Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ 15-17 ЛЕТ / ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Самойлова Елена Леонидовна, Болотин Александр Эдуардович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию методики развития силы нападающего удара у юных волейболисток из группы спортивного совершенствования, на основе тренировки базовых элементов техники игры. Реализация данной методики осуществлялась последовательно по этапам. На первом этапе проводилось тестирование того или иного технического действия у юных волейболисток. При этом использовались информационные средства с подробным анализом технических действий и нападающего удара лучших волейболисток мира. На этом этапе проводилось тестирование волейболисток с целью оценки силы рук и плечевого пояса. На втором этапе формировался правильный навык техники движения при выполнении нападающего удара и применялись упражнения, направленные на развитие силы рук и плечевого пояса у волейболисток. Все упражнения выполнялись в течение 28 недель подготовительного цикла тренировки волейболисток (всего 56 тренировок). На третьем этапе происходило создание моторного образа действий при выполнении волейболистками нападающего удара. На данном этапе применялась интенсификации тренировочного процесса волейболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE STRENGTH OF AN ATTACKER STRIKE AMONG VOLLEYBALL PLAYERS AGED 15-17 AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

The article presents the results of the authors' research on the basis of the methodology for developing the strength of an attacking strike among young volleyball players from the sports improvement group, based on training the basic elements of the game technique. The implementation of this method was carried out sequentially by stages. At the first stage, testing of one or another technical action was carried out among the young volleyball players. At the same time, the information tools were used with the detailed analysis of the technical actions and the attacking strike of the best volleyball players in the world. At this stage, volleyball players were tested in order to assess the strength of the hands and shoulder girdle. At the second stage, the correct skill of the movement technique was formed, when performing the offensive strike and exercises were used, aimed at developing the strength of the hands and shoulder girdle of volleyball players. All exercises were performed during the 28 weeks of the preparatory cycle of training volleyball players (a total of 56 training sessions). At the third stage, a motor mode of action was created when volleyball players performed an attacking strike. At this stage, intensification of the volleyball players' training process was used.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

№ Наименование раздела, темы Кол-во часов Основные виды деятельности учащихся (УУД) Формы аттестации (контроля)

РАЗДЕЛ 5 «ВЫПОЛНЕНИЕ ИСПЫТАНИИ (ТЕСТОВ) ВФСК ГТО»

1 Сдача обучающимися контрольных норм (тестов) ВФСК ГТО Без учета времени Сдача норм ВФСК ГТО

ВЫВОДЫ

Таким образом, организация и проведение внеурочных форм занятий физической культурой в школе с целью подготовки обучающихся 5-6 классов школы к сдаче испытаний (тестов) ВФСК «Готов к труду и обороне» на основе программного сопровождения «ГТО - норма жизни» позволит воздействовать на всестороннее, гармоничное развитие физической культуры личности и укрепление здоровья обучающейся молодежи, что является приоритетной задачей современного общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 // ГТО : [сайт]. - URL: https://gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf (дата обращения: 29.05.2022).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) // Судебные и нормативные акты РФ : [сайт]. - URL: http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/ (дата обращения: 29.05.2022).

3. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 // ГТО : [сайт]. - URL: https://gto.ru/files/uploads/documents/5c8f51aa0c54f.pdf (дата обращения: 29.05.2022).

REFERENCES

1. President of the Russian Federation (2014), "About the All-Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense'", Decree of the of March 24, 2014 No 172, available at: https://gto.ru/files/uploads/documents/56ea78e5e5b19.pdf.

2. State Duma of Russian Federation, "On education in the Russian Federation", Federal law of the of December 29, 2012 No 273-FZ, available at: http://sudact.ru/law/doc/CxRPDd9gK3dX/001/001/

3. Government of the Russian Federation, "On the approval of the Regulations on the All-Russian physical culture and sports complex 'Ready for Labor and Defense'", Decree of the of June 11, 2014 No 540, available at: https://gto.ru/files/uploads/documents/5c8f51aa0c54f.pdf

Контактная информация: ryzhkov_601@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2022

УДК 796.325

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СИЛЫ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-17 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Елена Леонидовна Самойлова, соискатель, Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию методики развития силы нападающего удара у юных волейболисток из группы спортивного совершенствования, на основе тренировки базовых элементов техники игры. Реализация данной методики осуществля-

лась последовательно по этапам. На первом этапе проводилось тестирование того или иного технического действия у юных волейболисток. При этом использовались информационные средства с подробным анализом технических действий и нападающего удара лучших волейболисток мира. На этом этапе проводилось тестирование волейболисток с целью оценки силы рук и плечевого пояса. На втором этапе формировался правильный навык техники движения при выполнении нападающего удара и применялись упражнения, направленные на развитие силы рук и плечевого пояса у волейболисток. Все упражнения выполнялись в течение 28 недель подготовительного цикла тренировки волейболисток (всего 56 тренировок). На третьем этапе происходило создание моторного образа действий при выполнении волейболистками нападающего удара. На данном этапе применялась интенсификации тренировочного процесса волейболисток.

Ключевые слова: методика развития силы нападающего удара; волейболистки 15-17 лет; этап спортивного совершенствования; соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p343-347

METHODOLOGY FOR DEVELOPING THE STRENGTH OF ATTACKER STRIKE AMONG VOLLEYBALL PLAYERS AGED 15-17 AT THE STAGE OF SPORTS

IMPROVEMENT

Elena Leonidovna Samoilova, the applicant, Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the authors' research on the basis of the methodology for developing the strength of an attacking strike among young volleyball players from the sports improvement group, based on training the basic elements of the game technique. The implementation of this method was carried out sequentially by stages. At the first stage, testing of one or another technical action was carried out among the young volleyball players. At the same time, the information tools were used with the detailed analysis of the technical actions and the attacking strike of the best volleyball players in the world. At this stage, volleyball players were tested in order to assess the strength of the hands and shoulder girdle. At the second stage, the correct skill of the movement technique was formed, when performing the offensive strike and exercises were used, aimed at developing the strength of the hands and shoulder girdle of volleyball players. All exercises were performed during the 28 weeks of the preparatory cycle of training volleyball players (a total of 56 training sessions). At the third stage, a motor mode of action was created when volleyball players performed an attacking strike. At this stage, intensification of the volleyball players' training process was used.

Keywords: methodology for developing the strength of an attacker strike, volleyball players 15-17 years old, the stage of sports improvement, competitive activities.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика совершенствования игры в волейбол во многом связана с возрастанием требований к физической подготовленности игроков [2]. Особенно это заметно среди девушек-волейболисток. Поэтому необходимо закладывать фундамент для дальнейшего совершенствования базовых элементов техники игры в детском и юношеском возрасте, на основе которых волейболистки смогут успешно осуществлять тренировки на уровне игроков-профессионалов в будущей спортивной карьере [2].

Специфика тренировок в спортивных играх вообще и волейболисток в частности состоит в необходимости коррекции и усиления командной игры [1-2]. При этом весомая роль отводится увеличению результативности тренировок игроков на основе учета базовых элементов техники игры, основным из которых является нападающий удар. Одним из важных аспектов физической подготовки волейболисток 15-17 лет является увеличение силы нападающего удара, как основного базового элемента техники игры [2].

Нападающий, обладающий мощным ударом, получает значительное преимущество на игровом поле, такой мяч тяжело обрабатывается в защите, трудно доводится, и намно-

го эффективнее стандартного нападающего удара. Эффективность нападающего удара в большинстве своем определяется физическим состоянием спортсменки: силой ее рук, мышц плечевого пояса, высотой прыжка, выносливостью, ростом и гибкостью. Совершенствуя одновременно все эти аспекты, можно значительно увеличить игровые способности девушек-волейболисток 15-17 лет. При подготовке к Чемпионату Казахстана по волейболу среди волейболисток высокой квалификации, было установлено, что спортсменки способные выдавать более высокие показатели мощности в упражнениях: жим штанги, в положении лежа, выпрыгивание из полуприседа со штангой, пулловер и ягодичный мостик, демонстрировали в играх более сильные нападающие удары.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Построение методики развития силы нападающего удара у юных волейболисток из группы спортивного совершенствования осуществлялось на основе тренировки базовых элементов техники игры. Реализация данной методики осуществлялась последовательно по этапам.

На первом этапе проводилось тестирование того или иного технического действия у юных волейболисток. При этом использовались информационные средства с подробным анализом технических действий и нападающего удара лучших волейболисток мира. Данные методы способствовали формированию у юных волейболисток общего представления о технике движения при выполнении нападающего удара. Внимание юных волейболисток заострялось на главном в технике движения при выполнении прыжка и нападающего удара. На этом этапе проводилось тестирование волейболисток с целью оценки силы рук и плечевого пояса.

На втором этапе формировался правильный навык техники движения при выполнении нападающего удара и применялись упражнения, направленные на развитие силы рук и плечевого пояса у волейболисток. Для этого выполнялись упражнения и специальные задания, включающие пуловер три серии 8, 6, 4 раза. Кроме того, проводился жим штанги весом 30 кг, лежа три серии 8, 6, 4 раза. Все упражнения выполнялись в течение 28 недель подготовительного цикла тренировки волейболисток (всего 56 тренировок). Проводился контроль выполнения заданий и исправление ошибок в действиях юных волейболисток. Схема исследования представлена на рисунке.

Тестирование

1.1. Бросок набивного мяча из-за головы на дальность.

2.2. Жим грифа лежа до отказа.

о

1.28 недель тренировок (56 тренировок по ОФП)

2.1. Пулловер 3 серии - 8, 6, 4 .

3.2. Жим грифа лежа 3 серии -8, 6, 4 .

с>

1.Тестирование

2.1. Бросок набивного мяча из-за головы на дальность.

3.2. Жим грифа лежа до „ отказа._

Рисунок - Схема исследования

На третьем этапе происходило создание моторного образа действий при выполнении волейболистками нападающего удара. На данном этапе применялась состязательно -игровая методика, способствующая интенсификации тренировочного процесса волейболисток. В дальнейшем результаты исследования проверялись в ходе официальных и тренировочных игр волейболисток. Учитывалось, что в настоящее время главной задачей тренировочного процесса волейболисток 15-17 лет является увеличение силы нападающего удара. Основной идеей исследования было:

1. Анализ результатов исследования по развитию силы нападающего удара у волейболисток с помощью двух упражнений (жима лежа и пулловера) после 28 недель скоростно-силовой подготовки.

2. Оценка степени переноса этих изменений на мощность нападающего удара у волейболисток 15-17 лет.

В процессе исследования волейболистки также участвовали в тренировках и соревнованиях по волейболу. Тестирование проходило в течении стандартной тренировочной недели соревновательного периода. Спортсменки придерживались обычного режима дня. Тесты проводились в одно и то же время.

Спортсменки тренировались 28 недель (тренировки в тренажерном зале проходили два раза в неделю). Волейболистки выполняли два упражнения - жим лежа и пулловер.

Вес подбирался таким образом, чтобы движение осуществлялось с максимальной мощностью (опускаем на два счета, поднимаем на один). Движение осуществлялось в виде скоростно-силового характера. Также во время исследования происходило постепенное увеличение нагрузки (наращивался вес штанги), велась работа над мобильностью и правильным выполнением техники каждого упражнения. Дозировка подбиралась индивидуально. Кроме этого, волейболистки выполняли еще два упражнения на развитие силы ног (выпрыгивание из полуприседа со штангой и ягодичный мостик).

Во время исследования мы измеряли увеличение силы нападающего удара с помощью броска на дальность набивного мяча весом 3 кг и жима штанги, лежа до отказа с пустым грифом (20 кг).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлены результаты изменения мощности движения при броске волейболистками набивного мяча весом 3 кг на дальность. У всех без исключения волейболисток наблюдался прирост показателей в среднем на 2,2 метра, что составляет прирост силы рук и плечевого пояса в среднем на 20-25%. Полученные результаты свидетельствует о высокой эффективности применяемой нами методике по развитию силы рук и плечевого пояса. Это позитивно отразилось и на эффективности индивидуальных действий волейболисток в ходе игр.

Таблица 1 - Тестирование (бросок набивного мяча 3 кг, м)

Игрок Бросок мяча из-за головы 3кг (июнь) Бросок мяча из-за головы 3 кг (декабрь) Прирост

1 9 м 11м 2 м

2 8,3 м 11 м 2,7 м

3 9 м 10,4 м 1,4 м

4 7, 5 м 10, 2 м 2,7 м

5 8 м 10,7 м 2,7 м

6 9,5 м 11,4 м 1,9 м

7 9 м 11,7 м 2,7 м

8 8,9 м 10, 3м 1,4 м

9 8,7 м 10 м 1,3 м

10 9,5 м 11,9 см 2,4 м

В таблице 2 представлены результаты изменения силы рук и плечевого пояса в жиме лежа с пустым грифом.

Таблица 2 - Тестирование (жим штанги, лежа с пустым грифом, кол-во раз)_

Игрок Жим лежа (июнь) Жим лежа (декабрь) Прирост

1 34 42 8

2 22 34 12

3 15 29 14

4 15 30 15

5 24 34 10

6 28 37 9

7 25 33 8

8 18 31 13

9 25 34 9

10 20 32 12

В данном упражнении также у всех без исключения волейболисток наблюдался прирост показателей в среднем на 11 раз, что составляет прирост силы рук и плечевого пояса в среднем на 50-60%. Полученные результаты свидетельствует о высокой эффективности применяемой нами методике по развитию силы рук и плечевого пояса, с использованием жим штанги, лежа. Это позитивно отразилось и на эффективности индивидуальных действий волейболисток при выполнении нападающего удара в ходе соревнований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях совершенствования технической и физической подготовленности волейболисток пятнадцати-семнадцати лет следует использовать разработанную нами методику развития у них силы нападающего удара. Установлено, что применяемые упражнения для развития у волейболисток 15-17 лет силы нападающего удара позитивно влияют на повышение мощности их плечевого пояса. Это способствует более эффективному развитию силы нападающего удара у волейболисток 15-17 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 3-5.

2. Болотин А.Э., Условия повышения специальной физической и технической подготовленности волейболисток / А.Э. Болотин, А.Б. Тинюков // «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. -том 13, часть 2. - С. 580-592.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2014), "Scientific and theoretical approaches to improving the process of physical education of students in universities", Bulletin of sports science, No. 1, pp. 3-5.

2. Bolotin, A.E. and Tinyukov A.B. (2018), "Conditions for increasing the special physical and technical fitness of volleyball players, "Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them", Proceedings of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, St. Peresburg, Volume 13, Part 2, pp. 580-592.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

УДК 796.011.3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»

Алексей Геннадьевич Смирнов, доцент, Ольга Александровна Маркова, старший преподаватель, Татьяна Ивановна Величко, кандидат биологических наук, доцент, Олеся Сергеевна Цыганенко, старший преподаватель, Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, Москва

Аннотация

В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день тема самостоятельных занятий спортом для студентов. Представлен опрос в виде анкеты, отражающей наиболее актуальную информацию относительно мнения молодежи о спортивном саморазвитии, и дающий рекомендации по устранению проблемы немотивированности, недисциплинированности молодежи в поддержании хорошей физической формы и переизбытка пассивного времяпрепровождения. В статье представлены результаты изучения проблем студентов, связанных с организацией самостоятельных занятий по физической культуре. В качестве методов исследования были проведены: методы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.