Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА ЖИЗНИ"'

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА ЖИЗНИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ С РАС / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оплачко Л. В.

в данной статье рассматривается образование и социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), обучающихся по программе «Школа жизни». Также в статье ставится вопрос о проблемах образования и социальной адаптации детей с РАС и способах решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оплачко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER ENROLLED IN THE "SCHOOL OF LIFE" PROGRAM

this article discusses the education and socialization of children with autism spectrum disorders (ASD), studying in the «School of Life» program. The article also raises the question of the problems of the education and social adaptation of children with ASD and ways of solutions.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА ЖИЗНИ"»

6. Дети должны осознавать конечный результат своих усилий, им нужно объяснить, с какой целью производятся те или иные действия.

И только тогда процесс трудового семейного воспитания в перспективе даст хороший результат и на радость родителям они станут нашей опорой и поддержкой в старости!

Список литературы /References

1. АксеновД.Е. О трудовом воспитании / Д.Е. Аксенов. М.: Просвещение, 1982.

2. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности старшего школьника: Кн. для учителя / Ф.И. Иващенко. М. Просвещение, 1987.

3. Климов Е.А. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. М.: Академия, 2001.

4. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик. М.: Просвещение, 2003.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский Василий Александрович. 5-е изд. Киев: Радянська школа, 1974.

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА ЖИЗНИ»

Оплачко Л.В.

Оплачко Лана Валерьевна - магистрант, кафедра психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимир

Аннотация: в данной статье рассматривается образование и социализации детей с расстройством аутистического спектра (РАС), обучающихся по программе «Школа жизни». Также в статье ставится вопрос о проблемах образования и социальной адаптации детей с РАС и способах решения.

Ключевые слова: образование, социализация, обучение, развитие, дети с РАС, ограниченные возможности здоровья.

EDUCATION AND SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER ENROLLED IN THE «SCHOOL

OF LIFE» PROGRAM Oplachko L.V.

Oplachko Lana Valeryevna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PERSONALITY PSYCHOLOGY AND SPECIAL PEDAGOGY, VLADIMIR STATE UNIVERSITY NAMED AFTER ALEXANDER AND NIKOLA Y STOLETOVS,

VLADIMIR

Abstract: this article discusses the education and socialization of children with autism spectrum disorders (ASD), studying in the «School of Life» program. The article also raises the question of the problems of the education and social adaptation of children with ASD and ways of solutions.

Keywords: education, socialization, training, development, children with ASD, limited health opportunities.

УДК 37.013.42 DOI 10.24411/2312-8089-2021-11712

Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число детей с РАС, что трудно поддается коррекции [1].

Расстройства аутистического спектра (РАС) в последнее время диагностируется часто, и соответственно в нашем обществе возникла потребность в организации школьного обучения детей с аутизмом.

Чаще всего родители настаивают на включении своего аутичного ребенка в школьный образовательный процесс. Конечно, по сравнению с индивидуальным обучением на дому, так необходимая ребенку с аутизмом социальная адаптация проходит успешнее, если он посещает школу.

Школы, руководствуясь лучшими побуждениями и направлением на современную социальную политику страны, часто говорят об инклюзии. Тогда, когда для большинства школ проблемой является значимое несоответствие количества специалистов и учащихся, требующихся в психолого-педагогическом сопровождении. А большая часть педагогов массовых и даже коррекционных школ не владеют необходимым уровнем компетенции для работы с детьми с РАС [2].

Одна из основных трудностей, что испытывает ребенок школьного возраста с особенностями развития, это его социализация в обществе, установление межличностных отношений в коллективе. Они рождаются и развиваются в процессе общения, от взаимодействия людей друг с другом. От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, например, готовность к обучению, освоению новых умений и навыков, продуктивность совместной деятельности [3].

ВООО АРДИ «Свет» разработала и реализовала множество программ для детей и молодых людей с ОВЗ, которые нуждаются не только в комплексном обучении, но и в обучении навыкам общения, уважению потребностей другого человека, умению учитывать особенности друг друга.

«Школа жизни» - это совместная программа Владимирской областной общественной организации «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» и МБУ «Молодежный центр» администрации города Владимира. В 2011 году такая программа была запущена в детском развивающем центре «Мишутка и его друзья», как переходная ступень для ребят школьного возраста, обучающихся в домашних условиях, которые уже выросли из начального школьного возраста, но еще не готовы посещать группы «Школы жизни» для молодых людей с особыми образовательными потребностями [4].

На занятиях по программе «Школа жизни» ребята не только учатся навыкам самообслуживания (самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к себе), но и навыкам общения, работе в команде.

Развитие эмоционального единения группы происходит через приветственное занятие «Круг», общую деятельность, взаимовыручку и помощь друг друга. Ребят учат общаться доступными для них средствами (вербального и невербального общения) [4].

В заключении хотелось бы добавить, что посещение занятий в детском развивающем центре «Мишутка и его друзья» дети ходят с удовольствием. Они с нетерпением ждут начало недели, чтобы увидеться с другими такими же ребятами, вместе пообщаться и позаниматься на занятиях «Школа жизни». В начале урока мы всегда проводим занятие «Круг», где рассказываем друг другу, как прошел их день, чем были заняты до прихода в центр. Таким образом, ребята становятся более

общительными, быстрее привязываются и привыкают друг к другу, создается

эмоциональная связь.

Список литературы / References

1. Ташева А.Б. Социальная адаптация детей с аутизмом: личностно-ориентированный подход: выпускная квалификационная работа / А.Б. Ташева, науч. рук. Н.Н. Подпоринова. Белгород, 2018. 89 с.

2. Тюлина В.Б. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), включение в систему образования / В.Б. Тюлина // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 60-67.

3. Аркус Э.В. Учебная квартира - тест на самостоятельность. Социальная адаптация молодых людей с особенностями развития / Э.В. Аркус // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 89-93.

4. Церерина Н.В. «Школа жизни» ВООО АРДИ «Свет» - путь к самостоятельной (сопровождаемой) жизни / Н.В. Церерина // Защита и реализация прав людей с инвалидностью с рождения в течение жизни. Успешные практики СО НКО: Сборник материалов межрегиональной конференции г. Владимир, 30 октября - 1 ноября 2019 г., 2019. С. 79-84.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Буйнова К.Е.

Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины,

факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о проблемах физического воспитания студенческой молодежи, а также пути их решения.

Ключевые слова: спорт, студенческий спорт, физическая культура, физическое развитие, молодежь, двигательная активность.

PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Buinova K.E.

Buinova Kseniya Evgenievna- Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: the article deals with the problems of physical education of students, as well as ways to solve them.

Keywords: sports, student sports, physical culture, motivation, physical education, young people, physical activity.

УДК 796.011.3 DOI 10.24411/2312-8089-2021-11713

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.