Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / физическая культура / здоровье / студенты. / sports / physical culture / health / students.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буйнова Ксения Евгеньевна

в данной статье рассматриваются методики обучения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, обосновывается значимость физической нагрузки для студентов данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE FOR THE STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

this article discusses the methods of teaching students belonging to a special medical group, substantiates the importance of physical activity for students of this category.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ГРУППЫ Буйнова К.Е.

Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в данной статье рассматриваются методики обучения студентов, относящихся к специальной медицинской группе, обосновывается значимость физической нагрузки для студентов данной категории. Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, студенты.

PHYSICAL CULTURE FOR THE STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

Buynova K.E.

Buynova Kseniya Evgenievna- Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY

GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: this article discusses the methods of teaching students belonging to a special medical group, substantiates the importance ofphysical activity for students of this category. Keywords: sports, physical culture, health, students.

УДК 378.036

В настоящее время актуальной остается проблема физического воспитания учащихся с различными нарушениями здоровья. Нередко такие студенты освобождаются от занятий по физической культуре, при этом именно они больше всего нуждаются в благотворном воздействии различных средств физической культуры на организм. Для таких студентов должны быть организованы занятия в специальных медицинских группах физкультуры, которые проводить гораздо сложнее, чем со здоровыми, и требуют от педагогов и медицинских работников гораздо большего. Специально подобранные комплексы упражнений, регулярно используемые в сочетании с элементами гимнастики, легкой атлетики, спорта и подвижных игр, плавания и т.д., способствуют усиленному и целенаправленному управлению здоровьем, повышению умственной и физической работоспособности, восстановлению нарушенных функций организма, формированию необходимого уровня знаний, навыков и здорового образа жизни. Для оптимизации учебного процесса на занятиях по физической культуре все учащиеся по состоянию здоровья делятся на 4 группы: основная, подготовительная, специальная и теоретическая.

Основная группа выполняет все задачи и упражнения в полном объеме, предусмотренные государственным стандартом и программой физической культуры; подготовительная - имеет мало ограничений по составу упражнений, связанных с имеющимся хроническим заболеванием в стадии ремиссии; специальная - требует особого и детального подхода к тренировочным задачам, так как им не рекомендуются или полностью запрещены ряд упражнений по состоянию здоровья.

В последней группе можно выделить две подгруппы:

* Участвует в общей программе, но не сдает нормативы и не выполняет ряд упражнений.

* Занятия по программе лечебной физической культуры (ЛФК), рекомендованные врачом ЛФК и проводимые под наблюдением учителя физической культуры.

Но самый эффективный и интересный метод обучения - реабилитационно-оздоровительная физкультура.

Оздоровительная и реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений как средства лечения заболеваний и восстановления нарушенных или утраченных функций организма из-за болезней, травм, переутомления и других причин. Общая идея лечения физическими упражнениями основана на факте восстановления организма, за счет улучшения кровообращения и подачи кислорода в больные и здоровые ткани, повышения мышечного тонуса, уменьшения жировых запасов и т. д.

В оздоровительной и реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль методологических принципов, таких как принцип индивидуализации и постепенное увеличение нагрузок. Управление благосостояния и реабилитации в основном представлено в трех формах:

* группа ЛФК в диспансерах, больницах;

* группы здоровья в физкультурных коллективах, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

* самостоятельные уроки.

Современная лечебная физкультура включает в себя достаточно обширный комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения лечебно-восстановительного направления).

Основными задачами физической реабилитации в специальных медицинских группах являются:

* укрепление здоровья;

* сокращение и ликвидация последствий перенесенных заболеваний;

* устранение функциональных аномалий и недостатков в физическом развитии;

* содействие правильному физическому развитию и закаливанию тела;

* повышенная физическая активность ослабленных болезнью органов и систем;

* освоение основных моторных навыков;

* формирование правильной осанки и, при необходимости, ее коррекции;

* обучение правильному дыханию.

Занятия со специальными группами проводятся по специально разработанной программе:

1. Тренировки - 2 раза в неделю по 45 минут, состоящие из трех частей, в каждой из которых решаются поставленные задачи.

2. Подготовительная часть длится до 20 мин и она состоит из общеразвивающих упражнений, выполняемых в медленном и среднем темпе, чередующихся с дыхательными упражнениями.

Как правило, многие ученики страдают гипоксией, и поэтому необходимо сначала научить их правильному и рациональному дыханию, это очень важная задача. Начинать изучать рациональное дыхание нужно с первых уроков, с простейших упражнений и заданий: вдыхать через нос и выдыхать через рот; вдыхать и выдыхать через нос и т. д. Каждое физическое упражнение проделывается свободно, без задержки дыхания.

В тех случаях, когда это неизбежно, после окончания упражнения необходимо давать 2-3 дыхательных упражнения с количеством повторений не более 3-5 раз. Подбираются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует давать много новых упражнений и интенсивных нагрузок.

В основной части урока, продолжительностью 20-22 минуты, учащиеся осваивают основные двигательные навыки скорости, ловкости, гибкости, скоростных и силовых качеств, выносливости в умеренной силовой зоне с постепенным увеличением объема и интенсивности, в соответствии с адаптивной и функциональной способностью организма.

Таким образом, занятия физической культурой для студентов со специальной медицинской группой здоровья имеют особую значимость, так как помогает справляться с рутинными трудностями со здоровьем, а также поддерживает здоровье студентов.

Список литературы /References

1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для инст. Физ. культ / А.А. Гужаловский // ФиС, 2004.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. М.: Мед-пресс, 2014. 236 с.

3. Беляев Н.Ю. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Новосибирск: СибАК, 2019.- 24 с.

4. СеменоваМ.А. Оздоровительная физическая культура. М.: Просвещение, 2014. 33 с.

5. Яшина Ю.Е., Чернышева И.В., Егорычева Е.В., Шлемова М.В. Занятия физической культурой со студентами специальных медицинских групп // Международный студенческий научный вестник, 2015. № 5-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13896/ (дата обращения: 31.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.