достно. Ей радостно думать о нем. На душе у меня было радостно.
Отметим, что эмоциональное состояние человека, как и физическое, не зависит от его желания. Человек может решить позвонить другу или решить пойти в гости. Но он не может решить, чтобы у него болела голова или чтобы ему было радостно. Это не зависит от воли и желания человека. Чтобы показать это, в русском языке субъект ставится в форму дательного, винительного и других косвенных падежей.
Проявление эмоционального состояния: радостный взгляд, жизнерадостный вид, радостное выражение лица и т.д. Например: У него жизнерадостный вид. У нее радость светится в глазах.
Субъект состояния: кто радует (Б^, кто радуется (Бг), кто видит проявление радости (Б3). Например: Сын радует отца. Отец радуется успехам сына. Он видит радость в ее глазах.
Каузальность (причинная обусловленность) состояния: радовать, радостный; кто/что радует кого; кто/что какой. Например: Он любит радовать своих друзей. День сегодня солнечный, радостный.
Результат: обрадовать, порадовать. Например: Он обрадовался моему звонку. Студент порадовал преподавателя своим ответом на экзамене.
Любая языковая деятельность - это выражение или понимание смысла, поэтому работа над структурой русского предложения, над способами оформления элементов предложения должна строиться в направлении от смысла к форме. Только при таком подходе не нарушаются принципы единообразия и осмысленности, а также сохраняется связь с теми универсальными языковыми знаниями, которые уже есть у учащихся.
Статья поступила 02.07.2014 г.
Библиографический список
1. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. 2 изд., стереотип. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
2. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. 2 изд. М.: Изд-во Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2004.
простого и сложного предложения. М.: Гуманитарный ИЦ «Владос», 2004.
4. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шве-
3. Крючкова Л.С. Русский язык как иностранный. Синтаксис довой. 12-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1978. УДК 796.011.1
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ III ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ ПО ХАРАКТЕРУ ЗАБОЛЕВАНИЯ
© Е.П. Игнатьева1, В.Ю. Лебединский2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предложен вариант действий по воспитанию скоростных способностей у студентов III функциональной группы здоровья, который предусматривает в ходе выполнения специально подготовительных и собственно скоростных упражнений возможность организации «точек стабилизации пульса» для того, чтобы скорректировать величину физической нагрузки в соответствии с характером заболеваний студентов. Табл. 4. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: развитие скоростных способностей; специально подготовительные упражнения; собственно скоростные упражнения; III функциональная группа здоровья; физическое воспитание в вузе; учебный процесс.
METHODS TO DEVELOP SPEED SKILLS IN III FUNCTIONAL HEALTH GROUP STUDENTS WITH DIFFERENT DISEASES
E.P. Ignatyeva, V.Yu. Lebedinsky
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article proposes a variant of actions on training speed skills in students of III functional health group. During special preparatory exercises and actual speed ones the method provides the possibility of organizing "pulse stabilization points" in order to correct the amount of physical load in accordance with the nature of students' diseases.
1 Игнатьева Елена Петровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89025493790, e-mail: [email protected]
Ignatyeva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89025493790, e-mail: [email protected]
2Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: [email protected]
4 tables. 12 sources.
Key words: speed skill development; special preparatory exercises; actual speed exercises; III functional group of health; physical education at high schools; learning process.
Согласно требованиям государственного образовательного стандарта и программы по физическому воспитанию в вузе, учебные занятия для студентов III-й функциональной группы здоровья направлены на укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности, устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии. В соответствии с этим практический материал рабочих программ формируется на основе упражнений корригирующей и оздоровительно-профилактической направленности, при которой режим мышечной деятельности носит поддерживающий характер, а частота пульса не превышает 120-126 уд./мин.
Но для подготовки высококвалифицированных специалистов этих усилий явно недостаточно, потому что развитие общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, которые определяют психофизическую готовность студентов к будущей профессии, предусматривает более высокие требования к величине физической нагрузки. Следовательно, для студентов с ослабленным здоровьем при воспитании скорости, гибкости, силы, ловкости и выносливости требуются приемы, способные обеспечить им в период выполнения упражнений не только контроль над состоянием их организма, но и в определенных моментах стабилизацию пульса для выполнения хотя бы минимального объема предложенных заданий. Особое значение данные приемы могут иметь при использовании средств воспитания скоростных способностей, так как очень часто на учебных занятиях от этих упражнений, из-за их максимальной интенсивности, освобождают значительную часть студентов - с нарушениями аппарата движения, заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и мочевыделительной систем.
Вместе с тем, существует мнение о том, что при организации учебного процесса в Ш-й функциональной группе здоровья скоростные способности не следует выводить из общего контекста развития физических качеств, так как «физические качества существуют не сами по себе, а только в теснейшей взаимосвязи» [8].
Актуальность проблемы развития скоростных способностей связана еще и с прикладной значимостью. Например, в повседневной жизни и на производстве часто возникают ситуации, требующие сиюминутного ответа. Нередко и современная техника, в особенности транспортная, предъявляет высокие требования к быстроте реакции. По поводу этого наблюдения утверждается, что одно из проявлений скоростных способностей - простая двигательная реакция, «обладает свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях» [2]. Таким образом, быстроту простой двигательной реакции можно направленно совершенствовать в специ-
ально созданных условиях.
Отмечая важность проблемы развития скоростных способностей у студентов Ш-й функциональной группы здоровья, следует найти для некоторых из них такой способ, который позволил бы им в ходе выполнения заданий уменьшить время воздействия максимальной нагрузки. Иными словами, в данной работе в качестве рабочей гипотезы выдвигается идея о том, что студентам, имеющим атипичную реакцию пульса на действие физической нагрузки, необходимо при развитии скоростных способностей дробление этой нагрузки на зоны возобновляемых действий и зоны относительного покоя.
При подготовке и проведении настоящего эксперимента были изучены и учтены материалы научных исследований известных российских специалистов в области теории и методики физической культуры. В результате этой работы обозначен ряд особенностей, которые оказывают влияние на процесс развития скоростных способностей. Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств организма, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время [10].
Зациорский В.М. выделяет три элементарные формы их проявления [5]:
• латентное время двигательной реакции;
• скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
• частоту движений.
Особенностью скоростных качеств является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал, но иметь малую частоту движений, и наоборот. Это объясняется тем, что психофизиологические механизмы скоростных способностей существенно различаются. Прямой непосредственный перенос быстроты происходит лишь в похожих по координации движениях. Так, значительное улучшение результата в прыжках в длину с места скажется на показателях в спринтерском беге и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение. Все это затрудняет их перенос и требует дифференцированного выбора средств и методов воздействия для каждого из них [2].
Скоростные способности имеют существенную зависимость от генотипа. Так, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью [12]. Генетическое влияние средней силы испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, например, в беге, зависит в равной степени от генотипа и среды (40-60%). Они называют и другие
факторы, влияющие на проявление скоростных способностей человека:
• состояние центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата;
• морфологические особенности мышечной ткани, ее композиция (то есть соотношение быстрых и медленных волокон);
• сила мышц;
• способность мышц быстро переходить из состояния напряжения в состояние расслабления;
• энергетические запасы мышцы (аденозинтри-фосфорная кислота (АТФ) и креатинфосфат (КТФ));
• амплитуда движений, то есть степень подвижности в суставах;
• способность к координации движений при скоростной работе;
• возраст и пол.
При изучении темы возрастного развития скоростных способностей в толкованиях разных авторов обнаружены некоторые отличия. К примеру, Б.А. Ашма-рин к периоду интенсивного совершенствования функций, обеспечивающих быстроту, относит возраст от 7-8 до 11-12 лет. К 14-15 годам интенсивность совершенствования этой функции, по его мнению, замедляется, но продолжается вплоть до 17 лет [2]. Я.С. Вайнбаум с соавторами периодом наибольшего прироста скоростных способностей для девочек называют возраст 10-13 и 15-16 лет, а для мальчиков -11-14 и 15-16 лет [3]. А.М. Максименко считает, что естественным путем скоростные качества увеличиваются примерно до 14-15 лет. Однако, как и Б.А. Аш-марин, он допускает, что диапазон возраста для их целенаправленного развития колеблется от 7 до 17 лет и сенситивный период составляет промежуток от 7 до 12 лет. При этом автор добавляет, что частота движений наиболее эффективно совершенствуется с 7 до 9 и с 12 до 13 лет, а скорость одиночных движений - с 10 до 13 лет. У юношей максимальная скорость в циклических упражнениях эффективно поддается улучшению в 15-16 лет, а у девушек - в 14-17 лет [9].
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек определяют возраст от 7 до 11 лет. По их мнению, в несколько меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. Кроме того, авторы высказывают мнение о том, что при целенаправленных воздействиях на развитие скоростных способностей, рост результатов может продолжаться до 25 лет. Они объясняют это тем, что у студентов, относящихся к категории юношеского (16-18 лет) и I периода зрелого (19-28 лет) возрастов, при завершении роста тела в длину продолжается морфофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. Поэтому они считают, что в данный период биологического развития, когда завершается становление физиологических функций, организм мо-
лодого человека обладает достаточно высокой пластичностью и адаптацией к физическим нагрузкам. Среди основных методов воспитания скоростных способностей эти ученые называют [12]:
• метод строго регламентированного упражнения, который включает: а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях;
• соревновательный метод;
• игровой метод.
Анализируя вышеизложенные мнения, можно сделать вывод о том, что эффективное развитие скоростных способностей вполне реально не только в школьные годы, но и в период обучения в вузе.
Методы и организация исследования. Целью данного исследования является подбор унифицированных приемов и средств воспитания скоростных способностей, которые могут быть показаны студентам с любой патологией и позволят им в ходе фронтального выполнения двигательных действий корректировать величину физической нагрузки. В соответствии с этим были определены задачи исследования:
• провести анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме;
• выявить оптимальные сочетания физических упражнений, способствующих развитию скоростных способностей у молодых людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
• определить перечень показаний и противопоказаний по восьми группам заболеваний для выявления унифицированных приемов и средств воспитания скоростных способностей;
• провести наблюдение за динамикой лучших результатов в челночном беге, показанных студентами на учебных занятиях;
• провести тестирование уровня развития скоростных способностей при помощи бега на 20/30 м с ходу;
• обработать полученные результаты при помощи методов математической статистики.
В качестве объекта исследования был выбран учебный процесс по физической культуре, организованный в вузе для студентов Ш-й функциональной группы здоровья. Предметом исследования стал процесс развития скоростных способностей у молодых людей 17-22 лет, имеющих разные по характеру заболевания. Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как:
• анализ учебной, научной и методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• хронометрирование;
• тестирование уровня развития скоростных способностей;
• методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы показал,
что из перечня средств, необходимых для воспитания скоростных способностей у студентов III-й функциональной группы здоровья следует исключить: упражнения с осевой нагрузкой на позвоночник; асимметричные упражнения; упражнения, вызывающие подвижность позвоночного столба; упражнения силового характера с натуживанием, которые приводят к резкому повышению внутрибрюшного давления; упражнения силового характера с сотрясением тела (прыжки), упражнения с наклоном головы вниз и с задержкой дыхания; большие и длительные физические нагрузки; выполнение упражнений до полного утомления.
Показаниями к выполнению действий по воспитанию быстроты являются физические упражнения в дозированной форме. Кроме того, для студентов с различными формами неврозов и неврастенией желательны упражнения, вызывающие резкий тормозной процесс (внезапная остановка или быстрая перемена положения тела по команде) и тренировка вестибулярного аппарата [11].
Педагогический эксперимент по развитию скоростных способностей у студентов III-й функциональной группы здоровья был проведен с сентября 2011 по май 2013 года в естественных условиях учебного процесса на базе НИ ИрГТУ. Участниками эксперимента в 2011-2012 уч. году стали 32 юноши I, III, IV курсов и 78 девушек I, II, III, IV курсов. В 2012-2013 уч. году в исследовании приняли участие 26 юношей II, III, IV курсов и 73 девушки I, II, III, IV курсов.
Студенты I и II курсов посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю, студенты III и IV курсов - 1 раз в неделю. Возраст студентов был от 17 до 22 лет. Учебные занятия продолжительностью 1 час 20 минут проходили в спортивном зале для игровых видов спорта, размеры которого составляют 12 х 24 м.
В период эксперимента упражнения по развитию скоростных способностей проводились в подготовительной части занятия, длительность которой составляла 28-30 мин. При организации двигательных действий использовали поточный и фронтальный методы. Для процесса воспитания скоростных способностей были выбраны: метод повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; метод вариативных ускорений по заданной программе и соревновательный метод.
Для подготовки организма к интенсивным физическим упражнениям надо было повысить функцию аэробной системы для обеспечения обмена веществ. С этой целью в подготовительную часть наряду с об-щеразвивающими упражнениями, выполняемыми в изометрическом и динамическом режимах, был включен бег продолжительностью 6 мин. Данный объем нагрузки выбран на основании исследований Я.С. Вайнбаума и др. В своей работе авторы отмечают, что для перехода аэробной системы от исходного уровня покоя к оптимальному функциональному состоянию необходимо не менее 3-х мин, поэтому для стимуляции этой функции используется 5-6-ти минутная физическая нагрузка на уровне, соответствующем примерно 50% МПК, при ЧСС 130-150 уд/мин.
В результате аппарат внешнего дыхания постепенно достигает более высокого функционального уровня, увеличивается количество функционирующих единиц бронхоальвеолярной системы и обеспечивается координация их функций с системой легочного кровообращения. Увеличивается количество действующих сосудов (артериол, капилляров, венул, лимфатических протоков) в скелетных мышцах. Постепенно повышаются ударный и минутный объемы крови, а также способность систем крово- и лимфообращения удалять продукты обмена веществ из работающих мышц. Последний фактор важен для профилактики локальных мышечных утомлений. Поэтому, считают авторы, аэробная разминка особенно необходима перед силовыми и скоростными анаэробными нагрузками. Увеличение кровотока в коже способствует повышению теплоотдачи и предупреждению перегревания. В процессе разминки повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении технически сложных упражнений [3].
В данном эксперименте у студентов, больных бронхиальной астмой, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, а также пришедших на занятия по физической культуре после перерыва, время 6-тиминутного бега дробилось на отрезки по 30 с, в течение которых бег они чередовали с ходьбой. Студенты с дисплазией тазобедренного сустава, сколиозом II-III степени, сложной формой заболевания почек все 6 мин. выполняли только ходьбу. Для остальных студентов в течение 1,5 месяцев после начала семестра был запланирован в 6-тиминутном беге однократный переход на 30-секундную ходьбу: 2 недели переходили на ходьбу при времени 2 мин. 30 с, еще через 2 недели - при времени 3 мин. 00 сек. и т.д. Время перехода на ходьбу отодвигалось до границы 4 мин. 30 с. После этого непрерывный бег умеренной мощности продолжительностью 6 мин. удерживался на каждом учебном занятии в течение 2 месяцев.
В рамках настоящего эксперимента был предложен вариант действий по воспитанию скоростных способностей у студентов III-й функциональной группы здоровья, предусматривающий в ходе выполнения специально-подготовительных и собственно скоростных упражнений возможность организации «точек стабилизации пульса» для коррекции величины физической нагрузки.
Специально-подготовительные упражнения являются аналогом двух специальных беговых упражнений - бега со сгибанием голени назад, и бега с высоким подниманием бедра. Они способствуют укреплению силы мышц сгибателей и разгибателей бедра. В нашем случае с целью исключения ударной нагрузки на позвоночник эти два упражнения выполнялись стоя на месте в одноопорном положении с полным сохранением структуры махового движения ногой. Опорная нога, таз, спина, голова составляли прямую линию. Во избежание ротации позвоночного столба движения рук носили симметричный характер и способствовали сохранению как устойчивого положения тела, так и
прямого положения туловища. Зная, что при выполнении специальных беговых упражнений важную роль играет темп движений, старались на каждом занятии сделать режим сгибания и разгибания маховой ноги равным 1 с. Темп задавали с помощью музыкального сопровождения и счета преподавателя. Сначала специально-подготовительные упражнения выполняли для одной ноги, затем - для другой. После этого все действия повторялись. Для увеличения нагрузки на мышцы ног после двух серий специально подготовительных упражнений следовала одна серия приседаний, темп в которой составлял 1 приседание за 2 с.
Специально подготовительные упражнения
1-е упражнение:
И.п. - стоя, ноги вместе, руки вперед;
1 - правую ногу согнуть вперед, руки перед грудью, правое предплечье над левым;
2 - и.п.
2-е упражнение:
И.П. - стоя, ноги вместе, руки вперед;
1 - правую голень согнуть назад, руки в стороны;
2 - и.п.
Повторить упражнения левой ногой.
3-е упражнение:
И.п. - узкая стойка, ноги врозь, руки вниз;
1 - присед, руки вперед;
2 - и.п.
Схема дозирования физической нагрузки
Минимальная нагрузка:
2 серии х 8 раз - два специально-подготовительных упражнения + 20 приседаний.
Средняя нагрузка:
2 серии х 10 раз - два специально-подготовительных упражнения + 25 приседаний.
Максимальная нагрузка:
2 серии х 12 раз - два специально-подготовительных упражнения + 30 приседаний.
На I и II курсах нагрузку увеличивали через 4 занятия (2 недели), на III и IV курсах - через два (2 недели). Далее следовал этап удержания нагрузки, который на I-II курсах продолжался 16 занятий (2 месяца), а на III-IV курсах - 8 занятий (2 месяца). Продолжительность максимальной серии составляла 2 мин. 30 с. В данном эксперименте этот комплекс из 3-х упражнений получил название «аэробная серия», потому что при заявленном объеме нагрузки частота пульса достигает 150-156 уд./мин., находится в зоне развивающей интенсивности и остается в границах аэробного механизма энергообеспечения (зона развивающей интенсивности - до 170 уд./мин.) [6]. Для студентов, больных бронхиальной астмой, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, а также пришедших на занятия по физической культуре после перерыва, в ходе выполнения аэробной серии были предусмотрены точки стабилизации пульса. С этой целью динамический режим мышечной работы им был заменен на изометрический, а количество приседаний уменьшено вдвое (10-15 раз). Это позволило сделать нагрузку дробной и не допустить увеличения пульса до критических значений.
В педагогическом эксперименте все собственно скоростные действия выполнялись в форме челночного бега. Выбор этого упражнения связан с тем, что в нем присутствуют все основные компоненты скоростных способностей:
а) быстрота реакции (старт по сигналу);
б) скорость выполнения отдельных движений (кратковременные действия взрывного характера при переходе от одного отрезка к другому - быстрый вынос бедра);
в) частота движений (ускорения от 3 до 9 м);
г) скоростная выносливость (количество отрезков составляло от 3-х до 7).
Для проведения собственно скоростных упражнений было разработано 12 схем ускорений челночным бегом, которые были спланированы с учетом границ волейбольной площадки, как с использованием инвентаря, так и без него. Предполагалось, что использование инвентаря будет способствовать совершенствованию координации движений, исключит однообразие действий и станет препятствием для стабилизации скоростных способностей. Выполнение ускорений без инвентаря должно было способствовать совершенствованию техники бега. В перечень инвентаря входили такие предметы, как баскетбольные мячи, мячи для большого тенниса, обручи, гимнастические палки, фишки. На одном занятии применялась одна модификация челночного бега, на другом - другая и т.д., последовательно чередовали все 12 вариантов. После этого круг действий повторялся вновь и так на каждом занятии до конца семестра. Основанием для подобных действий стало мнение Е.М. Лутковского и А.А. Филиппова о том, что «упражнения, развивающие быстроту, не вызывают в организме глубоких изменений, поэтому их необходимо применять в процессе тренировки 3-5 раз в неделю» [8].
На каждом учебном занятии во всех забегах фиксировали лучший результат, что стимулировало желание студентов следующей смены улучшить время, показанное в предыдущем забеге. Затем определялся лучший результат в группе, и это значение заносилось в протоколы хронометрирования, которые велись в течение двух лет. Во всех вариантах челночного бега показанное время не превышало 15-16 с, и в данном эксперименте длительность воздействия максимальной нагрузки была меньше, чем обычно предполагается при работе максимальной мощности (20-22 с). Для студентов, больных бронхиальной астмой, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы и некоторые формы вегето-сосудистой дистонии, предусматривалась возможность сделать половину ускорений или не выполнять их вообще, оставшись на месте старта, чтобы не мешать действиям других студентов. При этом переход в свою смену можно было сделать во время оглашения лучшего результата в забеге.
При выполнении челночного бега серьезное внимание уделялось обучению технике поворота. Следили за тем, чтобы при повороте студенты поворачивались в одну сторону, касались пола руками и стопы располагали параллельно ограничительной линии.
Для обеспечения безопасности при проведении челночного бега в условиях спортивного зала с октября до середины апреля надо было при финишировании касаться пола руками. За 3-4 занятия до тестирования скоростных способностей, также в спортивном зале, студентов учили технике пробегания над финишной чертой. В этом случае применяли ускорение по прямой линии на 12 метров.
Результаты исследования и их обсуждение. Данное исследование проводилось два учебных года в группах юношей и девушек. В каждом учебном году состав учебных групп формировался заново, за исключением двух групп - юношей, обучающихся в Институте энергетики (специальности ЭПБ-11-1, ПТЭБ-11-1, ЭСТБ-11-1), и девушек, обучающихся в Институте изобразительных искусств, а также по направлению социально-гуманитарные науки (специальности СЦБ-11-1 и СРБ-11-1). Все студенты занимались по предложенной программе 4 семестра. Объем специально-
подготовительных и собственно скоростных упражнений, предусмотренный педагогическим экспериментом, был одинаковым как для юношей, так и для девушек.
В 2011-2012 уч. году, а также в 2012-2013 уч. году в каждой учебной группе было проведено начальное (сентябрь) и заключительное (май) тестирование. Уровень развития скоростных способностей определяли при помощи теста «бег с ходу»: у девушек - на 20 м, у юношей - на 30 м [7]. Все фактические материалы были обработаны методами математической статистики при помощи непараметрического критерия Вилкоксона для сопряженных рядов [1; 4] (табл. 1, 2).
Сравнительный анализ тестов, представленный в табл. 1 и 2, показал, что в 2011-2012 уч. году улучшили характеристики скоростных способностей девушки I, II, III курсов и юноши I курса. В 2012-2013 уч. году положительная динамика результатов выявлена только у студенток II курса (табл. 3, 4).
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов в беге на 20 м с ходу у девушек ¡-¡V курсов за 2011-2012 уч. год (сентябрь - май)
Показатель 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
X (с) 3,55 3,33 3,30 3,11 3,40 3,18 3,13 3,21
Кол-во пар (n) 21 18 29 10
Кол-во пар без «0» 18 18 28 10
R+ 168 143 349 16,5
R- 3 28 57 38,5
^табл. 40 40 116 8
P P < 0,05 P < 0,05 P < 0,05 P > 0,05
Примечание. Здесь и далее жирным шрифтом отмечена положительная динамика.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов в беге на 30 м с ходу у юношей _I, III и IV курсов за 2011-2012 уч. год (сентябрь - май)_
Показатель 1 ку рс 2 курс 3 курс 4 курс
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
X (с) 4,14 3,74 - - 3,86 3,89 3,83 3,74
Кол-во пар (n) 10 - 14 8
Кол-во пар без «0» 10 - 12 8
R+ 48 - 33 29
R- 7 - 45 7
^табл. 8 - 13 3
P P < 0,05 - P > 0,05 P > 0,05
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов в беге на 20 м с ходу у девушек _¡-¡V курсов за 2012-2013 уч. год (сентябрь - май)_
Показатель 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
X (с) 3,36 3,31 3,27 3,08 3,17 3,16 3,06 3,05
Кол-во пар (n) 23 12 23 15
Кол-во пар без «0» 21 12 22 15
R+ 149 77 128,5 67,5
R- 82 1 124,5 52,5
^табл. 58 13 65 25
P P > 0,05 P < 0,05 P > 0,05 P > 0,05
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов в беге на 30 м с ходу у юношей _II, III и IV курсов за 2012-2013 уч. год (сентябрь - май)_
Показатель 1 ку рс 2 курс 3 курс 4 курс
Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май Сентябрь Май
X (с) - - 3,74 3,66 4,20 4,04 3,67 3,93
Кол-во пар (л) - 10 8 8
Кол-во пар без «0» - 10 8 8
R+ - 45 27 4
R- - 10 9 32
^табл. - 8 3 3
P - P > 0,05 P > 0,05 P > 0,05
При сравнении абсолютных величин средних значений по курсам результаты девушек I курса как в 2011-2012 уч. году, так и в 2012-2013 уч. году были хуже, чем у студенток II, III, IV курсов. У юношей I курса только в сентябре 2011-2012 уч. года результаты были хуже, чем у юношей III и IV курсов. В 2012-2013 уч. году юноши II курса пробежали 30 м с ходу лучше, чем студенты III курса.
Группа девушек Института изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук занималась по полной программе эксперимента, то есть два года, по итогам которых их результаты стали значительно лучше. Так, на I курсе в сентябре 2011-2012 уч. года среднее значение в беге на 20 м с ходу в их группе было 3,55 с, а в мае - 3,33 с, р < 0,05 (табл. 1). На II курсе, в 2012-2013 уч. году, разница средних значений сентября и мая не только была достоверной, но и обе цифры абсолютных значений имели меньшую величину: в сентябре 3,27 с, в мае - 3,08 с, р < 0,05 (табл. 3).
У юношей Института энергетики, чей период участия в данном исследовании составил те же два года, достоверные различия результатов обнаружены только на I курсе: в сентябре 2011-2012 уч. года средний результат в беге на 30 м с ходу был хуже и составил 4,14 с, в мае он улучшился и стал равен 3,74 с, р < 0,05 (табл. 2). На II курсе в 2012-2013 уч. году положительная разница средних значений сентября и мая была недостоверной: 3,74 с и 3,66 с, р > 0,05 (табл. 4).
Библиографический список
Выводы и практические рекомендации
Результаты педагогического эксперимента, проведенного со студентами III-й функциональной группы здоровья, свидетельствуют о следующем:
1) предложенный вариант выполнения и дозирования нагрузки в аэробной серии и челночном беге способствует эффективному воспитанию скоростных способностей у девушек I, II и III курсов (18-21 год); для юношей выбранный объем нагрузки подходит только для студентов I курса (18 лет);
2) организация точек стабилизации пульса при выполнении интенсивных упражнений позволяет студентам с атипичной реакцией пульса расширить арсенал средств, способствующих совершенствованию функциональных и двигательных способностей их организма;
3) хронометрирование результатов челночного бега в каждой смене и на каждом учебном занятии помогает поддерживать максимальный уровень усилий студентов при выполнении заданного варианта ускорений;
4) при статическом одноопорном способе выполнения специально-подготовительных упражнений исключается ударная нагрузка на позвоночник, а сами движения способствуют укреплению силы мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, оказывая тем самым корригирующее влияние на осанку.
Статья поступила 11.07.2014 г.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учеб. пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978. 224 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1990. 287 с.
3. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И, Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2003. 240 с.
4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 656 с.
5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики физического воспитания). 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1970. 200 с.
6. Карпман В.Л. Спортивная медицина: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В.Л. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1987. 304 с.
7. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах. «Паспорт здоровья»: кол. монография / под общ. ред. В.Ю. Лебединского. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
8. Лутковский Е.М., Филлипов А.А. Легкая атлетика: учебник / под общ. ред. Е.М. Лутковского и А.А. Филлипова. М.: Физкультура и спорт, 1970. 368 с.
9. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. А.М. Максименко. М.: Физическая культура, 2005. 544 с.
10. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Вища школа, 1984. 352 с.
11. Попов С.Н. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: учебник / под ред. С.Н. Попова. М.: Физкультура и спорт, 1985. 351 с.
12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: ИЦ «Академия», 2006. 480 с.
УДК 378: 81.111
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
л
© Е.Я. Климкович1
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, Россия, г. Омск, пр. Мира, 5.
Дана характеристика интернет-ресурсов как средства формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции будущих специалистов в области информационных технологий. Обоснована необходимость использования интернет-ресурсов для повышения эффективности и качества языковой подготовки студентов. Сделан краткий обзор представленных в педагогической литературе классификаций интернет-ресурсов как средства обучения, выделены основные сферы их применения в преподавании иностранного языка. Приведены результаты анализа содержания отобранных автором интернет-ресурсов с точки зрения областей их возможного применения в обучении студентов профессионально-ориентированному иностранному языку и корреляции с компонентами формируемой компетенции. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: интернет-ресурсы; иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетенция будущих специалистов в области информационных технологий; средство обучения; принципы и критерии отбора интернет-ресурсов; анализ содержания интернет-ресурсов.
INTERNET RESOURCES AS A MEANS TO DEVELOP PROFESSION-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE IT SPECIALISTS E.Ya. Klimkovich
Siberian State Automobile and Highway Academy, 5, Mir pr., Omsk, 644080, Russia.
The article describes Internet resources as a means to form profession-oriented foreign language communicative competence of future IT specialists. It demonstrates the need to use Internet resources in order to improve the efficiency and quality of students' language training. Having reviewed classifications of Internet resources as teaching aids, presented in pedagogical literature, the author identifies the main areas of their application in teaching foreign languages and gives the results of content analysis of selected Internet resources in respect to the spheres of their possible application in students' profession-oriented language training as well as correlation with the components of the competence being developed. 11 sources.
Key words: Internet resources; profession-oriented foreign language communicative competence of future IT specialists; teaching aids; principles and criteria of Internet resources selection; Internet resources content analysis.
Под влиянием происходящих в современном российском обществе процессов глобализации и информатизации совершенствуется система высшего профессионального образования, повышается его открытость, социальная ориентированность и технологичность. Качественным показателем такого образования становится его инновационный характер, который, в первую очередь, проявляется в многоаспектности и непрерывном обновлении содержания изучаемых дисциплин в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями обучающихся и требованиями со стороны общества и конкретных работодателей, гибкости в организации процесса обучения, оперативности в формировании необходимых общекультурных и профессиональных компетенций. В настоящий момент в оценке учебных достижений выпускников вузов ведущая роль принад-
лежит результатам обучения, которые выражаются в способности молодых специалистов продуктивно и творчески действовать в практических ситуациях, в их готовности к саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Выдвинутые государством более высокие требования к качеству подготовки выпускников вузов закреплены в Федеральных государственных образовательных стандартах 2010 г.
Повышение эффективности процесса обучения и качественных показателей учебной деятельности в вузах тесно связано с применением в учебном процессе информационных ресурсов и глобальных систем коммуникации, созданием единой образовательной среды, обеспечением информационной открытости системы образования. Интеграция новых информационно-коммуникационных технологий в основные компоненты процесса обучения позволяет решать
1Климкович Евгения Яковлевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, тел.: 89050988601, e-mail: [email protected]
Klimkovich Evgeniya, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, tel.: 89050988601, e-mail: [email protected]