12. Лаурсен П.Б. и Дженкинс Д.Г.Н. // Научная основа для высокоинтенсивных интервальных тренировок - оптимизация тренировочных программ и максимизация производительности у высококвалифицированных спортсменов на выносливость. JSportsMed32:53-73, 2002.
13. Сейлер С. и Хетлелид К.Дж. // Влияние продолжительности отдыха на напряженную работу и ЯРЕ во время интервальных тренировок. Медицинское спортивное упражнение, 37: 1601-1607, 2005.
СООТВЕТСТВИЕ ПРИНЯТЫХ УЧЕБНЫХ СТАНДАРТОВ РЕАЛИЯМ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Хораськина С.А. Email: [email protected]
Хораськина Софья Алексеевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины,
факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: для современного развития российского общества непрерывное образование в сфере физической культуры имеет важное значение. Это образование обеспечивает научную основу здорового образа жизни человека в зависимости от состояния здоровья, возраста и профессиональной деятельности. Поэтому необходимо обеспечить высококвалифицированных представителей физкультурно-оздоровительной работы педагогической системой, отвечающей запросам современного общества.
Ключевые слова: образование, спортивная подготовка, спортсмены, физические способности, генетика, выносливость.
COMPLIANCE WITH ACCEPTED EDUCATIONAL STANDARDS THE REALITIES OF MODERN EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS Khoraskina SA.
Khoraskina Sofya Alekseevna - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: for the modern development of Russian society, continuing education in the field of physical culture is important. This education provides a scientific basis for a healthy lifestyle of a person, depending on the state of health, age and professional activity. Therefore, it is necessary to provide highly qualified representatives of physical culture and recreation work with a pedagogical system that meets the needs of modern society. Keywords: education, sports training, athletes, physical abilities, genetics, endurance.
УДК 796
DOI 10.24411/2312-8089-2021-11705
Высшее образование в области физической культуры и спорта представляет собой систему, в которую входят различные элементы, такие как федеральный
образовательный стандарт, образовательные программы и конкретные организационно-педагогические условия их реализации, образовательные организации высшего профессионального обучения, способные адаптироваться к внешним изменениям, которые происходят на рынке труда и потребительских услуг. Система высшего образования в области физической культуры и спорта должна быть ориентирована на цели эффективного развития данного направления, требования потребителей, федераций по видам спорта, крупных работодателей. Расхождение с реалиями образовательных стандартов и необходимого уровня образования происходит из-за декомпозиции целей развития отрасли на содержание образовательных программ и деятельность образовательных организаций высшего образования, но применяя различные формы взаимодействия для наилучшего использования ресурсов вузов в общероссийском и региональном аспекте возможно получить необходимый уровень образования. Поэтому надо обеспечить формирование единого образовательного пространства высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта с целью обеспечения необходимого уровня подготовки современных кадров за счет нормативных требований к фундаментальным основам содержания дисциплин и его практической направленностью, вариативностью программ в сочетании с развитием сферы физической культуры и спорта и рынка труда. Нормативной базой основных требований к подготовке кадров в области физической культуры и спорта являются результаты обучения, закрепленные в федеральном образовательном стандарте высшего профессионального образования в виде общепрофессиональных компетенций. В эти требования входят знания естественнонаучной и биомедицинской направленности, психолого-педагогической, научно-методической, организационно-управленческой направленности, теории и методологии физической культуры и спорта, теории и методологии основных видов двигательной активности, теория и методика выбранного вида спорта. Обязательным условием обучения и овладения профессией в области физической культуры и спорта является практическая подготовка по овладению техникой различных упражнений и занятий спортом. Образовательная среда подготовки научных кадров для спорта включает в себя реализацию образовательных программ различного уровня, а непрерывную подготовку обеспечивает такая система: училища/школы олимпийского резерва -бакалавриат - магистратура - уровень подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура). Можно выделить следующие характеристики этой системы:
• возможность сочетать профессиональную подготовку и спортивную карьеру для квалифицированных студентов-спортсменов;
• реализовывать программы спортивной подготовки;
• совершенствовать научно-методическую поддержку спортивной подготовки;
• создать условия для самореализации учащихся в спорте;
• обеспечить практическое обучение студентов.
Основная цель непрерывного обучения в целях преподавания в области физической культуры и спорта характеризуется заботой о качестве образования и поиском условий поддержки студентов как будущих специалистов в раскрытии личностного потенциала. В психологии и образовании широко используется термин "профессиональное развитие". Он характеризуется социальной и личностной составляющими становления в профессии, личностные смыслы специализации являются общественными, а изменение механизма личностного качества как профессионально значимой для системы общества форм профессиональной деятельности раскрывается в рамках работы в своей профессии. Поэтому на современном этапе развития высшего образования необходимо пересмотреть содержание и организацию подготовки педагогических кадров. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования дает высшим
учебным заведениям, свободно выбирать направление, организацию обучения, дисциплины и виды практики, а также совершенствовать этого процесс по мере необходимости. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо построить качественно новые процессы научного образования. В дальнейшем представляется целесообразным разработать и утвердить требования к подготовке кадров в области спортивного менеджмента, спортивной психологии, спортивного анализа и спортивной науки на основе междисциплинарного подхода.
Список литературы /References
1. Щенникова Марина Юрьевна. Концепция оптимизации развития системы высшего образования в области физической культуры и спорта // Ученые записки университета Лесгафта, 2019. №9 (175).
2. Пружинин Константин Николаевич. Система непрерывного профессионального образования в области физической культуры и спорта // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 2010. №6.
3. Тюличева Александра Юрьевна. Особенности непрерывного образования в области физической культуры // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2010.
4. Поливаев Алексей Геннадьевич, Черемисов Андрей Васильевич. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы // ОНВ, 2014. №3 (129).
5. Зубарев Юрий Михайлович, Виноградов Игорь Геннадьевич. Современные проблемы многоуровневого непрерывного образования по физической культуре и спорту // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2007.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Буйнова К.Е. Email: [email protected]
Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины,
факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о формировании мотивации студентов к занятиям физической культурой. Указываются методы привлечения внимания студентов к вопросам о здоровом образе жизни, в том числе необходимости физического развития. Выявление психологических условий, необходимых для успешного формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к дисциплине «Физическая культура».
Ключевые слова: спорт, студенческий спорт, физическая культура, мотивация, физическое развитие.