УДК 808.2:37.022:001
Методика русского языка как педагогическая наука
С.А. Арефьева
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
В статье раскрываются критерии научности методики русского языка: история науки, цели, задачи, предмет и объект, классификация и номинация эмпирического материала, понятийно-терминологический аппарат, отрасли научной методики, методы научного исследования, кадровое обеспечение и система подготовки ученых, связь методики с другими науками и т.д.
The article deals with the criteria of the scientific methodology of Russian language. The history of Russian language methodology; connection with the other studies; its aims and tasks; classification and presentation on the concept of empiric knowledge; its terms, techniques, subjects and objects; methods of scientific research; training and selection of personnel etc. are also among the problems discussed in the article.
Методика русского языка - педагогическая наука. Как учебная дисциплина педагогических вузов, методика включена в учебные планы под названием «Теория и методика обучения русскому языку», в списке научных специальностей она значится под номером 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык).
В настоящее время наметились различные подходы как к определению понятия «методика как наука», так и к употреблению различной терминологии для ее названия: лингводидактика, лингвометодика, прикладная лингвистика и др.
Данные термины не раскрывают в полном объеме содержания методической науки, ограничивая его лишь направленностью на изучение русского языка как школьной дисциплины, исключая формирование познавательных способностей личности обучаемого, его всестороннего развития и воспитания средствами учебного предмета «Русский язык».
Другая крайность - совмещение понятий «методика как наука (отрасль научных знаний)» и «методика конкретного учителя, педагога (система методических средств, используемых в процессе обучения)». Это обусловлено как многозначностью слова «методика» (педагогическая наука; учебное пособие; опыт обучения), так и недостаточной осведомленностью о самой науке.
При всем многообразии существующих терминов и подходов к определению методики, основное содержание понятия «методика русского языка» остается единым, общим для всех ученых, исследователей в области методики - «педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала,
трудности, определяющая эффективность рекомендуемых методов и приемов» [3, с. 107].
Что же представляет собой методика русского как наука? Каковы критерии ее научности?
В одной из своих лекций, прочитанной для преподавателей вузов на курсах повышения квалификации в Московском педагогическом государственном университете, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР М.Р. Львов назвал следующие критерии научности методики русского языка: наличие собственного предмета, целей, задач, истории науки; накопление большого количества эмпирического материала (программы, учебники, учебно-методические пособия и материалы и т.д.); систематизация накопленного материала (классификация и номинация); понятийно-терминологический аппарат; соотношение прикладных и фундаментальных трудов; кадровое обеспечение и система подготовки кадров; методы научного исследования. В соответствии с данными критериями представим методику русского языка как науку.
Объект исследования методики русского языка -процесс обучения русскому языку, предмет - методические условия эффективной организации учебной деятельности учащихся.
Общие цели методики русского языка - формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся - предполагают реализацию частных целей обучения, теоретической и практической:
1. Теоретическая цель связана с разработкой научной теории: создание лингвистических, психолого-педагогических и научно-методических основ обучения русскому языку; определение методических условий реализации образовательных, развивающих и воспитывающих целей обучения русскому языку; установ-
82
Психолого-педагогические науки
ление системы собственных методических понятий; выявление закономерностей овладения речью и формирование мыслительных операций; обоснование принципов, методов и приемов обучения; разработка содержания обучения русскому языку; отбор и апробация основных и дополнительных форм обучения и воспитания школьников; обеспечение школы средствами обучения и т.д.
2. Практическая цель предполагает реализацию общепредметных целей в процессе обучения основам науки о языке в школе (формирование личности учащихся средствами учебного предмета «Русский язык»: умственное, трудовое, эстетическое, нравственное воспитание и т.д.), и специальных целей, составляющих «его познавательно-практическую направленность» [1, с. 62] (формирование лингвистического мировоззрения, словесно-логической памяти, знаний о языке как системе взаимосвязанных единиц и взаимопроникающих уровней; формирование общедидактических и специальных умений и т.д.).
Датой рождения методики русского языка условно считается 1844 год - выход в свет книги Федора Ивановича Буслаева «О преподавании отечественного языка» [2], в которой обобщен весь предшествующий опыт преподавания русского языка и высказаны основополагающие для методики идеи Ф.И. Буслаева: отрицание чисто практического подхода к изучению русского языка и его догматического метода; введение в школьный курс основных теоретических сведений из грамматики русского языка; необходимость изучения русского языка в сравнении с церковнославянским с учетом возрастных особенностей учащихся; ступенчатое изучение русского языка: путем практического ознакомления с общими правилами языка -на низшей ступени и основательного теоретического изучения языка как системы понятий - на высшей.
Идеи Ф.И. Буслаева были близки его последователям и нашли дальнейшее развитие в трудах К.Д. Ушин-ского, И.И. Срезневского, В.П. Шереметевского, В.П. Вах-терова, А.Д. Алферова, П.О. Афанасьева, К.Б. Бархина, С.И. Абакумова, Н.С. Державина и многих других.
Современная методика упрочила свои позиции благодаря исследованиям М.А. Рыбниковой, Г.П. Фирсо-ва, В.А. Добромыслова, И.Р. Палея, М.С. Лапатухи-на, Е.А. Бариновой, А.Ф. Ломизова, Л.П. Федоренко, З.А. Потихи, С.Е. Крючкова, А.В. Текучева, А.В. Дуд-никова, Г.И. Блинова, Г.Н. Приступы, М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.П. Озерской, Л.А. Тростенцовой, Т.И. Чижовой, Т.В. Напольновой, М.М. Разумовской, Н.Н. Алгазиной, В.И. Капинос, Т.К. Донской, Л.М. Зельмановой, А.И. Власенкова, Е.Ф. Глебовой, А.П. Еремеевой, А.Д. Дейкиной, М.Б. Успенского и других.
Большой вклад в методику внести выдающие ученые-лингвисты: А.М. Пешковский, Е.С. Истрина, Л.В. Щерба, А.Б. Шапиро, А.Н. Гвоздев, С.Г. Бархударов, Н.М. Шанский, Л.Ю. Максимов, В.В. Бабайце-ва и другие.
Становлению методики русского языка как науки во многом способствовал научно-методический жур -нал «Русский язык в школе», на страницах которого отразились актуальные проблемы методики и пути их решения; исследования выдающихся ученых-методистов (А.В. Текучева, А.В. Дудникова, Н.М. Шанского, Л.П. Федоренко, М.Т. Баранова и др.) о важнейших этапах истории методики.
Развитие методики как науки определяется кадровым обеспечением и системой подготовки ученых-методистов. Конец XX века ознаменовался возникновением большого количества научных школ методики русского языка, которые создавались не только в крупных научных центрах России, Москве и Петербурге. Выдающиеся деятели науки, А.В. Текучев, А.В. Дудников, Л.П. Федоренко, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие, осуществляя научное руководство аспирантами и докторантами, готовили научно-педагогические кадры для всей страны. В настоящее время их ученики создают научные школы методики русского языка в Ярославле (проф. Л.Г. Антонова), в Новокузнецке (проф. Г.Б. Вершинина), в Саранске (проф. Н.Д. Де-сяева), в Тольятти (проф. В.Н. Мещеряков), в Ельце (проф. Т.Г. Бирюкова), в Рязани (проф. Е.В. Архипо-ва), в Шуе (проф. Т.Н. Волкова), в Самаре (Л.М. Кузнецова), в Йошкар-Оле (проф. С.А. Арефьева) и многих других городах, что также является одним из критериев научности методики русского языка.
Накопление большого эмпирического материала и его систематизация позволили методике обрести собственную теорию, собственный понятийно-терминологический аппарат, представленный в «Словаре-справочнике по методике русского языка» М.Р. Львова [3]. Словарь включает более 600 словарных статей к трем группам терминов методики русского языка: дидакти-ко-методическим, лингвометодическим и собственно методическим. Кроме того, методика русского языка, как всякая развивающаяся наука, располагает целым кругом явлений, которые не нашли еще выражения в понятиях и терминах, поэтому наличие в методике подобных терминологических словарей способствует «упорядочению и обогащению понятийно-терминологической системы методики русского языка» [3, с. 10].
Как любая наука, методика русского языка тесно связана с другими науками, в частности, с лингвистикой, педагогикой и психологией. Однако методика имеет собственную научную теорию и присущие только ей отрасли научного знания, которые составляют ее
содержание. Методика русского языка как наука состоит из нескольких отраслей: методика преподавания русского языка как родного, методика русского языка в национальной школе, методика русского языка как иностранного, методика русского языка в начальной школе, методика русского языка в средней школе, методика русского языка в вузе, методика русского языка в дошкольных учреждениях.
Внутри каждой отрасли методика разрабатывает следующие основные направления: общие вопросы методики (принципы, методы, средства, формы обучения); частные вопросы обучения русскому языку (методика фонетики и орфоэпии, методика лексики и фразеологии, методика морфемики и словообразования, методика грамматики, морфологии и синтаксиса, методика орфографии, методика пунктуации); теорию и методику развития речи (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, культура речи и стилистика, связная речь); формы и виды внеклассной работы; методику углубленного изучения русского языка.
Методика русского языка располагает собственными методами научного исследования, к которым относятся: анализ научно-методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы; анализ учебников и учебно-методических материалов; изучение школьного опыта обучения детей русскому языку; наблюдение за учебным процессом; беседы с учителями и учащимися; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный); статистический (методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных, методы математической статистики).
Методика русского языка - относительно молодая наука. В 2009 году ей исполняется 165 лет. За эти году методика утвердилась как наука и продолжает развиваться и обогащаться, опираясь на традиции, практический опыт обучения русскому языку, открытия лингвистики, педагогики и психологии, новые теоретические и практические исследования в области обучения русскому языку, экспериментальные данные. В результате этих исследований появляются новые подходы к обучению и воспитанию учащихся на уроках русского языка; создаются эффективные средства обучения, соответствующие современному уровню развития науки; формируется всесторонне развитая личность в соответствии с социальным заказом общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914—1994 годы) / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1994. - № 5.
2. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М., 1844.
3. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского язы-ка / М.Р. Львов. - М., 1988.