УДК 37.017.92
■ ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА — ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.И. Пец*, О.Г. Даниленко**
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования у студентов стремления к учебе; воспитания независимой личности, умеющей решать сложные жизненные задачи. Предложен анализ факторов и необходимых средств повышения эффективности процесса нравственного воспитания, достижения прогресса в формировании активной жизненной позиции личности.
Ключевые слова: активность, активная жизненная позиция, личность, студенческая молодежь, формирование активной жизненной позиции, гражданская и правовая ответственность, конкурентоспособность.
THE FORMATION OF ACTIVE LIFE POSITION OF A STUDENT IS ONE OF THE TASKS OF HIGHER EDUCATION
O.I. Pets, O.G. Danilenko
Abstract. The article reveals the most important components of education, such as: formation of students' motivation for studying, training of an independent person, able to solve difficult situations. The analysis of factors and necessary tools to improve the efficiency of process of moral education, achievement of progress in formation of an active living position of individual is offered.
Keywords: active, active lifestyle, personality, students, forming of active life position, civil and legal responsibility, competitiveness.
Научная специальность19.00.07 — Педагогическая психология
Общепризнано, что молодежь — это прогрессивная часть общества. Именно молодежь является важнейшим фактором политического, экономического и духовного обновления российского общества. Молодые люди всегда были и остаются самой активной частью нашего общества.
В начале третьего тысячелетия перед молодежью стоят важные исторические задачи — вернуть Россию на передовые позиции в мире. Для их решения не требуется того безграничного самопожертвования, без которого в середине прошлого века невозможны были никакие свершения. Стремительный век информации и всеобщей глобализации накладывает свой отпечаток на нашу жизнь. Безусловно, по-прежнему актуальны и востребованы энтузиазм и профессионализм молодежи, ее патриотизм как духовная основа сохранения
нации, вера молодых в то, что они родились в лучшей стране мира [4].
Представители молодежи более мобильны, быстрее адаптируются к меняющемуся вокруг себя миру, легко осваивают новые технологии и новые знания. Современной России необходимы хорошо образованные и преданные своему Отечеству молодые граждане, способные принимать решения и двигать страну вперед, сохраняя связь поколений. Тот потенциал, который еще предстоит развить и реализовать нашей стране, в значительной степени лежит на ответственности нашей молодежи.
Однако сегодня, когда в стране достаточно много неясного, молодые люди часто проявляют гражданскую пассивность перед гражданской ответственностью, что весьма негативно может сказаться на развитии общества в целом.
© Пец О.И., Даниленко О.Г., 2015 Статья опубликована в открытом доступе на сайге sovnauka.com
* ПЕЦ ОЛЬГА ИВАНОВНА,
заведующая кафедрой психологии
Московский институт экономики, политики и права
Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184
E-mail: [email protected]
** ДАНИЛЕНКО ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА,
аспирант кафедры психологии
Московский институт экономики, политики и права
Контакты: Климентовский переулок, д. 1, стр. 1, Москва, Россия, 115184
E-mail: [email protected]
В настоящее время задача формирования активной жизненной позиции студенческой молодежи неизмеримо усложнилась. Сейчас отчетливо выступают две характерные позиции современных молодых граждан России. Первая основывается на принципе самосовершенствования, упорного труда, самоотдачи в выбранной сфере деятельности; вторая — на псевдопринципе: добиваться успеха, жизненных благ любой ценой. Основной массе молодежи нашей страны свойственно стремление к самостоятельности, самоутверждению, что проявляется в их делах, поступках, увлечениях, стремлении раскрыть свои способности, дарования, приносить пользу Родине, людям и находить в этом смысл и радость в жизни [2].
Особую тревогу вызывают жестокость, эгоизм, стремление к благополучию любой ценой, преобладание потребительских позиций, небрежность в соблюдении законов, развитие асоциальных тенденций перед самостоятельностью, ответственностью и политической активностью. Поэтому воспитание гражданина — это одна из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, так как в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы, принципы, а также происходит становление важных личностных качеств, обеспечивающих жизнь и деятельность молодого гражданина в условиях современного общества [1].
Приоритетом государственной молодежной политики должно стать создание условий, позволяющих молодым людям раскрыть свой потенциал, найти достойное место в жизни, ярко проявить себя в государственной и общественной деятельности, в науке и культуре.
Важная особенность воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования заключается в том, что на фоне развития личности студента происходит процесс воспитания его как субъекта профессиональной деятельности. Современному обществу нужны образованные, духовные и нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. Современный российский гражданин — это человек, обладающий правовой культурой, чувством ответственности за свою страну, умеющий жить в гражданском обществе и правовом государстве, знающий и уважающий законы, но и умеющий их создавать. Разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой правовой и политической культурой, социальной активностью и качествами гражданина-патриота, является главной целью воспитательной работы института.
Воспитательная система предусматривает не только формирование отличного специалиста, но и развитие личностных качеств на основе гражданских, мораль-
ных, культурных ценностей, формирование активной жизненной позиции, творческой самореализации, получение навыков самоуправления и командной работы. Под воспитанием студентов следует понимать вид целенаправленной деятельности преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов института по формированию у молодежи определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе и профессиональной деятельности. В содержание воспитания также входит создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, в самореализации личности.
Систему воспитательной работы вуз рассматривает как целостную модель гражданского общества, в рамках которой будущий профессионал на практике осваивает все формы профессиональной и общественной жизнедеятельности, включается в творчество, активно соуправляет вузом.
Так, например, цель воспитания студентов Московского института экономики, политики и права — разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью. Поэтому, актуальным становится развитие совокупности компетенций, обеспечивающих личности способность: брать на себя ответственность, самостоятельно принимать решения, реализовывать свои права в повседневной жизни, участвовать в развитии демократических институтов общества, уметь работать в команде, принимать совместные решения, владеть новыми технологиями, осуществлять инновационную деятельность, обладать потребностью саморазвития и самосовершенствования, как в личностном отношении, так и в профессиональном.
Активный студент—это не только развитый ум, логическое мышление, позитивный настрой и развитые личностные качества, но и человек, развивающийся в полную силу. В свою очередь, неактивные студенты могут пострадать от своей пассивности, могут быть лишены ценного навыка — умения общаться, быть менее коммуникабельными, замкнутыми, не приспособленными к работе в компании. Благодаря внеучебной деятельности, каждый имеет шанс не только получить образование, но и развить свои интересы и профессионально значимые личные качества, еще это возможность проводить свой досуг содержательно, разнообразно и интересно [3, с. 28].
К основным составляющим активной жизненной позиции студенческой молодежи Э.Ф. Шакирова отно-
сит: индивидуально значимые ценности; гуманистические, деловые и гражданские качества, составляющие основу социальной активности; оценочно-эмоциональное отношение к явлениям социальной действительности, отдельным действиям и поступкам; отношение к общественно значимой деятельности [6, с. 26—37].
В соответствии с общей целью воспитания студентов в вузе в качестве основных приняты три интегрированных направления: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное.
Эти три направления воспитания должны присутствовать во всех составляющих деятельности вуза: на лекциях, семинарах, курсовом и дипломном проектировании, на производственной практике, в студенческом самоуправлении, в делах студенческих общественных организаций, в планах воспитательной работы на всех уровнях с тем, чтобы формировать целостную личность выпускника вуза, как Специалиста, Гражданина, Интеллигента с большой буквы.
Общей целью гражданско-правового воспитания в институте является формирование активной жизненной позиции личности, высокой гражданской и правовой культуры, способной успешно социализироваться в окружающем мире. В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, патриотическое, правовое, интернациональное, а также политическое виды воспитания.
Гражданское воспитание студентов преследует вполне определенную цель — добиться, чтобы высококвалифицированные специалисты были хорошими гражданами своей страны — России. Результатом гражданского воспитания студентов должна стать их готовность к осуществлению прав и реализации обязанностей гражданина. К числу эффективных методов формирования гражданственности, патриотического и национального самосознания следует отнести целенаправленное развитие у студенчества в ходе обучения лучших черт и качеств: любовь к родной земле, доброта и широта натуры, коллективизм, высокая нравственность, упорство в достижении цели, дух дерзания, готовность к сочувствию и сопереживанию, чувство собственного достоинства, справедливость, любовь к семье и потребность в продолжении рода, высокая нравственность в семье и в обществе. Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи могут быть проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, толерантности, соблюдение законов и норм поведения.
Патриотическое воспитание сегодня — это систематическая и целенаправленная деятельность института по формированию у студентов высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества. Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям.
Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в институте и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни института и нашего демократизирующегося российского общества. Об уровне сформи-рованности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник института, среднего специального учебного заведения осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
Интернациональное и политическое воспитание призвано научить студентов ориентироваться в современном мире, конструктивно участвовать в политической жизни страны, уметь преодолевать конфликтные ситуации на путях компромисса и толерантности при последовательном отстаивании принципиальных личных интересов, интересов своего предприятия, коллектива и страны в целом.
В результате гражданско-правового воспитания у студентов должны быть сформированы такие качества личности, как гражданственность, патриотизм, интернационализм, политическая культура, социальная активность, гражданская позиция, коллективизм, любовь к семье, уважение к правам и свободам человека, позитивное правосознание, способность к успешной социализации в обществе, социальная компетентность, толерантность.
Названные задачи успешно решаются педагогами вуза в эффективно организованном и дидактически гибком гражданско-правовом пространстве института, включающем в себя эффективную организацию учебно-
воспитательного процесса, демократизацию, развитие студенческого самоуправления и системы внеучебной воспитательной работы со студентами.
В важнейшей области воспитания студентов, в развитии интеллекта будущих специалистов в области экономики, политики, прав и психологии четко прослеживаются основные направления усилий всего профессорско-преподавательского состава:
• формирование знаний, умений и навыков деятельности в сфере учебной и самостоятельной работы студентов;
• последовательное и детальное ознакомление студентов каждого курса с государственными стандартами по специальностям, с рабочими программами, учебниками, учебными пособиями, с требованиями, предъявляемыми к студентам как учащимся;
• обеспечение студентов всеми названными материалами; доступность названных материалов на протяжении всего учебного года;
• информирование студентов о навыках, технологиях учебной работы по предметам, обобщение опыта лучших студентов, отличников, распространение этого опыта среди студентов; выработка навыков конспектирования, реферирования, рецензирования, аннотирования;
• ознакомление студентов с навыками, технологиями научно-исследовательской, организаторской работы;
• формирование способностей индивида к самоконтролю, самооценке, самовоспитанию, рефлексии;
• повышение уровня компетентности личности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей;
• формирование чувства ответственности, самодисциплины перед самим собой, семьей, другими людьми, государством, чувства долга и чувства меры в связи с необходимостью полного всестороннего овладения избранной специальностью;
• содействие занятости студентов, включение их в различные сферы деятельности с учетом особенностей российской экономики переходного периода.
Обратимся далее к вопросам демократизации жизни в учебном заведении.
Демократизация — главное условие воспитания навыков участия в управлении учебным заведением, включающее соуправление и самоуправление в учебно-воспитательном процессе, в сфере быта и досуга.
Формирование студенческого самоуправления в учебном заведении является одним из методов подготовки будущих руководителей подразделений, предприятий и организаций.
Студенческое самоуправление — инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов
по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в институте и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения. Главные задачи системы студенческого самоуправления сформулированы в нормативных документах Министерства образования и науки РФ.
Студенческое самоуправление — один из путей подготовки граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в учебном заведении имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.
Участие в студенческом самоуправлении позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в цивилизованном разрешении конфликтов. Эти компетенции могут быть освоены и через включение в деятельность различных форм, органов самоуправления.
Активность личности (от лат. activus — деятельный) — форма проявления активности, выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о «субъекте — причине» того, что происходит и должно происходить в окружающем мире. Более того, согласно концепции персонализации, «активность личности проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность «продолжает» себя в других людях, приобретая в них свою «отраженность». В отличие от общественно значимых, однако, стандартизированных актов поведения человека, активность личности характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели и/или действуя надситуативно, т.е. за пределами своих исходных побуждений и целей» [5].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.
Участие студентов во внеучебной деятельности в вузе создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту.
Развитие внеучебной воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям:
1) активизации работы администрации и студенческого актива по профессионально-трудовому, гражданско-правовому и культурно-нравственному воспитанию студентов;
2) разработка и реализация комплекса целевых программ по профилактике наркомании, правонарушений и неадекватному поведению студентов в учебном заведении;
3) разработка модели информационного обеспечения студентов вуза, скоординированной с городской студенческой информационной службой, создание студенческой газеты, как органа студенческого самоуправления;
4) разработка системы организации и проведения культурно-массовых, научных и спортивных мероприятий, тематических семинаров, школы студенческого актива;
5) разработка программы работы с первокурсниками, их адаптации к особенностям студенческой жизни;
6) реализация в учебном заведении государственной молодежной политики, осуществляемой общественными организациями Правительства Москвы.
Современное образование должно давать не только знания, но и создавать условия для формирования личности, способную преодолевать ситуации социальной неопределенности, принимать решения и, что немаловажно, нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество. По этой причине главная задача ву-
за — готовить будущего специалиста с высшим образованием, способным к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.
Критериями эффективности воспитательной работы по формированию гражданственности студенческой молодежи являются факты проявления ими гражданского мужества, порядочности, убежденности, терпимости к другому мнению, соблюдение законов и норм поведения.
Активная жизненная позиция студента, говорящая о его социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувство ответственности и тревоги за дела общества. Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям. Об уровне сформированности правовой культуры молодого специалиста говорит то, в какой мере выпускник осознает свои права и обязанности, убежден в необходимости их соблюдения и готов реализовать их на практике.
Не стоит считать, что молодежь во всем разберется сама. Ей нужен серьезный и равноправный собеседник, наставник, друг.
Молодые — завтрашний день нации. От них зависит укрепление государственности, национального единства, мира и стабильности, дальнейшее социально-экономическое развитие нашей страны. Хочется верить, что молодежь с честью справится с этой тяжелой, но такой почетной ношей.
Литература
1. Васильева Л.Е., Кириллова О.В. Активная жизненная позиция, ее формирование у студенческой молодежи // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1.
2. Болотина С.Н. Активная гражданская позиция — залог жизненного успеха: Мат. интернет-конференция «Современный преподаватель: личность и деятельность». Белгород, 2010.
3. Евстратова А.В. Активная студенческая жизнь — ключ к успеху в будущем: Сб. мат. IX Всерос. науч.-практ. студ. Конф. «Российский студент — гражданин, личность, исследователь». Н. Новгород, 2014.
4. Семигин Г.Ю. Страна, не воспитывающая патриотов, не имеет будущего. URL://http://www.patrюt-rus.ru/lider-partii.-ot-pervogo-licza/gennadii-semigin-strana-ne-vospityivayushhaya-patriotov-ne-imeet-budushhego.html
5. Психологический лексикон: энциклопедический словарь: В 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2006.
6. Шакирова Э.Ф. Сравнение выраженности характеристик социальной активности студентов в условиях педагогического колледжа // Психологическая наука и образование. 2008. № 5.