10.1038/ejcn.2013.178.
25. Sanders, W., Parent, J., Abaied, J.L., Forehand, R., Coyne, S. and Dyerc, W.J. (2018), "The Longitudinal Impact of Screen Time on Adolescent Development: Moderation by Respiratory Sinus Arrhythmia", J Adolesc Health., Vol. 63, No. 4, pp. 459-465, doi: 10.1016/j.jadohealth.2018.05.019.
26. Mustafaoglu, R., Zirek, E., Yasaci, Z., Razak Ozdincler, A. (2018), "The negative effects of digital technology usage on children's development and health. Addicta: The Turkish", Journal on Addictions, No. 5, pp. 227-247, DOI: 10.15805/addicta.2018.5.2.0051.
27. Lepp, A., Barkley, J., Sanders, G., Rebold, M. and Gates, P. (2013), "The relationship between cell phone use, physical and sedentary activity, and cardiorespiratory fitness in a sample of U.S. college student", International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, Vol. 10, pp. 79-87, DOI: 10.1186/1479-5868-10-79.
28. Racine, E.F., De Bate, R.D., Gabriel, K.P. and High, R.R. (2011), "The relationship between media use and psychological and physical assets among third- to fifth-grade girls", J Sch Health., Vol. 81, No. 12, pp. 749-755, doi: 10.1111/j.1746-1561.2011.00654.x.
29. Tolbert Kimbro, R., Brooks-Gunn, J., McLanahan, S. (2011), "Young children in urban areas Links among neighborhood characteristics, weight status, outdoor play, and television watching", Social Science and Medicine, Vol. 72, No. 5, pp. 668-676. doi: 10.1016/j.socscimed.2010.12.015.
30. Kautiainen S., Koivusilta L., Lintonen T., Virtanen M. and Rimpela A. (2005), "Use of information and communication technology and prevalence of overweight and obesity among adolescents", Int J Obes (Lond), Vol. 29, No. 8, pp. 925-933. doi: 10.1038/sj.ijo.0802994.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2020
УДК 796.922.093.612
МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ЛЫЖНОМ
ДВОЕБОРЬЕ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО
МАСТЕРСТВА
Марат Рустамович Гибадуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Рустам Шамилевич Файзрахманов, старший преподаватель; Ленар Ринатович Саяров, магистр, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань
Аннотация
Проанализированы организационные, содержательные, методические и технические стороны построения тренировочного процесса, содействующих повышению уровня скоростно-силовых показателей. В данной статье мы рассмотрели важность скоростно-силовой подготовки как один из компонентов необходимый в лыжном двоеборье и предложили свою методику, которая позволит улучшить результаты выступления на соревнованиях по лыжному двоеборью.
Ключевые слова: лыжное-двоеборье, платформа, подготовка, подготовленность, прыжки, совершенствование, тренировочный процесс, подготовительный период.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p78-83
SPEED-POWER TRAINING TECHNIQUE IN SKI DOUBLES AT THE STAGE OF PERFORMANCE OF SPORTS SKILLS
Marat Rustamovich Gibadullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rustam Shamilevich Fayzrakhmanov, the senior teacher; Lenar Rinatovich Sayarov, the
master student, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan
Abstract
Organizational, substantive, methodological and technical aspects of building up the training process, contributing to the increase in the level of speed-power indicators, have been analyzed. In this article,
we considered the importance of speed-strength training as one of the components necessary in ski Nordic combination and proposed our own methodology that will improve the results of performance in ski Nordic events.
Keywords: Nordic combined skiing, platform, preparation, readiness, jumps, improvement, training process, preparatory period.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем в подготовке лыжников-двоеборцев, которые не позволяют эффективно развивать специальные двигательные качества, силовые и скоростно-силовые способности на этапах спортивного совершенствования, является маленький процент базовой общефизической подготовки на начальных этапах подготовки [2, 5]. При определении содержания и построении программ тренировок в лыжном двоеборье необходимо учитывать специфику данного вида спорта. Повышение мастерства в решающей степени зависит от рационального построения тренировочных мероприятий, направленных специальную подготовку в лыжном двоеборье [3]. Требуется пересмотреть содержание и методики тренировок в лыжном двоеборье из-за отсутствия стабильно высокого результата лыжников-двоеборцев Российской Федерации на мировой арене. Необходимость определить сбалансированное соотношение и рациональное сочетание лыжной подготовки и прыжков на лыжах с трамплина по видам специальной силовой и скоростно-силовой подготовки спортсменов [6, 7].
В ходе нашего исследования были выявлены основные недостатки силовой и ско-ростно-силовой подготовки, которые не позволяют достичь высокого спортивного результата и технического мастерства: малая доля специальной подготовки, направленной на развитие двигательных качеств, прыжковой, так и лыже-гоночной направленности; преобладание количественного объема специальной прыжковой подготовки (прыжков на лыжах с трамплина) по отношению к специальным подготовительным упражнениям и упражнениям на тренажерах.
В подготовительном периоде формируются технические навыки, а именно повышается физическая и функциональная подготовленность спортсменов. Основная задача на этом этапе - повышение возможностей отдельных факторов, лежащих в основе развитие комплексных качеств, которые определяют уровень спортивных результатов. [1, 4].
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать методику ско-ростно-силовой подготовки в лыжном двоеборье в подготовительном периоде на этапе совершенствования спортивного мастерства.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводился в 2020 году в ГБУ РСШ по ЗВС «БАРС» г. Казань Республика Татарстан. Продолжительность исследования составляло 3 месяца (июнь-август 2020 года) и был начат с педагогического тестирования, математической обработки полученных данных в результате исследования и описания полученных результатов. В исследовании использованы основные методологические и технические процессы обучения. В эксперименте принимали участие 12 спортсменов в возрасте 17-19 лет, имеющие квалификацию 1 взрослый разряд и КМС.
Для тестирования были предложены следующие имитационные прыжки прыгуна на лыжах с трамплина:
1. Counter Movement Jump (рисунок 1): прыжок с подседом. Этот тип прыжка, наиболее используемый лыжниками-двоеборцами. Спортсмен из положения узкой стойки руки на пояс резко садиться, затем резко осуществляет выталкивание в верх и приземляется в туже точку от куда было осуществлено отталкивание.
Рисунок 1 - Counter Movement Jump
2. Squat Jump (рисунок 2): прыжок (бедро расположенным под углом 90 градусов в коленном суставе относительно вертикали). Спортсмен фиксирует статическое положение в посадке (руки на поясе).
Рисунок 2 - Squat Jump
3. Прыжок из положения стойки разгона прыгуна на лыжах с трамплина (рисунок
3).
Рисунок 3 - Прыжок из положения стойки разгона
Прыжки проводились на силовой платформе. Платформа рассчитывает высоту прыжка на основе силы, развиваемой в направлении земли. Высота прыжка дана в сантиметрах и является выражением вертикального смещения центра тяжести. В приведенных выше стандартных тестах запрещается использовать рычаги и взмах руками. Перерывы между каждым прыжком относительно короткие (до 30 сек.). Тест заканчивается,
когда регистрируется снижение производительности (около 3-5 прыжков на одного спортсмена за тест). Стресс-тесты требуют минимального предварительной разминки.
На основе анализа научно-методической литературы и собственного тренерского опыта нами была разработана методика развития скоростно-силовых способностей лыжников-двоеборцев.
Педагогический эксперимент включал в себя двенадцать тренировочных недель, в которых три тренировки в неделю имели скоростно-силовую направленность.
1 неделя (определение одного повторного максимума):
1. Приседания, с постепенно увеличивающимся в каждом подходе весом, до первых негативных изменений в технике приседаний.
2. Прыжки через барьеры высотой 50-120 см, с расстоянием между барьерами от 50-80 см (в сумме 80 прыжков) и многоскоки на опилочной дорожке не более 10 прыжков в одном повторении (с двух на две, с ноги на ногу и д.р.) общим количеством 100 прыжков и затем бег с ускорением 6-8 раз по 30 м;
3. Приседания технической направленности (с грифом от штанги на вытянутых руках над головой, приседания с грифом от штанги на плечах на одной ноге). Приседания с отягощением 70% от 1 ПМ, 6-8 повторений, 3 серии, пауза между подходами 2-3 минуты. Перед спортсменами ставилась задача выполнять подъем отягощения как можно быстрее. Запрыгивания на высоту 70 см - 3*5 раз.
2-8 неделя (гипертрофия):
1. Приседания технической направленности (с грифом от штанги на вытянутых руках над головой, приседания с грифом от штанги на плечах на одной ноге). Приседания с отягощением 70-75% от 1 ПМ, 8-12 повторений, 4 серии, пауза между подходами 2-3 минуты. Перед спортсменами ставилась задача выполнять подъем отягощения как можно быстрее. Запрыгивания на высоту 75 см - 3х5 раз.
2. Прыжки через барьеры высотой 50-120 см, расстояние между барьерами от 5080 см (в сумме 100 прыжков), различные многоскоки на опилочной дорожке (с двух на две, с ноги на ногу и д.р.) общим количеством 120 прыжков, бег с ускорением 6-8 раз по 30 м;
3. Приседания технической направленности (с грифом от штанги на вытянутых руках над головой, приседания с грифом от штанги на плечах на одной ноге). Приседания с отягощением 75-80% от 1 ПМ, 8-12 повторений, 5 серии, пауза между подходами 2-3 минуты. Перед спортсменами ставилась задача выполнять подъем отягощения как можно быстрее. Запрыгивания на высоту 75 см - 3*5 раз.
8-12 недели (максимальная взрывная сила):
1. Приседания технической направленности (с грифом от штанги на вытянутых руках над головой, приседания с грифом от штанги на плечах на одной ноге). Приседания с отягощением 95-100% от 1 ПМ, 1-3 повторений, 3 серий, пауза между подходами 2-3 минуты. Перед спортсменами ставилась задача выполнять подъем отягощения как можно быстрее. Запрыгивания на высоту 80 см- 3*5 раз.
2. Прыжки через барьеры высотой 50-120 см, с расстоянием между барьерами от 60-85 см (в сумме 120 прыжков), различные многоскоки на мягком покрытии (с двух на две, с ноги на ногу и т.д.) общим количеством 150 прыжков, бег с ускорением 6-8 р по 30м.
3. Приседания технической направленности (с грифом от штанги на вытянутых руках над головой, приседания с грифом от штанги на плечах на одной ноге). Приседания с отягощением 95-100% от 1 ПМ, 1-3 повторений, 4-5 серий, пауза между подходами 2-3 минуты. Запрыгивания на высоту 85 см - 3*5 раз. Перед спортсменками ставилась задача выполнять подъем отягощения как можно быстрее.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты в конце эксперимента изменились, что указывает на эффективность методики (К2,26), что является статистически достоверно. Разница показанных тестов в начале эксперимента и в конце статистически достоверны (значимые, принципиальны), по этому можно сказать, что применение нашей методики даёт положительный эффект.
Таблица 1 - Сравнительный анализ результатов исследования
Вид Counter Movement Jump (CMJ) Squat Jump (SJ) Прыжок из стойки положения разгона
Пол M Ж M Ж M Ж
В начале исследования 54±1,5 46±1,7 45±1,3 35±1,4 26±1,1 20±1,3
В конце исследования 57±1,1 47±1,4 48±1,0 36,5±1,3 28,5±0,5 22±0,9
Т 2,9 2,4 3,5 2,9 2,5 2,7
Р <0,05 <0,05 <0,05
ВЫВОДЫ
Нами была разработана методика скоростно-силовой подготовки для лыжников-двоеборцев в подготовительном периоде подготовки и апробированы результаты в условиях педагогического эксперимента. Методика состояла из 12 недель, 3 тренировки в неделю скоростно-силового характера со вспомогательными средствами (штанга, барьеры, тумба, дорожка с опилками). В результате проведенного педагогического эксперимента установлено, что предложенная нами методика скоростно-силовой подготовки лыжников-двоеборцев повлечет за собой повышение показателей скоростно-силовых способностей. Соответственно можно сказать, что методика воспитания скоростно-силовых способностей лыжников-двоеборцев в подготовительном периоде эффективна.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардашев А.Е. Исследование физической подготовленности прыгунов на лыжах с трамплина / Е.А. Ардашев, А.И. Попова, Е.Ю. Плехов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 12-17.
2. Зебзеев В.В. Информационная база данных подготовленности лыжников-двоеборцев разной квалификации / В.В. Зебзеев // Ученые записи университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 6 (124). - С. 75-79.
3. Квашук П.В. Лыжное двоеборье : примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ / П.В. Квашук, А.А. Жиляков. - Москва, 2012. - URL: http://www.skijumpingrus.rU/_/12/Dvoebore_Programma_dlya_DYuSSh.docx (дата обращения: 01.10.2020).
4. Коровин Д.В. Проблемы лыжного двоеборья России / Д.В. Коровин, А.Е. Ардашев // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11, вып. 8. - С. 100-102.
5. Погудин С.М. Совершенствование учебно-тренировочного процесса квалифицированных лыжников-двоеборцев / С.М. Погудин, В.Н. Чумаков, Д.В. Фонарев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 4. - С. 74-76.
6. Попова А. И. Актуальные проблемы спортивной подготовки квалифицированы прыгунов на лыжах с трамплина / А.И. Попова, Р.Б. Пашкин // Экология. Здоровье. Спорт : VI международная научно-практическая конференция. - Чита, 2015. - С. 329-333.
7. Чумаков В. Н. Модельные характеристики соревновательной деятельности квалифицированных лыжников-двоеборцев / В.Н. Чумаков, И.В. Черепанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 213-217.
REFERENCES
1. Ardashev, A.E., Popova, A.I. and Plekhov, E.Y. (2017), "Study of the physical fitness of ski jumpers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp. 12-17.
2. Zebzeev, V.V. (2015), "Information database of preparedness of double-athletes of different qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (124), pp. 75-79.
3. Kvashuk, P.V. and Zhilyakov, A.A. (2012), Nordic combined: an approximate program of sports training for CYSS, SDYUSHOR and SHVSM, Moscow, available at: . http://www.skijumpingrus.ru/_/12/Dvoebore_Programma_dlya_DYuSSh.docx (data of accessed: 01/10/2020).
4. Korovin, D.V. and Ardashev, A.E. (2016), "Problems of ski Nordic event in Russia", Modern trends in the development of science and technology, No. 11-8, pp. 100-102.
5. Pogudin, S.M. Chumakov, V.N. and Fonarev D.V. (2015), "Improvement of the educational and training process of qualified skiers-double-athlete", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 74-76.
6. Popova A.I. and Pashkin, R.B. (2015), "Actual problems of sports training qualified ski jumpers", Ecology. Health. Sports: VI International Scientific and Practical Conference, Chita, pp. 329-333.
7. Chumakov, V.N. and Cherepanov I.V. (2014), "Model characteristics of the competitive activity of qualified double-athlete skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (118), pp. 213-217.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2020
УДК 376.5
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ
ОДАРЁННОСТЬ
Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капични-кова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук доцент, Марина Евгеньевна Рубанова, кандидат юридических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова
Аннотация
В статье представлена проблема одарённости в контексте философских и историко-педагогических работ. Рассмотрены важнейшие нормативные документы по проблеме одарённости. Определены исторические предпосылки возникновения понятий интеллектуальные способности и одарённость. Проанализированы взгляды Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта, Ф. Бекона на проблему интеллектуальных способностей и одарённости как высшего уровня развития этих способностей личности. Раскрыто значение процесса обучения при развитии одарённости. Теоретическая значимость данной статьи, в которой представлены анализ понятия одарённость, его генезиса и развития в философских, историко-педагогических учениях заключается в следующем. Показано, что возникновение данного явления стало возможным в связи с разделением физического и интеллектуального труда, созданием возможностей для выделения отдельных членов социума, наиболее уважаемых представителей, которые обладали интеллектуальными качествами для воспитания подрастающего поколения. Анализ трудов известных философов, историков, педагогов выявил, что одарённость личности соотносится с наличием природных задатков (способностей). Практическая значимость статьи заключается в возможности разработки педагогических условий и средств развития одарённости у студентов современного вуза.
Ключевые слова: одарённость, генезис понятия одарённости, разделение физического и интеллектуального труда; интеллектуальные способности, развитие природных задатков, способность к творчеству, развитие одарённости в процессе обучения.