Научная статья на тему 'Управление становлением гражданского самоопределения студентов'

Управление становлением гражданского самоопределения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CIVIL SELF-DETERMINATION / BECOMING / MANAGEMENT / APPROXIMATE BASIS / ORGANIZED AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рокутов Станислав Валерианович

Определено гражданское самоопределение студентов, его становление. Выявлены аспекты управления становлением самоопределения: разработка ориентировочной основы воспитания и создание организационно-педагогических условий реализации соответствующего процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of becoming for civil students self-determination

Civil students self-determination and its becoming are defined. Management aspects of becoming for self-determination are revealed. These aspects are the elaboration of approximate basis and creation of organized and pedagogical conditions to realize corresponding process.

Текст научной работы на тему «Управление становлением гражданского самоопределения студентов»

УДК 378 ББК 74.61

УПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

С.В. Рокутов ЮУрГУ г. Трехгорный

MANAGEMENT OF BECOMING FOR CIVIL STUDENTS SELF-DETERMINATION

S.V. Rokutov SUSU in Trehgorny

Определено гражданское самоопределение студентов, его становление. Выявлены аспекты управления становлением самоопределения: разработка ориентировочной основы воспитания и создание организационнопедагогических условий реализации соответствующего процесса.

Ключевые слова: гражданское самоопределение, становление, управление, ориентировочная основа, организационно-педагогические условия.

Civil students self-determination and its becoming are defined. Management aspects of becoming for self-determination are revealed. These aspects are the elaboration of approximate basis and creation of organized and pedagogical conditions to realize corresponding process.

Keywords: civil self-determination, becoming, management, approximate basis, organized and pedagogical conditions.

Актуальность вопроса становления гражданского самоопределения молодежи обусловлена негативными явлениями в социальной сфере, потребностями государства в патриотически настроенных гражданах, а также недостаточной разработанностью научного и методико-технологического обеспечения в'оспитания студентов в данном аспекте.

Гражданское самоопределение студента рассмотрено нами как аспект гражданственности [1, 2, 3, 4, 7] и представляет собой интегративное качество личности, включающее аксиологический, когнитивный и деятельностный компоненты, выражающееся в принятии гражданский социальных ценностей, гражданской образованности, проявляемого в творческих делах, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации, участии в процессе построения гражданского общества и содействии становлению России как стабильного демократического государства.

Становление гражданского самоопределения студенческой молодежи имеет внутреннюю составляющую (самоор-

ганизация и самовоспитание) и внешнюю (гражданское воспитание). Также можно

фиксировать, учитывать ее влияние на внутренний процесс становления гражданского самоопределения. Учитывая эту

специфику, нами дана следующая дефиниция. Становление гражданского самоопределения студента - это двуединый процесс дифференциации его аксиологического, когнитивного и деятельностного компонентов в единстве с их интеграцией в гражданское самоопределение как целостное качество личности, характеризующейся появлением качественных особенностей каждого компонента, соответствующих его дифферен-

цированной сущности, особенностям возраста и социального положения студентов, тождественных целому (гражданскому самоопределению), происходящий в единстве самоорганизации личности студента на основе его природоопределенной сущности и сложившихся качеств и воспитания в

условиях вуза.

Целенаправленное решение проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи требует управления

этим процессом. Внешняя составляющая является наиболее регулируемой и контролируемой. В то же время, присутствует внутренняя составляющая управления: самоорганизация, самостимулирование, самоконтроль. разработки модели данного процесса. В управлении ведущим аспектом является разработка стратегии воспитания. Решение этой задачи связано с разработкой ориентировочной основы становления гражданского самоопределения молодежи в высшей школе. В качестве ориентировочной основы разрабатывается модель воспитания. Модель становления гражданского самоопределения студенческой молодежи в вузе выстроена на основании системного и лич-ностно ориентированного подходов [6].

Становление гражданского самоопределения студенческой молодежи мы рассматриваем в условиях обучения в условиях города Трехгорный. Из классификации городов по численности населения город Трехгорный относят к малым городам, специфика данного муниципального образования заключается в том, что он относится к закрытому административно-территориальному образованию. Оно представляет собой закрытое административно-территориальное образование, как географическое, социально-экономическое, культурно-образовательное пространство, где происходит социализация личности, и в то же время как среду активности, объект приложения сил и способностей личности и различных социальных групп и общностей.

В цели (целевом компоненте) выражены стратегические установки воспитания. Согласно предмету исследования целью функционирования модели в условиях закрытого административно-территориального образования мы видим становление гражданского самоопределения молодежи. По цели определены компоненты модели.

Целевой компонент соответствует аксиологическому компоненту гражданского самоопределения и включает в себя социальный заказ, цель - гражданское самоопределение студенческой молодежи и задачи по становлению его составляющих.

Содержательный компонент охватывает соответствующие содержанию гражданского самоопределения и адекватные возрастной группе направления воспитания: становления

социально значимых ценностных ориентаций студентов; становления гражданской ответственности студентов; развития социального партнерства.

Процессуальный компонент обеспечивает реализацию этих направлений и включает приемы и методы взаимодействия и содействия самоопределению студентов, а также адекватные им средства, соответствующие формируемым компетентностям. Среди методов наиболее значимы те, которые позволяют студентам проявить уровень своего гражданского самоопределения в деятельности, в поведении. Он способствует осуществлению двух педагогических функций модели: содействия реализации модели в целом и становлению самоуправлению студентов.

Структура модели должна соответствовать компонентам образовательного процесса, следовательно, в модели взаимосвязаны цели, содержание, методы и формы воспитания.

Реализация модели становления осуществляется в ходе этапов:

• информационно-аналитический (сбор информации о субъектах гражданского воспитания, выявление проблем, изучение и обобщение опыта работы, определение направлений деятельности);

• моделирующий (разработка комплексных городских программ, внутри-вузовских программ и подпрограмм);

• реализующий (практическая реализация проектов и программ);

• оценочно-корректировочный (оценка эффективности реализуемых программ, внесение изменений в содержание деятельности).

При реализации образовательного процесса согласно этой модели, в нем осуществляются следующие функции: когнитивную, ценностно-ориентировочную, социализации и содействия самореализации студентов. В осуществлении функций также реализуются аспекты педагогического управления: содействие освоению содержания образования, содействие социализации и самореализации студентов.

Когнитивная функция обеспечивает усвоение студентами системы знаний о мире, общественно-политических явления, истории, правовых основах существования государства, общества и личности. Благодаря ей происходит становление соответствующего

компонента гражданского самоопределения и создает теоретические предпосылки для становления других компонентов.

Реализация моделью ценностно-ориен-тировочной функции осуществляется в соответствии с личностно ориентированным и аксиологическим подходами. Благодаря ей, студенты приобретают способность давать собственную оценку общественно-политической жизни, определить для себя те идеалы, ценностные ориентации, которые являются наиболее значимыми для него как в профессиональном отношении, так и в других аспектах жизнедеятельности.

Включение студентов в общественно полезную деятельность, реализация мер по укреплению и расширению их ответственности позволяет констатировать, что модель осуществляет функцию социализации студентов. Причем при реализации модели делается акцент на те стороны социализации, которые связаны со становлением и проявлением активной гражданской позиции личности.

Модель предоставляет студентам возможность проявления себя в соответствии со своей природоопределенной сущностью. Реализация себя в продуктивной деятельности, обогащение культуры своей Родины, принятие на себя ответственности за общественно полезные дела - один из значимых аспектов гражданского самоопределения. Содержание деятельностного компонента в модели становления гражданского самоопределения студенческой молодежи позволяет утверждать, что она выполняет функцию содействия самореализации молодежи.

Предлагаемая система становления гражданского самоопределения студенческой молодежи имеет сущностные (эмерд-жментные) свойства, характеризующие ее специфику: целенаправленности - все компоненты «слаженно» способствуют становлению гражданского самоопределения студентов; открытости - позволяет установить партнерские связи между образовательными учреждениями и социальными институтами города, предприятиями и организациями, необходимые для решения задач гражданского воспитания в воспитательном пространстве социума; самоопределения -обеспечивает право каждого субъекта гражданского воспитания на принятие самостоятельного решения, выбор в процессе

реализации целей гражданского воспитания молодежи; учета сензитивности возраста -способствует выявлению и учету закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде; самоуправления - заключающееся в при-лечении молодых людей к непосредственному участию в формировании и реализации программ гражданского воспитания.

Реализация модели происходит в соответствии с программно-целевым принципом и включает в себя программы: «Программа молодежной политики «Молодежь Трехгорного», Патриотическое воспитание молодежи города Трехгорного», Комплексная программа «Новое поколение России».

Осуществляя гражданское воспитание студентов, преподаватель создает необходимые организационно-педагогические условия для эффективности данного процесса. Таким образом, можно вести речь о комплексе организационно-педагогических условий, который представляет собой совокупность внешних и внутренних обстоятельств учебно-воспитательного процесса, от реализации которых зависит становление гражданского самоопределения. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитываются при построении модели гражданского воспитания.

Для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию гражданского самоопределения студенческой молодежи, мы опирались на: социальный заказ общества к гражданскому образованию; анализ особенностей образовательного процесса в филиале вуза и ведущих подходов к его организации; специфику становления гражданского самоопределения студенческой молодежи; возможности личностно ориентированного и системного подходов; результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента.

При этом согласованность компонентов модели позволила сформулировать условия в соответствии с основными содержательными направлениями реализации модели. Анализ проблемы становления гражданского самоопределения студенческой молодежи в условиях вуза по обозначенным выше направлениям позволил выделить нам следующий комплекс

организационно-педагогических условий:

• коррегирование личных ценностей студентов по критериям социальных ценностных ориентаций;

• непрерывное расширение гражданской ответственности студентов в рамках их компетенций;

• обеспечение партнерского взаимодействия и педагогического содействия гражданской самореализации студентов в рамках воспитательного пространства закрытого административно-территориального образования.

Рассмотрим сущность каждого из обозначенных нами педагогических условий.

Ценностные ориентации - важнейшее личностное образование, определяющее ее направленность. Зрелая личность отличается широтой личных ориентации, иерархией ценностей, наличием конкретных (предметных) ценностей. Присутствие в структуре личности познавательных ценностей обеспечивает стремление человека к дальнейшему самообразованию, развитию и профессиональному росту.

В иерархии ценностей студенческой молодежи ведущее место занимает направленность на овладение нормами гражданской культуры. Направленность личности студента характеризуется принятием ценностей гражданского общества; толерантностью; активностью в социально значимой деятельности.

Ценности социально значимой деятельности обусловлены социальной функцией гражданского образования, утверждением его личности в обществе. Взяв за основу характерные потребности личности, мы предлагаем следующую классификацию ценностей общественно значимой деятельности:

1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной среде;

2) ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг общения;

3) ценности, ориентирующие на развитие гражданской ответственности;

4) ценности, позволяющие осуществлять самореализацию.

Ценностные ориентации студентов с высоким уровнем гражданского самоопределения, как показало исследование, проявляются: в

направленном интересе к жизни и политике государства, научным открытиям, научно-техническому прогрессу; стремление к знаниям, к истине - центральный, системообразующий мотив деятельности личности; в моральной направленности личности студента, в которой отражается патриотизм, честность, порядочность, обязательность, дисциплинированность, гуманизм, то есть то, что связано с отношениями между людьми, отношением личности к природной и социальной среде; в истории культурного развития народа, общества, национальном духе, патриотических традициях, культурных традициях народа.

Система ценностей в широком смысле выступает как внутренний стержень гражданского поведения личности, формируемый в образовательном процессе вуза, во внеучебной, в общественно значимой деятельности студентов.

Второе выделенное нами педагогическое условие основано на том, что «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» предъявляет к молодежи новые требования, которые заключаются в умении делать осознанный выбор и нести ответственность за собственные действия. Дальнейшее развитие требований к молодежи определяет государственный стандарт в области воспитания, который гарантирует в высшем учебном заведении воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, на

становление у молодежи ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом. В это же время и разработанные концепции гражданского образования нацеливают педагогов на

воспитание гражданской ответственности

молодежи.

Воспитание гражданской ответственности студентов в условиях вуза - это

целенаправленный процесс взаимодействия, сотрудничества студентов и педагогов. Гражданская ответственность у молодежи формируется в опыте гражданского поведения, социального действия, позволяющего практически реализовывать

важнейшие человеческие ценности, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе. Под воспитанием

гражданской ответственности студентов мы понимаем процесс взаимодействия педагогов и студентов с целью создания педагогических возможностей для реализации их интересов и потребностей, особенностью которого является направленность личности на самореализацию в условиях вуза, приобретение опыта, сознательного выполнения определенных обязательств перед самим собой, своим выбором, старшим и младшим поколениями, малой Родиной.

Повысить эффективность гражданского воспитания студенческой молодежи позволяет социальное партнерство, которое выступает формой взаимодействия, позволяющей расширять систему общественных связей, осуществлять их на взаимовыгодных началах. С позиций методики его осуществления в гражданском воспитании социальное партнерство становится механизмом самоорганизации, развития и адаптации студенческой молодежи к нормам гражданского общества, а соответственно является важнейшим фактором гражданского воспитания.

В качестве стратегических целей развития единого воспитательного пространства гражданского воспитания студенческой молодежи можно выдвинуть следующее:

1) развитие гибких и эффективных связей профессионального образования с внешней средой (рынком, социальными партнерами), организация производственно-экономических связей (шефство);

2) выявление требований к уровню профессиональной подготовки выпускников профессиональных заведений;

3) становление новой практики организации единого воспитательного пространства процесса гражданского воспитания в условиях закрытого административно-территориального образования, его планирования, отбора содержания с учетом международного опыта и обязательным участием всех структур города;

4) усиление региональной ориентации на гражданское воспитание, в частности учет интересов жителей закрытого административно-территориального образования в воспитании активных, политически грамотных, законопослушных граждан.

Реализацию целей необходимо сопровождать решением таких задач как: разработка направлений социального партнерства в рамках единого образовательного прост-

ранства; становление партнерских отношений учреждений образования, работодателей, служб занятости, различных министерств области, воспитательных учреждений и т.п.; совершенствование и обновление образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ в соответствии с требованиями растущего многообразия специальностей и профессий, мотивации и перспектив трудоустройства выпускников; необходимость создания на всех уровнях руководства и регулирования отрасли таких условий, чтобы предпринимателям было выгодно способствовать гражданскому воспитанию молодежи.

Расширение возможности социального партнерства должно качественно изменить существующую ситуацию с привлечением в систему гражданского воспитания дополнительных кадров, финансовых, технических и других ресурсов. Это позволит в более короткие сроки обеспечить изменение содержания и спектра разрабатываемых и реализуемых городских программ в соответствии с интересами, потребностями отдельных предприятий, образовательных учреждений, взрослого и детского населения закрытого административно-территориального образования. Поэтому социальное взаимодействие и партнерство чаше всего лучше осуществлять на двух уровнях: локальном, в рамках ЮУрГУ и региональном

- между субъектами города.

Литература

1. Гаязов, A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / A.C. Гаязов. - Челябинск: ЧГПУ, 1995. - 237 с.

2. Гражданское образование в российской школе / сост. Т.И. Тюляева. - М.: ООО Изд-во «Астрелъ», ООО Изд-во «ACT». 2003

- (Образование в документах и комментариях). - 605 с.

3. Гражданское образование в современной школе. Опыт реализации межпредметной модели: пособие для педагогов и работников образования. - М.: ООО Изд-во «Астрелъ», ООО Изд-во «АСТ», 2003. - (Образование в документах и комментариях).

- 325 с.

4. Камалетдинова. А.Я. Проблемы становления гражданственности в России / А.Я. Камалетдинова. - Челябинск: ЧГПУ. 2000. -180 с.

5. Караковский, В.А. Воспитательные системы школы: Педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. -М.: НМО «Творческая педагогика», 1991. -125 с.

6. Личностно ориентированный подход

в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е.Н. Степанова. - М. ТЦ «Сфера», 2003. - 128 с.

7. Макаренко, A.C. Воспитание гражданина / сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. -М.: Просвещение, 1988.-304 с.

Поступила в редакцию 26 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.