УДК 378 ББК 74.61
УПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
С.В. Рокутов ЮУрГУ г. Трехгорный
MANAGEMENT OF BECOMING FOR CIVIL STUDENTS SELF-DETERMINATION
S.V. Rokutov SUSU in Trehgorny
Определено гражданское самоопределение студентов, его становление. Выявлены аспекты управления становлением самоопределения: разработка ориентировочной основы воспитания и создание организационнопедагогических условий реализации соответствующего процесса.
Ключевые слова: гражданское самоопределение, становление, управление, ориентировочная основа, организационно-педагогические условия.
Civil students self-determination and its becoming are defined. Management aspects of becoming for self-determination are revealed. These aspects are the elaboration of approximate basis and creation of organized and pedagogical conditions to realize corresponding process.
Keywords: civil self-determination, becoming, management, approximate basis, organized and pedagogical conditions.
Актуальность вопроса становления гражданского самоопределения молодежи обусловлена негативными явлениями в социальной сфере, потребностями государства в патриотически настроенных гражданах, а также недостаточной разработанностью научного и методико-технологического обеспечения в'оспитания студентов в данном аспекте.
Гражданское самоопределение студента рассмотрено нами как аспект гражданственности [1, 2, 3, 4, 7] и представляет собой интегративное качество личности, включающее аксиологический, когнитивный и деятельностный компоненты, выражающееся в принятии гражданский социальных ценностей, гражданской образованности, проявляемого в творческих делах, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, участии в процессе построения гражданского общества и содействии становлению России как стабильного демократического государства.
Становление гражданского самоопределения студенческой молодежи имеет внутреннюю составляющую (самоор-
ганизация и самовоспитание) и внешнюю (гражданское воспитание). Также можно
фиксировать, учитывать ее влияние на внутренний процесс становления гражданского самоопределения. Учитывая эту
специфику, нами дана следующая дефиниция. Становление гражданского самоопределения студента - это двуединый процесс дифференциации его аксиологического, когнитивного и деятельностного компонентов в единстве с их интеграцией в гражданское самоопределение как целостное качество личности, характеризующейся появлением качественных особенностей каждого компонента, соответствующих его дифферен-
цированной сущности, особенностям возраста и социального положения студентов, тождественных целому (гражданскому самоопределению), происходящий в единстве самоорганизации личности студента на основе его природоопределенной сущности и сложившихся качеств и воспитания в
условиях вуза.
Целенаправленное решение проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи требует управления
этим процессом. Внешняя составляющая является наиболее регулируемой и контролируемой. В то же время, присутствует внутренняя составляющая управления: самоорганизация, самостимулирование, самоконтроль. разработки модели данного процесса. В управлении ведущим аспектом является разработка стратегии воспитания. Решение этой задачи связано с разработкой ориентировочной основы становления гражданского самоопределения молодежи в высшей школе. В качестве ориентировочной основы разрабатывается модель воспитания. Модель становления гражданского самоопределения студенческой молодежи в вузе выстроена на основании системного и лич-ностно ориентированного подходов [6].
Становление гражданского самоопределения студенческой молодежи мы рассматриваем в условиях обучения в условиях города Трехгорный. Из классификации городов по численности населения город Трехгорный относят к малым городам, специфика данного муниципального образования заключается в том, что он относится к закрытому административно-территориальному образованию. Оно представляет собой закрытое административно-территориальное образование, как географическое, социально-экономическое, культурно-образовательное пространство, где происходит социализация личности, и в то же время как среду активности, объект приложения сил и способностей личности и различных социальных групп и общностей.
В цели (целевом компоненте) выражены стратегические установки воспитания. Согласно предмету исследования целью функционирования модели в условиях закрытого административно-территориального образования мы видим становление гражданского самоопределения молодежи. По цели определены компоненты модели.
Целевой компонент соответствует аксиологическому компоненту гражданского самоопределения и включает в себя социальный заказ, цель - гражданское самоопределение студенческой молодежи и задачи по становлению его составляющих.
Содержательный компонент охватывает соответствующие содержанию гражданского самоопределения и адекватные возрастной группе направления воспитания: становления
социально значимых ценностных ориентаций студентов; становления гражданской ответственности студентов; развития социального партнерства.
Процессуальный компонент обеспечивает реализацию этих направлений и включает приемы и методы взаимодействия и содействия самоопределению студентов, а также адекватные им средства, соответствующие формируемым компетентностям. Среди методов наиболее значимы те, которые позволяют студентам проявить уровень своего гражданского самоопределения в деятельности, в поведении. Он способствует осуществлению двух педагогических функций модели: содействия реализации модели в целом и становлению самоуправлению студентов.
Структура модели должна соответствовать компонентам образовательного процесса, следовательно, в модели взаимосвязаны цели, содержание, методы и формы воспитания.
Реализация модели становления осуществляется в ходе этапов:
• информационно-аналитический (сбор информации о субъектах гражданского воспитания, выявление проблем, изучение и обобщение опыта работы, определение направлений деятельности);
• моделирующий (разработка комплексных городских программ, внутри-вузовских программ и подпрограмм);
• реализующий (практическая реализация проектов и программ);
• оценочно-корректировочный (оценка эффективности реализуемых программ, внесение изменений в содержание деятельности).
При реализации образовательного процесса согласно этой модели, в нем осуществляются следующие функции: когнитивную, ценностно-ориентировочную, социализации и содействия самореализации студентов. В осуществлении функций также реализуются аспекты педагогического управления: содействие освоению содержания образования, содействие социализации и самореализации студентов.
Когнитивная функция обеспечивает усвоение студентами системы знаний о мире, общественно-политических явления, истории, правовых основах существования государства, общества и личности. Благодаря ей происходит становление соответствующего
компонента гражданского самоопределения и создает теоретические предпосылки для становления других компонентов.
Реализация моделью ценностно-ориен-тировочной функции осуществляется в соответствии с личностно ориентированным и аксиологическим подходами. Благодаря ей, студенты приобретают способность давать собственную оценку общественно-политической жизни, определить для себя те идеалы, ценностные ориентации, которые являются наиболее значимыми для него как в профессиональном отношении, так и в других аспектах жизнедеятельности.
Включение студентов в общественно полезную деятельность, реализация мер по укреплению и расширению их ответственности позволяет констатировать, что модель осуществляет функцию социализации студентов. Причем при реализации модели делается акцент на те стороны социализации, которые связаны со становлением и проявлением активной гражданской позиции личности.
Модель предоставляет студентам возможность проявления себя в соответствии со своей природоопределенной сущностью. Реализация себя в продуктивной деятельности, обогащение культуры своей Родины, принятие на себя ответственности за общественно полезные дела - один из значимых аспектов гражданского самоопределения. Содержание деятельностного компонента в модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи позволяет утверждать, что она выполняет функцию содействия самореализации молодежи.
Предлагаемая система становления гражданского самоопределения студенческой молодежи имеет сущностные (эмерд-жментные) свойства, характеризующие ее специфику: целенаправленности - все компоненты «слаженно» способствуют становлению гражданского самоопределения студентов; открытости - позволяет установить партнерские связи между образовательными учреждениями и социальными институтами города, предприятиями и организациями, необходимые для решения задач гражданского воспитания в воспитательном пространстве социума; самоопределения -обеспечивает право каждого субъекта гражданского воспитания на принятие самостоятельного решения, выбор в процессе
реализации целей гражданского воспитания молодежи; учета сензитивности возраста -способствует выявлению и учету закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде; самоуправления - заключающееся в при-лечении молодых людей к непосредственному участию в формировании и реализации программ гражданского воспитания.
Реализация модели происходит в соответствии с программно-целевым принципом и включает в себя программы: «Программа молодежной политики «Молодежь Трехгорного», Патриотическое воспитание молодежи города Трехгорного», Комплексная программа «Новое поколение России».
Осуществляя гражданское воспитание студентов, преподаватель создает необходимые организационно-педагогические условия для эффективности данного процесса. Таким образом, можно вести речь о комплексе организационно-педагогических условий, который представляет собой совокупность внешних и внутренних обстоятельств учебно-воспитательного процесса, от реализации которых зависит становление гражданского самоопределения. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитываются при построении модели гражданского воспитания.
Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию гражданского самоопределения студенческой молодежи, мы опирались на: социальный заказ общества к гражданскому образованию; анализ особенностей образовательного процесса в филиале вуза и ведущих подходов к его организации; специфику становления гражданского самоопределения студенческой молодежи; возможности личностно ориентированного и системного подходов; результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента.
При этом согласованность компонентов модели позволила сформулировать условия в соответствии с основными содержательными направлениями реализации модели. Анализ проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи в условиях вуза по обозначенным выше направлениям позволил выделить нам следующий комплекс
организационно-педагогических условий:
• коррегирование личных ценностей студентов по критериям социальных ценностных ориентаций;
• непрерывное расширение гражданской ответственности студентов в рамках их компетенций;
• обеспечение партнерского взаимодействия и педагогического содействия гражданской самореализации студентов в рамках воспитательного пространства закрытого административно-территориального образования.
Рассмотрим сущность каждого из обозначенных нами педагогических условий.
Ценностные ориентации - важнейшее личностное образование, определяющее ее направленность. Зрелая личность отличается широтой личных ориентации, иерархией ценностей, наличием конкретных (предметных) ценностей. Присутствие в структуре личности познавательных ценностей обеспечивает стремление человека к дальнейшему самообразованию, развитию и профессиональному росту.
В иерархии ценностей студенческой молодежи ведущее место занимает направленность на овладение нормами гражданской культуры. Направленность личности студента характеризуется принятием ценностей гражданского общества; толерантностью; активностью в социально значимой деятельности.
Ценности социально значимой деятельности обусловлены социальной функцией гражданского образования, утверждением его личности в обществе. Взяв за основу характерные потребности личности, мы предлагаем следующую классификацию ценностей общественно значимой деятельности:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной среде;
2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг общения;
3) ценности, ориентирующие на развитие гражданской ответственности;
4) ценности, позволяющие осуществлять самореализацию.
Ценностные ориентации студентов с высоким уровнем гражданского самоопределения, как показало исследование, проявляются: в
направленном интересе к жизни и политике государства, научным открытиям, научно-техническому прогрессу; стремление к знаниям, к истине - центральный, системообразующий мотив деятельности личности; в моральной направленности личности студента, в которой отражается патриотизм, честность, порядочность, обязательность, дисциплинированность, гуманизм, то есть то, что связано с отношениями между людьми, отношением личности к природной и социальной среде; в истории культурного развития народа, общества, национальном духе, патриотических традициях, культурных традициях народа.
Система ценностей в широком смысле выступает как внутренний стержень гражданского поведения личности, формируемый в образовательном процессе вуза, во внеучебной, в общественно значимой деятельности студентов.
Второе выделенное нами педагогическое условие основано на том, что «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» предъявляет к молодежи новые требования, которые заключаются в умении делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия. Дальнейшее развитие требований к молодежи определяет государственный стандарт в области воспитания, который гарантирует в высшем учебном заведении воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, на
становление у молодежи ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. В это же время и разработанные концепции гражданского образования нацеливают педагогов на
воспитание гражданской ответственности
молодежи.
Воспитание гражданской ответственности студентов в условиях вуза - это
целенаправленный процесс взаимодействия, сотрудничества студентов и педагогов. Гражданская ответственность у молодежи формируется в опыте гражданского поведения, социального действия, позволяющего практически реализовывать
важнейшие человеческие ценности, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе. Под воспитанием
гражданской ответственности студентов мы понимаем процесс взаимодействия педагогов и студентов с целью создания педагогических возможностей для реализации их интересов и потребностей, особенностью которого является направленность личности на самореализацию в условиях вуза, приобретение опыта, сознательного выполнения определенных обязательств перед самим собой, своим выбором, старшим и младшим поколениями, малой Родиной.
Повысить эффективность гражданского воспитания студенческой молодежи позволяет социальное партнерство, которое выступает формой взаимодействия, позволяющей расширять систему общественных связей, осуществлять их на взаимовыгодных началах. С позиций методики его осуществления в гражданском воспитании социальное партнерство становится механизмом самоорганизации, развития и адаптации студенческой молодежи к нормам гражданского общества, а соответственно является важнейшим фактором гражданского воспитания.
В качестве стратегических целей развития единого воспитательного пространства гражданского воспитания студенческой молодежи можно выдвинуть следующее:
1) развитие гибких и эффективных связей профессионального образования с внешней средой (рынком, социальными партнерами), организация производственно-экономических связей (шефство);
2) выявление требований к уровню профессиональной подготовки выпускников профессиональных заведений;
3) становление новой практики организации единого воспитательного пространства процесса гражданского воспитания в условиях закрытого административно-территориального образования, его планирования, отбора содержания с учетом международного опыта и обязательным участием всех структур города;
4) усиление региональной ориентации на гражданское воспитание, в частности учет интересов жителей закрытого административно-территориального образования в воспитании активных, политически грамотных, законопослушных граждан.
Реализацию целей необходимо сопровождать решением таких задач как: разработка направлений социального партнерства в рамках единого образовательного прост-
ранства; становление партнерских отношений учреждений образования, работодателей, служб занятости, различных министерств области, воспитательных учреждений и т.п.; совершенствование и обновление образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ в соответствии с требованиями растущего многообразия специальностей и профессий, мотивации и перспектив трудоустройства выпускников; необходимость создания на всех уровнях руководства и регулирования отрасли таких условий, чтобы предпринимателям было выгодно способствовать гражданскому воспитанию молодежи.
Расширение возможности социального партнерства должно качественно изменить существующую ситуацию с привлечением в систему гражданского воспитания дополнительных кадров, финансовых, технических и других ресурсов. Это позволит в более короткие сроки обеспечить изменение содержания и спектра разрабатываемых и реализуемых городских программ в соответствии с интересами, потребностями отдельных предприятий, образовательных учреждений, взрослого и детского населения закрытого административно-территориального образования. Поэтому социальное взаимодействие и партнерство чаше всего лучше осуществлять на двух уровнях: локальном, в рамках ЮУрГУ и региональном
- между субъектами города.
Литература
1. Гаязов, A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / A.C. Гаязов. - Челябинск: ЧГПУ, 1995. - 237 с.
2. Гражданское образование в российской школе / сост. Т.И. Тюляева. - М.: ООО Изд-во «Астрелъ», ООО Изд-во «ACT». 2003
- (Образование в документах и комментариях). - 605 с.
3. Гражданское образование в современной школе. Опыт реализации межпредметной модели: пособие для педагогов и работников образования. - М.: ООО Изд-во «Астрелъ», ООО Изд-во «АСТ», 2003. - (Образование в документах и комментариях).
- 325 с.
4. Камалетдинова. А.Я. Проблемы становления гражданственности в России / А.Я. Камалетдинова. - Челябинск: ЧГПУ. 2000. -180 с.
5. Караковский, В.А. Воспитательные системы школы: Педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. -М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. -125 с.
6. Личностно ориентированный подход
в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. - М. ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с.
7. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина / сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. -М.: Просвещение, 1988.-304 с.
Поступила в редакцию 26 декабря 2008 г.