Научная статья на тему 'Методика сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на региональном уровне путем внедрения электронной школы репродуктивного здоровья'

Методика сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на региональном уровне путем внедрения электронной школы репродуктивного здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
репродуктивное здоровье / репродуктивный потенциал / информационнопросветительская деятельность / охрана репродуктивного здоровья детей и подростков / репродуктивное поведение / половое воспитание / reproductive health / reproductive potential / outreach / reproductive health of children and adolescents / reproductive behavior / sex education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукашева Ольга Владимировна, Маринкин Игорь Олегович, Макаров Константин Юрьевич, Борцов Виктор Анатольевич, Соколова Татьяна Михайловна

Демографические тенденции последних лет определяют высокое значение программ, направленных на сохранение репродуктивного потенциала детей и подростков. В работе представлены научное обоснование и оценка эффективности методики сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на основании внедрения электронной школы репродуктивного здоровья. В ходе работы проведено социологическое исследование 400 девочек-подростков Новосибирска и Новосибирской области, 400 родителей девочек-подростков, 420 педагогов средних образовательных учреждений, 86 врачейпедиатров участковых, 34 врачей – акушеров-гинекологов, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним на амбулаторном уровне. Оценка эффективности внедренной школы репродуктивного здоровья проведена по результатам клинического обследования 127 девочек-подростков, анализ доступности – путем социологического исследования мнений 115 родителей девочек-подростков, пользователей школы. В результате определено, что своевременное использование девочками-подростками информации профилактической направленности по вопросам репродуктивного здоровья и поведения, размещенной в электронной школе репродуктивного здоровья, позволяет влиять на модифицируемые факторы риска развития гинекологических заболеваний, определяя тенденцию к увеличению возраста коитархе, снижению количества половых партнеров и значимо повышая приверженность методам контрацепции. В связи с этим достигается снижение количества воспалительных заболеваний органов малого таза, повышается запрос на профилактическое консультирование, что непосредственно влияет на сохранение репродуктивного потенциала девочек-подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукашева Ольга Владимировна, Маринкин Игорь Олегович, Макаров Константин Юрьевич, Борцов Виктор Анатольевич, Соколова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of preserving the reproductive health of adolescent girls at the regional level through the introduction of an electronic school of reproductive health

Recent demographic trends highlight the significant importance of programs aimed at preserving the reproductive potential of children and adolescents. This paper presents the scientific rationale and evaluation of the effectiveness of a methodology for preserving the reproductive health of adolescent girls based on the implementation of an electronic reproductive health school. A sociological study of 400 adolescent girls in the city of Novosibirsk and the Novosibirsk region, 400 parents of adolescent girls, 420 educators, 86 pediatrician, and 34 obstetrician-gynecologists. The effectiveness assessment of the implemented reproductive health school was conducted based on the results of clinical examination of 127 adolescent girls, and the analysis of accessibility was carried out through a sociological study of the opinions of 115 parents of adolescent girls who were users of the school. As a result, it was determined that the timely use by adolescent girls of preventive information on reproductive health and behavior, disseminated through the electronic reproductive health school, allows for influencing modifiable risk factors for gynecological diseases, determining a trend towards an increase in the age of first sexual intercourse, a decrease in the number of sexual partners, and significantly increasing adherence to contraceptive methods. Consequently, there is a reduction in the incidence of inflammatory diseases of the pelvic organs, an increase in demand for preventive counseling, which directly impacts the preservation of the reproductive potential of adolescent girls.

Текст научной работы на тему «Методика сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на региональном уровне путем внедрения электронной школы репродуктивного здоровья»

Организационные вопросы

Лукашева О.В.1, Маринкин И.О.2, Макаров К.Ю.2, Борцов В.А.2, Соколова Т.М.2, Пивень Л.А.2, Юрьева Т.А.2

1 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Клинический центр охраны здоровья семьи и репродукции», 630136, г. Новосибирск, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 630091, г. Новосибирск, Российская Федерация

Методика сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на региональном уровне путем внедрения электронной школы репродуктивного здоровья

Резюме

Демографические тенденции последних лет определяют высокое значение программ, направленных на сохранение репродуктивного потенциала детей и подростков. В работе представлены научное обоснование и оценка эффективности методики сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на основании внедрения электронной школы репродуктивного здоровья. В ходе работы проведено социологическое исследование 400 девочек-подростков Новосибирска и Новосибирской области, 400 родителей девочек-подростков, 420 педагогов средних образовательных учреждений, 86 врачей-педиатров участковых, 34 врачей - акушеров-гинекологов, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним на амбулаторном уровне. Оценка эффективности внедренной школы репродуктивного здоровья проведена по результатам клинического обследования 127 девочек-подростков, анализ доступности - путем социологического исследования мнений 115 родителей девочек-подростков, пользователей школы. В результате определено, что своевременное использование девочками-подростками информации профилактической направленности по вопросам репродуктивного здоровья и поведения, размещенной в электронной школе репродуктивного здоровья, позволяет влиять на модифицируемые факторы риска развития гинекологических заболеваний, определяя тенденцию к увеличению возраста коитархе, снижению количества половых партнеров и значимо повышая приверженность методам контрацепции. В связи с этим достигается снижение количества воспалительных заболеваний органов малого таза, повышается запрос на профилактическое консультирование, что непосредственно влияет на сохранение репродуктивного потенциала девочек-подростков. Ключевые слова: репродуктивное здоровье; репродуктивный потенциал; информационно-просветительская деятельность; охрана репродуктивного здоровья детей и подростков; репродуктивное поведение; половое воспитание

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования - Маринкин И.О., Макаров К.Ю., Борцов В.А., Соколова Т.М.; сбор и обработка материала - Лукашева О.В., Пивень Л.А, Юрьева Т.А.; статистическая обработка данных - Лукашева О.В., Соколова Т.М.; написание текста - Лукашева О.В.; техническое оформление - Юрьева Т.М.; редактирование - Макаров К.Ю., Борцов В.А., Соколова Т.М.

Для корреспонденции

Лукашева Ольга Владимировна -

врач - акушер-гинеколог

ГБУЗ НСО «КЦОЗСиР»

Адрес: 630136, г. Новосибирск,

ул. Киевская,д.1

Телефон: (913) 710-45-41

E-mail: [email protected]

https://orcid.org/0000-0002-9667-7301

Для цитирования: Лукашева О.В., Маринкин И.О., Макаров К.Ю., Борцов В.А., Соколова Т.М., Пивень Л.А., Юрьева Т. А. Методика сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков на региональном уровне путем внедрения электронной школы репродуктивного здоровья // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2024. Т. 20, № 2. С. 10-20. 001: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2024-20-2-10-20 Статья получена 13.04.2024. Принята в печать 10.06.2024.

Lukasheva O.V.1, Marinkin ^.2, Makarov K.Yu.2, Bortsov V.A.2, Sokolova T.M.2, Piven L.A.2, Yuryeva T.A.2

1 Clinical Center for Family Health Care and Reproductive, 630136, Novosibirsk, Russian Federation

2 Novosibirsk State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 630091, Novosibirsk, Russian Federation

Methods of preserving the reproductive health of adolescent girls at the regional level through the introduction of an electronic school of reproductive health

Abstract

Recent demographic trends highlight the significant importance of programs aimed at preserving the reproductive potential of children and adolescents. This paper presents the scientific rationale and evaluation of the effectiveness of a methodology for preserving the reproductive health of adolescent girls based on the implementation of an electronic reproductive health school. A sociological study of 400 adolescent girls in the city of Novosibirsk and the Novosibirsk region, 400 parents of adolescent girls, 420 educators, 86 pediatrician, and 34 obstetrician-gynecologists. The effectiveness assessment of the implemented reproductive health school was conducted based on the results of clinical examination of 127 adolescent girls, and the analysis of accessibility was carried out through a sociological study of the opinions of 115 parents of adolescent girls who were users of the school. As a result, it was determined that the timely use by adolescent girls of preventive information on reproductive health and behavior, disseminated through the electronic reproductive health school, allows for influencing modifiable risk factors for gynecological diseases, determining a trend towards an increase in the age of first sexual intercourse, a decrease in the number of sexual partners, and significantly increasing adherence to contraceptive methods. Consequently, there is a reduction in the incidence of inflammatory diseases of the pelvic organs, an increase in demand for preventive counseling, which directly impacts the preservation of the reproductive potential of adolescent girls. Keywords: reproductive health; reproductive potential; outreach; reproductive health of children and adolescents; reproductive behavior; sex education

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Lukasheva O.V., Marinkin I.O., Makarov K.Yu., Bortsov V.A., Sokolova T.M., Piven L.A., Yuryeva T.A. Methods of preserving the reproductive health of adolescent girls at the regional level through the introduction of an electronic school of reproductive health. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2024; 20 (2): 10-20. DOI: https://www.doi.org/10.33029/1816-2134-2024-20-2-10-20 (in Russian) Received 13.04.2024. Accepted 10.06.2024.

По данным Федеральной службы государственной статистики, демографические тенденции последних 5 лет характеризуются прогрессирующим падением численности населения. Вместе с тем научные данные подчеркивают тенденцию к увеличению частоты гинекологической патологии у подростков во всех субъектах Российской Федерации [1]. В связи с ухудшением соматического и репродуктивного здоровья несовершеннолетних возникает реальная угроза количественной и качественной потери репродуктивного потенциала страны, также данная тенденция ставит под сомнение возможность успешной реализации их репродуктивной функции в будущем. Вот почему охрана здоровья детей и подростков как приоритетная задача государства представлена в Концепции демографиче-

ской политики Российской Федерации на период до 2025 г. Кроме того, охрана и поддержка репродуктивного здоровья подростков являются ключевыми критериями эффективности системы здравоохранения [2, 3]. С учетом этого возрастает актуальность проведения мероприятий, повышающих доступность материалов профилактической направленности, необходимых для формирования безопасного репродуктивного поведения [4, 5].

В связи с этим целью проведенной работы стало научное обоснование методики сохранения репродуктивного здоровья девочек-подростков путем формирования безопасного репродуктивного поведения на основе внедрения электронной школы репродуктивного здоровья. Для достижения поставленной цели реализованы следующие задачи: определение

научных предпосылок к созданию электронной школы репродуктивного здоровья для девочек-подростков и их родителей; формирование структурно-организационной модели электронной школы репродуктивного здоровья; оценка эффективности и доступности разработанного электронного ресурса.

Материал и методы

Исследование проводилось с 2019 г. с применением комплексного подхода и включало социологический, клинический методы, а также метод организационного моделирования.

В социологическом исследовании приняли участие 400 девочек-подростков, проживающих в Новосибирске и Новосибирской области, а также 400 родителей девочек-подростков, обратившихся за помощью в ГБУЗ НСО «Центр охраны репродуктивного здоровья "Ювентус"» (с 2022 г. входит в состав ГБУЗ НСО «Клинический центр охраны здоровья семьи и репродукции»). Для определения мнения специалистов здравоохранения о системе охраны репродуктивного здоровья и степени их вовлеченности в процесс полового воспитания проведено социологическое исследование методом анонимного анкетирования 86 врачей-педиатров участковых и 34 врачей - акушеров-гинекологов, оказывающих медицинскую помощь несовершеннолетним на амбулаторном уровне. Проведен опрос 420 педагогов средних образовательных учреждений Новосибирска и Новосибирской области.

Для оценки эффективности работы электронной школы репродуктивного здоровья проведено клиническое обследование 127 пациенток по алгоритму, принятому в работе акушеров-гинекологов, оказывающих амбулаторную помощь несовершеннолетним. В процессе исследования 64 пациентки вошли в группу контроля, а 63 -в группу наблюдения. Проведена 2-этапная оценка состояния репродуктивного здоровья и характеристик образа жизни участ-

ниц из группы наблюдения: первоначально во время их первого обращения в 20192020 гг., а затем во время повторного обращения в 2021-2022 гг. после использования информационных ресурсов электронной школы репродуктивного здоровья с последующим сравнением показателей с аналогичной контрольной группой [6]. В процессе работы отдельное внимание уделялось этическим принципам проведения научных медицинских исследований с участием человека, изложенным в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации. В ходе исследования строго соблюдены этические нормы и правила, предусмотренные бюллетенем Высшей аттестационной комиссии Министерства образования России № 3 от 2002 г. «О порядке проведения биомедицинских исследований у человека». Исследование одобрено комитетом по этике ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (протокол № 121 от 21.11.2019).

Результаты и обсуждение

В ходе изучения репродуктивного здоровья было выявлено, что основной проблемой девочек-подростков, проживающих в Новосибирске и Новосибирской области с 2019 по 2022 г., неизменно являются нарушения менструальной функции, включая боль (код по МКБ-10 N94) и проблемы с регулярностью менструаций (N91), на основании сведений, зарегистрированных как по обращаемости (2318 случаев в 2019 г. и 2505 - в 2022 г. соответственно), так и по результатам профосмотра (994 случая в 2019 г. и 1208 - в 2022 г.), что согласуется с общенациональной статистикой, а также с данными клинического обследования [N94 - 31 (48,4%) и N91 -12 (18,8%)]. Случаи воспалительных заболеваний органов малого таза (N70-76) обнаруживаются у 20,3% обследованных пациенток, причем удельный вес нозологии возрастает у сексуально активных девочек-подростков [12 (26,7%)]. Другие

Таблица 1. Количество беременностей и их исход у девочек-подростков Новосибирска и Новосибирской области (2019-2022 гг.)

Table 1. The number of pregnancies and their outcome in adolescent girls in Novosibirsk and the Novosibirsk region, 2019-2022

Показатель 2019 2020 2021 2022

Количество девочек-подростков 10-17 лет включительно, человек 113 917 111 295 112 723 119 218

Всего беременностей, человек 172 153 185 177

Всего прерываний беременности, человек 105 106 104 102

Частота беременностей на 1000 человек населения соответствующего возраста 1,5 1,4 1,6 1,5

Частота прерываний беременности на 1000 человек населения соответствующего возраста 0,9 1,0 0,9 0,9

Удельный вес прерываний беременности от общего количества беременностей у девочек соответствующего возраста, % 61,0 69,3 56,2 58,0

диагностированные состояния включали обильные менструации [N92 - 5 (7,8%)] и заболевания молочной железы [N64 - 2 (3,1%)], а также наблюдение за использованием контрацептивов ^30 - 6 (9,4%)]. Среди лекарственных средств для снятия боли при менструациях нестероидные противовоспалительные препараты использовали 13 (20,3%) девочек, что подтверждает тренд на применение этих препаратов среди подростков. Кроме того, идентифицированы изменяемые факторы риска для развития гинекологических патологий, среди которых ранняя сексуальная активность, частая смена сексуальных партнеров и ограниченное использование методов контрацепции. Средний возраст полового дебюта составил 15,6±0,17 года, что меньше оптимального, по мнению подростков, возраста (17±0,1 года), среднее число партнеров -2,2±0,4. В качестве основных мотивов начала сексуальной жизни девочки-подростки называют чувство влюбленности и интерес или любопытство [99 (46,5%) и 24 (11,0%) соответственно]. Лишь у одной девушки (0,5%) первый сексуальный опыт произошел из желания не отставать от сверстников, а в 2 (0,8%) случаях этому предшествовало алкогольное или наркотическое опьянение. Большинство [35 (77,8%)] девочек-подростков, живущих половой жизнью, используют барьерные средства контрацепции; 2 (4,4%) -

метод прерванного полового акта; 2 (4,4%) - комбинированный метод (гормональная + барьерная); 1 (2,2%) - исключительно гормональную контрацепцию; 5 (11,1%) -не практикуют. Только 14 (31,1%) девушек регулярно используют контрацептивы, тогда как 31 (68,9%) применяют их нерегулярно. В целом в регионе на сопоставимом уровне сохраняется количество беременностей, наступивших у несовершеннолетних, и частота абортов не снижается в течение всех лет наблюдения (табл. 1).

Кроме нерегулярности использования надежных методов контрацепции, такие показатели можно связать с намерением современных девочек-подростков отсрочить реализацию их репродуктивных планов: 184 (46,0%) девушки планируют первую беременность в возрасте между 20 и 25 годами; 128 (32,0%) - в период с 26 по 30 лет; 20 (5,0%) - 30-35 лет и старше; только 6 (1,5%) из опрошенных подростков считают приемлемым иметь детей до 20 лет, в то время как 18 (4,5%) девочек-подростков не планируют детей; 43 (10,8%) -затруднились ответить.

В структуре экстрагенитальной патологии при обследовании девочек-подростков обеих групп лидируют болезни эндокринной системы - 35 (27,6%), в том числе ожирение - 15 (11,8%), что сопоставимо с общероссийской тенденцией [7]. Заболевания щитовидной железы у 4 (6,3%) пациенток контрольной группы, что

может быть связано с региональной особенностью дефицита йода [8]. Заболевания ЛОР-органов и органов дыхания установлены у 17 (13,4%) девочек-подростков, патология желудочно-кишечного тракта выявлена у 11 (8,7%), заболевания моче-выводящих путей - у 8 (6,3%) девочек-подростков, среди всей патологии чаще упоминались пиелонефрит и дисметабо-лические нефропатии. Преимущественно патология носит хронический характер, и каждая вторая участница исследования находится на диспансерном наблюдении профильного специалиста. Патология сердечно-сосудистой системы, системы крови и органов кроветворения, включая анемию и другие формы недостаточности железа, диагностированы у 8 (6,3%) девочек-подростков, что не только оказывает негативное влияние на качество их жизни, но и является следствием нарушений менструальной функции. Болезни кожи установлены у 10 (7,9%) пациенток, наиболее распространенной патологией является угревая болезнь. Такие результаты можно связать с возрастными особенностями исследуемой группы, все обследованные девочки-подростки на момент проведения исследования находились под наблюдением врача-дерматовенеролога. Психические заболевания у 7 (5,5%) обследованных представлены преимущественно тревожными и аффективными расстройствами. Заболевания опорно-двигательного аппарата и нарушения зрения диагностированы у 6 (4,7%) девочек-подростков обеих групп. У 1 (0,8%) пациентки установлено наличие моногенного заболевания (врожденная нейросенсорная тугоухость), что подчеркивает важность генетического тестирования будущих родителей на этапе прегравидарной подготовки. Регулярно употребляли алкогольные напитки (1 раз в неделю и чаще) 9 (14,1%) девочек-подростков, а ежемесячно - 13 (20,3%) участниц. Курение было зафиксировано у 11 (17,2%) обследованных, причем все курящие девочки [11 (24,4%)] принад-

лежали к подгруппе, ведущей половую жизнь, в то время как в подгруппе, отрицающей половую активность, курящих не было. Среднесуточное потребление сигарет среди курящих составило 11,7±2,2 штуки. Исходя из результатов анонимного опроса подавляющее большинство несовершеннолетних девочек в случае возникновения вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем или поведением, в первую очередь ищут поддержку и совет у членов своей семьи. В то же время 80 (20,0%) девочек-подростков указали, что не обсуждают подобные темы ни с кем, подчеркивая некоторую замкнутость или отсутствие подходящего собеседника. Также 30 (7,5%) участниц опроса испытали затруднения при ответе на вопрос об обсуждении репродуктивных вопросов, что может свидетельствовать о неопределенности или неуверенности в поиске надежного источника информации.

Родители девочек-подростков отмечают ключевую роль семьи в информировании и влиянии на поведение их детей и выделяют семью в качестве основного места реализации полового воспитания девочек-подростков как дошкольного [370 (92,5%)], так и школьного возраста [367 (91,8%)]. Вместе с тем возрастают ожидания от педагогов образовательных учреждений для детей школьного возраста [279 (69,8%)], а также от врачей амбулаторного звена [для детей дошкольного возраста -103 (25,8%) и школьников - 148 (37,0%)]. Кроме того, родители девочек-подростков допускают возможность самообразования дочерей школьного возраста [47 (11,8%)], а также получения информации в среде сверстников [18 (4,5%)]. Несмотря на высокую заинтересованность родителей в проведении полового воспитания, они сталкиваются с отсутствием доступа к корректной и достоверной информации. И в основном остаются не удовлетворены ни объемом профилактических мероприятий в учебных заведениях (профилактические мероприятия в образовательных

Таблица 2. Оценка удовлетворенности врачей - педиатров участковых и акушеров-гинекологов доступным временем для проведения профилактических консультаций по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и проведения полового воспитания

Table 2. Satisfaction of pediatricians and obstetricians-gynecologists with the available time for carrying out preventive measures on the issues of maintaining reproductive health and conducting sex education

Оценка Врачи - педиатры участковые Врачи - акушеры-гинекологи

Времени всегда достаточно 3 (3,5%) 14 (41,2%)

Достаточно, но не всегда 30 (34,9%) 8 (23,5%)

Всегда недостаточно 53 (61,6%) 8 (23,5%)

Затрудняюсь ответить 0 4 (11,8%)

учреждениях не проводятся - 42%, проводятся в недостаточном объеме - 7%, проводятся в достаточном объеме - 9%, затруднились ответить - 42%), ни интенсивностью профилактических бесед при взаимодействии с врачами (врач-педиатр участковый или акушер-гинеколог не проводит профилактические беседы - 55%, проводит при наличии вопросов - 26%, проводит при наличии жалоб - 18%, проводит на каждом приеме - 1%). Поэтому, кроме собственных знаний [171 (42,8%)], Интернет является главным источником информации для 238 (59,5%) родителей. Вот почему они остро нуждаются в надежном источнике знаний для повышения медицинской грамотности, а также для адекватного и своевременного полового воспитания в семье. По мнению 240 (60,0%) родителей девочек-подростков, электронный информационный ресурс повысит медицинскую грамотность, скорее повысит - 88 (22,0%), скорее не повысит - 12 (3,0%), не повысит - 12 (3,0%), затруднились ответить - 48 (12,0%).

Вместе с тем педагоги средних образовательных учреждений отмечают недостаточность собственных знаний в вопросах сохранения репродуктивного здоровья и проведения полового воспитания: 78 (18,6%) специалистов считают, что обладают достаточными знаниями; 144 (34,3%) -оценивают свои знания как скорее достаточные; 84 (20,0%) - видят свои знания более недостаточными, чем достаточными; 52 (12,4%) - признают, что знаний у них недостаточно; 62 (14,8%) - затрудни-

лись дать оценку. Поэтому они, как и родители, в поисках ответов вынуждены прибегать к Интернету [234 (55,7%)]. Педагоги средних образовательных учреждений разделяют мнение родителей о важности предоставления информации профилактической направленности дистанционно [311 (74,1%)] и считают, что это не только улучшит знания самих педагогов [216 (51,4%)], но и поспособствует повышению качества полового воспитания, влияя на повышение уровня здоровья девочек-подростков [дистанционная профилактическая работа повысит уровень здоровья девочек-подростков - 244 (58,1%); скорее да, чем нет, - 150 (35,7%); нет, не повысит - 6 (1,5%); затруднились ответить - 20 (4,8%)].

Опрос специалистов здравоохранения показал, что большинство врачей - педиатров участковых и акушеров-гинекологов, оказывающих девочкам-подросткам амбулаторную помощь, сталкиваются с ограничением во времени для проведения комплексной профилактической работы на темы репродуктивного здоровья и поведения (табл. 2).

Данное наблюдение совпадает с мнением родителей, указывающих на ту же проблему. Учитывая трудности, врачи подчеркивают целесообразность развития дистанционного предоставления материалов профилактической направленности девочкам-подросткам и их родителям (табл. 3).

Исследование мнения врачей также выявило их единодушие в вопросе об оптимизации профилактической работы

Таблица 3. Мнение врачей - педиатров участковых и акушеров-гинекологов о целесообразности дистанционного предоставления материалов девочкам-подросткам и их родителям

Table 3. Opinion of pediatricians and obstetricians-gynecologists on the advisability of remote provision of materials to teenage girls and their parents

Оценка Врачи - педиатры участковые Врачи - акушеры-гинекологи

Да, целесообразно 38 (44,2%) 24 (70,5%)

Скорее да, чем нет 25 (29,1%) 4 (11,8%)

Скорее нет, чем да 14 (16,2%) 2 (5,9%)

Затрудняюсь ответить 9 (10,5%) 4 (11,8%)

с девочками-подростками с помощью электронного ресурса: 68 (79,1%) врачей -педиатров участковых и 30 (88,2%) врачей -акушеров-гинекологов убеждены, что это существенно повысит эффективность профилактических мер, способствуя формированию безопасного репродуктивного поведения и поддержанию здоровья девочек-подростков на высоком уровне.

Учитывая результаты исследования оценки уровня вовлеченности специалистов здравоохранения и образования в воспитательный процесс, а также определения запроса и готовности основной целевой аудитории к альтернативным способам получения информации по вопросам профилактики, определено, что существует потенциал проведения профилактической работы на основе использования информационных технологий. Для обеспечения доступа к информации о репродуктивном здоровье и поведении в удобном для пользователей формате, а также в целях обеспечения поддержки родителей и подростков в процессе полового воспитания, способствующего формированию безопасного репродуктивного поведения и сохранению здоровья детей и молодежи, сформирована структурно-организационная модель электронной школы репродуктивного здоровья. В процессе работы данного ресурса реализуются задачи по пропаганде здорового образа жизни, формированию у девочек-подростков социальных и личностных установок на поддержание репродуктивного здоровья и закрепление нравственных ценностей; по профилак-

тике развития гинекологических заболеваний, рискованного полового поведения, а также повышается уровень медицинской грамотности и компетенций родителей (законных представителей) девочек-подростков по вопросам проведения своевременного и комплексного процесса полового воспитания для развития их безопасного репродуктивного поведения и сохранения репродуктивного здоровья.

Структурно-организационная модель электронной школы включает три взаимосвязанных раздела: информационный, рабочий и раздел обратной связи. Пользователи ресурса, попадая в информационный раздел, получают информацию о структуре и особенностях школы репродуктивного здоровья. Далее для получения интересующей информации переходят в рабочий раздел и осуществляют поиск в тематических и возрастных секциях, в результате чего повышают свою осведомленность по вопросам охраны здоровья и репродукции. Каждый пользователь может зайти в раздел «Обратная связь» для выражения мнения, комментариев, предложений по наполнению и тематикам ресурса. На основании полученных в процессе сбора обратной связи результатов происходит оптимизация ресурса. Ключевые разделы электронной школы репродуктивного здоровья разработаны с учетом информационных потребностей пользователей, выявленных в процессе проведения социологического исследования, с учетом мнения специалистов здравоохранения и образования, в контексте мероприятий по профилактике развития гинекологичес-

Таблица 4. Сравнительная характеристика девочек-подростков групп контроля и наблюдения

Table 4. Comparative characteristics of teenage girls in the control and observation groups

Показатель Группа контроля, п=64 Группа наблюдения, п=63 Р

Средний возраст, годы 16,6±0,6 16,6±0,6 0,5

Средний возраст менархе, годы 12,7±0,2 12,6±0,1 0,5

Средний возраст начала половой жизни, годы 15,6±0,17 15,9±0,14 <0,001

Среднее количество половых партнеров, человек 2,2±0,4 1,1 ±0,04 <0,001

Употребление алкоголя, % 34,4 3,2 <0,001

Пристрастие к курению, % 17,2 4,8 0,023

ких заболеваний различных возрастных групп, регламентированных действующей нормативно-правовой базой. Информационные материалы школы разделены по возрастным категориям и ключевым темам для облегчения ориентирования на ресурсе. В целях улучшения восприятия информация представлена в видео-и текстовом формате, а также дополнена наглядными материалами. Информацию о возможности регистрации в электронной школе репродуктивного здоровья целевая аудитория портала может получить во время консультаций с акушером-гинекологом или педиатром в поликлинике, в ходе домашнего визита врача, а также при взаимодействии с педагогами в образовательных учреждениях. Электронная школа репродуктивного здоровья содержит информацию со ссылками и контактными данными медицинских и социальных служб, оказывающих помощь подросткам и их родителям, в том числе в экстренных ситуациях. Так, внедрение данной электронной школы способствует целенаправленной профилактической работе с девочками-подростками на нескольких уровнях: индивидуальном, групповом и региональном.

Для оценки эффективности работы электронной школы репродуктивного здоровья проведен второй этап клинического обследования девочек-подростков группы наблюдения (п=63), которые использовали материалы школы для самообразования или совместно с родителями. По основным характеристикам группы контроля

и наблюдения при повторном обращении не отличались между собой (табл. 4), средний возраст составил 16,6 года в обеих группах.

Стоит отметить, что в группе контроля чаще регистрировался факт наличия половой жизни у девочек-подростков (70,3% живущих половой жизнью девочек-подростков в группе контроля против 57,1% -в группе наблюдения). Кроме того, возраст полового дебюта имел тенденцию к росту в группе наблюдения по сравнению с пациентками группы контроля (р<0,001). В характере половой жизни обследованных девочек-подростков обнаружены значимые статистические отличия по количеству половых партнеров (р<0,001). Пациентки обеих групп в основном отдают предпочтение барьерным способам контрацепции. Однако важным отличием является приверженность им. Найдены значимые статистические отличия по регулярности использования. Девочки-подростки группы наблюдения в 1,9 раза чаще применяют контрацепцию: регулярно используют 31,1% в группе контроля и 61,1% в группе наблюдения (р<0,001). При анализе образа жизни определено, что в группе контроля чаще выявлялись курящие (р=0,023), а также зарегистрирован более высокий процент пристрастных к алкоголю девочек-подростков (р<0,001).

При оценке распределения встречаемых патологий (с помощью точного критерия Фишера) было получено достоверное отличие от ожидаемого распределения (р=0,01). Отмечаются следующие закономерности:

Таблица 5. Распределение установленных диагнозов у девочек-подростков групп контроля и наблюдения

Table 5. Distribution of diagnoses among teenage girls in the control and observation groups

Нозология Группа контроля, п=64 Группа наблюдения, п=63 Р

N70 Сальпингит и оофорит 9 (14,1%) 1 (1,6%) 0,007

N76 Воспалительные заболевания влагалища и вульвы 11 (17,2%) 9 (14,3%) 0,654

N91 Проблемы с менструациями, включая их отсутствие, слабость и редкость 12 (18,8%) 8 (12,7%) 0,343

N92 Частые, обильные и нерегулярные менструации 5 (7,8%) 3 (4,8%) 0,484

N93 Прочие необычные кровотечения из матки и влагалища 1 (1,6%) 2 (3,2%) 0,55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N94 Состояния, связанные с болезненными ощущениями и другими проблемами женских половых органов и менструаций 31 (48,4%) 15 (23,8%) 0,003

Z01.4 Гинекологическое (рутинное) обследование 14 (21,9%) 26 (41,3%) 0,016

Z30 Наблюдение за использованием контрацепции 6 (9,4%) 9 (14,3%) 0,393

в группе контроля преобладают воспалительные заболевания органов малого таза и наружных половых органов [6]. В группе наблюдения увеличивается количество профилактических посещений, а также обращений для консультации по контрацепции и наблюдению за ее использованием (табл. 5).

С целью оценки доступности работы электронной школы репродуктивного здоровья проведен социологический опрос 115 родителей девочек-подростков, посетивших ее. Отметили удобство школы 96 (83,5%) пользователей - структура электронной школы репродуктивного здоровья абсолютно удобна для использования; 19 (16,5%) - структура относительно удобна для использования; также показали высокую приверженность рекомендациям, размещенным на сайте: 63 (54,8%) родителя отметили, что используют все рекомендации, полученные в результате работы с электронной школой репродуктивного здоровья; 47 (40,8%) - используют большинство рекомендаций. Участники исследования отметили значимое влияние материалов школы на повышение уровня медицинской грамотности: 78 (67,8%) человек отметили повышение уровня знаний; 32 (27,8%) - больше повышает, чем нет; 5 (4,3%) - затруднились ответить, а также 59 (51,3%) человек заявили

о способности ресурса полностью или частично 42 (36,5%) заменить консультацию врача-педиатра или акушера-гинеколога для разъяснения вопросов о сохранении репродуктивного здоровья и проведения полового воспитания. Средний балл готовности пользователей рекомендовать школу - 9,5±0,1 из 10, где 0 баллов соответствует абсолютной неготовности рекомендовать электронную школу репродуктивного здоровья к посещению, 10 баллов -абсолютная готовность рекомендовать.

Заключение

В результате проведенного исследования определено, что состояние репродуктивного здоровья девочек-подростков, проживающих в Новосибирске и Новосибирской области, характеризуется высоким уровнем гинекологической заболеваемости, среди ведущей патологии - нарушения менструального цикла, а также воспалительные заболевания органов малого таза. Репродуктивное поведение девушек-подростков следует рассматривать как рискованное, так как оно характеризуется ранним началом половой жизни, в том числе мотивируемым удовлетворением любопытства, промискуитетом, отказом от регулярного использования средств контрацепции. Вместе с тем в регионе среди подростков отмечаются неснижа-

емая частота наступления беременности и высокая распространенность ее прерывания, а также тенденция к намерению более поздней реализации репродуктивных планов. Соматическое здоровье девочек-подростков характеризуется высокой распространенностью хронических экс-трагенитальных заболеваний, среди которых лидируют заболевания эндокринной системы. Факторами риска развития гинекологической и соматической патологий, связанными с образом жизни, являются употребление алкоголя и курение. Большинство родителей, а также педагогов отмечают затруднения при осуществлении полового воспитания в связи с недостаточным уровнем знаний по теме и невозможностью получения достоверной информации из надежного источника. Врачи - акушеры-гинекологи и педиатры участковые отмечают высокий запрос от пациентов и их родителей на консультирование по вопросам сохранения репродуктивного здоровья и проведения полового воспитания. Большинство врачей считают, что профилактическая работа с девочками-подростками и их родителями по вопросам репродуктивного поведения позволит повысить уровень репродуктивного здоровья подростков. Родители, педагоги, специалисты здравоохранения отметили, что оптимальным методом совершенствования профилактической работы является предоставление информационных материалов по сети Интернет в электронной школе репродуктивного здоровья, что улучшит репродуктивное здоровье девочек-подростков на региональном уровне.

При оценке эффективности внедренной электронной школы репродуктивного здоровья у девочек-подростков, пользова-тельниц ресурса, определяется тенденция к увеличению возраста полового дебюта, выявляются снижение количества половых партнеров в 2,0 раза, значимое повышение приверженности к контрацепции, снижение количества курящих. Кроме того, снижается частота развития воспалительных заболеваний органов репродуктивной системы, и в 1,9 раза увеличивается количество профилактических посещений врача - акушера-гинеколога. Электронная школа репродуктивного здоровья показала свою доступность для основной целевой аудитории. Структура школы логична и удобна в использовании. Большинство пользователей школы отметили, что применяют все или практически все рекомендации, размещенные на сайте электронной школы, после посещения которой не требуется обращение к другим ресурсам для уточнения информации. Пользователи готовы рекомендовать электронную школу репродуктивного здоровья к использованию, так как считают, что она способна полностью или частично заменить необходимость посещения врача-педиатра или акушера-гинеколога для разъяснения вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем и половым воспитанием. В результате использование электронной школы репродуктивного здоровья девочками-подростками позволяет сформировать безопасное репродуктивное поведение, что способствует сохранению их здоровья.

Сведения об авторах

Лукашева Ольга Владимировна (Olga V. Lukasheva) - врач - акушер-гинеколог ГБУЗ НСО «КЦОЗСиР» (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9667-7301

Маринкин Игорь Олегович (Igor O. Marinkin) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии (лечебного факультета), ректор ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9409-4823

Макаров Константин Юрьевич (Konstantin Yu. Makarov) - доктор медицинских наук, доцент, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей, профессор кафедры акушерства и гинекологии (лечебного факультета) ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3574-6382

Борцов Виктор Анатольевич (Viktor A. Bortsov) - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (лечебного факультета) ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-6183-2749

Соколова Татьяна Михайловна (Tatiana M. Sokolova) - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры акушерства и гинекологии (лечебного факультета) ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-3435-3536

Пивень Людмила Анатольевна (Ludmila A. Piven) - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры акушерства и гинекологии (лечебного факультета) ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2205-3982

Юрьева Татьяна Андреевна (Tatiana A. Yuryeva) -старший лаборант кафедры педиатрии (лечебного факультета) ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России (Новосибирск, Российская Федерация) E-mail: [email protected] https://orcid.org/0009-0006-5312-3188

Литература

1. Уварова Е.В. Проблемы подростков и молодежи в аспекте демографической и социальной безопасности России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2010. № 6. С. 16—31.

2. Иванов Д.О., Рухляда Н.Н. Детская и подростковая гинекология: руководство для врачей. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2024. 464 с.

3. Баранов А.А., Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков — залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник Российской академии медицинских наук. 2014. № 5-6. С. 65—70.

4. Лукашева О.В., Маринкин И.О., Макаров К.Ю., Борцов В.А. Организация профилактики нарушений репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков // Journal of Siberian Medical Sciences. 2024. Т. 8, № 1. С. 7-17. DOI: https://doi. org/10.31549/2542-1174-2024-8-1-7-17

5. Лукашева О.В., Макаров К.Ю., Борцов В.А., Юрьева Т.А., Хмельницкая Я.В., Киселева Т.В., Кучеренко С.Г., Мухамед-шина В.Р. Электронная школа репродуктивного здоровья,

предпосылки и результаты внедрения на региональном уровне // Медико-фармацевтический журнал Пульс. 2023. Т. 25, № 12. С. 85-91. Э01: https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-12-85-91

6. Лукашева О.В., Макаров К.Ю., Борцов В.А., Кихтенко Н.А. Оценка влияния электронной школы репродуктивного здоровья на состояние репродуктивного здоровья девушек-подростков Новосибирской области // Мать и дитя в Кузбассе. 2023. № 4 (95). С. 40-45. Э01: https://doi.org/10.24412/2686-7338-2023-4-40-45

7. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Бутрова С.А. Ожирение у подростков в России // Терапевтический архив. 2007. № 10. С. 28-32.

8. Рымар О.Д., Мустафина С.В., Алферова В.И., Денисова Д.В. Эпидемиологические исследования йодного дефицита в г. Новосибирске: данные 25-летнего наблюдения // Клиническая и экспериментальная тиреоидология. 2020. Т. 16, № 2. С. 4-11. Э01: https://doi.org/10.14341/ket12539

References

1. Uvarova E.V. Problems of adolescents and youth in the aspect of demographic and social security in Russia. Reproduktivnoe zdorov'e detey i podrostkov [Pediatric and Adolescent Reproductive Health]. 2010; 6: 16-31. (in Russian)

2. Ivanov D.O., Rukhlyada N.N. Pediatric and adolescent gynecology: a guide for doctors. Moscow: GEOTAR-Media, 2024: 464 p. (in Russian)

3. Baranov A.A., Baranova L.S., Il'in A.G. Preserving and strengthening the health of adolescents is the key to the stable development of society and the state (the state of the problem). Vestnik Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk [Bulletin of the Russian Academy of Medical Sciences]. 2014; (5-6): 65-70. (in Russian)

4. Lukasheva O.V., Marinkin I.O., Makarov K.Yu., Bortsov V.A. Organization of prevention of reproductive health disorders of girls and adolescent girls. Journal of Siberian Medical Sciences. 2024; 8 (1): 7-17. DOI: https://doi.org/10.31549/2542-1174-2024-8-1-7-17 (in Russian)

5. Lukasheva O.V., Makarov K.Yu., Bortsov V.A., Yur'eva T.A., Khmel'nitskaya Ya.V., Kiseleva T.V., Kucherenko S.G., Mukhamed-

shina V.R. E-school of reproductive health, prerequisites and results of implementation at the regional level. Mediko-farmatsevticheskiy zhurnal Pul's [Pulse Medical and Pharmaceutical Journal]. 2023; 25 (12): 5-91. DOI: https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2023-25-12-85-91 (in Russian)

6. Lukasheva O.V., Makarov K.Yu., Bortsov V.A., Kikhtenko N.A. Assessment of the impact of the electronic school of reproductive health on the reproductive health of adolescent girls in the Novosibirsk region. Mat' i ditya v Kuzbasse [Mother and child in Kuzbass]. 2023; 4 (95): 40-5. DOI: https://doi.org/10.24412/2686-7338-2023-4-40-45 (in Russian)

7. Dedov I.I., Mel'nichenko G.A., Butrova S.A. Obesity among teenagers in Russia. Terapevticheskiy arkhiv [Therapeutic Archive]. 2007; 10: 28-32. (in Russian)

8. Rymar O.D., Mustafina S.V., Alferova V.I., Denisova D.V. Epide-miological studies of iodine deficiency in Novosibirsk: data from a 25-year follow-up // Klinicheskaya i eksperimental'naya tir-eoidologiya [Clinical and experimental thyroidology]. 2020; 16 (2): 4-11. DOI: https://doi.org/10.14341/ket12539 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.