Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буйнова К.Е.

в статье рассматривается вопрос о проблемах физического воспитания студенческой молодежи, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

the article deals with the problems of physical education of students, as well as ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

общительными, быстрее привязываются и привыкают друг к другу, создается

эмоциональная связь.

Список литературы /References

1. Ташева А.Б. Социальная адаптация детей с аутизмом: личностно-ориентированный подход: выпускная квалификационная работа / А.Б. Ташева, науч. рук. Н.Н. Подпоринова. Белгород, 2018. 89 с.

2. Тюлина В.Б. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), включение в систему образования / В.Б. Тюлина // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 60-67.

3. Аркус Э.В. Учебная квартира - тест на самостоятельность. Социальная адаптация молодых людей с особенностями развития / Э.В. Аркус // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 89-93.

4. Церерина Н.В. «Школа жизни» ВООО АРДИ «Свет» - путь к самостоятельной (сопровождаемой) жизни / Н.В. Церерина // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 79-84.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Буйнова К.Е.

Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины,

факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о проблемах физического воспитания студенческой молодежи, а также пути их решения.

Ключевые слова: спорт, студенческий спорт, физическая культура, физическое развитие, молодежь, двигательная активность.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Buinova K.E.

Buinova Kseniya Evgenievna- Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: the article deals with the problems of physical education of students, as well as ways to solve them.

Keywords: sports, student sports, physical culture, motivation, physical education, young people, physical activity.

УДК 796.011.3 DOI 10.24411/2312-8089-2021-11713

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Экономя на физическом воспитании учащихся, мы не только вредим их здоровью, но и лишаем их полноценного умственного, аналитического и в целом интеллектуального развития.

В настоящее время, начиная с 1986-87 годов рождения, наблюдается рост количества первокурсников, имеющих подготовительную (слабое физическое развитие) и специальную медицинскую группы (патологические отклонения в состоянии здоровья). При этом число студентов специальной медицинской группы в некоторых регионах страны превышает 60 и более процентов.

В высших учебных заведениях, где физическое воспитание студентов поставлено на должный уровень, где физическое воспитание и спорт широко охвачены вне сетки учебного плана, где контролируется в дополнение к аудиторной физической нагрузке самостоятельная подготовка, подавляющее большинство студентов подготовительной и специальной медицинских групп успешно реабилитируются и переходят в когорту практически здоровых людей.

Специалисты в области физической культуры студенческой молодежи знают, что уровень физического развития и функциональной подготовки большинства современных молодых людей не соответствует оптимальным параметрам. Исследовательские данные свидетельствуют, что в настоящее время более 50% выпускников общеобразовательных учреждений имеют два или более хронических заболеваний [2]. Ряд социологических исследований показывает, что число студентов, направляемых на медицинские осмотры в специальные медицинские группы, достигает 50% от общего контингента студентов, а уровень физического здоровья молодежи систематически снижается в зависимости от курса обучения [5]. Исследования доказывают, что в большинстве случаев молодые специалисты имеют более низкий уровень здоровья по окончании высших учебных заведений, нежели чем при поступлении. Частота хронических патологий значительно увеличивается во время обучения, что может быть связано с осложнением отклонений и их последующим переходом в хроническую форму. Кроме того, на старших курсах наблюдается снижение уровня адаптивности функциональных систем. Одной из причин таких показателей является снижение уровня физической подготовки, а также ухудшение физического развития из-за сидячего образа жизни большинства студентов. Активным проявлением этих негативных процессов является резкое увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления в состоянии покоя у этих молодых людей [5]. Эта ситуация является серьезной проблемой, требующей немедленного решения, поскольку эта негативная динамика ухудшения здоровья молодежи влияет на работу медицинских учреждений, поскольку предоставление качественной медицинской помощи при постоянном увеличении числа людей с проблемами со здоровьем довольно проблематично[8].

Исследования показывают, что на сегодняшний день формы, методы и средства обучения, используемые в практике высшей школы, не позволяют в полной мере внедрить ориентированный на личность подход к формированию здорового образа жизни студентов и не отвечают требованиям подготовки современных специалистов. Основным недостатком, по мнению Н.А. Мелешковой, является отсутствие индивидуального дифференцируемого подхода в системе физической подготовки учащихся [3]. Тот же автор свидетельствует, что сегодня в вузах физкультурно-оздоровительная работа со студентами недостаточна, организация самостоятельной работы студентов по формированию и развитию их ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни находится на низком уровне, учебно - методическая литература по этой проблеме присутствует в недостаточном количестве. В этой ситуации крайне необходимы качественные преобразования и изменения в структуре и методологии организации и проведения учебных занятий по физической культуре у студентов.

По мнению некоторых экспертов, одним из способов внесения качественных и структурных изменений в процесс преподавания физической культуры в высшей школе является изменение формы и методики проведения практических занятий по физическому воспитанию со студентами в целях повышения уровня развития основных физических качеств и двигательных способностей, улучшения их здоровья, специальной подготовки к предстоящей трудовой и социальной деятельности [6]. Такие преобразования должны включать индивидуализацию процесса физической культуры студентов с учетом изначального уровня их здоровья и физической подготовки. Практика показывает, что эффективность физической тренировки будет высокой только в том случае, если физические нагрузки для каждого человека дозируются индивидуально [4]. Индивидуальные программы физкультуры учащихся рассчитаны на молодых людей, которые по состоянию здоровья относятся к основной или подготовительной группе, но по каким-то причинам (низкий уровень физического развития, недавние травмы и т. д.) не могут выполнять физическую нагрузку на занятиях в полном объеме. В основе этих программ лежат методы физической и функциональной подготовки молодежи к необходимому уровню нагрузки, с обязательным контролем за уровнем физического и функционального состояния организма. В этом случае общий объем и интенсивность физических упражнений ограничивается функциональным состоянием студентов, а не зависит от субъективного мнения преподавателя. Следует отметить, что эта форма обучения физической культуре позволяет привлекать к практической деятельности студентов с различным уровнем физической подготовки, а также студентов, зачисленных в специальные медицинские группы по результатам медицинских осмотров.

Основная проблема физкультуры в высших учебных заведениях заключается в необходимости достижения студентами оптимального двигательного режима. Это возможно только при эффективном использовании объективных и субъективных факторов, влияющих на личность студента. В этом случае можно поддерживать физическую форму учеников на достаточно высоком уровне, включая состояние здоровья и успехи.

Также важным элементом, влияющим на уровень физической подготовки, является отсутствие вредных привычек. В последнее время все чаще наблюдаются случаи употребления алкоголя, табака и наркотиков среди молодежи. Это оказывает негативное влияние на здоровье студентов. Поэтому необходимо бороться с такими зависимостями и привычками, как курение, алкоголизм, употребление наркотиков. Это может быть достигнуто следующими способами:

* активная пропаганда ЗОЖ;

* лекции врача-нарколога;

* профилактические беседы с психологом в вузах.

Таким образом, существует множество проблем, связанных с проведением занятий по дисциплине «Физическая культура» у студенческой молодежи, однако имеется немало способов, методов и решений данных проблем.

Список литературы / References

1 Лопатин Н.А. Роль кафедры ВУЗа в формировании здорового образа жизни студентов / Медицина в Кузбассе. Серия: Педагогика. Т. 16. № 2, 2017. С. 55-58.

2 Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2007. 567 с.

3 Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 16 с.

4 Козлов А.В. Альтернативная методика спортивноориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: Дис...канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.