Научная статья на тему 'Методика составления стратегического производного балансового отчета для принятия оптимальных решений по экспорту'

Методика составления стратегического производного балансового отчета для принятия оптимальных решений по экспорту Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОИЗВОДНЫЙ БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ / EXPORT STRATEGY / EXTERNAL FACTORS / STRATEGIC DERIVATIVE BALANCE SHEET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Елена Геннадьевна

Работа на внешних рынках характеризуется большим по сравнению с внутренними рынками уровнем рисков, обусловленным различиями в социальных, культурных, экономических, политических, правовых факторах зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции, высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследова93 ниями и реализацией экспортной стратегии. Исходя из этих позиций уточнена методика составления стратегических производных балансовых отчетов для принятия стратегических решений в целях реализации экспортной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operation at external markets is characterized by a higher risks level as compared to internal market. It is conditioned by differences in social, cultural, economic, political and legal factors of foreign countries; higher competition level, high quality, packing and marking specifications, as well as higher level of costs related to international marketing research and export strategy realization. On the basis of these positions the drawing up procedure of strategic derivative balance sheet for making strategic decisions in order to fulfill the export strategy is revised.

Текст научной работы на тему «Методика составления стратегического производного балансового отчета для принятия оптимальных решений по экспорту»

Бурова Е.Г.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДНОГО БАЛАНСОВОГО ОТЧЕТА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ

РЕШЕНИЙ ПО ЭКСПОРТУ

Современные мировые тенденции ставят перед хозяйствующими субъектами проблему освоения адекватных рыночной системе методов управления производством, сбытом и обеспечением предприятия ресурсами. Сегодня для большинства предприятий характерна борьба с последствиями, а не причинами явлений, при которых предприятия неосознанно отдают приоритет оперативным целям в ущерб стратегическим. Такая форма управления порождает множество проблем и противоречий, возникающих между интересами предприятия и государства (в лице фискальных органов)— отсутствие налогового планирования; рентабельностью собственного капитала и рентабельностью финансовых рынков — ошибки или отсутствие стратегии финансирования; интересами отдельных функциональных служб в рамках компании — отсутствие единой цели и стратегии приводит к конкуренции между отдельными подразделениями вплоть до полного паралича созидательной деятельности и т.д. Все это приводит к ухудшению показателей деятельности организации и создает нарастание различных проблем при их сильной взаимосвязи между собой, что негативно сказывается на жизнеспособности бизнеса и ставит под вопрос существование компании уже в ближайшем будущем.

Таким образом, функционирование предприятия в условиях рыночных отношений невозможно без разработки и реализации целого комплекса функциональных и под-функциональных стратегий, которые образуют общую стратегию бизнеса.

По мнению ряда экспертов и аналитиков, источниками проблем является неопре-

деленность целей; низкая эффективность управления; деструктивный подход к планированию бизнеса; неэффективность управления финансами и издержками производства; принятие необоснованных решений.

Традиционные элементы управления перестали отвечать предъявляемым к ним требованиям, а возросший профессионализм все чаще заставляет руководителей предприятий внедрять новые подходы к управлению.

В последнее время многие предприятия в силу объективных причин уделяют все большее внимание вопросам освоения внешних рынков и формирования экспортной стратегии. В этих условиях стратегическое управление можно рассматривать в качестве управления элементным состоянием экономики предприятия. Для обеспечения такого управления необходимо располагать информацией о состоянии этой экономики в каждую ее фазу, т. е. информацией, которую и формирует стратегический учет.

В современных условиях предприятию для нормальной производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь общую систему учета, имеющую стратегическую ориентацию. В этом случае учетная информация будет содействовать процессу разработки и реализации деловой стратегии организации, а инструменты бухгалтерского учета будут использоваться в процессе стратегического управления.

Сложившаяся система финансового учета не обеспечивает в полной мере аналитичность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности определения финансового результата по видам деятельности и управления ресурсным

потенциалом экспортеров. Бухгалтерский баланс не может быть основой для принятия стратегических решений, поскольку не учитывает влияние на предприятие различных факторов внешней среды.

Работа на внешних рынках характеризуется большим по сравнению с внутренними рынками уровнем рисков, обусловленным различиями в социальных, культурных, экономических, политических, правовых факторах зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции, высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией экспортной стратегии. В этой связи при формировании вышеуказанной стратегии необходимо оценить, насколько значительное влияние на нее оказывают те или иные внешние факторы.

Это свидетельствует о необходимости разработки стратегического учета на основе моделей стратегического прогнозирования, а также внедрение системы стратегического контроля в целях обеспечения платежеспособности и резервной системы предприятий-экспортеров, механизмом которого выступает стратегический производный балансовый отчет.

Стратегический производственный баланс носит прогнозный характер, составляется на определенный прогнозируемый период несколькими способами:

- прямым прогнозированием показателей в виде бюджетного баланса с учётом внутренних и внешних факторов;

- исходя из бухгалтерского баланса с постановкой на учёт методом двойной записи ряда внешних и внутренних факторов.

Рассматривая влияние различных факторов на разработку и выбор экспортной стратегии предприятия, можно сделать вывод, что практически все специалисты в области стратегического управления дают свой набор факторов внешней среды. Все изученные подходы к классификации внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие и его деятельность, можно условно разделить на два типа.

Ряд авторов, к их числу относится М. Мескон и К. Боумэн, выделяют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия. М. Мескон выделяет во

внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия (3, с. 54). К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители, конкуренты, государственные органы. К среде косвенного воздействия относятся международные события, состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы.

Согласно М. Мескону, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое их воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Факторы внешней среды, выделенные М.Месконом в среде прямого воздействия, отражают положение организации в странах Америки и Западной Европы: именно в этих странах значительное влияние оказывают профсоюзные комитеты и местные органы власти и управления.

Модель факторов внешней среды, предложенная К. Боумэном (1, с. 46), представляет собой развитие концепции пяти конкурентных сил Портера. В этой связи, три фактора внешней среды из пяти на микроуровне отражают влияние на предприятие со стороны сил конкуренции.

Такие специалисты в области стратегического управления, как Д.Дэниелс, Л.Радеба, А.Стрикленд, А.Томпсон, Р.А.Фатхутдинов, считают, что влияние факторов внешней среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер. Дж. Д. Дэниелс и Ли Х. Радеба выделяют географические, исторические, политические, правовые, экономические и культурные факторы внешней среды (2, с.7).

А. Томпсон и А. Стрикленд выделяют не только внешние и внутренние факторы, воздействующие на стратегию, но базовые процедуры ее разработки, такие, как вывод о степени влияния внутренних факторов, выбор оценки стратегических альтернатив и выработка стратегии. Выделенные А. Томпсо-ном и А. Стриклендом факторы внешней и внутренней среды (4, с. 90) являются достаточно емкими и информативными. Однако при использовании экономико-математических методов формирования стратегии оценка ряда факторов, например, личных устремлений и корпоративной культуры может быть весьма затруднительной.

В ходе исследования установлено, что на экспортную стратегию оказывают влияние факторы микросреды и макросреды как в стране экспортера, так и импортера. Таким образом, при формировании экспортной стратегии предприятия автор предлагает использовать 4-х уровневую модель влияния внешних факторов:

1-ый уровень — факторы микросреды в стране экспортера;

2-ой уровень — факторы макросреды в стране экспортера;

3-ий уровень — факторы микро среды в стране импортера;

4-ый уровень — факторы макросреды в стране импортера.

Среди факторов макросреды в стране экспортера можно выделить экономические, политические и правовые факторы. В стране импортера на частную экспортную стратегию оказывают влияние на микроуровне — конкуренты и потребители, а на макроуровне — политические, экономические, правовые, социальные и культурные факторы.

Данная модель может быть использована для выявления ключевых факторов при разработке экспортной стратегии. Экспортная стратегия промышленного предприятия представляет собой совокупность его частных экспортных стратегий. Таким образом, влияние факторов внешней среды на общую экспортную стратегию может быть определено через его частные экспортные стратегии. При реализации частной экспортной стратегии в стране экспортера на нее оказывают непосредственное влияние поставщики различных ресурсов (сырье, вспомогательные материалы и т. д.), которые необходимы для изготовления экспортного товарного ассортимента.

Можно предположить, что воздействие каждого из выделенных факторов на частные экспортные стратегии предприятия неодинаково. Для определения наиболее значимых факторов необходима количественная оценка степени их влияния. Каждый фактор, а также частные экспортные стратегии предприятия могут быть охарактеризованы рядом количе -ственных показателей. Количественным показателем частной экспортной стратегии может служить объем экспортных продаж рассматриваемого товара на конкретном экспортном рынке.

Экономические и политические факторы, как в стране экспортера, так и импортера тесно связаны между собой. Поэтому в качестве их количественных показателей могут

быть использованы курсы национальных валют по отношению к доллару США или евро, а также инфляционные ожидания. Правовые факторы макросреды в стране экспортера и импортера оказывают влияние на экспортную стратегию предприятия, главным образом, через таможенные пошлины на вывоз или ввоз определенного вида товаров. В этой связи количественным показателем для данного вида факторов может служить уровень экспортных и импортных пошлин.

Наиболее сложно выбрать показатели для оценки влияния на частные экспортные стратегии потребителей продукции и конкурентов. Тем не менее, показателем воздействия потребителей на частную экспортную стратегию может служить жизненный уровень населения в случае потребительских товаров и объемы производства отраслей-потребителей для товаров промышленного назначения.

Влияние конкурентов может быть определено посредством корреляционного анализа цен конкурентов и объема экспортных продаж экспортных товаров предприятия. Социально-культурные факторы крайне сложно поддаются количественной формализации. В этой связи, данные факторы необходимо оценивать качественно, в виде ограничений на использование данного товара на конкретном экспортном рынке. Количественным показателем частной экспортной стратегии предприятия может служить объем экспортных продаж товара на экспортном рынке.

Исходя из этих позиций автором уточнена методика составления стратегических производных балансовых отчетов для принятия оптимальных решений по экспорту и апробирована на ООО «Урал Азов».

Алгоритм составления стратегического производного балансового отчета включает три этапа.

1-й этап — корректировочный. Первым шагом корректировочного этапа является отражение требований МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» и российским стандартом «Условные факты хозяйственной деятельности». В бухгалтерской отчетности необходимо раскрывать информацию об условных фактах хозяйственной деятельности, последствиями которых могут быть условные активы и условные обязательства. На данном этапе осуществляется корректировка объектов актива и пассива исходного баланса; определение недооцененных, неучтенных, фиктивных и условных ак-

тивов и обязательств. Корректировка стоимости активов основывается на определении и оценке активов и обязательств по достижению реальной стоимости с использованием принципа двойной записи. Использование системы корректировок по уточнению объектов активов и обязательств позволяет снять с учёта фиктивные активы и обязательства и поставить на учёт неучтенные, условные активы и обязательства организации.

В ООО «Урал Азов» на корректировочном этапе выявлены следующие факты хозяйственной деятельности, оказывающие влияние на достоверность бухгалтерской отчетности:

1. Обнаружен неоприходованный излишек товарно-материальных ценностей, выявленный в результате проведения инвентаризации на сумму 0,82 млн. руб. Товарно-материальные ценности приняты к учету: Дебет счёта 01 Кредит счёта 91 0,82.

2. Начислен налог на прибыль в результате возникновения налогооблагаемой базы в сумме 0,16 млн. руб.:

Дебет счёта 99 Кредит счёта 68 0,16.

3. Отражены в учете условные расходы, связанные с погашением просроченного платежа по долгосрочному кредиту в сумме 7,50 млн. руб. и просроченных начисленных процентов за пользование долгосрочным кредитом в сумме 2,50 млн. руб.:

Дебет счёта 67 Кредит счёта 51 10,00

4. Отражена корректировка справедливой стоимости внеоборотных активов в сумме 15,0 млн. руб.:

Дебет счёта 99 Кредит счетов 01 15,0

5. Отражена корректировка корректировки справедливой стоимости оборотных активов в сумме 2,0 млн. руб.:

Дебет счетов 10,43 Кредит счёта 99 2,0

6. отражена корректировка справедливой стоимости долгосрочных обязательств в сумме 1,0 млн. руб.:

Дебет счёта 99 Кредит счёта 67 1,0

7. Отражена корректировка справедливой стоимости краткосрочных обязательств в сумме 1,0 млн. руб.:

Дебет счетов 60,66,68 и др. Кредит счёта 99 0,5

2-й этап — стратегический. Определение фактического или ожидаемого влияния внешних и внутренних стратегических факторов на деятельность предприятия на основе корректировки на неопределенность и риск в

выбранной оценки; постановка на учет этих факторов стратегическими балансовыми проводками; определение показателей чистых активов.

На втором этапе рекомендована последовательная постановка на учет факторов микро- и макросреды в стране экспортера, факторов микро- и макросреды в стране импортера с расчетом чистых активов предприятия-экспортера после постановки на учет каждой группы факторов. Размер чистых активов позволяет получить представление о финансовой стабильности организации, выяснить, сможет ли она рассчитаться по обязательствам перед кредиторами.

В ООО «Урал Азов» на стратегическом этапе отражено в учете влияние факторов микросреды и макросреды в стране экспортера и импортера:

8. Изменение внутренних цен на товарно-материальные ценности в сторону увеличения на сумму 3,65 млн. руб.:

Дебет счёта 10,19 Кредит счёта 60 3,65. Дебет счёта 68 Кредит счёта 19 0,55.

9. Изменение таможенной политики в сторону увеличения таможенных пошлин приводит к сокращению прибыли на 0,9 млн. руб.:

Дебет счёта 99 Кредит счёта 68 0,9.

10. Изменение курса национальной валюты по отношению к доллару США или евро вызывает потери в размере 5,2 млн. руб.: Дебет счёта 91 Кредит счёта 50,52,55,57

5,2.

11. Изменение налоговой политики в сторону уменьшения налогового бремени на 3,5 млн. руб.:

Дебет счёта 68 Кредит счёта 99 3,5.

12. Возврат предоплаты иностранному покупателю в связи с сокращением объемов покупок экспортной продукции, а также потери, связанные с комиссией банку за указанные операции:

Дебет счёта 62 Кредит счёта 52 1,17. Дебет счёта 91 Кредит счёта 51 0,21.

13. Изменение внешней политики в области импорта (снижение объема) приводит к необходимости привлечение кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, что, в свою очередь, порождает дополнительные расходы:

Дебет счёта 51 Кредит счёта 66 1,50. Дебет счёта 60 Кредит счёта 51 1,50. Дебет счёта 91 Кредит счёта 66 0,11. Дебет счёта 66 Кредит счёта 51 0,11.

№ п/п Показатели Сумма, млн. руб.

1 Стоимость чистых активов по бухгалтерскому балансу 220,0

2. Стоимость чистых активов по корректировочному балансу 207,16

3. Стоимость чистых активов по трансформационному балансу после постановки на учет факторов микросреды экспортера 207,16

4 Стоимость чистых активов по трансформационному балансу после постановки на учет факторов макросреды экспортера 204,56

5 Стоимость чистых активов по трансформационному балансу после постановки на учет факторов микросреды импортера 204,35

6 Стоимость чистых активов по трансформационному балансу после постановки на учет факторов макросреды импортера 204,24

7. Стоимость чистых активов по стратегическому производному балансовому отчету 204,24

3-й этап — гипотетический: условная реализация активов и условное удовлетворение обязательств.

На гипотетическом этапе отражена условная реализация активов и условное удовлетворение обязательств ООО «Урал Азов».

14. Условная реализация внеоборотных активов:

Дебет счёта 51 Кредит счетов 01,03,04 249,72.

15. Условная реализация оборотных активов:

Дебет счёта 51 Кредит счетов 10,43 252,58.

16. Условное удовлетворение долгосрочных обязательств:

Дебет счёта 67 Кредит счёта 51 290,40.

17. Условное удовлетворение краткосрочных обязательств:

Дебет счёта 60,66,68,69 и др. Кредит счёта 51 7,66.

По результатам составления стратегического производного балансового отчёта можно сформировать аналитическую таблицу с данными о стоимости чистых активов (табл. 1).

В расчете предприятие потеряло 15,76 млн. руб. своей собственности, что говорит об отрицательном влиянии внешних факторов на финансовое положение предприятия, в т.ч. за счет влияния факторов макросреды страны экспортера предприятие потеряло 2,60 млн. руб., а за счет влияния факторов макросреды страны импортера — 0,11 млн. руб. собственности.

Таким образом, производный балансовый отчет позволяет моделировать различные ситуации, которые могут произойти при действии определенных стратегических факторов, а также последствия этих ситуаций, и

организовать на этой основе эффективную систему контроля и управления собственно -стью, платежеспособностью, риском, оценить возможности и перспективы развития организации, реализовать стратегические решения и обосновать экспортную стратегию.

Апробированная уточненная методика составления стратегического производного балансового отчета, к преимуществам которой относятся возможности формирования данных для анализа влияния параметров микро- и макросреды внутри страны и за её пределами, являющихся основой для принятия стратегических решений, обоснования необходимости корректировки осуществляемой экспортной стратегии, оценки результатов её реализации.

Библиографический список

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.

2. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции./Пер. с англ., 6-е изд. — М.: Дело, 1998. — 456 с.

3. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./Пер. с англ. — М.: "Дело", 1992. — с.501.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.