Научная статья на тему 'МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / детско-юношеский спорт / этап начальной специализации / скоростно-силовая подготовка / физическая подготовленность / football / youth sports / initial specialization stage / speed-strength training / physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Локтионов Сергей Эдуардович, Оганджанов Александр Леонович

Представлена методика скоростно-силовой подготовки футболистов на этапе начальной специализации на основе использования легкоатлетических средств, состоящих из беговых, прыжковых и бросковых упражнений, выполняемых в обычных и усложненных условиях, по принципу постепенно нарастающей динамической нагрузки и скорости выполнения упражнений. Разработана методика контроля скоростно-силовых способностей юных футболистов на этапе начальной специализации и представлена оценка уровня их подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Локтионов Сергей Эдуардович, Оганджанов Александр Леонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF IMPROVING THE SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF THE USE OF ATHLETICS EXERCISES

The technique of speed-strength training of football players at the stage of initial specialization based on the use of track and field athletics means, consisting of running, jumping and throwing exercises performed in normal and complicated conditions, according to the principle of gradually increasing dynamic load and speed of exercise, is presented. A technique for controlling the speed-strength abilities of young football players at the stage of initial specialization has been developed and an assessment of the level of their preparedness has been presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

СПОРТ

УДК 796.092

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-8-60-68

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

С.Э. Локтионов, А.Л. Оганджанов

Представлена методика скоростно-силовой подготовки футболистов на этапе начальной специализации на основе использования легкоатлетических средств, состоящих из беговых, прыжковых и бросковых упражнений, выполняемых в обычных и усложненных условиях, по принципу постепенно нарастающей динамической нагрузки и скорости выполнения упражнений. Разработана методика контроля скоро-стно-силовых способностей юных футболистов на этапе начальной специализации и представлена оценка уровня их подготовленности.

Ключевые слова: футбол, детско-юношеский спорт, этап начальной специализации, скоростно-силовая подготовка, физическая подготовленность.

THE METHOD OF IMPROVING THE SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF THE USE OF ATHLETICS EXERCISES

Loktionov S.A., graduate student, loktionovse 148@mgpu.ru, Russia, Moscow, Moscow City University,

Ogandjhanov A.L., doctor of pedagogical sciences, professor, Oga2106@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City University

The technique of speed-strength training of football players at the stage of initial specialization based on the use of track and field athletics means, consisting of running, jumping and throwing exercises performed in normal and complicated conditions, according to the principle of gradually increasing dynamic load and speed of exercise, is presented. A technique for controlling the speed-strength abilities of young football players at the stage of initial specialization has been developed and an assessment of the level of their preparedness has been presented.

Key words: football, youth sports, initial specialization stage, speed-strength training, physical fitness.

Локтионов Сергей Эдуардович, аспирант, loktionovse148@mgpu.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,

Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., Oga2106@mail.ru, Россия, Москва, Московский городской педагогический университет

В современном футболе интенсивность игровых эпизодов предъявляет высокие требования к развитию физических качеств футболистов, прежде всего к скоростно-силовой и скоростной подготовленности спортсменов. Эволюция игры развивается в направлении повышения быстроты действий как в работе с мячом, так и без него. При этом необходимо поддерживать высокий уровень интенсивности в течение всего матча. Такие действия игрока, как стартовая скорость, быстрота одиночного движения, резкая смена направления движения, быстрота работы с мячом, прыжок для игры головой, дальность броска мяча вратарем и

полевого игрока из-за боковой линии требует максимального проявления скоростно-силовых качеств [1, 3, 5, 8, 9].

Целью исследования является экспериментальное обоснование методики совершенствования скоростно-силовых способностей футболистов на этапе начальной специализации на основе использования легкоатлетических упражнений.

Задачи исследования:

1) апробировать в тренировочном процессе легкоатлетические упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых способностей юных футболистов;

2) разработать методику контроля скоростно-силовых способностей юных футболистов на этапе начальной специализации;

3) оценить уровень скоростно-силовой подготовленности юных футболистов с использованием батареи тестов.

Методика и организация исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:

1) анализ литературных источников;

2) педагогические наблюдения;

3) педагогические контрольные испытания;

4) формирующий эксперимент;

5) педагогический эксперимент;

6) методы статистической обработки данных.

На первом этапе в ходе проведения формирующего эксперимента проведены отбор и систематизация легкоатлетических упражнений, которые по двигательной структуре соответствуют или приближены к упраж -нениям футбольной практики. Далее упражнения прошли апробацию в тренировочном процессе, включающем обучение детей отобранным средствам физической подготовки, анализ процесса обучения упражнениям и разделение всех предлагаемых упражнений на три группы: низкой, средней и высокой степени обучаемости. Часть упражнений, вызвавших у юных футболистов значительные трудности при выполнении, была исключена из методики. В итоге в методике представлен достаточно широкий арсенал легкоатлетических средств, выполняемых спортсменами в обычных и усложненных условиях.

В формирующем эксперименте также прошли проверку четыре контрольных упражнения, предназначенных для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности в ходе педагогического эксперимента. В иссле -довании приняли участие 16 футболистов в возрасте 12-13 лет. На втором этапе с целью проверки разработанной методики планируется проведение педагогического эксперимента в течение пяти месяцев. Предполагается, что использование в тренировочном процессе данной методики сущест -венно увеличит показатели скоростно-силовой подготовленности юных футболистов, что в итоге положительно скажется на игровой практике и соревновательной деятельности юных футболистов.

Результаты исследования и их обсуждение. В работе представлены результаты первого этапа исследований, предполагающего проведение апробации легкоатлетических упражнений скоростно-силовой подготовки и включение их в экспериментальную методику. Для решения данной задачи был проведен формирующий эксперимент, который состоял в проверке средств подготовки группы юных футболистов. Кроме этого, в ходе эксперимента предполагалось освоение футболистами контрольных упражнений для оценки их скоростно-силовых способностей.

Контрольные испытания состояли из следующих упражнений:

1) бег на 30 м с высокого старта;

2) челночный бег 3*10 м с высокого старта;

3) прыжок в длину с места;

4) бросок набивного мяча массой 1 кг с места из-за головы [4, 8].

Первые два контрольных упражнения выполняются на время (руч -

ной секундомер, точность 0,01 с), два последних - на дальность прыжка и броска мяча (точность 0,01 м), по две попытки в каждом упражнении.

В ходе формирующего эксперимента проведены апробация средств и обучение спортсменов упражнениям методики, а также четырем контрольным упражнениям. Длительность формирующего эксперимента составила 4 недели. В ходе эксперимента определялся уровень обучаемости юными футболистами 31 легкоатлетического упражнения. Обучение упражнению за одно занятие считалось высоким уровнем обучаемости, за 2-4 занятия - средним, за 5-8 занятий - низким. Результаты апробации легкоатлетических средств юными футболистами представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни обучаемости юных футболистов легкоатлетическим упражнениям экспериментальной методики

Уровни обучаемости

Низкий Средний Высокий

«Шаги» с ноги на ногу Бросок набивного мяча от груди двумя руками Бег с подскоками

«Лягушка» в полном приседе на двух ногах Выпрыгивания приставным шагом правым/левым боком Прыжки на координационной лестнице на двух ногах

Бег с выпрыгиванием через 3 беговых шага Бросок набивного мяча снизу вперед двумя руками Спринт с высокого старта

Пятерной прыжок с ноги на ногу Бросок набивного мяча сбоку вперед двумя руками Прыжок в длину с места

Спрыгивание-напрыгива-ние на двух ногах Прыжки на координационной лестнице на одной ноге Поперечный челночный бег приставными шагами

«Скачки» на одной ноге Спрыгивания с приземлением на две ноги Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками

«Лягушка» в полуприседе на двух ногах Бросок набивного мяча сбоку назад двумя руками Спринт по прямой в виде эстафет

Окончание

Уровни обучаемости

Низкий Средний Высокий

Бросок набивного мяча из-за головы и бег «вдогонку» Выпрыгивания с одной ноги на каждый шаг Челночный бег по прямой в виде эстафет

- Бросок набивного мяча снизу вперед и бег «вдогонку» Спринт с изменением направления движения в виде эстафет

- Бросок набивного мяча от груди и бег «вдогонку» Бег с высокого старта в лестницу

- Прыжок вверх с места Бросок набивного мяча двумя руками от груди

- - Спринт со стойками в виде эстафет

На заключительном этапе формирующего эксперимента была сформирована окончательная методика совершенствования скоростно -силовых способностей, экспериментальное обоснование которой предполагается в ходе пятимесячного педагогического эксперимента с участием юных футболистов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы.

В методику включены легкоатлетические средства, состоящие из беговых, прыжковых и бросковых упражнений. Методика скоростно-сило-вой подготовки юных футболистов состоит из пяти блоков, сформированных по принципу постепенно нарастающей динамической и скоростной нагрузки при использовании упражнений. Подбор упражнений по степени нарастания динамических усилий и скорости выполнения упражнений формировался на основе работы М. Байбака [2], исследовавшего специальные упражнения скоростно-силового характера, применяемые легкоатлетами-прыгунами, методом тензодинамометрии.

1-й блок: простые легкоатлетические упражнения. В основном состоит из упражнений, уже ранее освоенных футболистами в ходе прошедшей тренировочной практики на этапах предварительной подготовки и начальной специализации, а также упражнений, не вызвавших больших сложностей в освоении в ходе апробации средств.

2-й блок: простые легкоатлетические упражнения в усложненных условиях (в гору, по песку, вверх по лестнице).

3-й блок: прыжково-бросковые упражнения. Начиная с данного блока наряду с простыми упражнениями, использовались новые упражнения, освоенные футболистами только на этапе формирующего эксперимента и включенные в группу среднего уровня обученности.

4-й блок: плиометрические упражнения. В блоке наряду с упражнениями третьего блока активно использовались прыжки в глубину, спрыги -вания-напрыгивания с небольшой высоты.

5-й блок: упражнения с футбольной двигательной структурой (бег между стоек, змейкой, в стороны, с изменением направления движения, прыжки вверх, броски из-за головы на дальность).

Упражнения переходят из блока в блок, при этом постепенно более сложные по двигательной структуре упражнения с большими динамическими усилиями и быстротой выполнения постепенно вытесняют более простые упражнения, выполняемые с меньшей скоростью и меньшими динамическими нагрузками. Варьировалась скорость выполнения упраж -нения, длина многоскоков, высота спрыгиваний в плиометрических прыжках, дальность бросков набивного мяча, масса набивного мяча, а также менялись условия выполнения упражнений (в гору, вверх по лестнице, по песку с использованием координационной лестницы. В конце каждого блока хорошо освоенные упражнения используются в виде эстафет. Последний блок содержит беговые, прыжковые и бросковые упражнения с двигательной структурой, характерной для футбольной практики (измене -ния направления и скорости движения в беге, бег змейкой и челночный бег, спурты с мячом, броски снарядов из-за головы, прыжки с ударом мяча ногой, головой).

Средства применяются 3 раза в неделю в течение 20 минут в начале основной части тренировочного занятия. При этом общая длительность занятия, кроме средств физической подготовки в основной части, включающей технико-тактические элементы тренировки, составляет около 90 минут. Основным используемым методом выполнения легкоатлетических упражнений является повторный метод [6, 7]. Методика включает пять четырехнедельных блоков, при этом каждый блок состоит из трехнедельного цикла использования упражнений методики и одной восстанови -тельной недели с пониженной нагрузкой, свободной от упражнений применяемой методики.

В табл. 2 для примера приведен первый блок методики совершенствования скоростно-силовых способностей юных футболистов, в котором в течение трех недель выполняются упражнения, включенные в методику.

Таблица 2

Упражнения первого блока методики совершенствования скоростно-силовых способностей юных футболистов

Первый блок

Неделя Тренировка Упражнение Количество Время, мин

1-я 1-я 1. Бег с подскоками 12 повторений по 15 м 20

2. Прыжки на координационной лестнице на двух ногах 5 вариаций по 6 повторений

3. Спринт с высокого старта 8 повторений по 10 м

Окончание

Первый блок

Неделя Тренировка Упражнение Количество Время, мин

1-я 2-я 1. Прыжок в длину с места 2 подхода по 8 повторений 20

2. Прыжки на координационной лестнице на двух ногах 5 вариаций по 5 повторений

3. Челночный бег 4 повторения 4*5 м

3-я 1. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками 2 подхода по 12 повторений 20

2. Бросок набивного мяча от груди двумя руками 2 подхода по 12 повторений

2-я 1-я 1. Бег с подскоками 12 повторений по 16 м 20

2. Прыжки на координационной лестнице на двух ногах 5 вариаций по 6 повторений

3. Выпрыгивания приставным шагом правым/левым боком 12 повторений по 12 м

2-я 1. Бросок набивного мяча от груди двумя руками 3 подхода по 12 повторений 20

2. Бросок набивного мяча снизу двумя руками 3 подхода по 12 повторений

3. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками 3 подхода по 12 повторений

3-я 1. Бросок набивного мяча снизу назад двумя руками 2 подхода по 12 повторений 20

2. Бросок набивного мяча сбоку из-за спины двумя руками 2 подхода по 12 повторений

3. Спринт с высокого старта 8 повторений по 12 м

3-я 1-я 1. Прыжки на координационной лестнице на одной ноге 5 вариаций по 5 повторений 20Л

2. Выпрыгивания приставным шагом правым/левым боком 12 повторений по 12 м

3. Пятерной прыжок с ноги на ногу 8 повторений

2-я 1. Бросок набивного мяча от груди двумя руками 3 подхода по 12 повторений 20

2. Бросок набивного мяча снизу двумя руками 3 подхода по 12 повторений

3. Бросок набивного мяча из-за головы двумя руками 3 подхода по 12 повторений

3-я 1. Спринт с высокого старта 12 повторений по 12 м 20

2. Бросок набивного мяча сбоку из-за спины двумя руками 2 подхода по 12 повторений

3. Бросок набивного мяча снизу назад двумя руками 2 подхода по 12 повторений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На последнем этапе формирующего эксперимента после процедуры тестирования футболистов проведено распределение спортсменов в кон-

трольную и экспериментальную группы (по 8 чел. в каждой группе), при котором показатели скоростно-силовой подготовленности в группах не имели достоверных различий.

На втором этапе исследования в рамках педагогического эксперимента (в осенне-зимнем подготовительном периоде) экспериментальная группа будет тренироваться по разработанной методике, контрольная - по традиционной, включающей стандартные упражнения физической подготовки, принятые в подготовке юных футболистов на этапе начальной спе -циализации.

Планируется в ходе педагогического эксперимента проведение трех тестирований с использованием батареи тестов в начале, середине и конце эксперимента для определения динамики скоростно-силовых способностей футболистов контрольной и экспериментальной групп и оценки эффективности применяемой методики.

Выводы

1. На основе использования легкоатлетических средств, состоящих из беговых, прыжковых и бросковых упражнений, выполняемых в обычных и усложненных условиях, разработана методика скоростно-силовой подготовки футболистов на этапе начальной специализации, состоящей из пяти блоков, сформированных по принципу постепенно нарастающей динамической нагрузки и скорости выполнения упражнений.

2. Скоростно-силовые упражнения в методике меняются от блока к блоку не только по мере нарастания динамических усилий и скорости выполнения упражнений, но и с нарастанием их специализированности. При этом последний блок содержит беговые, прыжковые и бросковые упражнения с двигательной структурой, характерной для футбольной практики.

3. Предполагается, что в результате проведенного полугодичного педагогического эксперимента при систематическом использовании скоро-стно-силовых легкоатлетических упражнений прогрессирующей сложно -сти повысится быстрота одиночного движения, стартовая скорость, прыжковая и бросковая подготовленность, скоростные качества футболистов.

Список литературы

1. Аниськин А.В., Филиппова Е.Н. Основные средства и методы для развития скоростно-силовой подготовки юных футболистов 10-12 лет // Science Time. 2016. № 5 (29). С. 25-30.

2. Байбак М. Систематизация специальных подготовительных упражнений, применяемых при совершенствовании техники отталкиваний в тройном прыжке с разбега: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988. 21 с.

3. Бердникова А.Н., Мохов А.А., Захарова А.В. Исследование ско-ростно-силовых способностей футболистов высокой квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 2733.

4. Гульба А.С., Калинина И.Н. Тестирование физических способностей юных футболистов: сб. материалов ежегодной отчет. науч. конф. аспирантов и соискателей КГУФКСТ. Краснодар: Изд-во КГУФКСТ, 2019. № 1. С. 15-17.

5. Егоров В.Н., Миронов Д.Л., Лапшинов Н.И. Развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов на этапе спортивной специализации // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов XXIV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2020. С. 62-66.

6. Злыгостев О.В., Татьяненко С.А., Губа В.П. Проектирование специальной физической подготовки футболистов на этапе начальной спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 58-59.

7. Оганджанов А.Л., Косихин В.П. Технологии управления технической подготовкой в легкоатлетических прыжках: монография. Ульяновск: Изд-во УГТУ, 2017. 178 с.

8. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа и др. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: Спорт, 2020. 624 с.

9. Феуерман В.В., Лебедев В.А. Скоростно-силовые способности юных футболистов на тренировочном этапе спортивной подготовки -основа эффективной соревновательной деятельности // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 54-3. С. 76-79.

References

1. Anis'kin A.V., Filippova E.N. Osnovnye sredstva i metody dlya razvitiya skorostno-silovoj podgotovki yunyh futbolistov 10-12 let [Basic means and methods for the development of speed-strength training of young football players aged 10-12] // Science Time. 2016. No. 5 (29). P. 25-30.

2. Bajbak M. Sistematizaciya special'nyh podgotovitel'nyh uprazhnenij, prime-nyaemyh pri sovershenstvovanii tekhniki ottalkivanij v trojnom pryzhke s razbega [Syste-matization of special preparatory exercises used to improve the technique of repulsions in a triple jump from a running start]: author. dis. ... cand. ped. sciences. M., 1988. 21 p.

3. Berdnikova A.N., Mohov A.A., Zaharova A.V. Issledovanie skorostno-silovyh sposobnostej futbolistov vysokoj kvalifikacii [Study of the speed-strength abilities of highly qualified football players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 12 (154). P. 27-33.

4. Gul'ba A.S., Kalinina I.N. Testirovanie fizicheskih sposobnostej yunyh futbolistov: sb. materialov ezhegodnoj otchet. nauch. konf. aspirantov i soiskatelej KGUFKST [Testing the physical abilities of young football players: Sat. materials of the annual report. scientific conf. graduate students and applicants KSUFKST]. Krasnodar: Publishing House of KGUFKST, 2019. No. 1. P. 15-17.

5. Egorov V.N., Mironov D.L., Lapshinov N.I. Razvitie skorostno-silovyh kachestv u yunyh futbolistov na etape sportivnoj specializacii [Development of speed-strength qualities in young football players at the stage of sports specialization] // Modern problems of physical culture and sports: coll. Materials XXIV All-Russian. scientific-practical. conf. / ed. E.A. Ve-toshkina. Khabarovsk: DVGAFK Publishing House, 2020. P. 62-66.

6. Zlygostev O.V., Tat'yanenko S.A., Guba V.P. Proektirovanie special'noj fizi-cheskoj podgotovki futbolistov na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Designing special physical training of football players at the stage of initial sports specialization] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 3. P. 58-59.

7. Ogandzhanov A.L., Kosihin V.P. Tekhnologii upravleniya tekhnicheskoj podgo-tovkoj v legkoatleticheskih pryzhkah [Technologies for managing technical training in track and field jumps]: a monograph. Ulyanovsk: Publishing House of USTU, 2017. 178 p.

8. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology of football]: textbook / V.P. Guba [et al.]. 3rd ed., revised. and supplemented. M.: Sport, 2020. 624 p.

9. Feuerman V.V., Lebedev V.A. Skorostno-silovye sposobnosti yunyh futbolistov na trenirovochnom etape sportivnoj podgotovki - osnova effektivnoj sorevnovatel'noj deyatel'nosti [Speed-strength abilities of young football players at the training stage of sports training - the basis of effective competitive activity] // Tendencii razvitiya nauki i obra-zovaniya [Trends in the development of science and education]. 2019. No. 54-3. P. 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.