ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ГРУППЫ Буйнова К.Е.
Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в данной статье рассматриваются методики обучения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, обосновывается значимость физической нагрузки для студентов данной категории. Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, студенты.
PHYSICAL CULTURE FOR THE STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP
Buynova K.E.
Buynova Kseniya Evgenievna- Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY
GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: this article discusses the methods of teaching students belonging to a special medical group, substantiates the importance ofphysical activity for students of this category. Keywords: sports, physical culture, health, students.
УДК 378.036
В настоящее время актуальной остается проблема физического воспитания учащихся с различными нарушениями здоровья. Нередко такие студенты освобождаются от занятий по физической культуре, при этом именно они больше всего нуждаются в благотворном воздействии различных средств физической культуры на организм. Для таких студентов должны быть организованы занятия в специальных медицинских группах физкультуры, которые проводить гораздо сложнее, чем со здоровыми, и требуют от педагогов и медицинских работников гораздо большего. Специально подобранные комплексы упражнений, регулярно используемые в сочетании с элементами гимнастики, легкой атлетики, спорта и подвижных игр, плавания и т.д., способствуют усиленному и целенаправленному управлению здоровьем, повышению умственной и физической работоспособности, восстановлению нарушенных функций организма, формированию необходимого уровня знаний, навыков и здорового образа жизни. Для оптимизации учебного процесса на занятиях по физической культуре все учащиеся по состоянию здоровья делятся на 4 группы: основная, подготовительная, специальная и теоретическая.
Основная группа выполняет все задачи и упражнения в полном объеме, предусмотренные государственным стандартом и программой физической культуры; подготовительная - имеет мало ограничений по составу упражнений, связанных с имеющимся хроническим заболеванием в стадии ремиссии; специальная - требует особого и детального подхода к тренировочным задачам, так как им не рекомендуются или полностью запрещены ряд упражнений по состоянию здоровья.
В последней группе можно выделить две подгруппы:
* Участвует в общей программе, но не сдает нормативы и не выполняет ряд упражнений.
* Занятия по программе лечебной физической культуры (ЛФК), рекомендованные врачом ЛФК и проводимые под наблюдением учителя физической культуры.
Но самый эффективный и интересный метод обучения - реабилитационно-оздоровительная физкультура.
Оздоровительная и реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений как средства лечения заболеваний и восстановления нарушенных или утраченных функций организма из-за болезней, травм, переутомления и других причин. Общая идея лечения физическими упражнениями основана на факте восстановления организма, за счет улучшения кровообращения и подачи кислорода в больные и здоровые ткани, повышения мышечного тонуса, уменьшения жировых запасов и т. д.
В оздоровительной и реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль методологических принципов, таких как принцип индивидуализации и постепенное увеличение нагрузок. Управление благосостояния и реабилитации в основном представлено в трех формах:
* группа ЛФК в диспансерах, больницах;
* группы здоровья в физкультурных коллективах, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;
* самостоятельные уроки.
Современная лечебная физкультура включает в себя достаточно обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения лечебно-восстановительного направления).
Основными задачами физической реабилитации в специальных медицинских группах являются:
* укрепление здоровья;
* сокращение и ликвидация последствий перенесенных заболеваний;
* устранение функциональных аномалий и недостатков в физическом развитии;
* содействие правильному физическому развитию и закаливанию тела;
* повышенная физическая активность ослабленных болезнью органов и систем;
* освоение основных моторных навыков;
* формирование правильной осанки и, при необходимости, ее коррекции;
* обучение правильному дыханию.
Занятия со специальными группами проводятся по специально разработанной программе:
1. Тренировки - 2 раза в неделю по 45 минут, состоящие из трех частей, в каждой из которых решаются поставленные задачи.
2. Подготовительная часть длится до 20 мин и она состоит из общеразвивающих упражнений, выполняемых в медленном и среднем темпе, чередующихся с дыхательными упражнениями.
Как правило, многие ученики страдают гипоксией, и поэтому необходимо сначала научить их правильному и рациональному дыханию, это очень важная задача. Начинать изучать рациональное дыхание нужно с первых уроков, с простейших упражнений и заданий: вдыхать через нос и выдыхать через рот; вдыхать и выдыхать через нос и т. д. Каждое физическое упражнение проделывается свободно, без задержки дыхания.
В тех случаях, когда это неизбежно, после окончания упражнения необходимо давать 2-3 дыхательных упражнения с количеством повторений не более 3-5 раз. Подбираются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивных нагрузок.
В основной части урока, продолжительностью 20-22 минуты, учащиеся осваивают основные двигательные навыки скорости, ловкости, гибкости, скоростных и силовых качеств, выносливости в умеренной силовой зоне с постепенным увеличением объема и интенсивности, в соответствии с адаптивной и функциональной способностью организма.
Таким образом, занятия физической культурой для студентов со специальной медицинской группой здоровья имеют особую значимость, так как помогает справляться с рутинными трудностями со здоровьем, а также поддерживает здоровье студентов.
Список литературы /References
1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для инст. Физ. культ / А.А. Гужаловский // ФиС, 2004.
2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: Мед-пресс, 2014. 236 с.
3. Беляев Н.Ю. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Новосибирск: СибАК, 2019.- 24 с.
4. СеменоваМ.А. Оздоровительная физическая культура. М.: Просвещение, 2014. 33 с.
5. Яшина Ю.Е., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. Занятия физической культурой со студентами специальных медицинских групп // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 5-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13896/ (дата обращения: 31.05.2022).