1000 = 0,20717 тыс. руб.
1000 830000000
Таким образом, полная производственная себестоимость услуг по транспортировке газа на 1000 тыс. м3 транспортируемого газа составит 207,16 руб.
Литература:
1. Атаманов Д. Ю. Распределение затрат при калькуляции себестоимости традиционным и операционно-ориентированным методом / / Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 3.- С. 25-30.
2. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002. - 783 с.
3. Мохов Ю., Новиков В. Точность не бывает излишней. // http://gaap.ru/articles/49780/ (дата обращения: 01.10.2011).
4. Соколов А. Ю. Управленческий учет накладных расходов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 448 с.
5. Хорнгрен Ч., Фостер Дж., Датар Ш. Управленческий учет. - СпБ.: Питер, 2008. - 1008 с.