В настоящий момент в клубе работают четыре Заслуженных тренера России, в основном составе команды играют: Заслуженный мастер спорта Карпунина М.Г., четыре Мастера спорта международного класса, четыре Мастера спорта России и КМС.
Большую помощь клубу оказывает администрация Московской области, администрация Богородинского района г. Ногинска, в свою очередь клуб пропагандирует занятия физической культурой, спортом, в частности баскетболом, среди детей и молодёжи, населения Московской области, проводит многочисленные соревнования [2], мероприятия, акции, не только спортивной направленности, но и с целью приобщения к здоровому образу жизни. БК «Спартак» продолжает развиваться, равняясь на основателя клуба Давида Яковлевича Берлина, сохраняя свои традиции и передавая 70-ти летний опыт работы молодым поколениям баскетболистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кубок России по баскетболу среди женских команд как проба сил для российских игроков / Р.И. Андрианова, М.В. Леньшина, Т.С. Абрикосова, Д.В. Федосеев // Учёные записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165). - С. 19-22.
2. Леньшина, М.В. История развития и современные результаты нового олимпийского вида спорта «Баскетбол 3х3» / М.В. Леньшина, Р.И. Андрианова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Олимпизм: истоки, традиции и современность». - Воронеж : Научная книга, 2018. - С. 149-154.
REFERENCES
1. Andrianova, R.I., Lenshina, M.V., Abrikosova T.S. and Fedoseev D.V (2018), "The Russian Basketball Cup among women's teams as a test of strength for Russian players", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp.19-23.
2. Lenshina, M.V. and Andrianova R.I. (2018), "The history of development and modern results of the new Olympic sport "Basketball 3x3", All-Russian scientific and practice conference: Olympism: sources, traditions and modernity, "Scientific Book", Voronezh, рр. 149-154.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2019
УДК 615.825.1
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА У СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ирина Александровна Ерошенко, старший преподаватель, Юлия Яковлевна Низовцева, преподаватель, Максим Владимирович Манжела, старший преподаватель, Евгений Владимирович Николаев, старший преподаватель, Аркадий Александрович Долгов, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический
университет
Аннотация
В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема здоровья, рассматриваются виды дыхательных гимнастик и практик. Авторы предлагают использовать для профилактики и лечения ряда заболеваний дыхательную гимнастику при занятиях лечебной физической культурой у студентов. Так как подобная методика используется в медицинских заведения, санаториях -профилакториях и показывает свою результативность в отношении заболеваниях дыхательной системы, вегетативной системы, лишним весом, неврозах. При этом дыхательная гимнастика проста в исполнении и не требует дополнительного инвентаря при реализации. Авторы статьи не только освещают методику проведения дыхательных упражнений, но и противопоказания к данным видам нагрузок.
Ключевые слова: дыхательная гимнастика, дыхательная практика, лечебная физическая культура.
137
BREATHING EXERCISES FOR STUDENTS DURING THERAPEUTIC PHYSICAL
TRAINING
Irina Aleksandrovna Eroshenko, the senior teacher, Yulia Yakovlevna Nizovtseva, the teacher, Maksim Vladimirovich Manzhela, the senior teacher, Evgeniy Vladimirovich Niko-laev, the senior teacher, Arkady Aleksandrovich Dolgov, the senior teacher, Volgograd State
Technical University
Annotation
The article raises a popular nowadays issue of health, breathing exercises are especially noted. The authors recommend for the students to apply the breathing exercises to prevent a number of diseases. Because such practices are used in health facilities and sanatoriums - dispensaries, they show the effectiveness in the battle against respiratory diseases, overweight, autonomic nerve disorders and neurosis. At the same time, breathing exercises are simple and do not require additional equipment. The authors not only cover the methodology of breathing exercises, but also talk about their contraindications.
Keywords: breathing exercises, breathing practice, medical physical culture.
В современном мире в связи с рядом факторов, такие как: генетика, образ жизни и окружающая среда, практически не осталось абсолютно здоровых людей. В связи с этим при занятии спортом, обычно принимается ряд мер.
Перед тем как приступить к занятиям по физической культуре, студентам необходимо пройти медосмотр, который помоет определить их в нужную подгруппу для занятия спортом, это может быть основная подгруппа, подготовительная или специальная.
Специальная подгруппа - группа людей, которая имеет значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной или производительной работы.
Уроки в данной подгруппе проводятся по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания. Такие упражнения относятся к лечебной физической культуре далее ЛФК.
ЛФК - это лечебно-профилактический метод, помогающий в восстановлении организма после болезней и профилактике их развития.
К одной из методик ЛФК относится дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика - это система специальных упражнений, которые стимулируют активность дыхательной системы.
Существуют разные варианты применения дыхательной гимнастики: для лечения и профилактики заболеваний, борьбы с избыточным весом, а также на этапе реабилитации после перенесенных заболеваний или же операций. Также такие упражнения используются в детских дошкольных учреждениях, так как просты в исполнении.
Кислород необходим организму для жизнедеятельности, например, для окисления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия. Если кислорода недостаточно, у больного учащается дыхание и сердцебиение, повышается артериальное давление, возрастает сердечный выброс, тем самым у человека ухудшается общее самочувствие и снижается работоспособность ухудшается память, а также у него обостряются хронические заболевания. Для обогащения крови кислородом применяются дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика состоит из упражнений - некоторой последовательности вдохов и выдохов определенной частоты и амплитуды. Такие упражнения стимулируют тонус органов дыхания. В результате этого, количество кислорода в организме увеличивается, стимулируя при этом обменные процессы.
Занятия дыхательной гимнастикой позволяют:
1) Развить органы дыхания, которые поражены или ослаблены из-за заболевания, например, астма, простудные заболевания, бронхит, такие упражнения полезны для людей, чья профессиональная деятельность связана с говорением (преподаватели, дикторы, певцы).
138
2) Улучшить самочувствия, например, применяется в йоге и медитации.
3) Стабилизировать работу вегетативной системы, это лечение неврозов, вегетососудистой дистонии, психологических расстройств.
4) За счет ускорения обмена веществ рекомендуется врачами для похудения.
Заниматься дыхательной гимнастикой начинают с простых комплексов, постепенно
увеличивая нагрузку и переходя к более сложным. Выделяют два типа упражнений: статические и динамические. К первым относятся те, которые выполнятся на месте (только дыхание). Во второй группе находятся задания, выполняемые с использованием поворотов и наклонов корпуса. При поражении легких, к лечебной гимнастике можно приступать, только на 3-5 день с момента начала болезни, после прекращения воспалительных процессов и нормализации температуры. Упражнения должны выполняться под наблюдением специалиста, причем могут использоваться, как статические, так и
Проведение занятий проходит в основной позе - лежа на спине (так же допускается лежа на боку). Для достижения максимального эффекта от занятий, нужно добиться
синхронизации движений с дыханием: вдыхать, поднимая или отводя конечности (руки или ноги на выбор), выдыхать, возвращаясь в исходное положение (рисунок 1.). При их выполнении, спешить необязательно, ничего критичного, если изначально на них будет уходить 10-15 минут на каждый повтор (3 тренировки в день). В ходе выполнения необходимо следить за пульсом, чтобы при резких скачках снизить нагрузку. Во время выполнения упражнений частота сердечных сокращений не должна превышать 5-10 ударов в минуту. При проведении занятий ЛФК, необходимо соблюдать несколько простых правил для дыхательной гимнастики. Г лавное правило - не нужно ждать, что ваше состояние сразу улучшится. Все занятия должны проводиться под наблюдением специалиста. Лучшим вариантом начала тренировок является ограничение продолжительности занятий, и увеличение количества подходов. Это позволит достичь большей эффективности. Большая часть гимнастики выполняется в положении лежа, затем стоя, а после дополняются пешими прогулками.
Для того чтобы избежать перегрузок, обязательно измеряют пульс перед тренировкой и в процессе, если он резко возрастает, превышая допустимые пределы, нагрузку снижают. Также для ускорения излечения используется лечебный массаж. Массирование тканей корпуса, позволяет улучшить кровообращение, повысить тонус пациента и насытить клетки кислород. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из заболевания и его тяжести, также от этого зависти период проведения лечебной гимнастики.
Процесс дыхания состоит из трех частей: брюшное, среднее и верхнее дыхание. Отдельно выделяют дыхание йогов, так как оно содержит элементы трех основ типов. [1]
1. Брюшное дыхание. При этом виде дыхания происходит движение нижней части грудной клетки вследствие расширения брюшной полости. Это движение массирует
динамические.
Рисунок 1 - Примеры дыхательных упражнений [3]
139
органы брюшной полости, тем самым улучшая функции пищеварения, обмена веществ и тонизирует мышцы. Однако этот тип часто затруднен тесной одеждой или тугим ремнем, что не позволяет стенке живота двигаться.
2. Среднее дыхание. Данный вид осуществляется за счет движения ребер. Из-за сокращения мышц, грудная клетка расширяется наружу и вверх, легкие расширяются, втягивая воздух, и происходит вдох. Когда межреберные мышцы расслабляются, ребра движутся в обратную сторону.
При этом легкие сжимаются, и происходит выдох.
3. Верхнее дыхание. При выполнении этого типа приходится затрачивать больше усилий, чем при первых двух видах, а воздуха в легкие поступает намного меньше, так как диафрагма остается неподвижной. Верхнее, или ключичное, дыхание допустимо только как стадия полного йоговского дыхания в сочетании с другими типами дыхания.
4. Дыхание йогов. Оно является гармоничным сочетанием трех типов дыхания: брюшного, среднего и верхнего. При его выполнение обеспечивается вдыхание и выдыхание максимального количества
воздуха, поэтому мы заинтересованы в его. [1]
Несмотря на весомую пользу от таких занятий, существует ряд ограничений. Основными ограничениями являются следующие симптомы:
• постоянное кровохарканье;
• не поддающиеся купированию, астматические приступы;
• скопление большого количества жидкости в плевре;
• опадание (ателектаз) легочных тканей;
• ярко выраженная одышка; ритм сердечных сокращений 120
ударов и более;
• высокая температура тела (от 38°С).
Если имеется хотя бы один из этих признаков, то проведение дыхательных упражнений невозможно. Таким образом, мы видим, что дыхательная гимнастика может способствовать скорейшему выздоровлению человека. Подобные упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования, поэтому занятия могут проводиться в подготовительной группе по физической культуре. Тем самым оказывая положительное влияние на заболевания студентов. Важно отслеживать самочувствие учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. Также дыхательная гимнастика помогает избавляться студентам от неврозов в сессионный период, поэтому авторы рекомендуют внедрить подобные упражнения при занятии ЛФК.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е.А. Бойко. - М. : Вече, 2007. - 176
с.
2. Горелов, А.А. Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 21-25.
3. Ермилов, Сергей. ЛФК при дыхательных заболеваниях: рекомендации, противопоказания // URL : https://fiziotera.ru/lfk-dihatelnie-zabolevania/ (дата обращения: 02.11.2019).
4. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. - Москва : Метафора, 2008. - 368 с.
REFERENCES
1. Boyko, E.A. (2007), Encyclopedia of breathing exercises, Veche, Moscow.
2. Gorelov, A.A., Rumba, O.G. and Kopeykina, E.N. (2008), "Breathing exercises as a factor of improvement of the health state of the students with diseases of respiratory organs", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 21-25.
3. Ermilov, Sergey, TPT (therapeutic physical training) for respiratory diseases: recommendations and contraindications, available at: https://fiziotera.ru/lfk-dihatelnie-zabolevania/ (Date accessed
140
November 2, 2019)
4. Chetinin, M.N. (2008), A.N. Strelnikova s breathing exercises, Metafora, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2019
УДК 378.1
ЗНАЧЕНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В СИСТЕМЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Владимир Александрович Золотарев, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
В статье раскрывается понятие «достижение результата в огневой подготовке». Приводятся различные подходы к исследованию данного понятия. Достижение результата рассматривается как мотив. Дается характеристика достижению результата как педагогическому процессу. Раскрывается целевая установка достижения результативности стрельбы в системе подготовки курсантов военных вузов. Уточняется педагогическая сущность достижения результата в контексте мотива, процесса и цели, что позволяет структурировать процесс обучения и пересмотреть программу стрелковой подготовки будущих офицеров.
Ключевые слова: огневая подготовка, достижение результата, результативность стрельбы, феномен результата.
VALUE OF ACHIEVEMENT OF RESULTS IN THE SYSTEM OF FIRE TRAINING OF MILITARY UNIVERSITY CADETS
Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Vladimir Aleksandrovich Zolotarev, the teacher, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation
Annotation
The article reveals the concept of "achieving results in fire training." Various approaches to the study of this concept are given. Achieving the result is considered as a motive. The characteristic is given to the achievement of the result as a pedagogical process. The target setting of achieving the effectiveness of shooting in the training system of cadets of military universities is disclosed. The pedagogical essence of achieving results in the context of motive, process and goal is clarified, which allows us to structure the training process and revise the shooting training programs for future officers.
Keywords: fire training, achievement of results, shooting performance, result phenomenon.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных дисциплин в системе боевой подготовки курсантов военных вузов является огневая подготовка. Она способствует развитию как навыков и умений, требуемых для правильного ведения огня из имеющихся образцов оружия, так и формированию эмоциональной устойчивости, выдержки, требуемой будущему офицеру для выполнения служебно-боевых и оперативно-служебных задач. Однако, педагогическое проектирование освоения образовательной программы по дисциплине «Огневая подготовка», включающее структурированный блок тем и занятий, который реализуется в определенный временной период, как правило, не разъясняет сути достижения результата в огневой подготовке. Иными словами, достижение результата в стрельбе не полностью отражает достижение результата в огневой подготовке.
141