Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ'

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / индивидуальная программа / оздоровительная физическая культура / студенты. / methodology / individual program / recreational physical education / students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакбаев Евгений Эдуардович, Халикова Лилия Сагдулаевна

в данной работе рассматривается понятие индивидуальных программ укрепления здоровья и условия их создания, а именно: необходимость учета уровня физической подготовленности и детальной оценки физического здоровья учащихся. Взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Затронуты сущность и нюансы оздоровительной направленности физической культуры, представлены особенности концепции лечебной физической культуры и построения ее методики, а также критерии дозировки занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF CREATING INDIVIDUAL PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION AIMED AT IMPROVING HEALTH

this paper examines the concept of individual health promotion programs and the conditions for their creation, namely: the need to take into account the level of physical fitness and a detailed assessment of the physical health of students. The relationship with the main stages of physical self-education. The essence and nuances of the wellness orientation of physical culture are touched upon, the features of the concept of therapeutic physical culture and the construction of its methodology, as well as the criteria for the dosage of classes are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ»

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ

ЗДОРОВЬЯ Исхакбаев Е.Э.1, Халикова Л.С.2

1Исхакбаев Евгений Эдуардович - старший преподаватель кафедра «Физического воспитания и спорта» Филиал Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в городе Ташкенте;

2Халикова Лилия Сагдулаевна - старший преподаватель Факультет таэквондо и спортивной деятельности, кафедра спортивного менеджмента, Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека; г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе рассматривается понятие индивидуальных программ укрепления здоровья и условия их создания, а именно: необходимость учета уровня физической подготовленности и детальной оценки физического здоровья учащихся. Взаимосвязь с основными этапами физического самовоспитания. Затронуты сущность и нюансы оздоровительной направленности физической культуры, представлены особенности концепции лечебной физической культуры и построения ее методики, а также критерии дозировки занятий.

Ключевые слова: методика, индивидуальная программа, оздоровительная физическая культура, студенты.

THE METHODOLOGY OF CREATING INDIVIDUAL PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION AIMED AT IMPROVING HEALTH Ishakbaev E.E.1, Khalikova L.S.2

1Ishakbaev Evgeniy Eduardovich - senior lecturer DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS BRANCH RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND GAS (NRU) NAMED AFTER I.M. GUBKIN IN THE CITY OF TASHKENT;

2Khalikova Liliya Sagdulaevna - senior teacher FACULTY OF TAEKWONDO AND SPORTS ACTIVITIES, DEPARTMENT OF SPORTS MANAGEMENT, NATIONAL UNIVERSITY OF UZBEKISTAN NAMED AFTER MIRZO ULUGBEK;

TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this paper examines the concept of individual health promotion programs and the conditions for their creation, namely: the need to take into account the level of physical fitness and a detailed assessment of the physical health of students. The relationship with the main stages of physical self-education. The essence and nuances of the wellness orientation ofphysical culture are touched upon, the features of the concept of therapeutic physical culture and the construction of its methodology, as well as the criteria for the dosage of classes are presented.

Keywords: methodology, individual program, recreational physical education, students.

Оздоровительная физическая культура является эффективным средством успешной социально-биологической адаптации к новым и изменяющимся условиям формирования, развития, социализации личности, окружающей среды, производства и образования. Некоторые утверждают, что сегодня физическая нагрузка в 100 раз меньше, чем в прошлом веке, что привело к возникновению новых заболеваний, известных как "болезни цивилизации". Поэтому в современную эпоху возрастает значение физической культуры как средства укрепления здоровья людей.

Нет необходимости говорить о пользе регулярных занятий спортом, об этом твердят с малых лет: выполнение физических упражнений повышает выносливость, стойкость, неутомимость и работоспособность организма, поэтому занятия физической культурой поэтапно выстраиваются во всех учебных заведениях.

Актуальность и важность создания специальных программ зависит от индивидуальности физического состояния каждого человека. Создание такой программы требует определенного набора знаний о выполнении упражнений, и в данной статье затронуты некоторые из них, в частности тест К. Купера и методология физической культуры для укрепления здоровья. Без соответствующих знаний невозможно правильно составить и грамотно реализовать графики и комплексы упражнений, что повышает риск снижения эффективности или полного ее отсутствия, а в худшем случае приводит к напрасной трате времени и сил, физическим травмам и вреду для здоровья [1].

Особое внимание уделяется не только обеспечению оздоровительной направленности и лечебной физкультуре, но и психологической подготовке человека, предварительной работе с ним и организации занятия.

Современное образование связано с высокими умственными и эмоциональными нагрузками и интеллектуальным напряжением, интенсификацией учебной деятельности и повышенными требованиями к качеству теоретической подготовки студентов. Все это приводит к снижению физической активности студентов и повышению их биологических возможностей, адаптационных способностей, показателей работоспособности и утомляемости. Нерациональные методы обучения сопровождаются статическими мышечными нагрузками, характерными для повседневной жизни студентов. Здоровье студентов ухудшается во время обучения в вузах: на втором курсе заболеваемость увеличивается на 23 %, а на последнем - на 43 %. В некоторых вузах количество студентов в специальных медицинских группах достигает 60 %. Снижение биологической работоспособности и функциональных возможностей в условиях возросшей учебной нагрузки вызывает серьезную озабоченность. В связи с этим резко возрастает роль физической культуры как эффективного фактора сохранения здоровья молодежи. Поэтому большое значение для студентов имеют другие формы занятий физической культурой. В то же время тренировки и другие физкультурно-спортивные мероприятия должны способствовать укреплению здоровья [2].

Руководствуясь принципами оздоровительной интегральной физкультуры, мы рекомендуем практиковать свой комплекс оздоровительных упражнений.

В данной методике для примера предлагается комплекс упражнений, который был разработан для выполнения упражнений в парках и скверах, поэтому в нем отсутствуют упражнения в положении лежа и сидя. При выполнении комплекса в помещениях, при наличии соответствующего инвентаря (ковриков, стульев), инструктор может дополнить комплекс упражнениями в положении сидя или лежа, сообразуя их с принципами оздоровительной интегральной физкультуры изложенными выше.

1. Основной комплекс суставной гимнастики:

Все упражнения следует выполнять в медленном темпе, с комфортной амплитудой и как можно более расслабленно. Следует обратить внимание студенту на то, что упражнения не должны выполняться с болью. При возникновении боли следует уменьшить амплитуду и темп или вовсе прекратить выполнение упражнения (инструктор может предложить альтернативные упражнения). Многие эксперты рекомендуют использовать только одну плоскость (фронтальную, горизонтальную или сагиттальную) при выполнении упражнений для позвоночника; использование двух или трех плоскостей и одновременное выполнение упражнений в быстром темпе может негативно сказаться на состоянии позвоночника, особенно ослабленного гипонатриемией.

2. Комплекс дыхательных упражнений:

На этом этапе прорабатываются различные части дыхательных мышц.

Следует объяснить студенту, что во время этой фазы не нужно дышать интенсивно, глубоко вдыхать или резко выдыхать. Дыхание должно быть свободным и легким. Это означает, что во время движения легкие должны вдыхать и выдыхать воздух естественно, без напряжения.

Интенсивное дыхание может вызвать гипервентиляцию легких. Ученик может почувствовать головокружение. При появлении этих симптомов ученика следует предупредить о необходимости снизить интенсивность дыхания или прекратить упражнение.

3. Комплекс упражнений на укрепление мышц.

4. Комплекс упражнений на растяжку.

В конце всего комплекса АИФ рекомендуется выполнить несколько минут статических упражнений на расслабление. Для этого поставьте группу в исходное положение и направьте внимание группы на последовательный контроль за расслаблением тела.

В заключение следует отметить, что индивидуальные программы физкультуры не столь эффективны, как занятия в тренажерном зале с профессиональным тренером, однако они по-прежнему остаются отличным вариантом для многих людей, чтобы привести себя в форму и оставаться в ней.

Список литературы /References

1. Нуцалов Н.М., Пеняева С.М. Правила составления индивидуальных программ физических занятий в

высших учебных заведениях с целью оздоровления студентов // Научное обозрение. Педагогические

науки. - 2018. - № 6. - С. 31-35.

2. Хам Г.С. Технология оздоровительных занятий со студентами технических вузов: Учеб. пособие / Г.С.

Хам. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.