Научная статья на тему 'ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ЕЁ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ'

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ЕЁ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / физическая культура / здоровье / физическое развитие / медицина. / sports / physical culture / motivation / health / physical education / medicine.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Буйнова Ксения Евгеньевна

статье раскрывается вопрос о необходимости занятий лечебной физкультурой, ее методах и влиянии на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL THERAPY AND ITS HEALTH BENEFITS

the article reveals the question of the need for physical therapy, its methods and impact on human health.

Текст научной работы на тему «ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ЕЁ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ»

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И ЕЁ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Буйнова К.Е.

Буйнова Ксения Евгеньевна - студент, кафедра физического воспитания, ЛФК, восстановительной и спортивной медицины, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье раскрывается вопрос о необходимости занятий лечебной физкультурой, ее методах и влиянии на здоровье человека.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, здоровье, физическое развитие, медицина.

PHYSICAL THERAPY AND ITS HEALTH BENEFITS

Buynova K.E.

Buynova Kseniya Evgenievna - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION, PHYSICAL TRAINING, REHABILITATION AND SPORTS MEDICINE, FACULTY

GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: the article reveals the question of the need for physical therapy, its methods and impact on human health. Keywords: sports, physical culture, motivation, health, physical education, medicine.

УДК 378.036

ЛФК-это отрасль клинической медицины, неотъемлемая часть медицинской реабилитации, применяющая средства физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полного восстановления здоровья и работоспособности и профилактики последствий патологического процесса (В.Н. Мошков).

Физические упражнения для лечения и профилактики использовались в древности, за 2 тысячи лет до нашей эры в Китае, Индии. В древнем Риме и древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемой частью повседневной жизни, военного дела и лечения. Гиппократ (460-370 до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) выделил в своих трудах технику физических упражнений для больных и здоровых, разделив нагрузки на малые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения использовались как средство достижения гармоничного развития. Мудров (1776-1831), Н.И. Пирогов (1810-1881), С.П. Боткин (1831-1889), Г.А. Захарьин (1829-1897), А.А. Остроумов (1844-1908) придавали большое значение использованию физических упражнений в лечебной практике.

ЛФК используется для:

* повышения эффективности комплексной терапии пациентов;

* консолидации результатов, полученных в процессе лечения;

* ускорения восстановления;

* предупреждения возможных осложнений;

* торможения развития заболевания;

* развития координации движения, силы и выносливости;

* общего укрепления организма.

Упражнения усиливают кровообращение в мышцах, которые в это время подвергаются стрессу, способствуют увеличению мышечной силы, помогают восстановить или увеличить объем движения в суставах. Дыхательная гимнастика, которая включает в себя расслабляющие упражнения, помогает снять мышечные спазмы. В результате занятий ЛФК нормализуется функционирование органов и систем, они начинают работать более слаженно, повышается эмоциональный тонус пациента.

По словам М.Д. Рипы и И.В. Кульковой, лечебная физкультура как лечебно-педагогический процесс имеет ряд фундаментальных особенностей и признаков, среди которых:

1. он основан на применении естественного фактора, такого как движение;

2. это универсальный метод, так как нет ни одного органа, который не реагировал бы на нагрузки, налагаемые на организм;

3. в процессе занятия пациент активно участвует в его исцелении, развивая и совершенствуя двигательные навыки и умения;

4. при правильной организации и рациональной методике проведения занятий ЛФК под медико-педагогическим контролем или самостоятельно она не оказывает негативного влияния на организм;

5. его можно и нужно использовать длительное время, постепенно решая лечебно-профилактические и психологически-педагогические задачи на всех этапах выздоровления человека.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые в лечебных целях, а также природные факторы. Дополнительно - механотерапия (занятия на тренажерах), массаж и трудотерапия (эрготерапия). Физические упражнения применяются в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии,

патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма и физической работоспособности в целом. Физические упражнения в ЛФК подразделяются на три группы: гимнастика, спорт и игры. Гимнастические упражнения состоят из комбинации движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и отдельные группы мышц, суставы, развивать и восстанавливать мышечную силу, быстроту, координацию и т. Все упражнения делятся на общеразвивающие (общее укрепление), специальные и дыхательные (статические и динамические). Общие укрепляющие упражнения используются для улучшения и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания. Эти упражнения облегчают лечебные эффекты специальных. Специальные упражнения избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Обычно специальные упражнения используются в сочетании с общеразвивающими. А также все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения делятся на динамические, статические. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические упражнения (условно) выполняются с участием диафрагмы, межреберных мышц и мышц живота и не сочетаются с движениями конечностей и туловища. При применении дыхательных упражнений необходимо активировать выдох. Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают легочную вентиляцию и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, парезах и параличах дыхательной мускулатуры. Дренажные дыхательные упражнения называют упражнения, которые способствуют выходу из бронхов выделений в трахею с последующим выделением мокроты во время кашля. Для лучшего выхода из пораженного участка используются статические и динамические дыхательные упражнения.

Спортивные прикладные упражнения включают в себя ходьбу, бег, ползание и скалолазание, бросание и ловлю мяча, греблю, катание на лыжах, катание на коньках, катание на велосипеде, терренкур (дозированное скалолазание), походы. Наиболее часто используется ходьба, при самых разных заболеваниях и 17 почти во всех видах и формах занятий. Количество физических усилий при ходьбе зависит от длины пути, длины шага, темпа ходьбы, местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий в качестве подготовительного и организационного упражнения. Лечебная ходьба - проводится в виде дозированных прогулок. Ходьба способствует улучшению дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, а также повышению общего тонуса организма. При ходьбе или лечебной ходьбе можно точно дозировать нагрузку по количеству остановок и их продолжительности, скорость движения и пройденное расстояние. Дозированное скалолазание (терренкур)

- одна из разновидностей лечебной прогулки. Маршруты терренкура проходят в условиях санаторной зоны по пересеченной или гористой местности.

Игры подразделяются на четыре возрастающие группы нагрузки: - на месте; - малоподвижные; - подвижные;

- спортивные. В ЛФК используют крокет, боулинг, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко используются в условиях санаторно-курортного лечения и проводятся в соответствии с общими правилами, предусмотренными при подборе партнеров с одинаковой физической подготовкой.

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением уместны для использования при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмен веществ. Вы также должны включать танцевальные элементы и танцевальные шаги в процедуры. Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы и травм костно-мышечной системы в период ремиссии затяжной хронической болезни. Упражнения при температуре воды 34-36 °С подходят пациентам со спастическим парезом. В ЛФК используются механические аппараты и тренажеры локального и общего действия. Для развития суставов с ограничением движений в них и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механических аппаратах местного действия, в дополнение к процедурам лечебной гимнастики. Тренажеры и механизмы общего действия (велотренажеры, беговая дорожка и др.) назначаются при сердечно-сосудистых, респираторных заболеваниях, экзогенном ожирении и других заболеваниях на стадии компенсации.

Таким образом, ЛФК - это широкий спектр упражнений, направленных на поддержание здоровья, а также улучшение состояния при тяжелых заболеваниях.

Список литературы /References

1 АпанасенкоГ.Л. Лечебная физкультура и врачебный контроль / Г.Л. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. 368 с

2 Васильева В.Е. Лечебная физическая культура / В.Е. Васильева. М.: Физкультура и спорт, 1970. 378 с.

3 Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. 2-е

изд., стер. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 608 с.

4 Муравов, И.В. Оздоровительный эффект физкультуры и спорта / И.В. Муравов. К: Здоровье, 2006. 203 с

5 Рипа М.Д., Кулькова И.В. Кинезотерапия. Культура двигательной активности. М.: Кнорус, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.