Научная статья на тему 'Методика реализации модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи'

Методика реализации модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокутов С. В.

В статье рассматриваются вопросы методики реализации педагогических условий становления гражданского самоопределения студенческой молодежи, а также вопросы организации социального партнерства в условиях ЗАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика реализации модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи»

ББК 4481.35+4484(2)61

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

С. В. Рокутов ЮУрГУ г. Трехгорный

В статье рассматриваются вопросы методики реализации педагогических условий становления гражданского самоопределения студенческой молодежи, а также вопросы организации социального партнерства в условиях ЗАТО.

Рассмотрев теоретические положения проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи, определив её состояние в вузовской практике и выявив наличный уровень гражданского самоопределения студенческой молодежи, мы остановимся на описании методики реализации выделенных нами педагогических условий.

В ходе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули предположение, согласно которому формирование гражданского самоопределения студенческой молодежи в условиях вуза будет осуществляться более эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:

- коррегирование личных ценностей студентов по критериям социальных ценностных ориентаций;

- непрерывное расширение гражданской ответственности студентов в рамках их компетенций;

- обеспечение партнерского взаимодействия и педагогического содействия гражданской самореализации студентов в рамках воспитательного пространства закрытого административно-территориального образования.

В данной работе мы рассмотрим методику реализации предложенных педагогических условий.

Отметим, что под методической системой или целостной методикой понимают единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа или типа обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания, развития - саморазвития. В методической системе методы, приемы и средства выступают способами (методическими механизмами) реализа-

ции цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса.

Решение проблемы разработки методики реализации педагогических условий становления гражданского самоопределения студенческой молодежи заключается не в изолированном подборе методических механизмов для каждого условия, а в построении целостной методики, т.е. определенной методической системы. Предлагаемая нами методика реализации педагогических условий воспитания гражданственности студентов включает в себя: конкретную цель, принципы, методы, приемы, формы и средства, позволяющие достичь этой цели.

Любая методика проектируется и реализуется на базе определенных принципов. Основными принципами нашей методики выступают следующие: принцип культурной обусловленности, принцип принятия и поддержки, принцип индивидуальности, принцип диалогичности, целостности, деятельности. Сущность данных принципов раскрыта в первой главе при построении модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи в условиях вуза.

Теоретическое исследование проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи позволило нам отметить тот факт, что оно должно быть направлено на раскрытие основных аспектов модели становления гражданского самоопределения студентов. В соответствии с концептуальными положениями нашего исследования мы полагаем, что овладение необходимыми знаниями о гражданской ответственности, сознательности в выполнении обязательств и формирование направленности личности молодого гражданина - это та основа, на которой должно строиться воспитание гражданской ответственности студентов

[1]. Остановимся на содержании и методике формирующего этапа опытно-экспери-ментальной работы.

Методика реализации первого условия учитывает интересы и потребности студентов, наличие необходимых знаний, готовность молодежи совершать выбор позиций: исполнителя, организатора, руководителя -для проявления своей гражданской ответственности, гражданской позиции при решении избранного варианта. Наша деятельность по проектированию и построению ситуации выбора для студентов на основе лич-ностно ориентированного подхода включала следующие этапы и действия: 1) формулировка цели (задач) применения ситуации ценностного выбора; 2) определение моментов, при которых целесообразно создавать ту или иную ситуацию выбора (исполнитель, организатор, руководитель); 3) выявление конкретного дела, при участии в котором следует применить ситуацию выбора; 4) разработка вариантов заданий, необходимых для осуществления дела; 5) продумывание отдельных деталей результативного использования ситуации выбора; 6) анализ и оценка ситуации выбора.

При подборе основного и дополнительного материала по формированию гражданского самоопределения студенческой молодежи в период организации и проведении занятий по дополнительной программе «Мой выбор» мы опирались на теоретикометодологическую базу настоящего исследования, руководствовались следующими принципами: соответствие содержания материала задачам становления гражданского самоопределения студенческой молодежи; актуальность (интерес, важность) материала для студентов; соответствие содержания материала общим требованиям учебно-воспитательного процесса, то есть его целям, временным возможностям, возрастным особенностям студентов.

Реализация второго педагогического условия осуществлялась вместе с блоком программы, предусматривающего участие студентов в органах студенческого самоуправления [2].

В ходе опьпно-экспериментальной работы определился реестр поручений для выбора и круг обязательств членов студенческого самоуправления. Реестр студенческих поручений для выбора: лидер группы; менеджер; член совета, центра, штаба, клуба, комитета;

лидер центра, совета, штаба, клуба, комитета; организатор творческой группы; политинформатор; капитан спортивной команды; книголюб; затейник; дежурный; информатор; организатор сюрпризов, встреч; организатор спортивной деятельности; валеолог; консультант; репетитор; организатор досуга; редактор; эколог; судья студенческих соревнований; инструктор; летописец; вожатый; казначей; ведущий и т.д.

Происходящее в вузе воспитание гражданской ответственности студенческой молодежи в самоуправлении происходит в соответствии с компонентами разработанной модели. Если в результате проведенного мониторинга наблюдается отклонение по усвоению студентами знаний о гражданской ответственности, выполнению обязательств, направленности личности молодого гражданина [3], то возникает необходимость анализа проведённой работы, выявление причин отклонений и их коррекция. В соответствии с разработанной моделью рассмотрим основные формы и методы работы студенческого самоуправления, где осуществлялось воспитание гражданственности молодежи, на формирующем этапе опытноэкспериментальной работы на основе педагогического мониторинга.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась членами студенческого самоуправления совместно с кураторами, преподавателями, заместителями директора по воспитательной работе под нашим руководством. Руководство работой заключалось в подготовке педагогов к ее проведению посредством индивидуальных бесед, консультаций, выступлений на заседаниях педагогических советов по темам: «Как воспитать гражданственность у современного студента?», «Педагог и студенческое самоуправление: проблемы, поиск, находки».

В соответствии с логикой построения модели осуществления аксиологического и деятельностного подходов в ходе опытноэкспериментальной работы студентов, преподаватели участвовали в выполнении программы воспитания гражданственности. Цель программы - расширить кругозор студентов о родном крае, вузе, о людях, которые живут рядом; помочь студентам больше узнать о том, кто их окружает, почувствовать себя в ответе за все, что происходит рядом. В диссертационном исследовании мы опираемся на второй раздел программы

«Жизнь вуза - элемент гражданского пространства».

Используя функциональный аспект модели, мы выявляли уровни гражданской ответственности студентов; определяли реальную перспективу студенческого самоуправления в воспитании гражданской ответственности студентов; обеспечивали взаимодействие участников студенческого самоуправления, овладение ими содержания знаний о гражданской ответственности, формировали у студентов положительную мотивацию, опыт проявления гражданской ответственности; на основе педагогического мониторинга выявляли и оценивали результаты воспитания гражданской ответственности студентов, осуществляли корректировку.

Третье педагогическое условие основано на развитии социального партнерства в рамках воспитательного пространства закрытого административно-территориального образования. На данном этапе происходит коррекция и закрепление формируемых качеств и умений, приобретает устойчивость гражданская направленность личности, развиваются общественно значимые качества, развивается гражданская ответственность студенческой молодежи.

Среди ориентиров высшего профессионального образования особое место уделяется динамичности образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути.

Достижение названного приоритета осложняется недостаточными социальными связями. По целому ряду образовательных областей отсутствует социальное партнерство, способное помочь, объединить усилия в процессе гражданского воспитания. Имеющиеся партнерские связи, как правило, не связаны между собой, не дифференцированы в зависимости от потребностей, интеллектуальных задатков студента.

Следовательно, имеется необходимость стимулировать разработку социального партнерства в рамках воспитательного пространства закрытого административно-территориального образования.

В рамках нашего исследования, говоря о социальном партнерстве, мы имеем в виду взаимодействие с административными, образовательными, воспитательными, социальными и экономическими структурами

закрытого административно-территориального образования.

При организации социального партнерства студенческая молодежь участвует в деятельности данных учреждений, реализует совместные проекты, учится:

- использовать на практике полученные знания и умения;

- разрабатывать собственные способы и приемы проявления гражданского долга;

-соотносить свои цели, задачи, возможности с ожиданиями общества; анализировать соотношение составляющих гражданского общества;

-осознавать свои эмоциональные состояния, возникающие в процессе социально значимой деятельности;

- использовать основы организации опытно-поисковой и исследовательской работы, корректируя их к собственной гражданской позиции;

- овладевать технологией проявления гражданского долга, ответственности, разработкой содержания помощи и поддержки различных категорий населения;

- принимать решения, участвовать в законотворческих инициативах.

Эффективность данных мер по гражданскому воспитанию зависит от систематичности, преемственности и последовательности их организации.

Одним из условий реализации эффективного социального партнерства является проектная деятельность. Данное направление обусловлено следующими обстоятельствами:

-во-первых, спецификой деятельности организаций, входящих в структуру социального партнерства, характеризующейся разнообразием направлений деятельности;

-во-вторых, в современных условиях основой организации и осуществления гражданского воспитания становится реализация содержания проектов и программ, разработанных совместно со студентами;

- в-третьих, активное участие студенческой молодежи в реализации содержания сразу же нескольких проектов позволяет им достаточно быстро и осознанно самоопределиться в конкретной сфере или сферах профессиональной деятельности и совместно с социальными партнерами выстроить индивидуальный образовательный маршрут освоения норм гражданского общества;

- в-четвертых, сопряженность и преемственность проектов создает условия освоения их содержания на основе интеграции теоретического обучения, практической подготовки, учебно-исследовательской деятельности и самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода гражданского воспитания, как в стенах вуза, так и уже в профессиональной деятельности.

Под проектом мы понимаем отдельный, целостный и в то же время взаимосвязанный содержательно-функциональный компонент в структуре образовательной программы, реализация которого направлена на подготовку студента к полноценной жизни в гражданском обществе.

Содержание каждого проекта проецируется в целях, задачах, планируемом результате, что облегчает студентам его восприятие, осознание и выстраивание индивидуальной траектории реализации, как конкретного проекта, так и одновременно нескольких проектов. Особенно это важно, когда речь идет о проекции содержания каждого из проектов в теоретическом обучении, практической подготовке и самостоятельной работе юных граждан, поскольку у них складывается целостное представление о всех сторонах и компонентах гражданского общества.

Как показало исследование, гражданское воспитание студентов на основе разработанной технологии не только увеличивает успешность гражданского самоопределения, но и дает общеразвивающий эффект, повышая обобщенность и аналитичность мышле-

ния студентов, осознанность их мыслительных операций. Главную цель применения технологии решения профессиональных задач мы видели в том, чтобы помочь студентам «привязать» теоретические знания к конкретной общественной реальности, прежде всего российской, сформировать критическое отношение к происходящим событиям. Мы стремились дать студенту не абстрактный набор отвлеченных категорий, а знания, которые бы помогли ему разобраться в сути современных гражданских процессов. Используя технологию проектирования [5], мы отметили развитие их способности к рационально-критическому осмыслению информации, выработку у них умений давать оценку сложным гражданским процессам, умений дискутировать и самостоятельно делать свой выбор, принимать адекватные решения и выбирать приемлемые формы гражданского поведения в моделируемой ситуации, находить компромиссы и достигать согласия. Другими словами, эффективность представленной технологии заключается в развитии рационально-критического стиля гражданского мышления студенческой молодежи.

Для эффективности социального партнерства в процессе гражданского воспитания студентов необходима также подготовка и самих социальных партнеров к данному процессу. Нами была разработана программа, в которой отражен цикл мероприятий по данному направлению (таблица).

Примерная программа для социальных партнеров по гражданскому воспитанию

Таблица

студенческой молодежи в условиях ЗАТО 1РАЗДЕЛ

Задачи Способы реализации

Обновление и углубление научно-теоретических знаний по гражданскому воспитанию Организация теоретических семинаров на базе ЮУрГУ (примерная тематика):

• «Тенденции развития идей гражданского воспитания в обществе»

• «Гражданское воспитание: традиции и современные требования»

• «Взаимосвязь самобытности русского народа и особенностей становления ценностных ориентаций студентов»

• «Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов современной высшей школы»

• «Формирование гражданственности средствами гуманистически ориентированной педагогики»

• «Формирование социальных интересов и жизненных идеалов студентов в условиях быстроменяющегося мира»

Продолжение таблицы

Задачи Способы реализации

• «Формирование мотивации понимания единства человека и Вселенной, индивида и мироздания средствами этнопедагогики»

• «Сопровождение социализации студентов в быстроменяющемся социуме»

II РАЗДЕЛ

Задачи Способы реализации

Развитие творческой, исследовательской деятельности социальных партнеров по проблеме Организация деятельности городских и вузовских творческих групп по следующим проблемам:

• «Эффективные способы повышения разрешающих возможностей воспитательной системы для формирования социальных интересов и жизненных идеалов студенческой молодежи»

• «Формирование смысложизненного видения социальной реальности, ценностно-смыслового восприятия окружающего мира»

• «Развитие культуры жизнедеятельности гражданина в процессе решения практико-ориентированных задач»

• «Продуктивные методы формирования основ гражданского самоопределения студентов в практической деятельности»

• «Повышение разрешающих возможностей воспитательной системы для формирования способности студентов ориентироваться в жизненных обстоятельствах, принимать самостоятельные решения»

• «Психолого-педагогическое обеспечение формирования адекватного человеческим ценностям поведения студентов в условиях воспитательной системы социального партнерства»

• «Формирование социальных интересов и жизненных идеалов студентов в практической деятельности детско-юношеских объединений»

• «Формирование осознанной законопослушности, ответственного отношения к судьбе Отечества в процессе выполнения социально-ролевых функций»

• «Воспитание толерантности в условиях многонациональной высшей школы»

III РАЗДЕЛ

Задачи Способы реализации

Обмен практическим опытом работы по проблеме Организация практических семинаров, творческих отчетов, круглых столов (примерная тематика): • «Формирование социальных мотивов гражданской деятельности студентов в условиях воспитательной среды социального партнерства»; • «Механизмы актуализации деятельности органов самоуправления по организации социально значимой деятельности студентов»

Презентации творческих работ учителей истории, географии, литературы по «Формированию мотивации ответственного отношения к нуждам и потребностям государства», творческих отчетов городских творческих групп по проблеме

IV РАЗДЕЛ

Задачи Способы реализации

Обогащение возможностей вуза для реализации деятельности по формированию гражданской позиции студентов Организация координационного совета по военно-патриотическому воспитанию: • городского военно-спортивного клуба; • городских клубов «Правовед»; • «Будущие юристы».

Окончание таблицы

Задачи Способы реализации

Проведение тематических мероприятий: • военно-спортивного городского конкурса «Один в поле не воин»; • военно-спортивной игры «Кто быстрей?»; • военно-спортивной игры «Рыцарский турнир»;

• тематических встреч студентов с ветеранами ВОВ на базе городского музея; • творческих встреч поэтически одаренных студентов с поэтами «Мы в мир пришли, чтоб сделать его краше»; • пресс-конференции с работниками военкоматов «Служить Отечеству достойно»; • организация акций «Обустроим наш город»; • «Не быть равнодушным»; • «Мы поможем вам, малыши» (обустройство детских площадок в детских садах); • «Лучший двор»; • презентация программ действий органов самоуправления «Наш вклад в развитие города»; • виртуальной олимпиады правовых знаний; • декад правовых знаний: «Знание своих прав».

ческого воспитания: Дис. ... канд. пед. наук.

- Москва, 1992. -193 с.

3. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. - Челябинск: ЧГПУ, 1995. - 237 с.

4. Гражданское образование и социальное проектирование: Пособие для пре-под. шк. учреж. доп. образования. - М.: Новый учебник, 2003. -160 с.

5. Дахан А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. -№4. -С. 21-26.

Выбор описанных форм работы и принципов ее организации соответствует основам гуманистической педагогики и обеспечивает построение образовательно-развивающего процесса с учетом возрастных и индивидуальных личностных способностей.

Литература

1. Бык A.C. Воспитание гражданственности в педагогическом наследии В.А. Су-хомлинского: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1985. -24 с.

2. Валеев ИИ Самоуправление учащихся как средство эффективности патриоти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.