Быстрицкая Елена Витальевна, д-р пед. наук, проф., oldlady@,mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
PEDAGOGICAL CONSULTATION IN THE SYSTEM OF POLYCULTURAL PHYSICAL TRAINING OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
E.L. Grigorieva, E. V. Bystritskaya
The problem of applying pedagogical counseling as one of the technologies of educational activity in the work of the teacher of physical culture in the innovative conditions of modern multicultural education is considered. The author's program of the consultative center "Ethno-Veche", implemented in the conditions of the Russian-speaking region, is aimed at including parents of junior schoolchildren in the educational space and integrating the efforts of the family and school to achieve the goals of multicultural physical education of younger schoolchildren.
Key words: junior schoolchildren, polyethnic educational organization, multicultural physical education, children-adult community, polycultural advisory center.
Grigorieva Elena Lvovna, senior teacher, gvelnn@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,
Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences,, professor, oldlady@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin
УДК 796.011:796.332
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
В СЕКЦИИ ПО ФУТБОЛУ
М.В. Дедловская, Е.Д. Кузнецова
Предложена методика развития скоростных способностей школьников среднего звена, занимающихся в секции по футболу. Дана краткая характеристика особенностей организации тренировочного процесса, способствующего развитию скоростных способностей. Описаны результаты экспериментального исследования, подтверждающего эффективность внедренной методики по развитию скоростных способностей, занимающихся в секции по футболу.
Ключевые слова: футбол, секция по футболу, средний школьный возраст, развитие, скоростные способности.
Футбол популярная спортивная игра. При этом исторически данная спортивная игра является сравнительно молодой, по сравнению с другими видами спорта. Игры, в том числе, спортивные являются оптимальным комплексным средством физического воспитания для детей среднего школьного возраста [3]. Такое средство, используемое в тренировочном
процессе, способствует развитию скоростных качеств [2], а средний школьный возраст является благоприятным для развития данного качества [1, 4].
Цель нашего исследования - внедрить методику развития скоростных способностей детей среднего школьного возраста, занимающихся в секции по футболу и практически оценить ее эффективность.
Нами спланировано и внедрено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 24 учащихся 7-х классов в возрасте 13-14 лет средней общеобразовательной школы с. Лельвиж Кукморского р-на Республики Татарстан, имеющих основную группу здоровья. Занятия проводились в секции по футболу, организованной на базе школы.
Контрольную группу составили 12 детей (п=12), из них 7 мальчиков и 5 девочек, в экспериментальную группу вошли также 12 чел. (п=12), из них 7 мальчиков и 5 девочек. Испытуемые контрольной группы занимались футболом 3 раза в неделю по обычной тренировочной программе для данной возрастной группы. Учащиеся экспериментальной группы посещали тренировки по футболу также 3 раза в неделю, то есть была определена 3-часовая недельная нагрузка. Длительность 1 трени-ровки составляла 60 мин.
Общие принципы проведения тренировок были схожи в обеих группах. Подготовительная часть задания включала разминку, различные беговые упражнения и общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Основная часть тренировки, как правило, была посвящена закреплению навыков технической подготовки (удары по мячам, выполнение точных передач и др.). Занятия с детьми экспериментальной группы, помимо всего вышеперечисленного, включали комплекс специальных упражнений и подвижных игр на развитие скоростных способностей.
Исследование проводилось с сентября 2017 г. по май 2018 г.
Для определения первоначального уровня развития скоростных способностей нами было проведено контрольное тестирование в виде бега на дистанции 30 м с высокого старта, бега на дистанции 60 м с низкого старта, челночного бега 3*10 м и бега с ведением мяча на дистанции 30 м.
Время фиксировалось с помощью секундомера согласно общепринятым правилам. Предоставлялись каждому одна пробная и две попытки. Перед каждым упражнением проводилась разминка.
В целях выявления первоначального уровня развития скоростных способностей учащихся среднего школьного возраста, было проведено первоначальное тестирование, которое предполагало выполнение четырех контрольных испытаний: бег на 30 м; бег на 60 м; челночный бег 3*10 м; бег на 30 м с ведением мяча.
Результаты первоначального тестирования учащихся контрольной и экспериментальной групп по всем четырем испытаниям до проведения педагогического эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты контрольных испытаний до проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Наименование группы Наименование испытания
Контрольная группа Бег на 30 м Бег на 60 м Челночный бег 3*10 м Бег на 30 м с ведением мяча
Высокий уровень 4 чел. 3 чел. 2 чел. 4 чел.
Средний уровень 6 чел. 6 чел. 5 чел. 5 чел.
Низкий уровень 2 чел. 3 чел. 5 чел. 3 чел.
Экспериментальная группа Бег на 30 м Бег на 60 м Челночный бег 3*10 м Бег на 30 м с ведением мяча
Высокий уровень 4 чел. 4 чел. 4 чел. 3 чел.
Средний уровень 5 чел. 6 чел. 5 чел. 5 чел.
Низкий уровень 3 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел.
Анализ показателей подвергался математической обработке, в частности, вычислением средних арифметических величин, среднего квадратичного отклонения. Для определения значимости данных использован метод математической статистики, ^критерий Стьюдента.
По результатам обработки при помощи ^критерия Стьюдента ^ расчетное составило 0,533. Сравнив данное значение с ^табличным при р<0,05 получен вывод о том, что наблюдаемые различия статистически незначимы (р > 0,05).
Из табл.1 мы видим, что большая часть детей в обеих группах показали средний уровень развития скоростных способностей почти по всем контрольным испытаниям, только по челночному бегу в контрольной группе количество детей, показавших средний уровень, столько же, сколько с низким уровнем.
По результатам проведенной работы был разработан комплекс упражнений и подвижных игр. Упражнения были отобраны с учетом легкости или сложности выполнения, возможного травматизма, степени эмоциональной вовлеченности учащихся. Некоторые задания были организованы в виде соревнований, те, кто проиграл, делали по несколько приседаний или отжиманий. Помимо этого, с детьми проводились различные подвижные игры.
В процессе воспитания скоростных способностей различные методы использовались в комплексе. При использовании метода
переменного упражнения чередовались упражнения с высокой интенсивностью и упражнения с меньшей интенсивностью: в начале дети наращивали скорость выполнения упражнения, затем поддерживали ее, в конце замедляли.
Интенсивно использовался нами соревновательный метод в виде тренировочных эстафет, поскольку сопровождается высоким эмоциональным подъемом состязаний и максимальными волевыми усилиями, которые необходимо приложить для победы.
Также широко использовался игровой метод, который предусматривает выполнение различных упражнений с максимально возможной скоростью с высоким эмоциональным подъемом, но без лишнего напряжения.
Упражнения в рамках нескольких занятий разительно отличались друг от друга, поскольку выполнение одних и тех же заданий на протяжении длительного времени приводит к привыканию, привычности физических нагрузок, их автоматизации, то есть выполнению в одном и том же темпе, и, как следствие, к отсутствию роста функциональных возможностей организма, в частности скоростных возможностей. Все это может привести к достижению так называемого «скоростного барьера», который препятствует развитию быстроты у детей среднего школьного возраста.
Кроме того, упражнения не имели однообразный характер, поскольку они должны вовлекать в работу как можно больше различных групп мышц, чтобы как можно шире совершалась регуляторная деятельность нервной системы, развивались координационные способности.
В процессе работы мы делали упор на применение нестандартных способов выполнения традиционных форм движений, на нестандартные упражнения, как с мячом, так и без мяча, больше использовали подвижные и спортивные игры.
Таким образом, согласно скорости выполнения упражнений длительность выполнения одного упражнения в среднем составляла 5-10 с. Интервал отдыха между заданиями составлял примерно 1-2мин.
Упражнения мы проводили в начале занятий после разминки, когда дети находятся в бодром состоянии, а нервная система детей еще не перегружена и находится в оптимальном состоянии. Время выполнения упражнений на развитие быстроты на каждом уроке составляет в среднем 15-20 мин.
Один раз в неделю занятие полностью посвящалось проведению какой-либо игры или состязаний в виде эстафет. В этом случае упражнения на развитие скоростных способностей уже не использовались.
Каждое занятие включало в себя подготовительный, основной и
заключительный этапы. Подготовительный этап подразумевал проведение разминки с выполнением общефизических упражнений на все группы мышц, бег в легком темпе. Большая часть занятия отводилась на основной этап - непосредственно выполнение комплекса упражнений, эстафет или игр. Заключительный этап посвящался упражнениям на растяжку либо расслабление мышц.
В процессе тренировочного процесса спортсменов посещающих секцию по футболу, необходимо обучать упражнениям способствующих расслаблению различных групп мышц. Важно пояснять методику выполнения такого рода упражнений и распределение в процессе тренировки.
В завершении исследования с целью оценки внедренной методики по развитию скоростных способностей занимающихся 13-14 лет в секции по футболу были проведено повторное тестирование (табл. 2).
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний после проведения эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Наименование группы Наименование испытания
Контрольная группа Бег на 30 м Бег на 60 м Челночный бег 3x10 м Бег на 30 м с ведением мяча
Высокий уровень 5 чел. 3 чел. 3 чел. 5 чел.
Средний уровень 5 чел. 6 чел. 5 чел. 4 чел.
Низкий уровень 2 чел. 3 чел. 4 чел. 3 чел.
Экспериментальная группа Бег на 30 м Бег на 60 м Челночный бег 3x10 м Бег на 30 м с ведением мяча
Высокий уровень 6 чел. 7 чел. 6 чел. 7 чел.
Средний уровень 5 чел. 3 чел. 4 чел. 3 чел.
Низкий уровень 1 чел. 2 чел. 2 чел. 2 чел.
Обработка данных позволила рассчитать значение ^критерия Стьюдента по каждому из контрольных испытаний. Сравнив полученное значение с критическими, получен вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (р<0,05).
Тестирование, организованное по окончанию нашего эксперимента, показало положительный прирост показателей скоростных способностей, причем результаты гораздо выше у испытуемых экспериментальной группы, чем контрольной.
Данные полученные до и после эксперимента подвергались сравнению между собой в обеих группах. Что позволило оценить, развитие скоростных способностей участников эксперимента занимающихся в
секции по футболу. Повышение результатов в экспериментальной группе происходит интенсивней. На основании чего можно утверждать об эффективности разработанной нами методики по развитию скоростных способностей учащихся среднего звена занимающихся в секции по футболу.
На основании данных полученных при использовании разработанной методики по развитию скоростных способностей, установлено, что данное качество необходимо целенаправленно развивать и контролировать.
Список литературы
1. Абрамович Д.В., Шпорин Э.Г. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. 2016. №4. С. 36-37.
2. Рябышева С.С., Миннахметова Л.Т., Миннахметов Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине, физическим нагрузкам: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвящен. 40-летию Поволж. гос. академ. физ. культуры, спорта и туризма. Казань, 2014. С. 470-472.
3. Тарасова О.А. Организационно-методические основы проведения спортивных секций по футболу // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2016. № 1. С. 110-118.
4. Фонарева Е.А., Фонарев Д.В. Спортивная направленность в общеобразовательной школе // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. №10-4 (17). С. 50-53.
5. Хакимова Ю.Д., Мугаллимова Н.Н. К вопросу подготовки учащихся среднего школьного возраста к выполнению норм ГТО // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов. Казань, 2017. С. 566-569.
Дедловская Марина Владимировна, канд. пед. наук, доц., bmv300904@ yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Кузнецова Елена Дмитриевна, канд. пед. наук, зав. кафедрой, bmv300904@ yandex.ru, Россия, Барнаул, Алтайский государственный педагогический университет
THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED ABILITIES OF CHILDREN OF SECONDARY SCHOOL AGE, ENGAGED IN SECTION OF FOOTBALL
M. V. Dedlovskaya, E.D. Kuznetsova
In the article features of the developed method of development of high-speed abilities of middle school students engaged in the section on football are considered. A brief characteristic of the organization of the training process, which contributes to the development of speed abilities, is given. The results of an experimental study confirming the effectiveness of the implemented methodology for the development of speed abilities involved in the section on football are described.
Key words: football, football section, average school age, development, speed
abilities.
Dedlovskaya Marina Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor, bmv300904@ yandex.ru, Russia, Kazan, VolgaSstate Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,
Kuznetsova Elena Dmitrievna, candidate of pedagogical science, head of the Department, bmv300904@ yandex.ru, Russia, Barnaul, Altai State Pedagogical University
УДК 796.011:616.127
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФАРКТ
МИОКАРДА
В.С. Макеева, К.Е. Токарева
Предложена программа физической рекреации постинфарктных больных. Исследовано состояние ответной реакции организма лиц выше трудоспособного возраста на воздействие средств физической рекреации. Установлено положительное влияние рекреации на состояние сердечно-сосудистой системы лиц, перенесших инфаркт миокарда.
Ключевые слова: физическая рекреация, инфаркт миокарда, лица старше трудоспособного возраста, реакция организма.
Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями старшей возрастной группы, характерно позднее выявление, наличие большого числа сопутствующих заболеваний и факторов риска, как традиционных, так и новых, и как следствие, их взаимодействие. В то же время известно, что у людей старше трудоспособного возраста сердечно-сосудистые заболевания протекают тяжелее, характеризуются длительным субклиническим течением, чаще ведут к смертным исходам, причем в каждом последующем пятилетии возраста показатель смертности на 100 тыс. населения увеличивается в 2-2,5 раза [5]. Если рассматривать структуру смертности от различных проявлений сердечно-сосудистых